УДК 658.3
КОММУНИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
Е.С. Суровцева
Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Россия
Аннотация. В статье предложена модель прогнозирования банкротства фирмы на основе коммуникационных индикаторов для раннего выявления кризисных явлений в коммерческой деятельности
Ключевые слова: Фирма, банкротство, модель, оценка, риск, индикатор, диагностика Abstract. In tliis paper, we propose a prédictive model of bankruptcy firm based communication indicators for early détection of crises in commercial activities. Key words. Firm, bankruptcy, model évaluation, risk indicator, diagnostics
В антикризисном управлении прогностические модели банкротства связаны с финансовыми и деловыми показателями. Наиболее известна модель 5- и 10- факторного Z-счёта, разработанная Альтманом. Однако эта популярная в финансовом менеджменте и антикризисном управлении модель не позволяет обнаружить кризис до начала его наглядных денежно-материальных проявлений.
Формулы Альтмана содержат исключительно финансово-экономические показатели, не давая возможности предвидеть влияние скрытых организационно-управленческих проблем на будущие результаты. Между тем финансовые проявления кризиса - состояние, когда поиск выхода ограничен ухудшающимся экономическим положением, и стабилизировать конкурентную позицию сложно.
Поэтому есть потребность в раннем выявлении кризисных тенденций на базовом, системообразующем уровне. Таким уровнем являются организационные коммуникации. Потеря способности убедительно и открыто разговаривать с собственными сотрудниками, потребителями, общественностью и СМИ служит первым симптомом неблагополучия в фирме.
Современные экономисты Акерлоф Дж., Шиллер Р. подчёркивают значимость нематериальных факторов в менеджменте и прогнозировании поведения участников экономических взаимодействий и отношений. Все виды и уровни коммуникаций в фирме принадлежат к числу нематериальных факторов, определяют выживание и конкурентоспособность фирмы.
Механизм влияния коммуникационных потоков проявляется через такие нематериальные составляющие бизнес-среды, как доверие, репутация, связи с общественностью. Целесообразно организованные потоки информации:
1. Способствуют эффектам синергии и самоорганизации, стабилизируют систему, обеспечивают интеграцию элементов.
2. Формируют целенаправленность, сотрудничество, заинтересованность в общем результате.
3. Определяют жизнеспособность, целостность каждой организации.
Введение коммуникаций в модель антикризисного управления позволит своевременно выявлять организационные, управленческие проблемы, решать их и предупреждать финансовую нестабильность.
Для оценки жизнеспособности компании предлагаем выделить 17 индикаторов отрицательного коммуникационного потока. Диагностика проводится экспертным методом, участники - руководители высшего и среднего звена, специалисты по маркетингу, рекламе, информационным технологиям, логистике.
17 индикаторов отрицательного коммуникационного потока:
1. Негативные сообщения в СМИ о деятельности организации.
2. В фокус-группах и на интернет-форумах доминируют негативные отзывы клиентов.
3. Сотрудники не осведомлены о миссии, целях, стратегии компании.
4. Разные подразделения не в курсе целей, ресурсов, потребностей друг друга.
5. В компании нет системы обратной связи с персоналом.
6. Не поддерживается обратная связь с клиентами.
7. Отношение к вопросам и предложениям рядовых сотрудников - авторитарное (игнорирование, санкции).
8. Неудовлетворённость потребителей ценностью, создаваемой компанией.
9. Публичная резкая реакция руководства на сообщения в СМИ.
10. Чрезмерная информационная закрытость.
11. Периодически возникают панические слухи.
12. Чувство неуверенности в завтрашнем дне испытывает большая часть сотрудников.
13. Персонал не доверяет руководству.
14. Постоянные мелкие конфликты, внутренняя напряжённость, в деловых отношениях преобладает соперничество.
15. Неудовлетворённость сотрудников совместной деятельностью.
16. Затяжные хронические конфликты между руководителями подразделений.
17. Состояние информационной войны с экологическими сообществами.
Если экспертная группа соглашается с 12 и более из приведённых утверждений, в фирме диагностируется кризисное состояние, есть угроза существованию. Положительные ответы по 7-11 индикаторам - острое кризисное состояние вероятно в ближайшие полгода, угроза развитию. Совпадение по 4-6 индикаторам - кризисное состояние может возникнуть в ближайшие год-полтора, если не корректировать взаимоотношения с внешней средой и не решать назревающие внутренние проблемы, отложенная угроза (Таблица 1).
Таблица 1 - Интерпретация результатов диагностики
Результаты диагностики Интерпретация результатов
12 и более баллов (ответов «да») Угроза существованию
7-11 баллов Угроза развитию
4-6 баллов Отложенная угроза
Коммуникационная антикризисная модель создаёт информационную основу для разработки стратегических планов, позиционирования во внешней среде, стратегического развития и роста конкурентоспособности.
Влияние коммуникаций на развитие фирмы проявляется как в системных аспектах (целостность, синергия, устойчивость), так и в бизнес-процессах (способность к своевременным, регулярным информационным и социальным взаимодействиям с сотрудниками, потребителями, развитие систем обратной связи). В итоге фирма, находящаяся в более благоприятном коммуникационном пространстве, создаёт ценный для потребителя продукт или услугу.
Коммуникации определяют границы фирмы как на микро-, так и на макроуровне. Дисбаланс в информационно-эмоциональном обмене, слишком развернутая, или, наоборот, ограниченная коммуникационная сеть ведут к изменению сфер влияния на окружающие рыночные элементы, а значит и к сдвигу границ фирмы.
Отрицательный (негативный) коммуникационный поток разрушает связи внутренние и внешние, препятствует интеграции, устойчивости, вызывает недоверие, незаинтересованность в совместных проектах. Такой поток можно рассматривать как индикатор кризиса в управлении компанией, который нередко проявляется раньше тревожных экономико-финансовых симптомов.
Чтобы прогнозировать и предупреждать кризисы в отношениях с партнёрами, контрагентами, избегать внутренних конфликтов, тенденций к распаду, необходимо управлять потоками информации, анализировать коммуникационный потенциал, оценивать взаимодействие всех элементов, образующих социально-экономическую целостность.
Для изменения направленности потока, превращения его в инструмент развития, целесообразно задействовать инструменты коммуникационного менеджмента. Стратегии, программы развития коммуникаций должны быть направлены на формирование нематериального капитала: знаний, доверия, компетенций, репутации, главных источников роста и процветания в постиндустриальной экономике.
Ожидаемый эффект от использования предлагаемой методики - повышение устойчивости бизнеса. Станет возможным раннее обнаружение следующих угроз:
- потери целостности;
- ухудшения репутации;
- невостребованности (неспособности создавать ценность);
- потери устойчивости;
- неуправляемого нарастания негативных сообщений, отзывов о деятельности компании;
ISSN 2078-9661 • Гуманитарный научный журнал №2, 2014
11
- потери ниши, целевой аудитории;
- финансового банкротства.
Предприятия разоряются, потому что изменения в отношении потребителей, неэффективная обратная связь, отсутствие сотрудничества, ухудшение репутации долгое время остаются незамеченными. Взятые в отдельности, такие симптомы обычно оказываются вне управленческого фокуса. Рассмотренные в совокупности, коммуникационные индикаторы превращаются в аналитический инструмент руководителя, позволяющий ориентироваться в ситуации глобально, понимать место организации на рынке, отношение к ней со стороны общественности, потребителей, партнёров, собственного персонала.
Коммуникационная модель позволит бизнесу, особенно малому и среднему, легче адаптироваться к изменениям в ожиданиях и потребностях, развиваться более предсказуемо, стабильно, органично в условиях изменений.
Библиографический список
1. Акерлоф Дж., Шиллер Р. Spiritus Animalis, или как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма / Пер. с англ. Д.Прияткина; под научн. ред. А.Суворова; вступ. ст. С. Гуриева. М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2010. - 273 с.
2. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация / Науч. ред. и вступ. ст. В. С. Катькало. - СПб.: Лениздат, 1996. - 702 с.
3. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации: учеб. пособие / Дж.К. Лафта. - М.: Русская Деловая Литература, 1999. - 320 с.
4. Попов Е. Трансакционная функция /Е. Попов //Общество и экономика / Междунар. ассоц. Рос. акад. наук. - М., 2007. - №9-10. - C. 212-224.