Ряба», без сомнения, наша любимая сказка, мы слышим её в раннем детстве, рассказываем сами. Несмотря на то, что нет её однозначной трактовки, она остаётся самой популярной национальной сказкой. Почему? Наверное, потому, что ребёнок в раннем детстве, не обладая развитым критическим мышлением, усваивает сказку бессознательно. Он не воспринимает эту историю так серьёзно, глубоко, «стремясь дойти до самой сути». Специалисты по гештальттерапии, в основу учения которой входит идея антиинтеллектуальности восприятия, советуют выстраивать отношения с окружающим миром по принципу «забудь о своём уме и доверься чувствам». Детям нравится просто её звучание: мелодика, ритмически повторяющиеся речевые элементы, простые эмоции, кроме того, и взаимные чувства двух близких людей - слушающего и рассказывающего.
Сказкотерапия сегодня занимает значимое место среди самых востребованных методов формирования и коррекции личности, она способна помочь всем участникам постижения окружающей действительности через сказку: детям - видеть мир и себя в этом мире, взрослым -учиться рефлексировать по этому же поводу. Кроме того, сказка может быть исключительным диагностическим материалом даже для целой нации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агранович, С. З. Человек двусмысленный. Археология сознания / С. З. Агранович, С. В. Березин. - Самара: БАХРАХ-М, 2005. - 238 с.
2. Агранович, С. З. Лекции о сказке [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: rulit.net>author/agranovich-sofya-zalmanovna.
3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
4. Запорожец, А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Г. А. Урунтаева - М.: Педагогика, 1998. - 138 с.
5. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов ребенка / А. Р. Лурия, Ф. А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006. - 316 с.
6. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1987
- 344 с.
7. Никифорова, О. И. Исследования по психологии художественного творчества [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - Режим доступа: http://lib.co.ua.
8. Ушинский, К. Д. Родное слово / К. Д. Ушинский. - Новосибирск, 1994. -128 с.
9. Флерина, Е. А. Живое слово в дошкольных учреждениях / Е. А. Флерина. - М.: Просвещение, 1993. - 92 с.
10.Хломов, Д. Н. Арт-терапия в гештальте // Общество практикующих психологов «ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД».
- М., 2012. - 212 с.
УДК 378.1 ББК 74.5
А. Ю. Кругликова
КАРТИНА ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена вопросу изучения отношения студентов-логопедов к чтению и их читательских предпочтений. Описана процедура исследования, представлен анализ анкетирования студентов в сопоставлении с материалами общероссийского опроса. Рассмотрены частота и активность чтения студентов, удовлетворенность чтением, жанровые пристрастия, пользование библиотеками, а также роль чтения для формирования личности педагога коррекционной направленности.
Ключевые слова: чтение, досуг, культура чтения, библиотека, читательские предпочтения, мотивация к чтению.
A. Yu. Kruglikova
THE PICTURE OF READING THE CONTEMPORARY STUDENTS: THE EXPERIENCE OF A STUDY
Abstract. Article is dedicated to a question of the study of the attitude of student- logopedicians toward reading and their reader's preferences. The procedure of a study is described, is represented the analysis of the questioning of students in the comparison to the materials of all-Russian interrogation. Are examined frequency and activity of reading students, satisfactoriness by reading, genre predilections, the use of libraries, and also the role of reading for molding of the personality of the teacher of correction directivity.
Key words: reading, leisure, the culture of reading, library, reader's preferences, motivation to reading.
Читать полезно! Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце.
У. Теккерей
Постановка проблемы. В начале XXI века проблемы чтения, читательского развития и воспитания настоящего Читателя вновь привлекают внимание. Сегодня, по данным социологов, в России более половины взрослого населения не покупает книг, более трети их не читает, 37 % взрослого населения никогда не читает газет, а 54 % - журналов. Российская семья в среднем отдает книгам 12 минут в день. Современные дети почти не читают для души и с трудом одолевают произведения по школьной программе. Ученики жалуются на то, что уроки неинтересные, а учителя на то, что часов литературы в школе стало мало. Для школьников появился некий новый вид книги - учебное пособие с кратким изложением произведений классической литературы. Эти сборники можно быстро одолеть в свободное от компьютерных игр время, не читая сами художественные произведения. К сожалению, некоторые учителя словесности рекомендуют детям вместо чтения посмотреть фильмы, поставленные по романам Пушкина, Достоевского, Толстого: всё равно не прочитают, а так хотя бы к ЕГЭ подготовятся.
Определённое снижение интереса к чтению - на сегодня это общемировая тенденция. Она обусловлена глобализацией средств массовой информации и интенсивным развитием индустрии развлечений, которые вытесняют чтение как престижный источник социально значимой информации и как средство рекреации. В сегодняшних сложных и динамичных социокультурных условиях малообразованные, не умеющие читать серьезную литературу члены общества составляют группу социального и культурного риска [2]. Их некомпетентность может приводить и уже приводит к негативным последствиям из-за непродуманных социально значимых решений, неумения грамотно выразить мысль, непонимания значения слов родного языка и смысла идей, сконцентрированных в письменных источниках.
Читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом, поскольку она является составляющей частью общей культуры человека. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Неслучайно вступившая в силу в 2006 году «Национальная программа поддержки и развития чтения в России» своей основной целью ставит формирование культурной компетентности членов общества за счет повышения уровня читательской активности и читательской компетентности [4].
Еще М. Горький писал о важности и необходимости воспитывать в себе культуру чтения. Чтение - это искусство, которому нужно учиться. Ведь читатель - это не только человек, способный раскодировать графические знаки и перевести письменную речь в устную, не тот, кто «проглатывает» одну книгу за другой, не тот, кто дочитывает книгу лишь до середины, а потом принимается за другую. Настоящий читатель - это вдумчивый читатель, то есть человек, который внимательно читает книгу, вдумывается в каждое слово. Читатель - это человек, способный к полноценному восприятию литературного произведения, пониманию прочитанного, критичной оценки художественного образа героев. Читатель - это человек способный работать с текстом, творчески интерпретировать прочитанное; умеющий работать с книгой, выбирать книгу. С точки зрения современной науки, основная качественная характеристика процесса чтения - это уровень самостоятельности.
Актуальность исследования. Чтение составляет основу профессиональной подготовки современного педагога, в частности учителя-логопеда. Это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации, способ обретения культуры, расширения кругозора и интеллектуального развития, мощное средство воздействия на сферу чувств человека. Воспитание толкового грамотного читателя начинается в детстве и возможно при условии, что педагог сам владеет подлинной культурой чтения [3].
Подготовка учителей-логопедов в педагогическом институте предполагает повышение у студентов, приобретающих данную специальность, общей культуры чтения, формирование умения ориентироваться в современных проблемах чтения подрастающего поколения, владение технологиями приобщения детей к активному чтению. Именно они могут стать проводниками раннего и устойчивого интереса к чтению у подрастающего поколения, своеобразными навигаторами в общем потоке читательской продукции как для детей, так и для их родителей. И в этом мы видим актуальность нашего исследования: изучить картину чтения студентов - будущих педагогов и уже в стенах института помочь им осознать важность чтения как части общей культуры педагога и как своеобразного инструмента их педагогической деятельности.
Цель исследования. Наше научно-практическое исследование было связано с изучением картины чтения современных студентов, их отношением к чтению и созданием социально-психологического портрета студента-логопеда как читателя. Исследование проводилось методом анкетирования. В основу составления анкеты положены вопросы преимущественно закрытого типа в формулировках общероссийского опроса, проведенного в сентябре 2008 г. аналитическим центром Юрия Левады («Левада-Центр») в рамках мониторинга «Читательские предпочтения российских граждан» [2].
Число респондентов - 63 человека (студенты 1-5 курсов факультета педагогики и методики начального образования, обучающиеся на дневном отделении по специальности «Логопедия»). Группа респондентов была гомогенной по тендерному признаку, близкой по возрасту (девушки от 17 до 22 лет). Время исследования сентябрь - декабрь 2013 года.
Материалы исследования. Современные студенты живут в условиях, когда нет недостатка в читательской продукции на книжном рынке, когда самые разные вкусы и интересы читателей могут быть удовлетворены практически немедленно, когда появились аудиокниги, а традиционные бумажные носители составляют всего лишь один из каналов, обеспечивающих доступ к разнообразной информации. Какова же картина чтения студентов педагогического вуза в начале XXI века?
Обобщение полученных в исследовании данных показывает, что частота и активность чтения студентов-логопедов представлена следующим образом. Большинство студентов при ответе на вопрос «Как часто вы читаете?» выбрало ответ «иногда» (61,9 %). Пятая часть от общего числа студентов (20,1 %) читают постоянно, 14,3 % читают очень редко, никогда не читают 1,6 %, затруднились ответить столько же (1,6 %). Такие данные, как нам кажется, нельзя считать удовлетворительными для будущих педагогов.
Изучение отношения студентов к чтению художественной литературы предстает таким образом: только 4,8 % практически ее не читают. Более 95 % студентов художественную литературу читают и любят читать. Однако интересно посмотреть на жанровые предпочтения в этой области. Студенты наиболее склонны к чтению классической (49,2 %), фэнтези (44,4 %), современной отечественной прозы (44,4 %). 33,3 % от общего числа студентов предпочитают также приключенческую литературу, а 38,1 % - любовные романы. Очень мало студентов читают историческую литературу (12,7 %), что не может радовать, но положительным можно считать тот факт, что только 4,8 % студентов проявляют интерес к гламурной глянцевой литературе. На интерес к чтению поэзии указали менее 2 % студентов, что говорит о серьезных пробелах литературного образования в школе, где творчество поэтов изучается довольно обширно, но, видимо, недостаточно качественно.
Кроме художественных книг, студенты проявляют интерес и к другим видам литературы. Здесь лидируют учебная литература (58,7 %), книги по специальности (57,1 %), журналы (57,1 %). Также предпочтение отдается книгам по кулинарии (34,9 %), психологии (23,8 %), сонникам и мистике (25,4 %). В меньшей степени проявляется интерес к справочной литературе (17,5 %), что, как известно многим преподавателям, проявляется в их учебе (неумение пользоваться словарями, справочниками, обращаться к энциклопедиям); к книгам о здоровье и лечении (17,5 %). Чтению учебной литературы в большей степени уделяют внимание студенты второго курса, а в меньшей - пятикурсники. Предпочтение книг по специальности изменяется от курса к курсу: на первом курсе -38,5 %, на последнем - 72,7 % студентов. Это объясняется тем, что пятикурсники начинают пробовать себя в профессиональной деятельности.
Студенты практически не читают мемуары, научно-популярную литературу, книги о доме и быте, о природе и животных, о странах и городах, об этикете, а также газеты. Аудиокниги используют для чтения только 14,3 % студентов, что вполне соотносится с данными общероссийского опроса: группа пользователей аудиокниг в России немногочисленна (4 %), в ней лидируют молодые россияне от 18 до 24 лет.
Вопрос «Как часто вы делаете следующее?» был посвящен изучению чтения в соотношении с другими видами досуга. Можно сказать, что для наших респондентов чтение художественной литературы среди других видов досуга не занимает лидирующего положения (только 41,2 % от общего числа студентов занимаются чтением 1 раз в неделю, малая часть из них ежедневно). Преобладают такие виды досуга, как встречи с друзьями вне дома (73,0 %), просмотр телепередач (68,3 %), поход в гости или прием гостей у себя дома (52,4 %). Таким образом, проведение досуга в виде чтения художественной литературы по частоте занимает только 4-е место.
Это соотносится с данными общероссийского опроса, которые указывают на отчетливую тенденцию читательских групп к пассивно-адаптивному типу культурного поведения (телевидение, общение с друзьями вне дома, поход в гости). В нем преобладает регулярное общение с друзьями, родными и близкими, что отвечает потребностям студентов, находящихся в возрасте преобладания эмоционально-личностного дифференцированного общения со сверстниками и ближайшим окружением. Социально активные формы проведения досуга (походы в кино, театр, на концерты, занятия спортом) выбираются студентами недостаточно часто.
В кино большинство студентов ходит реже 1 раза в месяц (47,6 %), в театр подавляющее число студентов (63,5 %) также ходит реже 1 раза в месяц. Следует, к сожалению, отметить, что 4,8 % студентов никогда не читают художественную литературу, около пятой части студентов практически никогда не ходят в кино, примерно столько же (18 %) - в театр и на концерты, порядка 30-40% студентов никогда не читают газет и журналов.
Изучение чтения в контексте других носителей информации показывает, что одним из ведущих каналов для студентов выступает Интернет как форма трансляции текстов: только 8 % студентов (что удивительно!) указали, что не читают в Интернете, 92 % из них являются активными потребителями текстов по электронной сети. То есть в соответствии с общероссийским опросом, именно молодые россияне преимущественно больших и средних городов являются лидерами обращения к интернет-каналам для получения печатной информации. Большая часть студентов получают в интернете учебную и специальную профессиональную информацию: читают аннотации к книгам, научные статьи, курсовые и рефераты, скачивают методический и дидактический материал. Многие из них с помощью интернета знакомятся с новостями, получают информацию по психологии и саморазвитию (что можно только приветствовать!), читают художественную литературу (в основном прозу, поэзией интересуются мене 2 % студентов). Популярностью у студентов пользуются информационные и творческие сайты, сайты, организуемые в области различных увлечений (в основном это кулинария, ручной труд, сонники, астрологические прогнозы). Все это в полной мере характеризует группу респондентов как группу молодежную, преимущественно женскую, профессионально ориентированную.
На основе обобщения ответов студентов на вопрос об изменении частоты чтения установлено: 42,9 % студентов сообщают, что читают примерно столько же, что и 5 лет назад. Больше стали читать
30.1 % студентов, в основном это студенты первого и второго курсов; меньше - 19,1 % из общего их числа (преимущественно студенты третьего и пятого курсов). Практически перестали читать 7,9 % студентов (преимущественно пятикурсники, что, на наш взгляд говорит о некоторой их информационной усталости перед окончанием вуза).
Услугами библиотек пользуются 71,4 % студентов, 28,6 % из них в библиотеки не записаны. Из всех пользователей на библиотеку института приходится 100 % студентов, в городской библиотеке имени А. П. Чехова записаны 35,6 %, еще 6,7 % одновременно являются пользователями государственных и муниципальных библиотек по месту жительства.
Изучался вопрос о наличии и численности домашних библиотек. Этот вопрос достаточно важен, так как педагог должен иметь личную домашнюю библиотеку, умело ее собирать и пополнять. Установлено, что 14,3 % от общего числа студентов не имеют книг дома. Остальные респонденты (85,7 %) указали на наличие домашней библиотеки, но у 50,8 % из них библиотека крайне малочисленная (до 100 книг), у 22,2 % студентов в библиотеке 100-300 книг. Только у 15,3 % студентов домашняя библиотека достаточно обширная: 300-500 (у 11,1 %), 500-1000 (у 1,6 %), свыше 1000 (у такого же числа студентов - 1,6 %).
Также выявлена зависимость: студенты, собирающие собственную домашнюю библиотеку, выросли в семьях, где была более-менее приличная библиотека. И наоборот, домашние библиотеки чаще отсутствуют у тех респондентов, родители которых не имели книг дома. Так, 3,2 % студентов указали, что в доме их родителей книг не было, а 23,8 % сослались на наличие достаточно скудной домашней библиотеки (до 100 книг). Большинство студентов (47,6 %) имели родительскую библиотеку скромной численности - 100-300 книг; 12,6 % студентов имели библиотеку в 300-500 книг, а 4,8 % - 500-1000 книг. Свыше 1000 книг в домашней библиотеке было у 8,0 % студентов.
Данное положение с домашними библиотеками не имеет тенденции к позитивному изменению, так как только 25,4 % студентов регулярно покупают книги в магазине для личного пользования. На покупки книг через интернет указали только 3,2 %. Это вполне объяснимо, так как покупательская активность определяется уровнем дохода, а он у студентов крайне низкий. Но радует то, что для четвертой части от группы респондентов расходы на покупку книг определяются не собственно доходом, а ценностными предпочтениями. Позитивным моментом является то, что
68.2 % студентов пояснили, что готовы тратить деньги на книги при условии роста доходов или снижения цен на книжную продукцию. Ответивших «скорее нет» оказалось 11,1 %, а 19,1 % респондентов затруднились ответить. Другими каналами пользования книг являются домашние (30,2 %) и другие библиотеки (30,2 %), пользование книгами друзей (33,3 %), чтение и скачивание книг в интернете (88,9 %).
Чтение обычно вписано в контекст межличностных отношений. Интерес к книгам может объединять людей, способствовать развитию дружеских отношений, выступать инструментом поддержания крепких и устойчивых связей (родственных, дружеских, партнерских).
Ранжирование ответов на вопрос «Обсуждаете ли Вы с кем-либо то, что прочитали и с кем?» позволило определить, что на первом месте по предпочтению друзья (86,2 % ответов), на втором - родители (46,2 %), что убеждает в сохранении у студентов положительных (духовных) отношений с родителями; на третьем - одногруппники (30,8 %), что указывает на два факта: 1) лишь небольшое число одногруппников оказывается в друзьях, 2) родители как собеседники в вопросах обсуждения книг занимают более высокий ранг по сравнению с одногруппниками. На четвертом месте ответы «в интернете» и «ни с кем» (по 9,2 % ответа респондентов), на пятом -другие родственники, партнеры (7,7 % ответов). Таким образом, на основе приведенных данных можно выделить два круга общения, в которые вписаны книга и чтение: семейный и дружеский. В них происходит обмен читательской культурой, читательскими предпочтениями, что стимулирует дальнейшую взаимную читательскую активность.
Обобщение ответов на вопрос «Для чего, по-Вашему, нужно читать книги?» и их классификация позволили установить, что в качестве преобладающей мотивации студенты выделяют: повышение самообразования (53,8 % ответов), самопознание и саморазвитие, обогащение внутреннего мира (49,2 %), повышение словарного запаса и качества своей речи (30,8 %), желание отвлечься от реальной жизни, расслабиться (27,7 %), получение опыта решения трудных ситуаций (21,5 %), проведение досуга (21,5 %), побуждение к размышлениям, мечтам (15,4 %), воспитание чувств (13,8 %), повышение культурного уровня (12,3 %). Можно сказать, что преобладает лично-стно-ориентированная мотивация, в меньшей степени социально-ориентированная.
Общие выводы исследования. Обобщив полученные данные и сопоставив их между собой и с данными общероссийского опроса, приходим к заключению:
1) группа респондентов, состоящая из студентов-логопедов преимущественно женского пола юношеского возраста, является статистически значимой выборкой для изучения картины чтения студенческой молодежи;
2) чтение студентов можно охарактеризовать как недостаточно активное, но дифференцированное, разностороннее; с определенными различиями в читательской активности: она выше у студентов 1-2-х курсов, а к 5-му курсу снижается за счет накопления информационной усталости перед выпуском. К 5-му курсу уменьшается чтение учебной и художественной литературы и увеличивается чтение книг по специальности;
3) в чтении художественной литературы группу студентов отличают следующие жанровые предпочтения: классическая, фэнтези, современная отечественной проза, в меньшей степени приключенческая литература и любовные романы; среди нехудожественной литературы студенты предпочитают учебные книги и книги по специальности, а также сонники, мистику и книги по кулинарии;
4) читательскую группу студентов-логопедов характеризует пассивно-адаптивный тип культурного поведения, социально активные формы проведения досуга распространены в значительно меньшей степени;
5) изучение чтения в контексте других носителей информации показывает, что одним из ведущих каналов для студентов выступает Интернет как форма трансляции текстов, который во многом заменяет пользование справочной литературой и ограничивает формирование общеучебных навыков; использование аудиокниг ограничено;
6) выявлена зависимость между стремлением создавать свою собственную домашнюю библиотеку, ее численностью и наличием домашней библиотеки у родителей;
7) чтение студентов в контексте межличностных отношений представляет два круга общения: семейный и дружеский. В них происходит обмен читательской культурой, читательскими предпочтениями, что стимулирует дальнейшую взаимную читательскую активность.
Данные, полученные в исследовании, могут быть использованы для создания целенаправленной психологически-ориентированной системы помощи студентам в организации их чтения и формирования читательской культуры как одной из общепедагогических компетенций.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Галактионова, Т. Г. Культура чтения современных школьников как социально-педагогическая проблема Открытого образования [Электронный ресурс] // Культура & общество: интернет-журнал МГУКИ / Мос-ков. гос. ун-т культуры и искусств. - Электрон. дан. - М.: Изд-во МГУКИ, 2004.
2. Дубинин, Б. В. Чтение в России-2008. Тенденции и проблемы / Б. В. Дубинин, Н. А. Зоркая. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008.
3. Кондратьева, О. Н. Читающее юношество и будущее России (Обзор деятельности региональных юношеских и детско-юношеских библиотек России по отчётам за 2007 г.) [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/lib_activity/practice/rgub_4.php
4. Орлова, Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения / Э. А. Орлова. - М.: МЦБС, 2008.