post. Интересно отметить, что компания, выпускающая чемоданы, сумоки, летнюю мебель и аксессуары, в г. Денвер, шт. Колорадо, называется Samsonite - «Самсонит». Ее рекламный лозунг звучит следующим образом: «О нашей прочности сложены легенды» - “Our Strengths аге Legendary”. Вторая отличительная черта Самсона - редкой красоты длинные волосы - нашла свое отражение в английском названии рыбы сериолы, или желтохвоста - Samson fish; лисицы «самсон» - Samson fox и самсонистой белки - Samson squirrel (не имеющих в шерстном покрове ости);
- Delilah - Далила, в Ветхом завете возлюбленная богатыря Самсона. Узнав, что его сила заключается в длинных волосах, отрезала спящему Самсону волосы и выдала его филистимлянам. Теперь ее имя употребляется в значении «неверная, коварная женщина»;
- Samson and Delilah - означает союз сильного, но простоватого, доверчивого мужчины и честолюбивой, коварной женщины;
- Not to know somebody from Adam - не знать кого-либо в лицо, не иметь представления о ком-либо;
- As old as Adam - старо как мир;
- One’s outward Adam - бренная плоть;
- Since Adam was a boy - с незапамятных времен;
- When Adam delved and Eve span who was then a gentleman - ироничное замечание человеку, кичащемуся своим происхождение;
- Faithful Adam - верный старый слуга;
- Peter’s penny - лепта Святого Петра, т. е. ежегодная подать в папскую казну. Святой Петр считается основателем папского престола;
- Peter Cottontail - пасхальный кролик. По народным поверьям, он приносит крашеные пасхальные яйца. Его называют «Питер - Пушистый хвостик» (по одноименной песенке);
- Pelate’s question - вопрос Пилата. По Евангелию от Иоанна, Пилат спросил Христа: «Что есть истина?»
Более позднее знакомство русского читателя с Библией, в частности с Ветхим заветом, и его меньшая популярность в России породили подобные расхождения в использовании библеизмов в английском и русском языках. Понимание фразеологизмов, особенно содержащих ономастический компонент, необходимо как для лучшего общего знания языка, так и для практики перевода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Клюкина Т. П. Особенности употребления и перевода английских и русских библеизмов // Альманах «Столпотворение». - 2003. - № 8-9.
2. Листрова-Правда Ю. Т. Иноязычные вкрапления-биб-леизмы в русской литературной речи XIX-XX вв. // Вестн. ВГУ. Сер. 1, Гуманитарные науки. - 2001. - № 1.
3. Мендельсон В. А. Фразеологические единицы библейского происхождения в английском и русском языках: дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2002.
4. Федуленкова Т Н. Английская фразеология: курс лекций. - Архангельск, 2000.
5. Фразеология английского языка. - М., 1998.
6. Partridge Е. Dictionary of Cliches. - N.-Y, 1963.
11 июня 2008 г. в Омской академии МВД России состоялся межвузовский методологический семинар «Инновационные процессы в высшей школе». Ниже приведены статьи участников семинара
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
А. М. Бахтызин
В статье рассматриваются проблемы понимания и истолкования инновации в науке и образовательной деятельности. Выывляются закономерности инновационных процессов, критерии педагогических инноваций, функции инновационного обучения.
Ключевые слова: инновация, инноватика, инновационный процесс, критерии инноваций, функции инновационного обучения, законы инновационного развития.
Редкое выступление лидеров государства обходится сегодня без обращения к теме инноваций. Понятия «инновация», «инновационная стратегия», «инновационная политика» начинают приобретать некое магическое звучание, может быть именно в силу того, что далеко не все понимают таящийся за ними смысл. При этом встают вопросы: что значит собственно «инновация»? чем объяснить неопределенное понимание этого термина при столь обильном использовании? или это очередная дань моде, научно-политический риторический оборот, и не более? Попробуем разобраться.
Инновация как феномен и научная категория известна уже более столетия. В конце XIX в. это понятие возникло в рамках культурологии и лингвистики и вскоре прижилось в общей теории управления и бизнесе. В нашей стране, как и в ряде других стран, проблематика нововведений на протяжении ряда лет разрабатывается в основном в рамках экономических исследований о научно-техническом прогрессе. Постепенно получает распространение более широкий взгляд на нововведение как на понятие, не ограничивающееся сферой экономики и материального производства, а все более активно включающее в себя проблемы социологии, политологии, в том числе образования.
Само понятие «инновация» («нововведение») произошло от латинского т - в и поуш - новое и вмещает в себя два смысловых аспекта: процесс внедрения новшеств в какую-либо деятельность и, одновременно, конечный результат творческой деятельности, получившей воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Это значит, что если, например, разработана новая идея, отраженная на схемах, чертежах или досконально описанная, но ее не используют ни в одной отрасли или сфере, и на рынке она не может найти потребителя, данная идея
не является инновацией (1, 64). Здесь надо всегда понимать, о каком виде деятельности, в которой происходит обновление, идет речь (научной, технической, экономической, политической и т. д.) и какой характер носят сами эти новшества. Если идти от общего к частному, можно выщелить три уровня определения инновации в контексте образования.
1. Стратегический (или политический) уровень: понимание инноваций как стратегии развития государства в плане экономической и социальной жизнеспособности образования в современном глобализирующемся мире.
2. Системный (или управленческий) уровень: инновация - это форма управляемого развития, целенаправленное изменение, которое вносит в образовательную среду внедрения новые, относительно стабильные элементы. Инновационный процесс затрагивает, как правило, цели, структуру, задачи, технологию и человеческие ресурсы образовательной организации.
3. Научный (или, собственно, педагогический) уровень: инновация означает целенаправленный процесс создания, распространения и использования педагогических новшеств в целях, содержании, методах и формах обучения и воспитания, организации совместной деятельности учителя и учащегося в целях удовлетворения потребностей и интересов людей новыми средствами.
Итак, сущность нововведений составляет работа по достижению новых, т. е. более значимых результатов, средств и способов их получения, по преодолению отсталых, рутинных элементов традиционной деятельности.
Обычный упрек в адрес инновационного бума заключается в спекулятивном использовании новык терминов относительно старых вещей. «У нас это уже давно известно!» Но дело здесь не в определении подлинной новизны нового, а скорее, в накопившемся изобилии этого нового за истекшее столетие. Вряд ли кто-нибудь сегодня может изобрести действительно нечто абсолютно новое, доселе невиданное, по крайней мере, в области образования. Погоня за новизной ради нее самой, как мы знаем, не приносит ничего, кроме горького опыта. Инноватика как область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности - это научная попытка преодолеть хаос навалившихся возможностей современного производства и приладить новые средства (технические, информационные, экономические, образовательные и т. д.) к устоявшимся целям и ценностям общества в изменившихся современных условиях. Главная задача инноваций - установление такого режима развития системы, когда практическое использование творческих разработок носит не догоняющий, но экспериментальный характер. И в этом смысле инновации всегда связаны с риском, опасностью неэффективного результата. Однако без риска невозможны никакие смелые решения и реальные преобразования. Сегодня, как вышсняется, мы представляем собой «общество риска» (У Бек), готовое на кардинальные шаги по собственному изменению. Особенно это касается сферы образования.
Можно дать следующее интегральное определение. Инновация - это творческое, основанное на знании традиции и передовом опыте, направленное на достиже-
ние более эффективных результатов внедрение в профессиональную деятельность значимых изменений, связанных с освоением новых форм и содержаний этой деятельности, а также с использованием более совершенных технологий с учетом современных социальноэкономических условий.
Следует иметь в виду, что инновация есть всегда процесс, имеющий определенные стадии развертытания или компоненты. Сначала речь ведут о новациях, т. е. новых идеях, которые в результате научных исследований могут принять форму знаний. Далее при успешном освоении новых знаний происходит внедрение, введение новаций в практическую деятельность избранными производственными структурами. В конце концов распространение уже освоенной, реализованной инновации, применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях приводит в действие механизм диффузии инноваций. Таким образом, инновационный процесс - это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии и дальнейшее распространение нововведения.
Само протекание инновационного процесса неоднородно и зависит от массы факторов профессиональной, социальной и иной среды. Тем не менее, в инноватике принято выщелять чегаре закона поэтапного осуществления инноваций. Относительно к сфере образования они будут следующими.
Закон необратимой дестабилизации образовательной инновационной среды. Он начинает срабатывать на начальном этапе, когда в системе образования возникают необратимые разрушительные изменения, с неизбежностью происходит деление оценок происходящих изменений индивидуального и педагогического сознания и даже целых коллективов на консерваторов и новаторов. Чем значительнее оказывается новшество, тем основательнее дестабилизация.
Закон финальной реализации. В этом законе выфа-жен телеологический смысл инноваций. Инновационный процесс должен рано или поздно стихийно или сознательно реализоваться, достичь определенной цели, даже если эта цель окажется противоположной избранной изначально. Даже те новшества, которые казались безнадежными, получают реализацию.
Закон стереотипизации фиксирует формальную сторону инноваций. Наиболее успешные педагогические инновации имеют тенденцию превращаться в стереотип мышления и практической деятельности, вскоре они могут быть подвергнуты рутинизации и даже изжить себя.
Закон циклической повторяемости. Многие педагогические инновации имеют качество повторного возрождения в новых условиях, к ним вполне применимо выфажение «новое - это хорошо забытое старое». Как же может быть иначе? Сократовский диалог как форма обучения и через две с половиной тысячи лет может представляться новаторским (3, 41-43).
Каковы же критерии наличия в педагогической деятельности инноваций? В самом общем виде выщелим пять таких критериев.
1. Новизна, которая может быть представлена на разных уровнях, отличающихся степенью известности и областью применения: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная.
2. В отличие от естественного, стихийно протекающего процесса, инновация носит характер инициируемых и контролируемых изменений, происходящих на основе рационально-волевого действия. Другими словами, это искусственно организованный процесс, направленный и управляемый для достижения определенного результата. Другое дело, насколько достоверно может быть предсказан и насколько полно и точно описан конечный результат.
3. Оптимальность означает рациональное и эффективное соотношение затраченных сил и средств и достигнутых результатов. Так, педагоги могут добиваться одинаково высоких результатов при различной интенсивности собственного труда и труда учащихся.
4. Высокая результативность означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания.
5. Возможность творческого применения инновации в массовом опыте. Эта возможность подтверждается на начальном этапе в деятельности отдельный педагогов, но после ее апробации и объективной оценки может быть рекомендована к массовому внедрению.
Представленные критерии отличают инновационный подход в образовании от традиционного. Принято считать, что современное образовательное пространство состоит из двух типов педагогических процессов -инновационных и традиционных. От этой дихотомии трудно избавиться уже в силу того, что традиционный учебный процесс несет на себе, по словам А. Тоффле-ра, следы конвейерной организации труда раннего этапа индустриального производства (2, 143). Инновационное образование основано на новых знаниях и инновационной динамике информационного общества. Характерные свойства инновационного образования - антропоцентризм, самоуправление, профессионализм. Обучаемый поставлен здесь в иную позицию: он вступает в диалог не только с учителем, но и с познаваемым, занимая при этом не столько активную, сколько инициативную позицию.
Обобщив сказанное выше, можно кратко обозначить ведущие функции инновационного обучения:
- интенсивное развитие личности студента и педагога;
- демократизация их совместной деятельности и общения;
- гуманизация учебно-воспитательного процесса;
- ориентация на творческое преподавание и активное учение и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала;
- модернизация средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.
Несомненно, все инновационные начинания сталкиваются с массой трудностей. Одна из самых значительных - это сопротивление самой системы образования, которая складывалась столетиями. До 80% педагогов не готовы и не хотят изменений по самыш различным соображениям. Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в образовательном учреждении инновационной среды - определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности преподавателей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений.
Особо выщелим некоторые внутрисистемные проблемы инновационного процесса в образовании.
Например, проблема первоначального отбора является если не самой острой, то явно дискуссионной. Она заключается в том, что даннык, представляемых авторами инновационных проектов, должно быть достаточно хотя бы для предварительной оценки эффективности капитальных вложений в инновации. Каковы же критерии выбора вузов в нашем министерстве образования для денежный вливаний? Это так и остается не проясненныш до конца. Сегодня в России насчшывается пятьдесят пять вузов, успешно участвующих в реализации инновационных проектов, подготовленных и разработанных самостоятельно. Суммы, вывделяемыге государством на реализацию этих проектов, могут потрясти воображение любого педагога и управленца.
Нельзя обойти стороной также проблему техноло-гизации образовательного процесса. Наиболее значимой чертой всех социокультурных перемен в мире с начала XX в. является ускорение, коснувшееся развития всех сфер социального бытия человека. Радикальные изменения в социокультурной сфере неизбежно ведут к смене требований к образованию, а значит, к необходимости удовлетворения новых требований. Следствием этого процесса явилось несоответствие между развитием образовательных учреждений и общим уровнем культурного и технического окружения: с появлением массового производства не только вещей, но и идей труд становится анонимным, утрачивая индивидуальность. Сегодня, например, мы сталкиваемся с весьма непростой задачей совмещения гуманистически направленного образования с внедрением информационного и дистанционного обучения.
С этой проблемой связана также и проблема стандартизации образования. Любое образовательное учреждение с традиционной педагогической практикой является государственным, поэтому цели обучения и воспитания перед педагогами и учащимися ставит государство в лице министерства образования. Это означает, что вузу, по большому счету, предписано сформировать «полезного человека-функцию», и для этого ему вменяются вполне определенные учебные планы, программы, а также формы и методы работы. Доминантой же инновационного обучения является индивидуализация мышления и действий педагога и обучаемого: она
проявляется в ином, чем прежде, подходе к учебному материалу; она меняет стиль общения педагога и воспитанника в сторону диалога и сотрудничества; она изменяет личность и учителя, и ученика, меняет мотивацию учения последнего и психолого-педагогическую культуру первого
Поэтому инновационные практики - это всегда практики перехода, движения от исполнения госзаказа к смыс-ло- и целепорождению, переход от авторитаризма к партнерству, переход от функционально-иерархических связей к взаимодополнительным.
И наконец, проблема реализуемости педагогических инноваций. Она возникает по причине того, что либо инновация не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации, либо внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении. Забвение инноваций, как и торопливость в их внедрении, не раз приводили к тому, что рекомендованное (чаще сверху) нововведение по прошествии некоторого времени забыталось или отменялось приказом и распоряжением.
Таким образом, инновационные процессы, происходящие в современном образовании, по своей сути носят проблемный характер. Однако не стоит спешить с выводами. Всякое начинание трудно и противоречиво. Когда речь идет о ближайшем будущем нас и наших детей, уже не до иронии и ностальгии. Мир изменился, изменилось и образование, если не по своей сути и назначению, то в качестве системы и социальной сферы. Уловить эти изменения и использовать их на общую пользу - наша профессиональная задача.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аношкина В. Л., Резванов С. В. Новаторство и традиции - две стороны развития культуры и образования // Образование. Инновация. Будущее: (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов н/Д, 2001.
2. Тоффлер Э. Третья волна. - М., 1999.
3. Юсуфбекова Н. Р. Проблемы и перспективы развития теории инновационных процессов // Единое образовательное пространство стран СНГ и ближнего зарубежья: сб. науч. тр. - М., 1994.
ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Н. С. Макарова
Статья посвящена характеристике форм осуществления инноваций в высшем образовании, рассмотрению различных аспектов инновационного процесса, выявлению связей между направлениями изменений и образовательной политикой в стране.
Ключевые слова: инновационный процесс, социокультурная ситуация, педагогическая инноватика, Приоритетный национальный проект «Образование».
Социокультурная ситуация в современной России характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Нововведения в образовании одновременно являются и результатом, и эффективным способом, и средством развития образовательных учреждений и общества в целом.
В развитии инновационных процессов в отечественном образовании принято выделять три этапа. Первый этап (1985-1992 гг.) связан с массовым общественным движением, получившим название «Педагогика сотрудничества», с возникновением противоречия между потребностью в быстром развитии школы и неподготовленностью педагогов к реализации этой потребности. Передовая часть педагогической общественности (В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин, С. Н. Лысенкова, И. П. Волков и др.), осознавая необходимость изменений, разрабатывает собственные творческие идеи и реализует их в образовательном процессе. Так возникает течение педагогов-новаторов. Второй этап приходится на 1992-2000 гг. В эти годы возрос массовый характер применения нового в связи с выходом Закона РФ «Об образовании». Появляются первые научные работы по теоретическому осмыслению инновацион-нык процессов образовательной практики. Возникает педагогическая инноватика - наука, изучающая процессы развития образовательный систем, связанные с созданием новой педагогической реальности. Предметом изучения здесь становятся инновационные процессы в образовании. После 2000 г. начался третий этап, связанный с разработкой и реализацией стратегии модернизации российского образования. На государственном уровне произошло осознание значимости системы образования как фактора безопасности страны, были предприняты принципиально новые шаги по ее реформированию (модернизации) (3, 33).
В последние годы оформилась инновационно-ориентированная образовательная политика в нашей стране, ее перспективные направления нашли свое отражение в Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО), Приоритетном национальном проекте «Образование». Так инновационные процессы в нашей стране приняли планово-директивный характер.
В 2000-2004 гг. в рамках проводимой в стране модернизации образования первостепенной задачей была инновационная перестройка содержания образования с позиций компетентностного подхода, отбор наиболее эффективных образовательный технологий и объективных способов оценивания образовательных результатов. Возникает ряд научных концепций в рамках компетентностного подхода, определяющих содержание и структуру компетенций как результатов общего и профессионального образования. С 2005 г. в стране реализуется Приоритетный национальный проект «Образование», осуществляется государственная поддержка вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, которые вносят вклад в развитие российской экономики и повышение конкурентоспособности страны. Национальный проект «Образование» заложил основы сис-