УДК 616.89
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ ДИСПАНСЕРНОМ ПСИХИАТРИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ:
ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕВЕНЦИИ НАРУШЕНИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Александрова Н.В., Крахмалева О.Е., Капитоненко Е. А., Барышева О.М.
Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова»
Аннотация. В статье рассмотрены современные подходы социального сопровождения детей с психическими расстройствами. Раскрыта проблемная сфера социального сопровождения - неклинические социальные пространства, в которых находятся не идентифицированные с силу стигматизации и клинической специфики психических расстройств пациенты. Освещен опыт межведомственного взаимодействия специалистов диспансерного психиатрического отделения для детей и подростков как формы превенции нарушений социализации.
Ключевые слова. Социализация детей и подростков, социальная работа в детской психиатрии, межведомственное взаимодействие, внеклинические социальные пространства, превенция нарушений социализации.
Социальная работа в психиатрии является наиболее значимой в сравнении с другими областями медицины. Ведь нарушенные высшие психические функции способны приводить к расстройствам социализации разной степени выраженности, которые не могут быть скомпенсированы только биологическим лечением. Особую роль играет превенция нарушений социализации у детей и подростков с психическими расстройствами [7], поскольку прохождение всех этапов усвоения социальных норм при детской психической патологии может грубо страдать.
За рубежом внебольничная социальная работа играет большую роль сопровождении детей и подростков с психическими расстройствами. Тенденция значительного сокращения времени пребывания в стационаре и количества пациентов, получающих лечение в таком формате, привела к увеличению штата специалистов по социальной работе. Так, в странах Европы, количество социальных работников превышает количество врачей-психиатров и психологов и сопоставимо с количеством медсестер. В то же время, в современной России специальность «социальная работа» является очень «молодой». В настоящее время социальная работа в отечественной детской психиатрической службе развивается по многим направлениям [8], среди которых оценка качества жизни для выбора мишеней психосоциальной адаптации [3, 5, 6], , психообразование [9], разрабатываются направления психосоциальной помощи детям и подросткам, страдащим шизофренией как наиболее десоциализирующим патологическим процессом [4].
Однако, несмотря на имеющиеся наработки, существующая практика социальной работы в детской психиатрии не отвечает имеющимся потребностям оказания социальной помощи детям и подросткам с психическими расстройствами разных спектров [8].
Использование у детей и подростков комплексных психосоциальных вмешательств затруднено отсутствием адекватных концептуальных подходов, невозможности прямого переноса практических наработок взрослой психиатрии на детско-подростковый контингент [10, 11].
Кроме работы по психосоциальной адаптации с идентифицированными пациентами - детьми и подростками с психическими расстройствами и их семьями, важным и наименее разработанным направлением является выход во внеклинические социальные пространства. Ведь большая часть фактически психически больных детей не охвачена консультативной и лечебно-диагностической психиатрической помощью из-за целого ряда негативных социальных явлений: стигматизации психиатрии, специфики
симптомов психических расстройств в сравнении с соматическими, отсутствия межведомственных взаимодействий представителей педагогики, социальной сферы, силовых структур и психиатрической службы [1, 2, 10].
Эти явления являются причиной того, что ослабленная патологическим процессом психика ребенка или подростка, не позволяет ему адекватно преодолевать трудности процессов обучения, коммуникации и другие социальные стрессы. Повышается риск социальной дезадаптации, аддикций, криминализации и суицида.
Нами накоплен опыт интеграции социальной работы в условиях детского диспансерного психиатрического и во внебольничной сфере как воплощение идеи превенции десоциализации как идентифицированных пациентов, так и нуждающихся, но в силу неблагоприятных социальных тенденций пока не охваченных квалифицированной психиатрической помощью.
С определенной степенью условности разделим содержание социальной работы на внутридиспансерную и деятельность во внешних социальных пространствах.
Организация лечебного и реабилитационного процесса в диспансерном психиатрическом отделении для детей и подростков характеризуется комплексным взаимодействием врачей-психиатров, специалистов по социальной работе, медицинских сестер, психологов, логопедов и психотерапевтов (принцип полипрофессиональной бригады).
Специалист по социальной работе на амбулаторном приеме проводит социальное обследование и контроль бытовых условий жизни пациента и его семьи, индивидуальные и групповые занятия по формированию и восстановлению утраченных социальных навыков, коммуникативные тренинги. Родители получают информацию о деятельности специалистов психосоциальной реабилитации, консультацию о центрах социального обслуживания для детей и молодежи и ответы на другие интересующие их социальные вопросы. Социальная работа с детьми в состоянии декомпенсации проводится на дому: специалист знакомится и устанавливает контакт с ближайшим окружением, оценивает условия жизни пациента, проводит консультацию пациента и его законных представителей по социальным вопросам.
Таким образом, комплексный подход в психосоциальной работе позволяет решить задачи по социальной адаптации пациентов с психическими расстройствами.
Социальная работа во внешнем социальном пространстве происходит в тесном и продуктивном межведомственном взаимодействии. Специалисты диспансера входят в состав рабочих групп по профилактике и коррекции неблагоприятных социальных явлений в детской и подростковой среде. Ведется информационно-методическая работа по профилактике семейного насилия, суицидального и аддиктивного поведения. Один из авторов, работая психотерапевтом диспансера, является преподавателем Омского государственного университета. И в преподавании как ВУЗовского, так и постдипломного уровня студентам специальностей «Социальная работа», «Психология», мероприятиях Всероссийской психотерапевтической Лиги, выходах на родительские собрания в школы и дошкольные учреждения раскрывает медицинские аспекты распространен-
Социальная работа в детском диспансерном психиатрическом отделении
ных детских проблем. При этом формируется продуктивное сотрудничество со специалистами, работающими с детьми и семьями, что повышает обращаемость замотивиро-ванных родителей в психиатрическую службу. Кроме того, диспансерное отделение для детей и подростков является базой ознакомительной, производственной и преддипломной практик студентов специальности «Социальная работа» ОмГУ им. Ф.М.Достоевского.
Проводится активная просветительская работа со специалистами образовательных и социальных учреждений, направленная на психообразование и преодоление стигматизации. Эта деятельность проводится как в аудиторных форматах, так и во взаимодействии со СМИ региона. Эффективность такой работы сложно объективизировать, поскольку такие параметры, как уменьшение предубеждения к психиатрической помощи, снижение стигматизации психиатрии, повышение компетентности в области психического здоровья детей достаточно субъективны и относительны.
Таким образом, социальная работа специалистов детского психиатрического диспансерного отделения во внешних социальных пространствах имеет столь же глубокую превентивную направленность, как и внутридиспансерная деятельность.
Литература
1. Александрова, Н.В., Барышева О.М., Крахмалева О.Е. Интегративный подход к охране детского психического здоровья. // Онтогенетические аспекты психического здоровья населения. - Томск, 2010. - С. 118-120.
2. Александрова Н.В., Кадневский В.М., Дьяченко Е.Ю. Психологическое здоровье школьников: нужны системные решения. //Социальная педагогика. 2013. № 3. С. 111-116.
3.Винярская И.В. Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование): Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М., 2008. 25 с.
4. Гайдук Ф.М., Гелда Н.П., Объедков В.Г. Психосоциальная реабилитация детей, страдающих шизофренией и общими расстройствами психического развития. Инструкция по применению. Минск, 2007).
5. Дмитриева Т.Н., Дмитриева И.В., Каткова Е.Н., Барсукова И.К. Опыт применения опросника для оценки качества жизни детей и подростков с психическими расстройствами (пилотное исследование) // Социальная и клиническая психиатрия. 1999. Т. 19, № 4. С. 39-42.
6. Дмитриева Т.Н., Занозин А.В., Дмитриева И.В. и соавт. Оценка качества жизни подростков с психическими нарушениями // Матер. XIII съезда психиатров России. М., 2000. С. 121-122.
7. Корень Е.В. Стратегии развития детской психиатрии: психосоциальная реабилитация // XV съезд психиатров России (материалы съезда). М., 2010. С. 148.
8. Корень Е.В. Психосоциальная реабилитация детей и подростков с психическими расстройствами в современных условиях // Социальная и клиническая психиатрия. 2008. Т. 18, № 4. С. 5-14.
9. Корень Е.В. и соавт. Психообразование в структуре комплексной помощи детям и подросткам с психическими расстройствами: Методические рекомендации. М., 2009. 28 с.)
10. В. Корень, А. М. Марченко. Подходы к психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации детей и подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами Е. //Социальная и клиническая психиатрия. 2011. № 2. С. 22-27
11. Корень Е.В. Психосоциальная реабилитация детей и подростков с психическими расстройствами в современных условиях // Социальная и клиническая психиатрия. 2008. Т. 18, № 4. С. 5-14.
SOCIAL WORK IN CHILDREN DISPENSARY PSYCHIATRIC WARDS: EXPERIENCE AND PROBLEMS OF PREVENTION OF VIOLATIONS OF SOCIALIZATION
Aleksandrova N. V., Krahmaleva O.E., Kapitonenko E.A., Barysheva O.M.
Resume. In the article the modern approaches of social support for children with mental disorders. Revealed problem areas of social support - non-clinical social spaces, which are unidentifiable to strength the stigmatization and the clinical specificity of mental patients. Illuminated by the experience of interagency cooperation of specialists of child psychiatric outpatient department for children and adolescents as a form of prevention of violations of socialization.
Keywords. Socialization of children and adolescents, social work in child psychiatry, interagency cooperation, non-clinical social spaces, prevention of violations of socialization.