Научная статья на тему 'Коммуникационная модель прогнозирования банкротства предприятия'

Коммуникационная модель прогнозирования банкротства предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИРМА / БАНКРОТСТВО / МОДЕЛЬ / ОЦЕНКА / РИСК / ИНДИКАТОР / ДИАГНОСТИКА / FIRM / BANKRUPTCY / DIAGNOSTICS / MODEL EVALUATION / RISK INDICATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суровцева Е. С.

В статье предложена модель прогнозирования банкротства фирмы на основе коммуникационных индикаторов для раннего выявления кризисных явлений в коммерческой деятельностиI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this paper, we propose a predictive model of bankruptcy firm based communication indicators for early detection of crises in commercial activities.

Текст научной работы на тему «Коммуникационная модель прогнозирования банкротства предприятия»

УДК 658.3

КОММУНИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

Е.С. Суровцева

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Россия

Аннотация. В статье предложена модель прогнозирования банкротства фирмы на основе коммуникационных индикаторов для раннего выявления кризисных явлений в коммерческой деятельности

Ключевые слова: Фирма, банкротство, модель, оценка, риск, индикатор, диагностика Abstract. In tliis paper, we propose a prédictive model of bankruptcy firm based communication indicators for early détection of crises in commercial activities. Key words. Firm, bankruptcy, model évaluation, risk indicator, diagnostics

В антикризисном управлении прогностические модели банкротства связаны с финансовыми и деловыми показателями. Наиболее известна модель 5- и 10- факторного Z-счёта, разработанная Альтманом. Однако эта популярная в финансовом менеджменте и антикризисном управлении модель не позволяет обнаружить кризис до начала его наглядных денежно-материальных проявлений.

Формулы Альтмана содержат исключительно финансово-экономические показатели, не давая возможности предвидеть влияние скрытых организационно-управленческих проблем на будущие результаты. Между тем финансовые проявления кризиса - состояние, когда поиск выхода ограничен ухудшающимся экономическим положением, и стабилизировать конкурентную позицию сложно.

Поэтому есть потребность в раннем выявлении кризисных тенденций на базовом, системообразующем уровне. Таким уровнем являются организационные коммуникации. Потеря способности убедительно и открыто разговаривать с собственными сотрудниками, потребителями, общественностью и СМИ служит первым симптомом неблагополучия в фирме.

Современные экономисты Акерлоф Дж., Шиллер Р. подчёркивают значимость нематериальных факторов в менеджменте и прогнозировании поведения участников экономических взаимодействий и отношений. Все виды и уровни коммуникаций в фирме принадлежат к числу нематериальных факторов, определяют выживание и конкурентоспособность фирмы.

Механизм влияния коммуникационных потоков проявляется через такие нематериальные составляющие бизнес-среды, как доверие, репутация, связи с общественностью. Целесообразно организованные потоки информации:

1. Способствуют эффектам синергии и самоорганизации, стабилизируют систему, обеспечивают интеграцию элементов.

2. Формируют целенаправленность, сотрудничество, заинтересованность в общем результате.

3. Определяют жизнеспособность, целостность каждой организации.

Введение коммуникаций в модель антикризисного управления позволит своевременно выявлять организационные, управленческие проблемы, решать их и предупреждать финансовую нестабильность.

Для оценки жизнеспособности компании предлагаем выделить 17 индикаторов отрицательного коммуникационного потока. Диагностика проводится экспертным методом, участники - руководители высшего и среднего звена, специалисты по маркетингу, рекламе, информационным технологиям, логистике.

17 индикаторов отрицательного коммуникационного потока:

1. Негативные сообщения в СМИ о деятельности организации.

2. В фокус-группах и на интернет-форумах доминируют негативные отзывы клиентов.

3. Сотрудники не осведомлены о миссии, целях, стратегии компании.

4. Разные подразделения не в курсе целей, ресурсов, потребностей друг друга.

5. В компании нет системы обратной связи с персоналом.

6. Не поддерживается обратная связь с клиентами.

7. Отношение к вопросам и предложениям рядовых сотрудников - авторитарное (игнорирование, санкции).

8. Неудовлетворённость потребителей ценностью, создаваемой компанией.

9. Публичная резкая реакция руководства на сообщения в СМИ.

10. Чрезмерная информационная закрытость.

11. Периодически возникают панические слухи.

12. Чувство неуверенности в завтрашнем дне испытывает большая часть сотрудников.

13. Персонал не доверяет руководству.

14. Постоянные мелкие конфликты, внутренняя напряжённость, в деловых отношениях преобладает соперничество.

15. Неудовлетворённость сотрудников совместной деятельностью.

16. Затяжные хронические конфликты между руководителями подразделений.

17. Состояние информационной войны с экологическими сообществами.

Если экспертная группа соглашается с 12 и более из приведённых утверждений, в фирме диагностируется кризисное состояние, есть угроза существованию. Положительные ответы по 7-11 индикаторам - острое кризисное состояние вероятно в ближайшие полгода, угроза развитию. Совпадение по 4-6 индикаторам - кризисное состояние может возникнуть в ближайшие год-полтора, если не корректировать взаимоотношения с внешней средой и не решать назревающие внутренние проблемы, отложенная угроза (Таблица 1).

Таблица 1 - Интерпретация результатов диагностики

Результаты диагностики Интерпретация результатов

12 и более баллов (ответов «да») Угроза существованию

7-11 баллов Угроза развитию

4-6 баллов Отложенная угроза

Коммуникационная антикризисная модель создаёт информационную основу для разработки стратегических планов, позиционирования во внешней среде, стратегического развития и роста конкурентоспособности.

Влияние коммуникаций на развитие фирмы проявляется как в системных аспектах (целостность, синергия, устойчивость), так и в бизнес-процессах (способность к своевременным, регулярным информационным и социальным взаимодействиям с сотрудниками, потребителями, развитие систем обратной связи). В итоге фирма, находящаяся в более благоприятном коммуникационном пространстве, создаёт ценный для потребителя продукт или услугу.

Коммуникации определяют границы фирмы как на микро-, так и на макроуровне. Дисбаланс в информационно-эмоциональном обмене, слишком развернутая, или, наоборот, ограниченная коммуникационная сеть ведут к изменению сфер влияния на окружающие рыночные элементы, а значит и к сдвигу границ фирмы.

Отрицательный (негативный) коммуникационный поток разрушает связи внутренние и внешние, препятствует интеграции, устойчивости, вызывает недоверие, незаинтересованность в совместных проектах. Такой поток можно рассматривать как индикатор кризиса в управлении компанией, который нередко проявляется раньше тревожных экономико-финансовых симптомов.

Чтобы прогнозировать и предупреждать кризисы в отношениях с партнёрами, контрагентами, избегать внутренних конфликтов, тенденций к распаду, необходимо управлять потоками информации, анализировать коммуникационный потенциал, оценивать взаимодействие всех элементов, образующих социально-экономическую целостность.

Для изменения направленности потока, превращения его в инструмент развития, целесообразно задействовать инструменты коммуникационного менеджмента. Стратегии, программы развития коммуникаций должны быть направлены на формирование нематериального капитала: знаний, доверия, компетенций, репутации, главных источников роста и процветания в постиндустриальной экономике.

Ожидаемый эффект от использования предлагаемой методики - повышение устойчивости бизнеса. Станет возможным раннее обнаружение следующих угроз:

- потери целостности;

- ухудшения репутации;

- невостребованности (неспособности создавать ценность);

- потери устойчивости;

- неуправляемого нарастания негативных сообщений, отзывов о деятельности компании;

ISSN 2078-9661 • Гуманитарный научный журнал №2, 2014

11

- потери ниши, целевой аудитории;

- финансового банкротства.

Предприятия разоряются, потому что изменения в отношении потребителей, неэффективная обратная связь, отсутствие сотрудничества, ухудшение репутации долгое время остаются незамеченными. Взятые в отдельности, такие симптомы обычно оказываются вне управленческого фокуса. Рассмотренные в совокупности, коммуникационные индикаторы превращаются в аналитический инструмент руководителя, позволяющий ориентироваться в ситуации глобально, понимать место организации на рынке, отношение к ней со стороны общественности, потребителей, партнёров, собственного персонала.

Коммуникационная модель позволит бизнесу, особенно малому и среднему, легче адаптироваться к изменениям в ожиданиях и потребностях, развиваться более предсказуемо, стабильно, органично в условиях изменений.

Библиографический список

1. Акерлоф Дж., Шиллер Р. Spiritus Animalis, или как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма / Пер. с англ. Д.Прияткина; под научн. ред. А.Суворова; вступ. ст. С. Гуриева. М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2010. - 273 с.

2. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация / Науч. ред. и вступ. ст. В. С. Катькало. - СПб.: Лениздат, 1996. - 702 с.

3. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации: учеб. пособие / Дж.К. Лафта. - М.: Русская Деловая Литература, 1999. - 320 с.

4. Попов Е. Трансакционная функция /Е. Попов //Общество и экономика / Междунар. ассоц. Рос. акад. наук. - М., 2007. - №9-10. - C. 212-224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.