К.П. ОМАРОВА, К.Б. КУРМАНГАЛИЕВ, Г.Е. КУЛДАНОВА
Концепция развития медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2011 - 2015 годы предполагает действия в трех направлениях: структурном, институциональном и содержательном. Стратегическое управление образовательным процессом должно создавать векторы инновационного развития, готовя будущих врачей к изменению рынка труда и возможности их участия в высокотехнологичной медицине. В этих условиях идеология передачи студентам готовых знаний постепенно должна сменяться идеологией формирования компетенций. Поэтому на первый план выходят задачи выявления и формирования современных способов организации мыслительной работы студентов.
Традиционное обучение с использованием лекций и семинаров в условиях современного образования явно недостаточно. При подобном подходе не обеспечивается освоение практических навыков, работа в команде и алгоритмизация своих действий. В случаях экстренных ситуаций, когда время принятия решения сводится к минимуму, данные компетенции выступают на первый план.
существуют манекены различных поколений: для отработки первичных навыков, для имитации элементарных клинических ситуаций и для отработки действий подготовленной группы.
В то же время существуют и проблемы, касающиеся организации симуляционного обучения, методики обучения практическим навыкам, методам оценки. Имеется важный недостаток, касающийся системности обучения: отработка разрозненных практических навыков, отсутствие системности при обучении студентов, преемственности в учебном процессе. При всей привлекательности симуляционного обучения отмечается недостаточная привязка практических навыков к теоретическому материалу. Существует проблема противоречивых точек зрения на методику проведения практических занятий. В настоящее время обучение практическим навыкам сводится к обучению отдельным практическим навыкам (распознование аускультативных шумов, СЛР, наложение швов и т.д.). Но организм человека -целостная система и изолированная патология у него встречается редко. Поэтому основной целью симуляционного обучения, на наш взгляд, является научиться совмещать ранее освоенные навыки с клиническим мышлением, действовать в команде, принимать ответственные решения в стрессовых ситуациях.
Учебно-клинический центр (УКЦ) - центр инновационных методов обучения с применением симуляционных технологий был организован в 2008 году в соответствии с концепцией реформирования медицинского и фармацевтического образования РК. В этой связи по программе Министерства здравоохранения были приобретены современные учебные манекены и тренажеры. Целью создания центра явилась организация образовательной среды для обучения практическим навыкам и подготовки медицинских кадров с применением симуляционных методов обучения, т.е. использование в
Явные и понятные ограничения имеет обучение на пациенте, которое чревато развитием ятрогенных осложнений, невозможностью многократных повторений большого спектра различных манипуляций и др.
Альтернативным вариантом базового обучения мануальным навыкам является использование тренажеров и симуляторов. Использование манекенов-симуляторов имеет ряд несомненных преимуществ: продолжительность и режим обучения не ограничены по времени, возможно любое количество повторений упражнения, не требуется постоянное присутствие преподавателя. На данный момент
Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (32) 2011 г.
Батыс Цазацстан медицина журналы №4 (32) 2011 ж. 81
преподавании навыков манекенов, моделей, муляжей, виртуальных моделей, интерактивных обучающих компьютерных программ.
Симуляционные технологии в медицине являются новым для казахстанского здравоохранения форматом обучения с выраженным практическим акцентом, эффективно формирующим у студентов прикладные навыки через погружение в реальность. Симуляционные задачи предусматривают гибкое изменение хода реализуемых ситуаций в зависимости от решений и действий участников, тем самым позволяя в деталях, на собственном опыте обыграть успехи и ошибки.
В настоящий момент обучение студентов практическим навыкам в УКЦ проводится, начиная с 3-го курса, т.е. с Ш момента включения в учебную программу клинических дисциплин. Для этого составляется перечень практических навыков, формируются учебные группы, выделяются ответственные преподаватели и инструкторы. Все необходимые практические навыки отрабатываются на манекенах в симуляционных классах.
В период становления УКЦ ход выполнения практического навыка демонстрировался преподавателями. Затем студенты просто повторяли
увиденный навык и закрепляли его на манекене. По мере развития центра совершенствовалась и методика обучения. На каждый практический навык были разработаны практические рекомендации с пошаговым алгоритмом действия, критериями выполнения и методами оценки.
С целью усиления взаимосвязи практических навыков и теоретического материала внедрено инновационно-методическое сопровождение учебного процесса, ориентированного на широкое использование информационно-компьютерных технологий. Известно, что современные студенты хорошо воспринимают «картинку» с компьютера и гораздо хуже - страницу учебника. Поэтому в УКЦ была проведена работа по переходу образовательного процесса на современный «презентационный», т.е. компьютерный способ подачи учебного материала. С этой целью сотрудниками центра совместно с профильными кафедрами были подготовлены специальные компьютерные презентации для занятий с акцентом на практические навыки. В начале каждого занятия преподаватель в течение 15-20 мин проводит презентацию занятия, где отражаются узловые моменты практического действия, показания и
противопоказания к выполнению навыка, возможные осложнения. Особое внимание
обращается на оказание неотложной помощи. Имеется презентационный материал по темам «Отравления химическими веществами», оказание неотложной помощи при терапевтических и хирургических патологиях, отдельным практическим навыкам.
С этой же целью приобретены обучающие компьютерные программы с набором учебных видеофильмов по практическим навыкам по терапии, акушерству-гинекологии, педиатрии. Отдельно имеется обучающая программа по хирургическим навыкам: наложению швов, плевральной пункции, проведению лапароцентеза и т.д. Имеется собственная база учебных видео и фотоматериалов, которая также активно применяется в учебном процессе. Таким образом, была проведена «реконструкция» образовательного процесса с учетом мыслительной работы
82 Батыс Цазацстан медицина журналы №4 (32) 2011 ж.
Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (32) 2011 г.
современных студентов, переход от принципа обучения в виде передачи знаний к принципу освоения активных методов учебы.
В последнее время большее значение приобретают симуляционные игры в медицине: практико-ориентированные командные тренинги, воссоздающие типичную среду (цели, задачи и клиническую ситуацию, команда, риски и возможные осложнения, медицинская документация и т.д.) и позволяющие отработать конкретные навыки в имитируемых клинических условиях. Однако данные навыки возможно отработать лишь на высокотехнологичных симуляторах, объединенных в систему. С этой целью приобретен современный автономный беспроводной робот-симулятор ISTАN («Meti» США), который предназначен для отработки практических навыков, командных действий и клинического мышления. Данная модель роботизированного симулятора пациента является одной из самых современных разработок и не имеет аналогов в мире. Симулятор является копией реального человека и самое главное - реалистично повторяет человеческие реакции на врачебные действия и введение лекарственных веществ. Базовые 14 клинических сценариев воссоздают различные патологии со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной систем, анафилактический шок и т.д. Совместно с кафедрами терапевтического профиля разрабатываются методические рекомендации по проведению занятий, составляются сценарии симуляционных игр, моделирующих поведение пациента согласно изучаемым ситуациям. Разрабатываются алгоритмы действий оператора имитационного манекена, включающие в себя легенду и реакции в зависимости от действий оказывающего помощь специалиста. Темами симуляционных задач являются кардиогенный шок, отек легких, желудочковая тахикардия без пульса, клиническая смерть через фибрилляцию с исходом в асистолию либо с восстановлением синусового ритма.
Известно, что наиболее объективным методом оценки освоенных практических навыков является наблюдение. С целью интенсификации и повышения качества учебного процесса организована система видеонаблюдения. В 6 учебных классах центра установлены камеры видеонаблюдения. Наблюдение ведется из отдельной комнаты, изображение подается на специальный монитор. Комнаты оборудованы двусторонней аудиосвязью для обратной связи. Для оценки правильности выполнения студентом практических навыков организована отдельная комната наружного наблюдения с односторонней видимостью. Преимуществом использования этих методов обучения и контроля является увеличение объективности оценки навыков и предоставление студенту возможности самостоятельного обучения.
Таким образом, проводимая методика симуляционного обучения на основе клинических знаний, которая включает в себя теоретический курс, отработку практических навыков, моделирование типичных неотложных ситуаций на базе высокотехнологичных симуляторов, широкое использование информационно-компьютерных технологий, значительно повышает эффективность образования и позволяет достичь качественных компетенций выпускников. Список литературы:
1. Мещерякова М.А.. Учебный процесс вуза в системе управления качеством профессиональной подготовки врачей. Монография. М.: КДУ, 2006. - 140 с.
2. В.С. Филимонов, О.Б. Талибов, А.Л. Вёрткин. Эффективность симуляционной технологии обучения врачей по ведению пациентов в критических ситуациях. « Врач скорой помощи», 2010, № 6 с 9-20
„ , _I I „„ _______ ^^ Батыс Казахстан медицина журналы №4 (32) 2011 ж. 83
Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (32) 2011 г. \ _____!_
ТYЙIН
К.П.ОМАРОВА, К.Б.КУРМАНГАЛИЕВ, Г.Е.КУЛДАНОВА СИМУЛЯЦИЯЛЬЩ ОКЫТУДАГЫ ИННОВАЦИЯЛЬЩ ОРАЛЫМДАР
М.Оспаов атындагы БК^ММУ оку-клиникалык орталыгы, Актебе каласы
Макалада жас мамандарды даярлауда симуляциялык окытуды заманауи талаптарга сай непздеудщ мацызы кел^ртген.
Нег'зг'! свздер: симуляция, манекен-симулятор.
SUMMARY
K.P. OMAROVA, K.B. KURMANGALIYEV, G.E. KULDANOVA INNOVATION APPROACHES IN SIMULATION TEACHING
Educatian and Clinikal center of West Kazakystan Marat Ospanov State medikal University, Aktobe city.
Concept of medical and pharmaceutical education of Kazakhstan 2011-2015 years, suggests the action for three areas: structural, institutional and content. Strategic management of the educational process should weate vectors of innovation development, preparing suture physicians to shandes in the laber market and their participation in high-tech medicine. In these circumstances, transter students with the ideology of ready -made knowledge should gradually be replaced by the ideology of the sormation of modern methods of organiration of mental work of students.
Key words: simulator, innovative methocl.
84 Батыс Казахстан медицина журналы №4 (32) 2011 ж. / ' '
__/ Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (32) 2011 г.