Научная статья на тему 'Инновационные процессы в организации работы центра довузовской подготовки'

Инновационные процессы в организации работы центра довузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нефедьева В. С., Лузикова С. Н.

Инновационная деятельность является современным способом оптимизации работы в вузе. Довузовская подготовка один из видов услуг дополнительного профессионального образования. Реализация программ довузовского обучения предполагает разработку инновационной стратегии и формулировки целей развития. Стратегическое планирование воплощается в маркетинговой, организационно-учебной и научно-методической работе структурного подразделения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные процессы в организации работы центра довузовской подготовки»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1. Алифиров А.И. Профориентационная работа в средних общеобразовательных школах средствами шахмат / Алифиров А.И. // Проблемы развития науки и образования: теория и практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 августа 2015 г.: в 3 частях. Часть II. М.: "АР-Консалт", 2015 г. - С. 13-14.

2. Михайлова И.В., Алифиров А.И. Тактические действия шахматистов / Михайлова И.В., Алифиров А.И. // Результаты научных исследований Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович (15 февраля 2016 г.) в 4 ч. Ч/3 - Уфа: АЭТЕРНА. -2016.С. 119-121.

3. Михайлова И.В. Подготовка юных высококвалифицированных шахматистов с помощью компьютерных шахматных программ и "интернет" : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Михайлова Ирина Витальевна; РГУФК. - М., 2005. - 24 с.

© Михайлова И.В., Алифиров А.И., 2016

УДК 374.31

В.С. Нефедьева

к.пед.н, доцент кафедры русского языка предвузовской подготовки Тверской государственный технический университет

С.Н. Лузикова

к.филол.н, доцент кафедры русского языка предвузовской подготовки Тверской государственный технический университет г.Тверь, Российская Федерация

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЦЕНТРА ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация

Инновационная деятельность является современным способом оптимизации работы в вузе. Довузовская подготовка - один из видов услуг дополнительного профессионального образования. Реализация программ довузовского обучения предполагает разработку инновационной стратегии и формулировки целей развития. Стратегическое планирование воплощается в маркетинговой, организационно-учебной и научно-методической работе структурного подразделения.

Ключевые слова

Инновационный процесс, дополнительное профессиональное образование, инновационные стратегии, менеджмент.

Быстро изменяющийся мир требует поиска новых путей развития в сфере образования и образовательных услуг, все кажущееся актуальным сегодня, завтра может потерять свою значимость: «все образовательные поиски должны не только удовлетворять сегодняшние требования, но и, по возможности, предугадывать требования завтрашнего дня» [2,с.291].

Одним из способов оптимизации работы структурных подразделений вуза является инновационная деятельность, направленная на улучшение качества представляемых услуг. «Инновационная деятельность -деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках»[1,с.9]. Процесс «вызревания» идеи до

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

конкретной услуги представляет собой инновационный процесс, который необходимо вести с целью организации работы вузовских структурных подразделений, обеспечивающих качественную подготовку специалистов.

Услуги дополнительного образования, которые представляют вузы, сосредоточены на дополнительном профессиональном образовании, предполагающем также довузовскую подготовку будущих студентов, в частности по образовательным программам подготовки к ЕГЭ и поступлению в вузы.

Приемная кампания в вузах традиционно направлена на борьбу за абитуриентов, которая обусловлена различными факторами, влияющими на ход приема в университет (особенностями демографической ситуации в том или ином регионе, оттоком выпускников нестоличных школ в столичные вузы, и др.) Средний балл ЕГЭ абитуриентов является одним из критериев оценивания эффективности вуза. Так, пороговое значение среднего балла единого государственного экзамена при оценке эффективности образовательной организации высшего образования, установленное Министерством образования и науки Российской Федерации в 2015 году, - 60. По результатам мониторинга эффективности деятельности Тверского государственного технического университета значение данного показателя в текущем году составило 54,73. Таким образом, очевидна необходимость целенаправленной работы вуза по обеспечению возможности для выпускников школ и техникумов получить достаточный набор дополнительных образовательных услуг с целью увеличения среднего балла ЕГЭ и проходного балла для поступления в вуз.

Программы довузовского обучения реализуются в ТвГТУ на протяжении десятилетий. Центр довузовской подготовки (ЦДП) как учебно-методическое подразделение в структуре Тверского государственного технического университета образован в 2008 году, когда отбор абитуриентов усложнился демографическими проблемами и усилилась конкуренция вузов за профессионально ориентированного абитуриента.

При разработке инновационной стратегии Центра довузовской подготовки определена миссия: данная структура призвана готовить абитуриентов по общеобразовательным предметам, удовлетворять потребности молодежи в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Миссия реализуется путем формирования интеллектуальной личности, осознанно выбирающей будущую специальность и готовой к обучению в российском вузе. Достижение и закрепление этого статуса обеспечивается интеграцией ЦДП в российское образовательное пространство.

Сформулированы цели развития ЦДП ТвГТУ:

- обеспечить развитие методов и методик подготовки абитуриентов по общеобразовательным предметам, превратить исследования в органическую часть образовательной деятельности ЦДП;

- внедрить передовые педагогические технологии, обеспечивающие выявление и развитие творческого потенциала личности;

- сохранить и укрепить позиции ЦДП, обеспечить конкурентоспособность ЦДП в сфере довузовских образовательных услуг;

- реализовать принцип непрерывного образования, расширив спектр гибких учебных программ, отвечающих потребностям абитуриентов и учитывающих исходный уровень сформированности их знаний, навыков и умений.

Модель системы довузовской подготовки в ТвГТУ может быть представлена несколькими стратегическими направлениями.

1. Стратегия экономического развития ЦДП включает:

- развитие коммуникации с потребителями услуг ЦДП, учет их потребностей и интересов, оперативное реагирование на запросы и пожелания;

- сотрудничество с руководителями образовательных учреждений и участие в программах по продвижению образовательных услуг ТвГТУ;

- организация дополнительного обучения студентов с целью повышения качества их базовой подготовки и формирования готовности к эффективному изучению общевузовских дисциплин;

- систематический анализ и учет ситуации на рынке общеобразовательных услуг по довузовской подготовке;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

- освоение и использование опыта других вузов в позиционировании и продаже довузовских образовательных услуг;

- создание рекламной печатной и видеопродукции, страницы ЦДП на сайте ТвГТУ с актуальной информацией о работе Центра.

2. Стратегия развития учебного процесса предполагает:

- сохранение традиционных и внедрение современных методических приемов и технологий подготовки абитуриентов к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз;

- использование на занятиях открытых материалов ФИПИ (Федерального института педагогических исследований) и размещенных на сайтах Минобразования пробных материалов ЕГЭ;

- освоение и использование опыта других вузов в организации учебного процесса на довузовском

этапе;

- подготовку и публикацию учебных пособий.

3. Стратегия развития научно-исследовательской работы ЦДП заключается:

- в разработке инструментария позиционирования и продажи результатов научной деятельности ЦДП на рынке интеллектуальных услуг;

- в формировании кооперационных связей между научными направлениями ЦДП и структурными подразделениями ТвГТУ;

- в подготовке научных статей и докладов.

4. Стратегия развития профориентационной работы ЦДП включает:

- расширение связей с общеобразовательными заведениями, средними специальными учебными заведениями, колледжами, привлечение школьников в Днях открытых дверей;

- приоритетное привлечение к работе вузовских преподавателей;

- организация встреч учащихся с представителями приемной комиссии, преподавателями и студентами ТвГТУ;

- оформление и обновление информационных стендов о направлениях подготовки специалистов в ТвГТУ.

При реализации инновационной стратегии Центра довузовской подготовки ТвГТУ осуществляется необходимая корректировка. Стратегическое планирование воплощается в следующих видах деятельности:

- маркетинговая (исследование рынка образовательных услуг по довузовской подготовке, обоснование стоимости обучения, учет конкуренции на рынке образовательных услуг, активное воздействие на спрос посредством разработки и размещения рекламы, информирования потребителей по телефону и через интернет-сайт ТвГТУ, создание имиджа вуза и т. п.);

- организационно-учебная (разработка комплектов нормативно-правового обеспечения, включающих Положение о ЦДП, должностные инструкции сотрудников, формы договоров, виды и формы учебной документации и т.д.; составление образовательных программ, проведение репетиционных экзаменов и пробных ЕГЭ, разработка индивидуальных курсов по отдельным предметам и уровням);

- научно-методическая (составление учебных планов и программ, комплектов методического обеспечения, разработка технологий модульного обучения, авторских методик подготовки к ЕГЭ, мониторинг качества подготовки абитуриентов и результатов научно-исследовательской и учебно-методической работы).

За последние 4 года на подготовительных курсах ЦДП обучались по различным программам около 500 человек: в 2010-2011 учебном году - 135 человек, в 2011-2012 - 98 человек, в 2012-2013 -115 человек, в 20132014 - 93 человека, в 2014-2015 - 79. Наибольшим спросом у слушателей пользуется физика - 39% слушателей, математика - 29%, русский язык - 23%, обществознание - 9%.

Центром довузовской подготовки проводятся социологические исследования по изучению спроса на различные формы довузовской подготовки и удовлетворенности предоставляемыми образовательными услугами. Одно из прикладных социологических исследований показывает, что большинство респондентов (студентов 1 курса) в Твери не посещали никакие курсы по подготовке к ЕГЭ (67,7%); 16,2% посещали подготовительные курсы ЦДП ТвГТУ; 6% опрошенных занимались с репетиторами; 1,4% занимались

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

дополнительной подготовкой к ЕГЭ в школе; 2% опрошенных посещали курсы в другом вузе. Слушатели подготовительных курсов ЦДП ТвГТУ отметили, что при сдаче ЕГЭ полученные знания им «немного помогли» (49%) или «очень помогли» (42,4%). Преимуществом данных курсов было названо «качество подготовки к ЕГЭ» (31%), «хорошая квалификация педагогов» (25,5%), «приемлемая цена» (21,8%) [3,с.157].

Ежегодный опрос слушателей показывает, что большинство из них поступают в вузы. В том числе в ТвГТУ в 2011 г. - 73%, в 2012 г. - 67%, в 2013 г. - 61%, 2014 - 71%, в 2015 - 72%, что в целом подтверждает эффективность работы ЦДП. Констатируется факт поступления многих тверских абитуриентов в столичные вузы.

Традиция дополнительной подготовки выпускников школ и колледжей к поступлению в вуз вызвана сложившейся конкурентной борьбой, особенно за бюджетные места. Возможности подготовки абитуриентов в основном сосредоточены в двух направлениях: индивидуальные занятия с репетитором частным образом и посещение подготовительных курсов. Профессиональный менеджмент в организации подготовительных курсов на базе вуза способствует не только возможности приобрести конкретному высшему учебному заведению в будущем студента с хорошим баллом по ЕГЭ, но и повысить свой рейтинг эффективности. Список использованной литературы:

1. Инновационный менеджмент: учебник / Под ред. Проф. В.Я.Горфинкеля, проф. Б.Н.Чернышева - М.: Вузовский учебник, 2009. - 464 с.

2. Лузикова, С.Н. Об инновационных возможностях оптимизации курса русского языка при обучении иностранцев на этапе предвузовской подготовки // Стратегии исследования языковых единиц: Сборник статей. - Тверь: Изд-во М.Батасовой, 2011. - 376 с.

3. Нефедьева, В.С., Верпатова, О.Ю., Алексеева, Н.А. Цели, задачи и направления деятельности центра довузовской подготовки Тверского государственного технического университета // Образование в XXI веке / Материалы Всероссийской научной заочной конференции. - Тверь: Изд-во ООО «Купол», 2010. - 252 с.

© В.С. Нефедьева, С.Н. Лузикова, 2016

УДК37

Орхан Огуз

Бишкекский гуманитарный университет им. Х. Карасаева (соискатель)

orhanoguzz@hotmail. com Н.М.Содиков КГУ им. И. Арабаева (соискатель) [email protected]

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ

Аннотация

В статье приводятся суть и возможности интерактивных методов в школьном образовании. Приведены формы учебных занятий в условиях интерактивного обучения. На основе проведенных экспериментов выявлены положительные возможности данного метода обучения.

Ключевые слова

Обучение, интерактивное обучение, активизация учебной деятельности, мыслительная деятельность, познавательный интерес.

Annotation

The article describes the essence and capabilities of interactive methods in school education. Results of studies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.