СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, И.С. Профессиональный тренинг переводчика [Текст] / И.С. Алексеева. — СПб.: Союз, 2003.
2. Комиссаров, В.Н. Теоретические основы методики обучения переводу [Текст] / В.Н. Комиссаров. — М.: Рема,1997.
3. Пичкова, Л.С. Концепция формирования иноязычной компетентности в магистратуре в кон-
тексте Болонского процесса [Текст] / Л.С. Пичкова, Н.А. Багдасарова. — М.: МГИМО-Университет, 2007.
4. Борисова, Л.И. Лексические особенности англо-русского научно-технического перевода. Теория и практика перевода [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Борисова. - М.: НВИ-Тезаурус, 2005.
УДК 378.1:330.341.1
А.А. Шакуров
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Тема инновационной политики в высшей школе актуальна уже довольно продолжительное время. Это связано с переходом России на новый уровень развития, в том числе и в образовании. Президент и Правительство Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта продолжают уделять огромное внимание образованию и его совершенствованию. Появились федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», действуют и разрабатываются многочисленные программы, направленные на ускоренную модернизацию высшей школы, внедрение качественно усовершенствованных образовательных программ, интеграцию образования и науки, использование новых информационных технологий, полную компьютеризацию учебных заведений, формирование новых финансовых и управленческих механизмов в российских вузах. Совершенствованию образования способствует также инновационная деятельность профессорско-преподавательского состава.
Российская система образования наряду с экономикой, промышленностью, здравоохранением и культурой имеет немаловажное значение для сохранения Россией достойного места в ряду ведущих стран мира, для повышения ее
международного престижа.
В системе образования инновации необходимо рассматривать в комплексе социальной обусловленности, в связи с чем важны следующие условия:
♦ соответствие системы образования жизненным нуждам общества;
♦ нацеленность образования на прогрессивное развитие общества;
♦ стремление молодых людей к получению новых знаний.
Попытаемся выявить и проанализировать наиболее перспективные инновационные направления развития вузов, обосновать свое видение этого процесса.
В отечественной педагогической литературе наметилось много подходов к исследованию инновационных направлений в образовании. Авторы анализируют инновационные проблемы, которые включают в себя использование современных достижений в области экономики, науки, техники, а также в сферах управления, права, культуры и др.
Стоит отметить, что на теоретико-методологическом уровне наиболее полно проблема инноваций в образовании освещена в работах А.В. Хуторского [10] и М.М. Поташника [9]. Монографии ученых дают нам возможность
проанализировать как отдельные стадии инновационного процесса, так и весь комплекс нововведений.
На наш взгляд, актуальными являются исследования, в которых отражены следующие проблемы:
♦ глобализации образования (В.И. Байден-ко [1], Е.А. Карпухина [6] и др.);
♦ государственного регулирования образования (С.А. Белякова [8], С.В. Шишкин [11] и др.);
♦ прогнозирования, планирования, мониторинга высшего образования, вхождения России в Болонский процесс, финансирования вузов, качества высшего образования и кадровой политики высшей школы (В.И. Байденко и др. [2], И.Г. Галямина [5] и др.);
♦ образования в повышении конкурентоспособности экономики страны (А.А. Аузан, Э. Гидденс, Д. Норт, Р.М. Нуреев).
Перечисленные выше авторы в своих работах рассматривают главным образом цели и задачи инновационных процессов и модернизации высшего образования в России, не уделяя внимания конкретным механизмам их осуществления на практике.
Несмотря на актуальность проблемы инноваций в высшей школе и модернизации высшего образования, по нашему мнению, сегодня нет единого социально-экономического комплекса исследований, не проведен глубокий анализ работы высшей школы, проблем, тенденций ее развития и изменений в функционировании вследствие происходящих инновационных процессов, который позволил бы создать научно обоснованную концепцию государственного регулирования процессов развития системы высшего профессионального образования в России.
Полагаем, что основными задачами, стоящими перед образованием в условиях инновационного развития, являются:
♦ модернизация институтов образования для обеспечения равных возможностей реализации способностей всех категорий граждан;
♦ формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей;
♦ применение новых, в том числе информационных, образовательных технологий,
внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также создание учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;
♦ формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда;
♦ создание современной системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающей кадровую поддержку динамичного обновления технологических процессов, идущих в обществе.
Инновации в образовании зависят от общественных потребностей и, следовательно, включают комплексные процессы создания, внедрения, распространения новых методов обучения и т. д., изменения образовательной среды. Надо отметить, что при внедрении инноваций в образовательную деятельность необходимо опираться на непрерывность этого процесса, который предполагает постоянное развитие организационных и технологических средств. Все это направлено на то, чтобы система управления высшей школой, а также использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования и другие технологические инновации способствовали:
♦ росту числа потребителей образовательных услуг;
♦ увеличению количества предложении образовательных услуг в результате развития новых форм обучения;
♦ развитию здоровой конкуренции между различными учебными заведениями.
Инновационные процессы в образовании в XXI веке стали неотъемлемой частью социального развития. Сами по себе они не возникают, инновации являются результатом научных исследований, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и преподавательских коллективов, поэтому данной проблеме посвящено достаточно много монографий и диссертационных исследований. Попытаемся путем сравнительного анализа исследовать основные подходы к проблеме инноваций в высшей школе.
Прежде всего следует четко определиться в понятийном аппарате и разграничить такие понятия, как «инновация», «новация» и «реформа».
Большой академический толковый словарь русского языка приводит следующее значение слова «инновация» — комплекс мероприятий, направленных на внедрение новых технологий, техники и т. п. в какую-либо сферу деятельности [3, с. 287].
По нашему мнению, инновацию в педагогическом процессе следует рассматривать как введение нового в содержание учебного процесса, применение новых методов и форм обучения, воспитания и организацию совместной деятельности преподавателя и студента.
В том же словаре находим значение слова «новация» — новшество, нововведение [4, с. 475]. Применительно к проблеме образования новация — это средство (новая образовательная программа, новый метод и технология), а инновация — это процесс освоения этого средства.
В Словаре русского языка С.И. Ожегова приводится значение слова «реформа» — преобразование, изменение, переустройство чего-нибудь [8, с. 589].
Таким образом, отличие инновации от реформы состоит в следующем: инновация — это нововведение, которое организуется и проводится сотрудниками образовательной системы, а реформа — это преобразование или нововведение, организуемое и проводимое государством. При этом нововведение надо рассматривать как результат инновации, а инновационный процесс — как появление идеи, разработку идеи в прикладном аспекте и реализацию ее на практике.
Итак, развитие современного общества невозможно без инноваций, именно они представляют собой основные инструменты решения возникающих в обществе, в том числе и в образовании, проблем.
Высшее образование всегда являлось и является важнейшей подсистемой социальной сферы государства, так как вовлеченный в процесс получения систематизированных знаний, умений и навыков студент сможет их эффективно использовать в дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому одна из важнейших задач — обеспечение повсеместного равного доступа всех категорий граждан к полноценному и качественному образованию, которое будет отвечать их интересам независимо от материального достатка, национальности, территориального признака и
состояния здоровья. Важнейшим показателем развитости страны является высокий уровень образованности населения, поэтому высшее образование выступает определяющим фактором формирования научно-технического прогресса и повышения общественно-экономической формации. Для этого, с одной стороны, государству необходимо выделять достаточное количество средств на развитие высшей школы, с другой стороны, высшая школа должна обеспечить эффективное использование всех ресурсов от человеческих до материальных и финансовых.
Считаем, для того чтобы образование стало более качественным и доступным, государству необходимо дать следующие гарантии:
♦ процесс обучения должен осуществляться на современной учебно-материальной базе с использованием самого современного учебно-лабораторного оборудования;
♦ обучение должно проходить в условиях, которые могли бы гарантировать защиту прав личности, обеспечивать физическую, психологическую безопасность;
♦ у обучающегося должна быть возможность бесплатно пользоваться фондами учебных библиотек и сетью Интернет.
Следует отметить, что в настоящее время государство не утратило контроль за подготовкой специалистов и ведет активную работу в ряде направлений по подготовке приоритетных специальностей, изменяя содержание учебного процесса и вводя Государственные образовательные стандарты нового поколения, тем самым переходя на более качественный уровень образования.
Повышение значимости, доступности и качества высшего образования позволит не только повысить экономическую составляющую развития государства, но и увеличит социальные гарантии в обществе. Поэтому перед вузами страны ставится задача создания необходимого уровня образования, отражающего общественно необходимую степень профессиональной подготовки и в дальнейшем востребованности специалистов на рынке труда.
Полагаем, что инновации в системе высшего профессионального образования предполагают непрерывный комплексный процесс создания новых знаний, умений и навыков через
соединение фундаментальной науки, учебного процесса и практики. Постоянно развивающаяся информационная среда образовательного процесса должна содействовать непрерывному совершенствованию знаний и приобретению их учащимися самостоятельно. Поэтому сегодня мы можем наблюдать активный переход к использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий, к новым активным методам обучения и т. п.
Широкое применение информационных и телекоммуникационных технологий, на наш взгляд, способствует резкому повышению эффективности активных методов обучения во всех формах учебного процесса. Высшее образование должно ориентироваться на развитие творческих способностей человека, вовлекать его в образовательный процесс, тем самым закреплять в сознании студента профессиональные установки.
В связи с развитием компьютерной техники постепенно меняется характер использования информационных технологий в образовании, и это закономерный процесс перехода от старого к новому качественному уровню образования, организации и ведения всей педагогической деятельности. В перспективе появится возможность создавать мультимедийные образовательные центры, а с повсеместным распространением сетевых технологий произойдет внедрение совместного обучения в учебных заведениях разного типа и комплексов дистанционного образования.
Развитие инновационных образовательных технологий позволит создать единое образовательное пространство в России и включить российские вузы в мировую образовательную систему, так как российская система образования сможет конкурировать с
системами образования передовых стран.
Современные рыночные отношения требуют формирования рынка образовательных услуг, которые в ходе конкурентной борьбы улучшат качество высшего образования и сделают его более доступным, будут соответствовать всем требованиям обучающихся и заложат стратегическую программу развития будущего.
Представляется, что сегодня недостаточно внимания уделяется стратегии развития конкурентоспособности вузов, созданию и распространению инновационных технологий и изучению опыта зарубежных стран.
Рынок образовательных услуг активно требует научных исследований, выдвижения идей, разработки и внедрения в процесс обучения инновационных технологий. Решение об их внедрении должно приниматься на основе целого комплекса требований в соответствии с Государственным образовательным стандартом, а также стратегическими и тактическими целями развития вуза. При этом вуз должен обладать всеми необходимыми научными, кадровыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами. Использование и развитие инноваций в вузе будут влиять на его рейтинг и экономическую стабильность.
Внедрение инноваций в систему высшего образования требует от вузов наличия соответствующих целей, информационной инфраструктуры и средств. Только при наличии системы высокотехнологизированного, общедоступного и качественного образования российские вузы смогут интегрироваться в мировой рынок образовательных услуг и составить достойную конкуренцию учебным заведениям других государств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко, В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения [Текст] / В.И. Байденко. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 111 с.
2. Байденко, В.И. Концепция российского мониторинга Болонского процесса [Текст] / В.И. Байденко, Н.А. Селезнева, Е.Н. Карачарова. — Там же, 2004. — 70 с.
3. Большой академический толковый словарь русского языка [Текст]. В 17 т. Т. 7 / под ред. К.С. Горбачевич. - СПб.: Наука, 2007. - 730 с.
4. Там же. Т. 12. - 2009. - 652 с.
5. Галямина, И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного
подхода [Текст]: мат. к 6-му заседанию методолог. сем. 29 марта 2005 г. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 106 с.
6. Карпухина, Е.А. Управление совместными образовательными программами [Текст] / Е.А. Карпухина // Тенденции развития образования: проблемы управления. - М.: Университетская книга, 2005.
7. Модели финансирования вузов: анализ и оценка [Текст] / под ред. С.А. Белякова. - М.: Технопечать, 2005. - 274 с.
8. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус.яз., 1984. - 797 с.
9. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технология управления [Текст] / М.М. Поташник. - М.: Пед. о-во России, 2002. - 350 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогическая инновати-ка: методология, теория, практика [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.
11. Шишкин, С.В. Доступность высшего образования в России [Текст] / С.В. Шишкин. - М.: Независимый ин-т социальной политики, 2004. - 500 с.
УДК 800:37:004
С.В. Кади
ОБУЧАЮЩЕ-КОНТРОЛИРУЮЩАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Основными тенденциями развития в области высшего профессионального образования в настоящее время являются объединение науки и практики, потребность в изучении иностранного языка, техническое оснащение и компьютеризация. «Концепция модернизации российского образования» на период до 2010 года находит свое развитие в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, утвержденном Министерством образования и науки РФ 25 марта 2010 года.
Согласно ГОС, иноязычная профессиональная подготовка в высшей школе предполагает: знание теоретических основ общения, умение устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, эвристическое мышление, стратегические умения, обладание рефлексивными способностями, а также постоянное стремление к самосовершенствованию в коммуникативной деятельности. Следовательно, иноязычная профессиональная компетентность в значительной
степени призвана обеспечить профессиональную компетентность специалистов, поскольку получаемые в процессе обучения знания и формирующиеся на их основе умения: а) приводят в конечном счете к разностороннему развитию личности, соответствуют ее запросам; б) знакомят с новейшими достижениями науки в той или иной сфере профессиональной деятельности; в) могут быть применены к предметно-практической деятельности; г) интерактивны и глобальны в связи с тем, что студент в жизни сталкивается не с учебными предметами, а с проблемами, для решения которых требуется «надпредметный» комплекс знаний и умений; д) обеспечивают оптимальное сочетание оперативных и фундаментальных знаний, поскольку быстрее стареют знания, относящиеся к узкой специальности, медленнее - теоретические. Таким образом, одной из приоритетных задач, стоящих перед высшим образованием является развитие у студентов системы компетенций как компонентов профессиональной компе-