55 лет ^
устемелеп жазу ттмЗдН орфографиялыщ нормасы Yшiн де, орфоэпия зацдылыгы ^алыптасуы Yшiн де ^олайлы емес. 0йткенi басы артыщ эртпен ттдщ табиги эуездтИнщ берекесiн кетiруiмiз MYMKiH. Мысалы, ^ортынды/^орытынды, естiптi/есiтiптi, орны/орыны, ^алпынша/^алыпынша,
азнаула^азынаула^ жарыспаларыныц табиги дурыс дыбысталуга сэйкес келетiнi - алдыцгысы»,- дейдi [4.61]. С.Мырзабеков орыс тонен енген свздердi
станса, газет, зауыт, облыс, пойыз деп «жартыкеш» жазуга ^осылмайтынын айтып, сонды^тан бабалар тоне жа^ындату багытында оларды ыстанса, гэзет, зауут, обулус, пойуз деп жазуды усынады. Эрине, булай жазу томкздщ дыбыстыщ ерекшелiгiне сай келгенмен, ^¡рп гылым мен техника тас^ыны кезецЫде шет тiлдерi свздерiн вз ана тондей ^олдана бiлудi мецгерген жас урпа^тыц ^алай ^абылдайтынын да ескерген жвн сия^ты.
УДК 614:001.895-057.8
В.В. КОЙКОВ, А.Б. АБДРАХМАНОВ, М.П. СОЛОДОВНИКОВ, Ю.С. СИДОРКИНА
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СФЕРЫ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ
В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Республиканский центр развития здравоохранения, Астана
Сравнительный анализ развития национальных систем здравоохранения Казахстана и зарубежных стран указывает на ключевую роль науки и инноваций в решении вопросов охраны здоровья граждан и обеспечении постоянной готовности организаций здравоохранения к реагированию на изменения эпидемиологической и медико-демографической ситуации.
Развитие науки и инноваций возможно лишь при условии наличия эффективного кадрового потенциала. Персонал организаций науки и университетов, причем, не только исследователи и научно-педагогические работники, но и менеджеры, вспомогательный и обслуживающий персонал (биостатисты, эпидемиологи, программисты), в современных условиях являются ключевым стратегическим ресурсом, при отсутствии или низком качестве которого даже супероснащенная организация не будет иметь возможности эффективно развиваться.
В общемировом рейтинге стран по количеству исследователей на 1 миллион населения Казахстан находится на 61-м месте (646 исследователей/ млн. населения). Для сравнения в Финляндии данный показатель составляет 7707, в Сингапуре - 6088, в Японии - 5573, в США - 4663, в России - 3191, в Китае - 1071. На долю научных кадров в отрасли здравоохранения приходится менее 7% всего кадрового потенциала отечественной науки.
Серьезной проблемой продолжает оставаться для казахстанской науки проблема старения кадров и
особенно остро эта проблема стоит в системе здравоохранении - на долю исследователей в возрасте от 40 до 60 приходится 45% всех исследователей, старше 60 лет - около 15%, причем только за последние 10 лет эти цифры увеличились в 1,5 раза. Для сравнения в США на долю исследователей от 40 до 60 лет приходится 22%, старше 60 лет - 6%).
Для решения проблемы кадрового обеспечения научно-инновационной сферы здравоохранения необходимо обеспечить дальнейшее повышение качества подготовки научных кадров, а также развитие научного и инновационного потенциала работников организаций здравоохранения, принимающих непосредственное участие в научно-инновационном процессе: пересмотреть программы магистратуры и докторантуры PhD, курсов повышения квалификации научных работников на предмет формирования ключевых компетенций научного работника, внедрить эффективные механизмы мотивации и оценки деятельности научных работников через повышение статуса ученого, включая широкое использование мер материальной и нематериальной стимуляции отдельных исследователей и исследовательских коллективов, создать условия для развития студенческой науки и поддержки молодых ученых, реализовать комплекс мер по повышению признания отечественных ученых мировым исследовательским сообществом.
УДК 614.25:618(09)
О.Д.КОНСТАНТИНОВА, И.А. ВДОВЕНКО, Л.М. ДЁМИНА, Е.П. КАСТРОВА
СНК - ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И НАУЧНОГО ОПЫТА
Оренбургская государственная медицинская академия, Оренбург, Россия
Студенческий научный кружок кафедры акушерства и гинекологии Оренбургской государственной медицинской академии был основан в 1950-м году опытным клиницистом, блестящим педагогом профессором Я.Н. Полонским. Первые работы студентов научного кружка были посвящены анализу причин материнской смертности и ее профилактики, расширению показаний к кесареву сечению. Под руководством проф. М.В Дубнова (1956г), и с 1958 года проф. Я.В. Кривицкого студенты кружка активно занимались про-
Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.
блемами оперативной гинекологии. В последующем работу СНК кафедры курировали доценты В.П. Зуева и М.Д. Митрофанова, уделяя значительное внимание проблемам гинекологической эндокринологии, неспецифических воспалительных заболеваний гениталий, изучению гемокоагуляционных показателей при патологическом течении беременности и теоретическим аспектам редких видов патологий с демонстрацией беременных и гинекологических больных, представляющих интерес в клиническом плане. В последние
55 жыл ^
десятилетия происходит смена поколений. С приходом на кафедру профессоров В. Б. Сапрыкина и О.Д. Константиновой, которые придали студенческой науке новый импульс, отмечается тренд к появлению самостоятельно законченных научно-исследовательских работ, выполненных студентами в рамках СНК. Студенческий научный кружок при кафедре явился школой, открывшей дорогу в науку многим известным сегодня ученым и врачам. Исторически сложилось так, что кафедра акушерства и гинекологии является одной из ведущих в медакадемии, научно-консультативным центром города и области, базой
усовершенствования акушеров- гинекологов. Продолжая славные традиции сНк, лучшие воспитанники кружка пополняют ряды клинических ординаторов и интернов, становясь квалифицированными специалистами практического здравоохранения и ВУЗов. Работа СНК основывается на принципах сохранения традиций и преумножения достижений кружка. Активное участие в деятельности СНК является основой профессионального становления и формирования личностных качеств будущего врача, научного работника и человека.
УДК 371.1-057.875:616-036.81-052
К.Б. КУРМАНГАЛИЕВ, Г.Е. КУЛДАНОВА, К.И. АЛЬМУХАНОВА, А.С. МУКАНОВА, Ш.Ж. САЛИКОВА
СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПО ВЕДЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе
Для обучения разработаны теоретический и практический курсы. Первый — базируется на изучении и знании фундаментальных дисциплин, представляемых на лекциях и семинарских занятиях, второй — включает работу в учебно-клинический центре (УКЦ) на манекенах. Симуляционные классы оборудованы специальными манекенами и симуляторами различных поколений: от отработки первичных навыков до имитации клинических ситуаций и отработки действий подготовленной группы. Установлены специальные приборы, используемыми в неотложных состояниях (дыхательная аппаратура, дефибрилляторы, мониторы наблюдения и.д.) Преподаватель на симуляторах «^ТА№> и «BabySIM» с помощью компьютера имитирует критические состояния, изменяет показатели состояния по заданному сценарию. Гибкость системы позволяет применять ее для обучения и моделирования множества ситуаций, поэтому данный вид можно считать универсальной моделью для обучения оказанию помощи на догоспитальном этапе и в стационаре. Были созданы клинические сценарии с максимальным приближением к реальной клинической практике. Си-
стема обучения практическим навыкам основывается на многоуровневом принципе, заключающемся в последовательном освоении и многократном повторении манипуляций. В процессе практических занятий в УКЦ закрепляются знания клинической картины неотложных состояний, отрабатывается умение в максимально короткие сроки поставить диагноз, найти его причину, выбрать наиболее эффективный и безопасный способ лечения, прогнозировать эффективность и возможные побочные эффекты проводимой терапии. Отрабатывается коммуникативность, умение грамотно и свободно использовать полученные знания и представления лечения неотложных состояний при общении с коллегами и пациентами. Проведенные занятия показали большую заинтересованность студентов и преподавателей, высокую эффективность преподавания. Внедрение симуляционной системы подготовки студентов оказанию неотложной медицинской помощи позволяет более эффективно усваивать тематические знания (до 85% верного решения ситуационных задач) и успешно осваивать практические навыки (до 90% точного выполнения основных манипуляций).
УДК 614.253.1
М.А. МАМЫРБАЕВА
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ВРАЧА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе
Президент Назарбаев Н.А. в своем Послании «Новый Казахстан в новом мире» подчеркнул, что одним из направлений государственной политики на новом этапе развития нашей страны должно стать улучшение качества медицинских услуг и развитие высокотехнологичной системы здравоохранения. Совершенствование управления качеством медицинских услуг занимает важное место в контексте стратегического развития здравоохранения Казахстана до 2020 года.
Результаты социологического опроса населения республики по вопросам доступности и качества медицинской помощи показали недостаточную степень удовлетворенности качеством медицинской помощи. Ежегодно примерно 70% обращений граждан на нека-28
чественную медицинскую помощь по результатам проверок, признаются обоснованными. Количество обращений граждан на некачественную медицинскую помощь (по итогам 2010 года на 100 тыс. нас.) составляет по РК - 10,6; по г. Астана -16,4; по г. Алматы - 19,6; по Актюбинской области - 8,2.
Результаты рассмотрения обращений граждан показывают, что одной из основной причиной их возникновения являются - нарушение врачебной этики и деонтологии. В обращении граждан появилась тенденция к требованиям о привлечении к уголовной ответственности медицинских работников, и о возмещении материального и морального ущерба. В настоящее время в медицине существует разрыв между вы-
Батые Цазацстан медицина журналы 3 (35) 2012 ж.