© Гапоненко Ю.В., 2014
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ
УДК 332.1 ББК 65.04
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИНФРАСТРУКТУРНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕГИОНА
Гапоненко Юлия Владимировна
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры финансов Волгоградского филиала Российского университета кооперации [email protected]
ул. Новосибирская, 76, 400002 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В статье раскрывается понятие инновационных процессов, происходящих в инфраструктурной составляющей развития территории. При функционировании инфраструктурной составляющей любой территории необходимо учитывать процессы становления и реализации инноваций в экономической системе региона. Инновационная составляющая ЮФО особенно интересна в связи с разноуровневым характером территорий данного региона. Необходимо ориентироваться на основные показатели-индикаторы, отражающие суть инновационных процессов, в любой социально-экономической системе. Поэтому необходимо сформировать положительное отношение к инновационным процессам, что является решающим фактором эффективного инфраструктурного обеспечения экономического роста территории.
Ключевые слова: инновации, инфраструктура региона, регион, управление инфраструктурой, экономический рост.
В современных условиях хозяйствования для активизации инфраструктурных процессов, происходящих в экономике региона, необходимо постоянное совершенствование сегментов рынка с использованием принципа постепенности. Инновационные процессы необходимо понимать в иерархическом единстве следующих элементов: социума, корпоратив-
ного сектора и государства. Для постоянного самовоспроизводства и саморегуляции эконо-мическя система должна быть насыщена не только инновационными технологиями, но и соответствующей инфраструктурой.
Создание инфраструктурной системы, которая обеспечивает инновационные процессы в регионе, следует рассматривать с точки
зрения социально-экономического подхода. Для новой экономики такой инфраструктурный подход к инновационному процессу вполне логичен и оправдан, так как без создания соответствующего инфраструктурного обеспечения невозможен эффективный рост инновационной активности [4, с. 175].
Поэтому для становления инновационной экономической системы необходимо развитие инфраструктурной составляющей, обеспечивающей весь процесс развития эффективным стержнем. В связи с этим очевидна необходимость активизировать работу по поиску путей и разработке методических рекомендаций по формированию и эффективному функционированию инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности.
В процессе исследования установлены основные направления инновационной деятельности инфраструктурных предприятий в условиях инновационной экономики, среди которых можно выделить следующие:
1) выработка стратегии, тактики и механизмов адаптации бизнес-единицы к постоянно меняющейся экономической ситуации, к условиям и потребностям производственного сектора и сбалансированного взаимодействия с формирующимся рынком научных услуг и рынком труда специалистов;
2) разработка инновационной политики, ориентированной на потребительский спрос, тщательное изучение будущих контрагентов, контактов с конкурентами, новыми коммерческими структурами, их надежности и перспектив для адаптации и позиционирования любой бизнес-единицы как экономического агента;
3) частичное государственное финансирование исследований бизнес-единиц инфраструктурного сектора.
Известен тот факт, что инновационная активность субъекта хозяйствования на товарных рынках и в сфере предпринимательской деятельности характеризуется подачей заявок на товарные знаки и знаки обслуживания.
В результате проведенного анализа активности элементов образовательной составляющей инновационной инфраструктуры в Волгоградской области выявлено, что в 20082012 гг. Волгоградская область по количеству поданных заявок на товарные знаки занимала шестое место в Южном федеральном окру-
ге. Несмотря на это, важно отметить, что наблюдается выраженная положительная динамика регистрации товарных знаков, заявителями и правообладателями которых являются промышленные предприятия (см. табл.).
Динамика регистрации товарных знаков и знаков обслуживания в Волгоградской области
Годы 2008 2009 2010 2011 2012
Количество заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, ед. 224 297 258 392 483
Анализ результатов инновационной деятельности предприятий инфраструктуры Волгоградской области позволил сделать следующие выводы.
1. Инновационная деятельность, обеспечивая необходимые организационные, технические и экономические условия для выхода обслуживающего предприятия на новые рубежи, не сопровождается активным продвижением услуг и товаров путем использования продвижения товарного знака.
2. Технические решения, полученные в результате исследовательской деятельности сотрудников предприятий инфраструктурной сферы, носят в большинстве своем прикладной характер, ориентированы на использование в серийном производстве, но охранные документы на них не поддерживаются в силе по причине отсутствия возможностей и заинтересованности правообладателя в продвижении объектов интеллектуальной собственности на рынок или спроса на данные решения со стороны рынка. Все это подтверждает, что на сегодняшний день научные ресурсы предприятий инфраструктуры не удовлетворяют инновационные потребности потребителей.
В связи с этим основные направления использования объектов интеллектуальной собственности для повышения конкурентоспособности бизнес-единиц инфраструктурного сектора заключаются в активном использовании средств индивидуализации для продвижения услуг и товаров данных фирм на
рынках, а также объектов патентного и авторского права для роста инновационной активности и получения дополнительных доходов. Исследование особенностей разработки и присвоения прав на результаты инновационной деятельности свидетельствует, что отсутствует системный подход к созданию, учету результатов инновационной деятельности и использованию прав на них, а объекты инновационной деятельности рассматриваются как балласт или как объект борьбы за право владения [2].
Исходя из этого, автором разработан и предложен организационно-экономический механизм интеграции инфраструктурных бизнес-единиц в инновационную инфраструктуру, под которым понимается не только форма организации научных познаний, дающих целостное представление о закономерностях и связях между элементами инновационной инфраструктуры, но и способ ведения экономического хозяйства, представляющий собой процесс упорядочения во времени и пространстве последовательности выполняемых операций по введению инновационной собственности инфраструктурной бизнес-единицы в хозяйственный оборот, направленный на повышение уровня адаптации, конкурентоспособности и увеличение прибыли от инновационных исследований, повышение степени доверия к таким исследованиям у собственников и акционеров. Механизм ориентирован на обеспечение максимальной заинтересованности участников инновационного процесса в достижении результатов, поскольку основан на схеме государственночастного партнерства инфраструктурных бизнес-единиц в процессе создания, развития и введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности.
Суть процесса интеграции должна заключаться в поэтапной организации инновационных исследований, основанной как на частном вложении капитала, так и на достаточной государственной поддержке. Государственная поддержка инновационных исследований в инфраструктурной сфере логична и оправдана высокой отдачей от введенных в эксплуатацию инноваций, что трудно переоценить или недооценить. Часть полученных доходов от введения в действие инноваций инфраструктурной сферы должна быть возвращена госу-
дарству. Именно на таком принципе базируется инновационная деятельность всех ведущих международных исследовательских центров, что, несомненно, ведет к росту экономики стран и регионов [5].
Таким образом, предложенные методические и практические рекомендации по интеграции инфраструктурных бизнес-единиц в инновационную деятельность способствуют реализации инновационной стратегии региона, созданию и устойчивому развитию в инновационной инфраструктуре региона новых организационных форм деятельности, являющихся средством развития инновационной деятельности и создания инновационной продукции.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Гапоненко, Ю. В. Производственный потенциал как базовая составляющая в оценке экономического потенциала регионального продовольственного комплекса / Ю. В. Гапоненко // Вестник Евразийской академии административных наук. -2011. - № 4. - С. 62-71.
2. Гапоненко, Ю. В. Устойчивое инновационно-ориентированное развитие регионального продовольственного комплекса / Ю. В. Гапоненко // Философия социальных коммуникаций. - 2011. -№ 4. - С. 92-100.
3. Крапивенский, С. Э. К вопросу о стратегических ориентирах российских реформ / С. Э. Крапивенский, Ф. П. Косицына // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. -2007. - № 6. - С. 85-92.
4. Савина, С. А. Кластеризация как инструмент повышения конкурентоспособности экономики региона / С. А. Савина, Д. В. Калашников, С. А. Высоч-кина // Бизнес. Образование. Право : Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2012. - №9 2 (19). -С. 112-117.
5. Сазонов, С. П. Маркетинг территории как основа инвестиционной привлекательности региона и перспективы развития Волгоградской области / С. П. Сазонов, А. Г. Ли, А. А. Киреева // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2012. - № 16 (103). - С. 172-176.
6. Семенова, Л. М. Анализ закономерностей последовательного развития явлений самоорганизации на предприятиях / Л. М. Семенова, В. Б. Хлебников, Ю. С. Бахрачева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10, Инновационная деятельность. - 2013. - № 9. - С. 49-57.
7. Тронин, С. А. Роль контроля финансовых потоков в повышении эффективности инвестиционной деятельности предприятия / С. А. Тронин // Современная экономика: проблемы и решения. -2011.- №> 1 (13). - С. 66-73.
REFERENCES
1. Gaponenko Yu.V. Proizvodstvennyy potentsial kak bazovaya sostavlyayushchaya v otsenke ekonomicheskogo potentsiala regionalnogo prodovolstvennogo kompleksa [Production Potential as the Basic Component of Estimating the Economic Potential of Regional Grocery Complex]. Vestnik Evraziyskoy akademii administrativnykh nauk, 2011, no. 4, pp. 62-71.
2. Gaponenko Yu.V. Ustoychivoe innovatsionno-orientirovannoe razvitie regionalnogo prodovolst-vennogo kompleksa [Sustainable Innovation-Oriented Development of Regional Grocery Complex]. Filosofiya sotsialnykh kommunikatsiy, 2011, no. 4, pp. 92-100.
3. Krapivenskiy S.E., Kositsyna F.P. K voprosu o strategicheskikh orientirakh rossiyskikh reform [To the Question of Strategic Guidelines of Russian Reforms]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7, Filosofiya. Sotsiologiya i sotsialnye tekhnologii [Science Journal of Volgograd State University. Philosophy. Sociology and Social Technologies], 2007, no. 6, pp. 85-92.
4. Savina S.A., Kalashnikov D.V., Vysochkina S.A. Klasterizatsiya kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti ekonomiki regiona [Clusterization as a Tool of Improving the Competitiveness of Regional Economy]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 2012, no. 2 (19), pp. 112-117.
5. Sazonov S.P, Li A.G., Kireeva A.A. Marketing territorii kak osnova investitsionnoy privlekatelnosti regiona i perspektivy razvitiya Volgogradskoy oblasti [Territory Marketing as the Basis of Investment Attractiveness of the Region and Prospects of Volgograd Region Development]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2012, no. 16 (103), pp. 172-176.
6. Semenova L.M., Khlebnikov VB., Bakhracheva Yu.S. Analiz zakonomernostey posledovatelnogo razvitiya yavleniy samoorganizatsii na predpriyatiyakh [The Analysis of Regularities of Consecutive Development of Self-Organization at Enterprises]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 10, Innovatsionnaya deyatelnost [Science Journal of Volgograd State University. Technology and Innovations], 2013, no. 9, pp. 49-57.
7. Tronin S.A. Rol kontrolya finansovykh potokov v povyshenii effektivnosti investitsionnoy deyatelnosti predpriyatiya [The Role of Financial Flows in Improving the Efficiency of Investment Activity of an Enterprise]. Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya, 2011, no. 1 (13), pp. 66-73.
INNOVATIVE PROCESSES IN INFRASTRUCTURAL ENSURING ECONOMIC GROWTH OF THE REGION
Gaponenko Yuliya Vladimirovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Finances,
Russian University of Cooperation, Volgograd Branch [email protected]
Novosibirskaya St., 76, 400002 Volgograd, Russian Federation
Abstract. IIn the modern conditions of managing innovation processes, a hierarchical unity of its elements must be taken into account. These elements include society, corporate sector and state. For continuous self-reproduction and self-regulation of economic system there is the need to create an infrastructure system that would provide innovative processes in the region. For the new economy such infrastructure approach to the innovation process is quite logical and justified, since without creating the infrastructure ensuring the efficient growth, innovation is not possible. Therefore, the formation of innovative economic system requires the development of an infrastructure component that provides the entire development process. In this regard, a clear need to intensify efforts to find ways and the development of guidelines for the effective operation of infrastructural support innovation. In the course of the study,
basic directions of innovation infrastructure enterprises are established in the innovation economy. Sometimes the subject of managing innovation activity in the commodity markets and in business is characterized by the filing of applications for trademarks and service marks. The analysis of the educational component of the innovation infrastructure in the Volgograd region revealed that for the last 5 years the Volgograd region ranked sixth in the Southern Federal District according to the number of trademarks applications. Despite of this fact, it is important to note that there is a positive dynamics trademark registration, and their applicants and owners are industrial enterprises.
Key words: innovations, region infrastructure, region, infrastructure management, economic growth.