УДК 332.1 ББК 65.04
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
ИНФРАСТРУКТУРНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
Небогатикова Наталья Геннадьевна
Доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и бухгалтерского учета
Волгоградского института экономики, социологии и права
Проспект Университетский, 64, 400011 г. Волгоград, Российская Федерация
Гапоненко Юлия Владимировна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов
Волгоградского кооперативного института Российского Университета кооперации [email protected]
ул. Новосибирская, 76, 400002 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В статье раскрывается определенная неравномерность и разновременность становления основных институтов рыночной системы. Среди подобных институтов важное место занимает продовольственный комплекс. Как показала практика, реализация инфраструктурного потенциала продовольственного комплекса превратилась в реальный фактор ускоренного становления рыночных форм хозяйствования.
Ключевые слова: инфраструктурный потенциал, продовольственный комплекс, регион, экономическая стабилизация, эффективность управления.
Развитая рыночная организация продовольственного рынка выступает условием устойчивого обеспечения населения страны продовольственными товарами и важнейшей 2 предпосылкой стабилизации экономической и
социальной ситуации в регионе. ® Управление экономического потенциала ^ рынка знаменует определенный синергетичес-« кий эффект как результат интеграции рыноч-о ной, управленческой и институциональной сто-£ рон функционирования рынка. Все это позво-ц ляет осуществить логическую структуру ин-® фраструктуры управления как самостоятель-§ ного элемента рыночной системы. Ц Крайне актуальна категориальная разработка инфраструктуры управления для модерн лирования элементов реального сектора пе-© реходной экономики. К числу подобных сфер
относится рынок продовольственных товаров, развитая рыночная организация которого выступает условием устойчивого обеспечения населения страны продовольственными товарами и важнейшей предпосылкой стабилизации экономической и социальной обстановки в государстве.
Рыночная инфраструктура представляет собой комплекс связанных трансакциями рыночных институтов и видов деятельности (обеспечивающих эффективное функционирование рынка с учетом региональных, отраслевых и корпоративных особенностей структурных элементов). Другими словами, на инфраструктуру управления рынка возлагается задача противодействия излишнему воздействию внешних - по отношению к данному рынку -факторов и тем самым восстановления (в дан-
ной сфере) реальности основополагающего принципа рынка - «принципа равновесия».
Исходя из сформулированных автором теоретических характеристик инфраструктуры управления рынком актуальным становится понятие инфраструктурного потенциала. Мы считаем, что инфраструктурная трактовка понятия «продовольственный комплекс» как совокупности специализированных рынков и системы социально-экономических отношений, связанных с производством, обменом, распределением и потреблением продуктов питания, является наиболее полной в данном контексте.
Системная классификация признаков продовольственного комплекса должна осуществляться с учетом региональных и отраслевых особенностей, по объектам предложения, географическому положению, степени ограничения конкуренции, характеру продаж, степени переработки поставляемой на рынок продукции. Это позволит выявить потенциал инфраструктуры управления в соответствии с особенностями конкретного регионального продовольственного комплекса.
Авторы рассматривали категориальную характеристику «инфраструктурного потенциала продовольственного комплекса», согласно которой он рассматривается как особая управляемая и саморегулирующаяся подсистема в институциональной системе экономики, призванная создать предпосылки для реализации рыночных отношений с целью обеспечения социально-экономической и продовольственной безопасности.
Инфраструктурный потенциал зависит от абсолютных производственных возможностей
отраслей народного хозяйства и степени их использования. Применительно к продовольственному комплексу необходимо различать три иерархических уровня его инфраструктурного потенциала: государственный, региональный и корпоративный.
Благодаря сельскохозяйственной специализации округа в ЮФО самая низкая в России стоимость продуктовой части потребительской корзины и самый низкий индекс потребительских цен. Несмотря на это, темп роста цен производителя превысил среднероссийский уровень.
Продовольственный рынок является неотъемлемым структурным звеном любой рыночной экономики и относится к ресурсному типу рынков (таких как рынки любых других ресурсов: энергоносителей, земли, труда, инвестиций, сырья и т. п.). Продовольственный рынок рассматривается авторами как совокупность специализированных рынков и системы социально-экономических отношений, связанных с производством, обменом, распределением и потреблением продуктов питания. Во всех звеньях продовольственной «цепочки» наблюдается тенденция к вертикальному интегрированию. В значительной мере это является следствием недостаточного предложения сырья на сельскохозяйственных рынках. Немалую роль здесь играет также и неполнота рыночной информации, отсутствие форвардных рынков. Вместо нормальной контракции все большее распространение имеют различные обменные операции, наличный оборот, натуральные выплаты, взаимозачеты (см. рисунок).
700 600 500 400 300 200 100 0
Молоко Хлеб Овощи Мясо
19941997
1998
2000
2005 2007 годы
2008
2009
2010
Производство основных видов продукции продовольственного назначения в сельскохозяйственных предприятиях АПК ЮФО
Примечание. Составлено по: [1, 4].
С позиций рыночной оценки следует учитывать, что продовольственный комплекс исследуемого региона в настоящее время продолжает функционировать в условиях сохраняющегося низкого платежеспособного спроса населения, диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, отсутствия государственной поддержки в отношении товаропроизводителей.
Необходимость создания в России механизма государственного регулирования продовольственного рынка вытекает из места и роли этого сектора в рыночной экономике в целом и принципиальных особенностей переходного периода в России. В частности, региональный продовольственный рынок не может на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Сельское хозяйство зависит от природных факторов, имеет ярко выраженный сезонный характер производства, низкую отдачу вложенного капитала, медленнее приспосабливается к изменяющимся экономическим условиям, а уровень сельскохозяйственного производства влияет на состояние продовольственной безопасности страны.
Поскольку продовольственный рынок является социально значимым, рыночное регулирование на нем должно сочетаться с методами государственного регулирования, что не может не порождать внутреннее противоречие в системе экономических отношений между его субъектами.
В современных условиях переходного состояния экономики роль регулярного, всестороннего, объективного мониторинга особенно велика, так как имеет место высокая подвижность, неустойчивость социально-экономических показателей-индикаторов, наличие многочисленных диспропорций, требующих постоянного внимания. Если качество мониторинга недостаточно высоко, то динамика отрицательных экономических тенденций, их возникновение и развитие могут выйти из-под контроля государства и стать неуправляемыми и в какой-то степени необратимыми.
Были рассчитаны и проанализированы следующие показатели: рыночный спрос и предложение, объемы финансирования, производственная инфраструктура, природные ресурсы, размер складских запасов товаров, объем продаж, освоение новых технологий,
поведение покупателей, научно-техническая информация, уровень жизни населения, вкусы и предпочтения потребителей, социальная инфраструктура, материально-техническое снабжение, производственно-техническое обеспечение и обслуживание, предпродажный сервис, послепродажный сервис, государственная поддержка и регулирование, прогнозирование развития и размещения отраслей АПК, региональная конкурентоспособность продукции АПК, экспорт и импорт товаров, аграрная и продовольственная политика государства, биоклиматический потенциал продуктивности растений, защита почвы, атмосферы, водных ресурсов, предотвращение загрязнения продукции и т. п.
Данная система реализована на практике: исследованы следующие рынки ЮФО: рынок мясной продукции (рынок мяса и субпродуктов I категории, рынок колбасных изделий и рынок мясных полуфабрикатов) и рынок молочной продукции (рынок масла животного, рынок цельномолочной продукции и рынок кисломолочной продукции). На основании проведенного исследования конкурентной среды выявлено, что состояние рынка мяса и мясопродуктов нестабильно от временного дефицита до слабой конкурентной среды и высокой концентрации. Рынок молочной продукции характеризуется значительным сокращением объема продукции, ростом цен и ярко выраженным олигополистическим характером.
Выявлено, что оба продовольственных рынка - и рынок мясной, и рынок молочной продукции - характеризуют черты, которые свойственны продовольственному комплексу на сегодняшнем этапе его развития.
Во-первых, это крайне неустойчивый развивающийся характер рынка, когда постоянно меняется число субъектов хозяйствования и их положение на этом рынке. Во-вторых, олигополистический характер и достаточно высокая концентрация отдельных сегментов данного рынка, имеющая тенденцию к усилению. В-третьих, неоднородный характер конкурентной среды отдельных сегментов РПР, когда релевантные рынки подразделяются на части с различной и неадекватной друг к другу конкурентной средой. Расчеты показывают, что на протяжении последних лет предложение на рынке мяса и мя-
сопродуктов в ЮФО за счет собственного производства имеет тенденцию к снижению, а поэтому в целом регион не обладает продовольственной независимостью по данному сегменту продовольственного комплекса, но существуют условия, позволяющие обеспечить регион животноводческой продукцией и избежать угрозы продовольственной безопасности. Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, позволит определить, к какому типу рыночных структур принадлежит изучаемый товарный рынок, оценить степень развитости (или не-
развитости) конкуренции на данном товарном рынке (см. табл. 1, 2).
Управление инфраструктурным потенциалом регионального продовольственного комплекса предполагает воздействие на определенные подсистемы хозяйствования региона с помощью правовых, экономических, инвестиционных, налоговых, демографических и других методов. Основным принципом действия механизма управления экономическим потенциалом продовольственного рынка является взаимодействие и согласованность его составляющих, рассматриваемых как отдельные подсистемы.
Таблица 1
Потребление основных продуктов питания на душу населения в Южном федеральном округе, кг/год
Продукты питания Годы Место в РФ
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Молоко 336,0 212,0 192,0 177,0 175,0 177,0 185,0 194,0 5
Мясо 67,0 47,0 45,0 43,0 41,0 38,0 39,0 41,0 7
Хлеб 121,0 119,0 119,0 115,0 119,0 121,0 120,0 123,0 2
Овощи 116,0 92,0 84,0 88,0 87,0 97,0 102,0 111,0 1
Примечание. Источник: ФСГС РФ.
Таблица 2
Реализация основных видов продукции сельхозпредприятиями ЮФО, в % к общему объему реализации в натуральном выражении
Каналы реализации Молоко Мясо КРС Пшеница
2005 г. 2012 г. 2005 г. 2012 г. 2005 г. 2012 г.
Перерабатывающие предприятия 75,0 94,0 63,0 94,4 39,0 8,7
Заготовительные организации 6,0 - 3,0 - 5,0 13,5
Предприятия общепита - 1,0 - 2,5 - -
Розничные магазины 1,0 0,0 1,0 - - -
Городской рынок 8,0 3,4 2,0 - 2,0 0,2
Оптовые посредники - - 2,0 - 3,0 27,3
Бюджетные организации - - 2,0 - 4,0 -
Бартер - 0,7 4,0 1,3 16,0 24,6
Оплата труда работников 1,0 0,2 1,0 0,1 4,0 8,4
Выплаты дивидендов - - - - - 5,6
Продажи населению 2,0 0,3 15,0 1,6 9,0 1,0
Продажи другим сельхозпредприятиям - - 1,0 0,1 3,0 10,7
Прочие каналы 7,0 0,2 6,0 - 15,0 -
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Примечание. Источник: ФСГС РФ.
Начальным этапом управления инфраструктурным потенциалом продовольственного комплекса является анализ возможностей регионально-отраслевых рынков производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Также необходимо помнить о предельно допустимых ресурсных и технологических возможностях региона. На основании такого анализа производится предварительный отбор сравнительно эффективных стратегических решений. Затем, в соответствии с прогнозируемыми техническими параметрами производственного потенциала определяются требуемые параметры трудового потенциала по основным его характеристикам. На последнем этапе стратегического управления при достижении допустимого в данных условиях уровня соответствия производственного и трудового факторов осуществляется управление социальными факторами эффективности труда с учетом качественного состояния трудовых коллективов.
Проведенное исследование демонстрирует, что построение системы стабильного интеграционного процесса возможно только в случае вычисления инфраструктурных системообразующих компонентов-факторов из многообразия рыночных составляющих и их интеграции в отраслевом разрезе. Интеграция должна развиваться по следующим направлениям: государственное регулирование продовольственного комплекса, ифраструк-турные преобразования, правовое координирование, технологическое координирование, финансовое координирование, информационное обеспечение. Следовательно, необходимо выбрать приоритетные отрасли сотрудничества, имеющие исторические предпосылки и экономическую привлекательность для участников продовольственного комплекса в текущем и перспективном измерении.
Подводя итоги аргументации изложенной проблемы, следует подчеркнуть, что системное управление социально-экономическими процессами на всех уровнях требует качественно нового подхода к информатизации,
предлагающего единство научно-методических и информационно-технологических основ эффективного управления.
Таким образом, предложенный механизм управления инфраструктурным потенциалом продовольственного комплекса удовлетворяет требованиям рыночной экономики, отвечает социальным потребностям людей в рамках конкретной территории, позволяет разработать конкретные мероприятия для поддержания необходимого уровня сбалансированности важнейших факторов производства, переработки и реализации продукции при изменении условий внешней и внутренней среды и, таким образом, избежать серьезных социальных конфликтов, ускорив социально-экономическое развитие ЮФО.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Гапоненко, Ю. В. Производственный потенциал как базовая составляющая в оценке экономического потенциала регионального продовольственного комплекса / Ю. В. Гапоненко // Вестник Евразийской академии административных наук. -
2011. - № 4. - С. 62-71.
2. Гапоненко, Ю. В. Устойчивое инновационно-ориентированное развитие регионального продовольственного комплекса / Ю. В. Гапоненко // Философия социальных коммуникаций. - 2011. -№ 4. - С. 92-100.
3. Корнеева, А. С. Оценка социально-инфраструктурного потенциала регионов России / А. С. Корнеева // Вестник НГУ - 2011. - № 11. - С. 156-166.
4. Николаева, Л. А. Инновационный потенциал в инфраструктурном обеспечении экономического роста региона / Л. А. Николаева // Известия ИГЭА. - 2008. - № 6. - С. 37-40.
5. Семенова, Л. М. Качество управления производством с позиций сенергетики / Л. М. Семенова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10, Инновационная деятельность. -
2012. - № 7. - С. 120-126.
6. Чикинова, М. С. Оценка инфраструктурного потенциала юга Западной Сибири / М. С. Чикинова // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 325. - С. 211-214.
CURRENT ISSUES IN THE FORMATION AND CONTROL INFRASTRUCTURAL CAPACITY REGIONAL FOOD COMPLEX
Nebogatikova Natalya Gennadyevna
Doctor of Economic Sciences, Professor, Chair of Fnance and Accounting Volgograd Institute of Economy, Sociology and Law [email protected]
Prospect Universitetsky, 64, 400011 Volgograd, Russian Federation
Gaponenko Yulia Vladimirovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chair of Fnance Volgograd cooperative institute of the Russian University of cooperation [email protected]
Novosibirskaya St., 76, 400002 Volgograd, Russian Federation
Abstract. The article reveals a certain unevenness and time difference of becoming the major institutions of the market system. Among these institutions occupies an important place food complex. Experience has shown that the implementation of infrastructure capacity food complex has become a real factor in the accelerated formation of market reforms.
Key words: infrastructure capacity; food complex, region, economic stabilization, the effectiveness of management.