Инновационные преобразования
как императив экономической безопасности региона: инновационный аудит
Ю. М. Максимов,
д. т. н., профессор, зам. проректора по научной работе Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского
С. Н. Митяков,
д. ф.-м. н., профессор, зав. кафедрой прикладной математики Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева
e-mail: [email protected]
О. И. Митякова,
д. э. н., доцент, профессор кафедры управления инновационной деятельностью Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева
Е. С. Мокрецова,
соискатель Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева
Как было показано в предыдущих статьях данного цикла, экономическая безопасность региона во многом определяется уровнем его инновационного развития. Одним из инструментов повышения эффективности инновационных преобразований в регионе, инновационной культуры участников инновационного процесса является инновационный аудит. В статье рассмотрена концепция инновационного аудита, включающая цели, задачи, принципы и основные этапы его проведения
Ключевые слова: анализ эффективности инновационных процессов, инновационный аудит, аудит инновационного потенциала, аудит инновационного трансфера, аудит результатов инновационной деятельности.
В предыдущих статьях данного цикла были приведены некоторые результаты анализа экономической безопасности и устойчивого развития Нижегородского региона. При этом значительное внимание уделялось вопросам инновационной безопасности, которая в настоящее время становится одной из ключевых составляющих экономической безопасности региона.
По многим позициям Нижегородская область опережает другие регионы страны благодаря значи-
тельному научному и производственному потенциалу. Так, удельный вес персонала занятого научными исследованиями и разработками в Нижегородской области превышает соответствующий показатель в среднем по России примерно в 2,4 раза; внутренние затраты на научные исследования и разработки по отношению к ВРП — в 4 раза; удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации — в 1,8 раза; затраты на технологические инновации по отношению к ВРП — почти в 5 раз.
ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011
ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011
Инновационная система Нижегородской области представляет собой совокупность организаций частного и государственного секторов экономики, ведущих исследования и разработки, производство и реализацию высокотехнологичной продукции, а также структуры управления и финансирования инновационной деятельности. Здесь расположены крупнейшие центры российского автомобилестроения, авиа- и судостроения, приборостроения, ядерной физики, оборонной промышленности и других высокотехнологичных секторов экономики. Около ста предприятий занимаются научно-исследовательскими разработками.
В апреле 2006 г. была принята Стратегия развития области до 2020 г., в которой определены долгосрочные ориентиры ее развития и стратегические целевые установки, обеспечивающие достижение высоких стандартов качества жизни и уровня благосостояния жителей области. В документе обозначены три стратегических фокуса действий Правительства области по формированию целевой структуры экономики: развитие автомобильного кластера, развитие области как центра производства и дистрибуции товаров массового спроса и развитие инноваций. Правительством и Законодательным собранием Нижегородской области выстраивается целостная система управления инновационными процессами в регионе, реализующая широкий спектр управляющих воздействий, направленных на развитие инновационной деятельности. В частности, принят ряд законодательных документов по государственному регулированию инновационной деятельности, осуществляется адресная поддержка индивидуальных инноваторов, путем предоставления грантов, премий и т. д.
Вместе с тем, многие вопросы управления инновационной деятельностью остаются не решенными. Среди наиболее важных проблем региональной системы инновационной безопасности можно обозначить недостаточно эффективную организацию государственного управления инновационной деятельностью, низкую эффективность трансфера технологий в регионе, несбалансированность системы финансирования инновационного процесса. Финансирование инновационной деятельности осуществляется на стадии НИОКР, в основном, за счет федерального и местного бюджета (более 72%), а на стадии выпуска инновационной продукции — за счет собственных средств предприятия (около 63%) [1]. Невысоким остается процент внебюджетных средств в структуре затрат на обеих стадиях инновационного процесса. Все это создает реальные угрозы экономической безопасности региона.
Эффективность функционирования региональной инновационной системы определяется двумя системообразующими факторами: наличием и потенциалом субъектов инновационной деятельности и уровнем их взаимодействия друг с другом и с другими общественными институтами. В этой связи необходимо проанализировать соответствующие характеристики, оказывающие существенное влияние на устойчивое развитие и эффективность национальной и региональной экономики. В научной литературе эти характеристики обозначены как инновационный потенциал и трансфер технологий. Авторским коллективом в
работах [2-6] заложены методологические основы в области оценки инновационного потенциала и трансфера технологий в экономических системах. Однако, для повышения эффективности управления инновационной системой промышленного региона, необходимо дополнение методик оценки соответствующими методиками инновационного аудита.
Целесообразность внедрения инновационного аудита как эффективного инструмента управления инновационным развитием и экономической безопасности региона обусловлена следующими факторами:
• недостаточным развитием правовых основ инновационной деятельности, особенно на федеральном уровне;
• низкой эффективностью использования источников финансирования инновационных процессов;
• несовершенством федеральной системы статистического учета результатов инновационной деятельности;
• отсутствием эффективного обмена информацией между участниками инновационного процесса в регионе;
• недостоверностью и неполнотой информации, предоставляемой органам государственной власти субъектами инновационной деятельности в регионе;
• низкой инновационной культурой субъектов инновационной деятельности.
Инновационный аудит — это сравнительно новый метод, применяемый для оценки инновационной активности предприятий в Европе с начала 1990-х гг. В настоящее время в научной литературе понятие «инновационный аудит» не получило широкого распространения. В работе [7] дается более узкое понятие «технологического аудита»: «комплексное обследование фирмы/организации, направленное на выявление технологий и осуществление объективной оценки их потенциала» [6].
В [8] рассмотрены два вида технологического аудита. Внутренний технологический аудит проводится собственными силами предприятия применительно к текущим разработкам. Он позволяет вовремя корректировать направления работ и затрагивает анализ параметров НИОКР, данных о рынке, объектов интеллектуальной собственности. Внешний технологический аудит осуществляется приглашенными экспертами применительно не к одной, А ко всем разработкам компании. Его цель — выявить все перспективные технологические решения.
В работе [9] раскрываются аспекты методологических подходов к становлению инновационного аудита и излагается методика внутреннего инновационного аудита с использованием аналитических процедур на примере рассмотрения порядка определения эффекта от внедрения новых изделий с позиции прироста прибыли. В работе [10] описывается последовательность действий, которые являются ключевыми для обеспечения инновационного развития компании.
В [11] инновационный аудит определяется как «системная оценка показателей развития организации в области разработок и коммерциализации новшеств, а также определение внутренних и внешних барьеров
на их пути. Инновационный аудит включает оценку инновационных возможностей инноватора: инновационного потенциала, инновационной среды, инновационной позиции и инновационной активности предприятия».
В [12] инновационный аудит, связанный с нововведениями ресурсов и их распределением в корпоративной системе, включает «анализ объемов финансирования НИОКР в абсолютном измерении, а также оценку по таким параметрам, как: доля расходов на НИОКР в объеме продаж, соотношение со средними показателями затрат на НИОКР по группе основных конкурентов, уровень расходов на исследования и разработки, а также в целом на инновационную деятельность по сравнению с главным конкурентом».
В [13] инновационный аудит определяется как «системная оценка показателей инновационного развития организации, позволяющая определять степень реализованности в ее производственной деятельности инновационных технологий, технологических процессов, технических решений, систем, устройств и оборудования».
Приведенные выше определения понятия «инновационный аудит», на наш взгляд, являются неполными и не учитывают всех аспектов инновационной деятельности. Поэтому представляется целесообразным дать более широкую его трактовку. Будем определять инновационный аудит как комплексную процедуру анализа эффективности инновационных процессов в социально-экономических системах, включающий независимую от влияния субъективных факторов оценку инновационного потенциала, инновационного трансфера и результатов инновационной деятельности. Итогом проведения инновационного аудита является предоставление заинтересованным органам предложений и рекомендаций по повышению эффективности инновационной деятельности.
Данное определение подчеркивает трехуровневый характер инновационного аудита. Первый уровень — аудит инновационного потенциала — проводится на этапе предварительного обследования инновационной способности социально-экономической системы, второй уровень — аудит инновационного трансфера — используется для оценки эффективности взаимодействия субъектов инновационной деятельности, третий уровень — аудит результатов инновационной деятельности — используется для итогового контроля эффективности функционирования инновационных процессов.
Проводимая на всех уровнях оценка должна быть объективной и независимой от влияния субъективных факторов (государственных и муниципальных органов управления, руководителей и работников предприятия). Результаты оценки сравниваются с установленными критериями (предполагается наличие развитой системы мониторинга инновационного развития социально-экономических систем, включающей методический аппарат, системы показателей с определенными пороговыми значениями).
Объектом инновационного аудита может быть любая социально-экономическая система: малые инновационные предприятия, академические и отраслевые
научные учреждения, вузы, промышленные предприятия (микроуровень); отрасли и регионы (мезоуровень); страны и международные объединения (макроуровень). В данной статье в качестве объекта инновационного аудита мы будем рассматривать промышленное предприятие. Это обусловлено тем, что крупные промышленные предприятия создают более 80% инновационной продукции Нижегородского региона.
Субъектов инновационного аудита следует подразделить на две основные группы: заинтересованные лица (заказчики аудита) и исполнители — как правило, внешние консультанты, работающие в тесном взаимодействии с заказчиками. В данном случае потенциальным заказчиком является Правительство Нижегородской области в лице Министерства промышленности и инноваций.
Цели инновационного аудита. Если основной целью функционирования системы инновационного мониторинга является обеспечение органов государственного управления полной, оперативной и достоверной информацией об инновационных процессах, протекающих в данной социально-экономической системе [14], то целью инновационного аудита является анализ этих процессов и подготовка рекомендаций для принятия управленческих решений, повышающих эффективность инновационной деятельности и экономическую безопасность региона. В [8] так определяются различия между мониторингом и аудитом: «мониторинг инновационной активности позволяет выявить текущие тенденции функционирования научно-технического блока. Технологический аудит представляет собой более тонкий механизм анализа состояния текущих разработок и их перспективы в плане коммерческого применения» [8].
В задачи инновационного аудита промышленных предприятий входит:
• проверка готовности предприятия к проведению инновационной деятельности;
• определение барьеров, препятствующих развитию инновационной деятельности;
• анализ потребности в инновациях и выбор механизмов их создания (приобретения);
• выявление технологий, обладающих потенциалом коммерциализации;
• определение возможных путей коммерциализации новшеств;
• позиционирование инновационных продуктов, определение рынков сбыта;
• оценка инновационного потенциала предприятия;
• оценка эффективности внутреннего инновационного трансфера;
• определение возможности трансфера технологий в организацию и из нее;
• оценка состояния и тенденций изменения инновационного потенциала и инновационного трансфера на основе данных ежегодного мониторинга;
• оценка и контроль результатов инновационной деятельности предприятия;
• комплексное исследование состояния защиты, охраны и использования интеллектуальной собственности;
ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011
ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011
Таблица 1
Различия между финансовым аудитом, аудитом эффективности и инновационным аудитом
Характеристика Финансовый аудит Аудит эффективности Инновационный аудит
Цель Выявить, является ли бухгалтерская отчетность достоверной и правильно составленной Выявить, является ли деятельность или программа результативной, экономичной и продуктивной Оценить способность предприятия к созданию и распространению инноваций, эффективность инновационной деятельности
В центре внимания Система бухгалтерского учета, система управления Результаты организационной и управленческой деятельности или программы Инновационный потенциал предприятия, инновационный трансфер, результаты инновационной деятельности
Научно-методическая база Бухгалтерский учет Теоретические основы экономики, финансов, социологии, права, менеджмента Инновационный менеджмент, методические основы оценки инновационного развития предприятия и региона
Методология Стандартизированный метод Исследовательская, отличающаяся наличием сферы, подлежащей проверке Исследовательская, нацеленная на выявление и коммерциализацию инноваций
Оценочные критерии Стандартизированные критерии Особые критерии для каждого аудита Специально разработанная система показателей
• проверка обоснованности отнесения затрат на мероприятия инновационного характера, целесообразности использования конкретного источника финансирования;
• оценка достоверности отчетности о выполнении инновационных мероприятий, правильности заполнения форм статистической отчетности;
• выявление источников финансирования инноваций;
• анализ конкретных инновационных проектов, разработка бизнес-планов коммерциализации инновации;
• формирование инновационной культуры как идеологии и технологии инновационного развития предприятия;
• разработка учебно-методических программ, пособий, методических рекомендаций и других материалов для подготовки персонала в области инновационного развития.
Основные принципы инновационного аудита:
• достоверность информации, используемой для проведения инновационного аудита;
• независимость и объективность в формировании выводов и составлении аудиторских заключений;
• непрерывность наблюдения за объектами;
• периодичность анализа информации и регулярность проведения аудита;
• сопоставимость применяемых показателей и методик во времени;
• полнота аудита всех направлений инновационной деятельности;
• нацеленность на выявление как внутренних технологий, которые могут использоваться более успешно, так и внешних, которые нужно приобрести;
• фокусирование внимания на выявление сильных сторон организации;
• готовность организации и ее руководства к проведению аудита;
• активное взаимодействие внутренних и внешних экспертов;
• конфиденциальность, не разглашение информации.
Инновационный аудит можно рассматривать как
альтернативу двум другим, наиболее известным в лите-
ратуре видами аудита: финансовому аудиту [15] и аудиту эффективности [16]. Существуют принципиальные различия между этими видами аудита. Финансовый аудит сосредотачивается на финансовой информации, аудит эффективности — на анализ деятельности предприятий и результативность государственных программ, инновационный аудит — на основные аспекты инновационного развития предприятия или региона. Эти различия обобщены в табл. 1.
Целевую направленность аудита эффективности обычно обозначают как «ЕЕЕ» [16]. Первая буква «Е» обозначает экономичность (economy) — стремление к снижению затрат на используемые ресурсы при сохранении необходимого уровня качества. Вторая буква «Е» обозначает продуктивность (efficiency) (получение максимума продукции от имеющихся ресурсов). Третья буква «Е» отражает результативность (effectiveness) — достижение максимально возможного желаемого результата.
Если аудит эффективности базируется на трех «Е», то инновационный аудит может использовать аббревиатуру «РЕЕ». В данном случае следует анализировать скорее не экономичность (economy) — стремление к снижению затрат на используемые ресурсы, а потенциал (potential) инноваций, то есть наличие или отсутствие соответствующих ресурсов. Дело в том, что наличие инновационных ресурсов не всегда очевидно для предприятия, а их стоимость может быть значительной. Анализ продуктивности (efficiency) здесь сводится к исследованию взаимосвязи между инновационными ресурсами и результатами инновационной деятельности, в частности, к исследованию эффективности инновационного трансфера. Третья буква «Е» в данном случае отражает результативность (effectiveness) инновационной деятельности предприятия, которая может быть измерена, в частности, таким показателем, как объем реализованной инновационной продукции.
Требования к объекту аудита. По мнению [7], предприятие, где будет проводиться инновационный аудит должно обладать следующими характеристиками:
• реальным стремлением и мотивацией к инновационному развитию, созданию новой продукции, новых технологических процессов;
1. Решение руководства предприятия (региона) о проведении ИА
1
2. Подготовительный этап
I
3. Сбор данных о состоянии инновационного потенциала
(управленческая и финансовая информация, анкетирование, интервью)
I
4. Экспресс-диагностика, анализ данных, 8А¥ОТ-анализ
I
5. Аудит инновационного потенциала предприятия
I
6. Составление, презентация и обсуждение отчета о состоянии и перспективах развития инновационного потенциала
I
7. Сбор данных о состоянии инновационного трансфера 1
8. Аудит инновационного трансфера предприятия
I
9. Составление, презентация и обсуждение отчета о состоянии и перспективах развития инновационного трансфера
1
10. Проведение федерального и регионального статистического обследования по форме № 4-инновация
1
И. Аудит результатов инновационной деятельности предприятия
1
12. Итоговый аудит инновационной деятельности 1
13. Составление, презентация и обсуждение итогового отчета о результатах инновационной деятельности предприятия
Рис. 1. Технология проведения инновационного аудита (ИА)
• наличием минимального инновационного потенциала и устойчивой внутренней организацией, способной реализовывать инновационные проекты;
• желанием участвовать в аудите, подтвержденное принятием на себя финансовых обязательств (как правило, совместное финансирование предприятия с органами государственного и регионального управления).
Требования к субъектам аудита. По мнению [7], для проведения инновационного аудита могут потребоваться два типа внешних консультантов. Первая группа — бизнес-консультанты, способные проводить диагностику, имеющие накопленный ранее опыт в области мониторинга и управления инновационными процессами. Эти эксперты должны знать соответствующие методики проведения инновационного аудита, уметь прогнозировать потребности рынка инноваций. Вторая группа консультантов — технологческие эксперты, имеющие специализацию в конкретном технологическом секторе и имеющие большой опыт работы. Заказчиками инновационного аудита, как правило, являются руководители предприятий, а также представители региональных органов управления. Эти субъекты должны осуществлять моральную и материальную
поддержку проведения аудита, открыто сотрудничать с экспертами, быть заинтересованными в выполнении плана действий по повышению инновационной активности предприятий.
Методики аудита. В качестве примера методики инновационного аудита можно назвать методику, предлагаемую в сети ARE (см. [7]). Другой пример — методика TA, применяемая во французских инновационных центрах. Эти методики, однако, мало адаптированы к российским условиям, особенностью которых является недостаточно высокая производительность труда и низкая корпоративная культура на предприятии. Авторами данной статьи разработаны адаптированные к российской экономике методики инновационного аудита [17], описание которых осталось за рамками данной статьи. Первая из этих методик, связанная с аудитом инновационного потенциала предприятия, должна использоваться на начальном этапе управления инновационной деятельностью. Она включает как оценку инновационного потенциала промышленного предприятия, так и предложения по его развитию. Вторая методика, нацеленная на аудит инновационного трансфера, должна применяться в динамике. Ее задача — оценка эффективности инновационной деятельности на всех этапах жизненного цикла инноваций и поддержка управленческих решений, связанных с повышением эффективности инновационного трансфера. Третья методика, связанная с аудитом результатов инновационной деятельности предприятия или региона, предназначена для контроля эффективности функционирования РИС. Эти методики составляют в своей совокупности методические основы инновационного аудита промышленного предприятия.
Технология проведения инновационного аудита. Для проведения инновационного аудита может использоваться алгоритм, представленный на рис. 1.
В заключение отметим, что предложенная концепция инновационного аудита промышленных предприятий может стать весьма полезной в решении задач повышения эффективности инновационных преобразований региона, как императива его экономической безопасности.
Список использованных источников
1. О. И. Митякова, Е. С. Мокрецова. Управление устойчивым развитием региона на основе инновационных преобразований// Сборник материалов Всеросс. научно-практич. конференции «Инновации в экономике, менеджменте и подготовке кадров». Н. Новгород, 2010.
2. О. И. Митякова. Оценка инновационного потенциала промышленного предприятия//Финансы и кредит, № 13, 2004.
3. Ю. М. Максимов, С. Н. Митяков, О. И. Митякова. Методика оценки инновационного потенциала учебно-научноинновационного комплекса многопрофильного технического университета//Инновации, № 2, 2004.
4. Ю. М. Максимов, С. Н. Митяков, О. И. Митякова. Инновационное развитие экономической системы: обобщенный показа-тель//Инновации, № 5, 2006.
5. Ю. М. Максимов, С. Н. Митяков, О. И. Митякова, Т. А. Федосеева. Инновационное развитие экономической системы: оценка инновационного потенциала//Инновации, № 6, 2006.
6. Ю. М. Максимов, С. Н. Митяков, О. И. Митякова. Инновационное развитие экономической системы: оценка эффективности трансфера технологий//Инновации, № 7, 2006.
ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011
7. Г. Пильнов, О. Тарасова, А. Яновский. Как проводить технологический аудит. Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий», 2006.
8. М. Ю. Спасенных. Инновационный бизнес: корпоративное управление НИОКР: учеб. пособие. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010.
9. К. С. Саенко. Инновационный аудит в системе информационного мониторинга хозяйственной деятельности//Аудит и финансовый анализ, № 6, 2009.
10. Б. К. Лисин, М. М. Петриков, О. М. Голышенкова. Инновационный аудит компании//Инновации, № 2, 2008.
11. http://www.avantage-audit.ru/innovaudit.htm.
12. http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/issue0406/040605.htm.
13. http://www.n-te.ru/innovation.htm.
14. Ю. М. Максимов, С. Н. Митяков, О. И. Митякова, Т. А. Федосеева. Инновационное развитие экономической системы: организация мониторинга//Инновации, № 11, 2006.
15. А. Д. Шеремет, В. П. Суйц. Аудит: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005.
16. Е. И. Иванова, М. В. Мельник, В. И. Шлейников. Аудит эффективности рыночной экономике: учебное пособие/Под ред. С. И. Гайдаржи. М.: Кнорус, 2007.
17. С. Н. Митяков и др. Отчет по НИР «Мониторинг инновационной активности предприятий Нижегородского региона по данным государственной статистики», выполненной по Государственному контракту с Министерством промышленности и инноваций Нижегородской области № 3 от 16.06.2010 г.
Innovative transformations as an imperative
of economic safety of region: innovative audit
Y. M. Maximov, Doctor of Technical Sciences, Professor, Vice-Rector for Scientific Work State University named after N. I. Lobachevsky.
S. N. Mityakov, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Heard of the Department of Applied Mathematics Nizhniy Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseev.
O. I. Mityakova, Doctor of Economic Sciences, Assistant Professor, Professor of Department of Innovation Management, Nizhniy Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseev.
E. S. Mokretscova, the Economist, Building trust, Appllicant of Nizhniy Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseev.
As it has been shown in previous articles of the given cycle, economic safety of region is in many respects defined by level of its innovative development. One of tools of increase of efficiency of innovative transformations in region, innovative culture of participants of innovative process is innovative audit. The concept of innovative audit including the purposes, problems, principles and the basic stages of its carrying out is considered in this article.
Keywords: the analysis of efficiency of innovative processes, innovative audit, audit of innovative potential, audit of an innovative transfer, audit of results of innovative activity.