Концепция инновационного развития Нижегородской области: основные положения
ю
о р
СП
со
<
СО О
В. В. Нефедов,
министр промышленности и инноваций Нижегородской области [email protected]
Н. А. Никонов,
зам. министра промышленности и инноваций Нижегородской области
С. Н. Митяков,
д. ф.-м. н., профессор,
директор института экономики и управления, Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, академик, член президиума РАЕН [email protected]
О. И. Митякова,
д. э. н., доцент, профессор кафедры управления инновационной деятельностью, Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева [email protected]
Работа открывает цикл статей, посвященных концепции инновационного развития Нижегородского региона. В данной статье рассматриваются вопросы формирования инновационной политики в промышленном регионе. Анализируются основные положения Концепции инновационного развития Нижегородской области до 2020 г. Выделено пять базовых направлений управляющих воздействий на инновационную деятельность в регионе. Определены основные механизмы реализации Концепции инновационного развития Нижегородской области.
Ключевые слова: инновационное развитие, концепция инновационного развития, инновационная деятельность в регионе.
Особенность современного состояния России отчетливо проявляется в специфике входящих в нее территорий, как в культурном, так и в экономическом аспектах. Поэтому, для перехода на инновационный путь развития необходимо применять дифференцированно системный подход к развитию регионов: создавать сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий; сокращать различие в уровне и качестве жизни в масштабах всей страны с помощью мер социальной и региональной политики; укреплять системы стратегического управления региональным развитием [1, 2]. В большинстве регионов разработаны концепции инновационного развития, направленные на достижение стратегических целей инновационного развития РФ до 2020 г., в которых формулируются стратегические направления, условия и механизмы развития экономики регионов. Эти концепции содержат развернутые декларации о целях и путях инновационного развития регионов.
Нижегородская область является одной из ключевых для европейской России. Она обладает значительным экономическим потенциалом, выгодно расположена на пересечении крупных торговых и транспортных магистралей. Административный центр об-
ласти — Нижний Новгород — является одновременно центром Приволжского федерального округа. Область занимает территорию 76,6 тыс. км2, ее численность населения на 01.01.2014 г. составила 3,2815 млн чел. Область является одним из экономически развитых регионов РФ. На ее долю приходится 1,7% суммарного валового регионального продукта регионов РФ.
В объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, по добыче полезных ископаемых область занимает 59-е место в России (в федеральном округе — 10-е), по обрабатывающим производствам — 9-е (3-е), по производству и распределению электроэнергии, газа и воды — 19-е (6-е). На долю области приходится почти две трети общероссийского производства автобусов, около половины — грузовых автомобилей, более трети — машин для городского коммунального хозяйства, значительная часть — труб стальных и полистирольных пленок. В сельском хозяйстве возделывают зерновые культуры, лен-долгунец, картофель, овощи. Развиты мясомолочное животноводство и птицеводство.
Географическое расположение Нижегородской области обусловило создание здесь мощного научно-промышленного комплекса. Область исторически
является одним из крупнеиших центров научно-технического образования, академической и отраслевой науки. Выполнением научных исследований и разработок занимаются около 90 предприятий и организаций, в том числе 6 институтов Российской академии наук. Особенностью нижегородской промышленности является мощный оборонно-промышленный комплекс, включающий предприятия авиа- и судостроения, высокоточного приборостроения, атомной энергетики, радиоэлектроники и других наукоемких, высокотехнологичных производств.
В апреле 2006 г. была принята Стратегия развития Нижегородской области до 2020 г. [3], в которой определены долгосрочные ориентиры развития и стратегические целевые установки, обеспечивающие достижение высоких стандартов качества жизни и уровня благосостояния жителей области. В документе обозначены три стратегических фокуса действий Правительства Нижегородской области по формированию целевой структуры экономики: развитие автомобильного кластера, развитие области как центра производства и дистрибуции товаров массового спроса и развитие инноваций.
Инновационная система Нижегородской области представляет собой совокупность организаций частного и государственного секторов экономики, ведущих исследования и разработки, производство и реализацию высокотехнологичной продукции, а также структуры управления и финансирования инновационной деятельности. Нижегородская область как территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала располагает благоприятными условиями для развития инновационного бизнеса, превращения инновационной деятельности в основной долгосрочный источник повышения конкурентоспособности экономики.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 31.07.2013 г. № 504 утверждена Концепция инновационного развития Нижегородской области до 2020 г. [4]. Структура Концепции следующая.
Первый раздел «Современное состояние и проблемы инновационного развития Нижегородской области» содержит информацию о проблемах инновационного развития страны, экономическом и инновационном потенциале Нижегородской области. Приводится краткое описание основных направлений инновационной деятельности в регионе. Значительное внимание уделено развитию науки и человеческого капитала. Дан обзор инновационного законодательства региона. Представлены значения основных индикаторов инновационной деятельности, по большинству из которых Нижегородская область входит в десятку лучших регионов России. В частности:
• число лиц, занятых научными исследованиями и разработками на 10000 занятого населения в 2013 г. составило 243,9 чел., что превышает соответствующий показатель в среднем по России в 2,39 раза (3-е место в рейтинге регионов);
• внутренние затраты на научные исследования и разработки в % к ВРП в 2012 г. составили 5,16%,
что превышает среднероссийский уровень более чем в 3 раза (1-е место в рейтинге регионов);
• интенсивность затрат на технологические инновации (отношение затрат на технологические инновации к объему выпущенной продукции) в 2013 г. составила 6,39% (2-е место в рейтинге регионов);
• доля отгруженной инновационной продукции во всей отгруженной продукции промышленности в 2013 г. составила более 18,1% (5-е место в рейтинге регионов);
• удельный вес инновационно активных организаций Нижегородской области в 2013 г. равен 15,4% (11-е место в рейтинге регионов). Рассмотрены основные вызовы и угрозы, среди
которых геополитические и экологические проблемы, угроза технологического отставания. Несмотря на достаточно эффективную организацию системы государственного управления инновационной деятельностью в нижегородском регионе, многие проблемы инновационного развития остаются не решенными в должной мере. В частности, характерна проблема инновационного трансфера: при наличии значительного научного потенциала региона, нижегородская промышленность недостаточно активно реализует предложения, выдвигаемые наукой.
Второй раздел включает краткое описание целей и задач Концепции. Цель Концепции — это создание условий для «инновационного мультипликатора», когда инвестиции в базисные нововведения вызывают рост производства, который индуцирует появление вторичных, улучшающих нововведений, замещающих устаревшие технологии. Их внедрение сопровождается интенсивным экономическим ростом, связанным с ростом инвестиций, ростом экспорта за счет появления новой конкурентоспособной продукции, ростом потребления за счет повышения благосостояния населения, а также с ростом государственных расходов на инновационное развитие страны [5]. Задачами Концепции, конкретизирующими ее основную цель, являются следующие:
1. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности, формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, территорий инновационного развития и развитие инновационных кластеров, что обеспечит расширенное воспроизводство знаний в регионе, а также повышение эффективности трансфера технологий и коммерциализации результатов научных исследований.
2. Развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций, что позволит обеспечить материальные и моральные стимулы для притока наиболее квалифицированных специалистов в инновационный сектор экономики, повысить инновационную культуру общества, адаптировать систему образования к формированию необходимых для инновационного общества знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, создать условия для развития системы подготовки и переподготовки кадров в области инноваций и научно-технического предпринимательства.
ю
о
сп
со
<
со О
ю
о
сп
со
<
со
о
3. Развитие механизмов государственного управления инновационной деятельностью и частно-государственного партнерства, что позволит сформировать привлекательные условия для инвестиций в инновационную сферу деятельности через участие государства и региональной власти в финансировании инновационных проектов, создать благоприятные условия для использования инноваций во всех видах деятельности.
4. Обеспечение открытости региональной инновационной системы и экономики, а также интеграция эффективная региона в общероссийские и мировые процессы создания и использования нововведений, что обеспечит активизацию научно-технического сотрудничества, внутреннего и внешнего трансфера технологий.
Третий раздел содержит основные направления реализации Концепции. Первое направление связано со стимулированием подъема инновационной активности промышленных предприятий Нижегородской области. Его цель — содействие внедрению инноваций на промышленных предприятиях области по всему спектру инновационной активности — технологических инноваций, инноваций в области менеджмента, маркетинга, финансов и др. Это позволяет в сравнительно короткие сроки получить положительные результаты, поскольку использует ресурс действующих промышленных предприятий и не требует затрат на создание новых производств.
Второе направление связано со стимулированием роста числа малых и средних инновационных предприятий области. Оно обеспечивается развитой инфраструктурой поддержки инновационной деятельности, включающей технопарки, бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, фонды поддержки инновационного бизнеса, инновационно-технологические центры, инновационные кластеры и др.
Третье направление сопряжено с созданием и развитием эффективной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Нижегородской области. Системообразующими элементами областной инновационной инфраструктуры должны стать: государственные научные центры, отраслевые институты, вузы, ведущие научно-производственные предприятия, технопарки и бизнес-инкубаторы. Элементами системы, отвечающими за производство научно-технического продукта и его продвижения на рынок, должны стать инжиниринговые фирмы.
Четвертое направление раскрывает вопросы формирования правового поля для развития инновационной деятельности в Нижегородской области. Его цель состоит в создании благоприятных институциональных условий для инновационного развития Нижегородской области, эффективного использования налоговых преференций, механизмов частно-государственного партнерства и других инструментов управления инновационной деятельностью в регионе.
Наконец, пятое направление посвящено обеспечению инновационной деятельности квалифицированными кадрами и повышению уровня инновационной культуры. Способность работников генерировать новые идеи, объективно принимать решения по их
воплощению, профессионально решать поставленные задачи, в конечном счете, является определяющим фактором успеха практической реализации различных направлений Концепции.
Четвертый раздел содержит конкретные механизмы, направленные на достижение целей и решение задач Концепции. Среди них:
1. Организация мониторинга инновационной активности промышленных предприятий и организаций региона.
2. Организация инновационного аудита промышленных предприятий Нижегородской области, цель которого — оценить способность экономической системы интегрировать новые технологии, взаимодействовать с технологическими партнерами, формировать корпоративно-инновационную культуру.
3. Совершенствование инновационного законодательства Нижегородской области.
4. Повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний.
5. Создание и развитие инфраструктуры инновационной системы Нижегородской области.
6. Развитие региональной инновационной системы, обеспечивающей эффективное инновационное развитие предприятий промышленности.
7. Реализация программ государственной поддержки малых и средних инновационных предприятий Нижегородской области.
8. Реализация инновационных образовательных программ в Нижегородской области
9. Интегрирование возможностей различных программ и проектов.
10. Разработка и реализация пилотных проектов, нацеленных на апробацию различных экономических или общественных механизмов, являющихся новыми не только для Нижегородской области, но и для других регионов России.
11. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, выбор которых будет осуществляться на основе долгосрочного прогноза научно-технического и инновационного развития Нижегородской области.
12. Повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и инновационных предприятий и организаций за счет создания надежных механизмов, координирующих деятельность участников Концепции.
Пятый, заключительный раздел Концепции посвящен описанию ожидаемых результатов, связанных с ее реализацией, которая предполагает достижение таких изменений в экономике области, которые позволят говорить о переходе к инновационной экономике знаний. Эти изменения должны носить системный характер и в конечном итоге должны обеспечить:
• устойчивое развитие экономики области;
• высокий уровень экономической безопасности;
• конкурентоспособность как внутри страны, так и за ее пределами;
• повышение качества жизни населения.
С точки зрения субъектов инновационной деятельности реализация Концепции позволит: Для промышленных предприятий:
• увеличить конкурентоспособность производимой продукции;
• повысить эффективность реализации продукции, расширить рынки сбыта продукции;
• совершенствовать оборудование и технологии. Для малых инновационных фирм:
• создать благоприятные стартовые условия;
• создать эффективную инфраструктуру поддержки инновационной деятельности;
• сформировать высокий спрос на результаты деятельности малых инновационных фирм.
Для научных и образовательных учреждений:
• создать сбалансированный рынок научно-исследовательских разработок;
• накопить опыт коммерциализации научно-технических разработок;
• создать устойчивые связи с промышленными предприятиями, обеспечивающие устойчивый трансфер технологий;
• увеличить спрос на образовательные услуги. Общие результаты реализации Концепции, которые повлияют на уровень жизни населения региона в целом:
• увеличение налоговой базы и бюджетной обеспеченности;
• создание новых рабочих мест;
• рост качества жизни;
• повышение эффективности власти;
• сокращение безработицы;
• улучшение экономической и социальной среды области;
• рост инновационной культуры. Количественные результаты связаны с достижением необходимых уровней целевых индикаторов. В Концепции приводится соответствующая таблица, содержащая прогноз значений целевых индикаторов, которые увязаны со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.,
Стратегией развития Нижегородской области до 2020 г., а также с задачами предлагаемой Концепции инновационного развития.
Список использованных источников
1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (с изменениями и дополнениями)». http://base.garant.ru/194365.
2. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70006124.
3. Постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 г. № 127 (ред. от 20.03.2009 г. № 130) «Об утверждении стратегии развития Нижегородской области на период до 2020 г.». http://base.consultant.ru.
4. Постановление Правительства Нижегородской области от 5 марта 2012 г. № 109 «Концепция инновационного развития Нижегородской области». http://base.consultant.ru.
5. Ю. М. Максимов, С. Н. Митяков, О. И. Митякова, Т. А. Факее-ва. Инновационный мультипликатор и экономический рост// Инновации, № 5, 2004.
The concept of innovation Nizhny Novgorod region: general provisions V. V. Nefedov, Minister of Industry and Innovation Nizhny Novgorod region.
N. A. Nikonov, Deputy Minister of Industry and Innovation Nizhny Novgorod region.
S. N. Mityakov, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Director of the Institute of Economics and Management of the Nizhny Novgorod State Technical University n. a. R. E. Alekseev, Academician, member of the Presidium of the Academy of Natural Sciences.
O. I. Mityakova, PhD, Professor of the Department of Innovation Management Nizhny Novgorod State Technical University n. a. R. E. Alekseev.
The work opens a series of articles devoted to the concept of innovative development of the Nizhny Novgorod region. This article examines the issues of formation of innovation policy in industrial region. Analyzes the basic Concept of Innovative Development of the Nizhny Novgorod Region until 2020. Identified five basic directions of control actions on innovative activity in the region. Defines the main mechanisms for implementation of the Concept of Innovative Development of the Nizhny Novgorod Region.
Keywords: innovative development, the concept of innovative development, innovative activity in the region.
Компания «Азбука» заключила договор с крупнейшей в мире образовательной корпорацией Pearson
Российская компания «Азбука», поддержанная Фондом содействия по программе «Модернизация образования современными технологиями» («МОСТ»), и издательство Pearson, лидер на мировом рынке учебной литературы, подписали соглашение о сотрудничестве.
«Азбука» - крупнейшая в России платформа агрегации электронных учебников и дополнительного образовательного контента. Теперь в российской системе появятся электронные учебники, разработанные корпорацией Pearson, которая реализует множество образовательных проектов различных ступеней (от дошкольной до профессиональной подготовки). Взаимодействие компаний позволит обеспечить доступ к самому современному образовательному контенту российским образовательным учреждениям, библиотекам, и частным пользователям из разных регионов России. Интерес к совместному проекту компаний также проявляют в ряде стран СНГ.
«Опыт «Азбуки» по внедрению электронных учебников в российских образовательных учреждениях показывает, что в образовательной системе страны существует потребность в качественном электронном контенте, который даст возможность в полной мере реализовать новые обучающие методики. Мы надеемся, что наше сотрудничество с Pearson приведет не только к повышению интенсивности использования информационных технологий в обучении, но и сделает образовательный процесс более интересным», — говорится на сайте компании «Азбука».
Договор между «Азбукой» и Pearson стал важным шагом на пути к модернизации российского образования. Сотрудничество направлено, в том числе, на повышение позиции России в авторитетном международном рейтинге, составляемом Pearson в рамках широкомасштабной программы количественного и качественного анализа образования Learning Curve.