Территория науки. 2015. № 5
Список литературы
1. Дёмкина Е.В. Моделирование системы профессионального воспитания личности специалиста с учетом социальных и профессиональных качеств // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. № 4 (109). С. 31-41.
2. Сагдатуллин А.М. Коллаборация в интегрированной системе «наука, образование, бизнес и производство» // Открытое и дистанционное образование. 2014. № 2 (54). С. 69-76.
3. Сагдатуллин А.М. Процессы интеграции науки, образования и производства на базе электронных технологий // Ученые Записки Альметьевского Государственного Нефтяного Института. - 2014. - Т. 12. - № 2. С. 273-276.
4. Сагдатуллин А.М. Интеграция науки, образования, производства и бизнеса как основа повышения эффективности региональной системы профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2014. № 1 (132). С. 48-52.
5. Сагдатуллин А.М. Разработка стенда для моделирования процесса автоматизации транспорта и подготовки нефти // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. 2014. № 3 (142). С. 194-200.
Скороходова Л.А.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ НАУЧНОГО
ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации
Ключевые слова: научный потенциал обучающихся;
компетентностный подход.
Keywords: scientific potential of students; competence approach.
Аннотация: статья посвящена исследованию формирования научного потенциала обучающихся по специальности Экономическая безопасность. Выявлены основные подходы активизации научной деятельности обучающихся в рамках учебного процесса, путем логичного и последовательного его развития в рамках подготовки курсовых работ как ключевого инструмента.
47
Территория науки. 2015. № 5
Abstract: the article investigates the formation of the scientific potential of students majoring in economic security. The basic approaches revitalization of scientific activity of students in the framework of the educational process, by its logical and consistent development of the training course work as a key tool.
В современном высшем образовании наука - дефиниция, которая ассоциируется с университетами, но не всегда со студентами. Однако студенческая наука - это начальный этап, когда будущий специалист делает первые шаги в исследованиях, пишет первые работы, определяет свое мировоззрение. Особенно актуальной эта проблема стоит в рамках реализации компетентностного подхода, который предполагает формирование у обучающихся способности применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области, потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение её решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием.
На первом этапе формирования у будущего специалиста желания заниматься научной деятельностью не только в процессе обучения в вузе, но и дальнейшей деятельности важно выбрать близкую тему, чтобы потом не потерять интерес к ней и продолжить на более профессиональном уровне.
В рамках учебного плана любой специальности экономической направленности предусмотрены курсовые работы, которые оказывают значительное влияние, поскольку способствует углубленному изучению того или иного раздела курса и является эффективной формой контроля самостоятельной подготовки обучающихся. Она призвана систематизировать и закрепить теоретические знания и практические навыки, научить обучающихся самостоятельно применять их в научной и учебно-исследовательской работе, при решении практических задач.
Учебный план специальности 080101.65 Экономическая безопасность предполагает семь курсовых работ по дисциплинам: экономическая теория, статистика, экономика организации (предприятия), экономический анализ, налоги и налогообложение, бухгалтерский учет, аудит.
Нам представляется интересным рассмотреть, как выполнение
48
Территория науки. 2015. № 5
обозначенных работ позволит сформировать и развить научный потенциал обучающихся с возможностью его применения в дальнейшей профессиональной деятельности.
1. Экономическая теория. 2 семестр. Задачи курсовой работ: сформировать навыки объективной оценки процессов, происходящих в экономической области.
В процессе подготовки и написания у обучающегося должны сформироваться следующие умения и владения: анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро-и макроуровне; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности.
Можно констатировать, что в процессе написания курсовой работы по дисциплине экономическая теория уже во втором семестре обучающийся вполне способен определить область своих дальнейших научных интересов, обозначить объект исследования, в рамках которого будет продолжать вести научные изыскания, обозначить основные проблемы, которые попробует решить во время обучения.
На данном этапе ведения научно-исследовательской работы, обучающийся уже может публиковать результаты собственных исследований на конференциях внутривузовского и межвузовского уровней.
2. Статистика. 4 семестр. Цель написания курсовой работы: формирование у будущих специалистов теоретических знаний в области статистики, статистической методологии и практических навыков сбора, обработки и анализа статистических данных, характеризующих экономическое и социальное развитие общества.
Задачи курсовой работы: раскрытие роли и значения статистики в рыночной экономике для процесса познания социальноэкономических явлений; методов и приемов сбора, обработки и анализа статистических данных, исчисления показателей состояния и динамики социально экономических явлений, построения группировок и обобщающих характеристик, статистических моделей взаимосвязи социально - экономических явлений и исчисления
Применяя знания, полученные при изучении дисциплины к выбранному объекту исследования, обучающийся наращивает свой научно-исследовательский потенциал, преподаватель имеет возможность контролировать использование нелегитимно заимствованных источников при подготовке курсовой работы, поскольку доступные источники уже вряд ли смогут предложить тему, привязанную к конкретному объекту.
49
Территория науки. 2015. № 5
Обучающийся уже не просто описывает объект, он определяет его реальное и потенциальное положение в современных рыночных условиях. По результатам курсовой работы могут быть публикации на всероссийских конференциях студентов.
3. Экономика организации (предприятия). 5 семестр. В процессе подготовки, подразумевается формирование умений и владений: рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социальноэкономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов; грамотно работать со специальной экономической и нормативной литературой; навыками и правилами расчета основных экономических параметров деятельности предприятия; методами оценки эффективности работы предприятий.
4. Экономический анализ. 5 семестр. Задачи курсовой работы: выработать навыки организации и проведения экономического анализа основных показателей финансово - хозяйственной деятельности предприятия; изучить сущность и взаимосвязь современных экономических явлений и процессов в соответствии с методиками проведения экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия.
Важно отметить некоторые недостатки учебного плана, поскольку курсовые работы по дисциплинам экономика организации (предприятия) и экономический анализ предусмотрены в одном семестре. Для успешного освоения обучающимися обеих дисциплин и качественной подготовки работ необходимо плотное взаимодействие преподавателей, поскольку дисциплины взаимосвязаны, первая подразумевает выбор и описание экономических параметров эффективной деятельности предприятия, вторая анализ обозначенных параметров и их диагностику. В рамках курсовой работы важно, чтобы обучающийся анализировал одинаковые группы показателей в обеих курсовых работах с учетом целей и задач курсовой работы и объекта своих научных исследований.
В рамках данных курсовых работ обучающимися уже могут быть подготовлены публикации в рамках международных студенческих конференций и доклады в рамках вузовских и межвузовских конференций.
5. Бухгалтерский учет. 6 семестр. Задачи курсовой работы: выработать навыки у обучающихся по решению комплекса практических задач для каждого объекта бухгалтерского учета.
Область формируемых умений и владений: анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную учетную и
50
Территория науки. 2015. № 5
отчетную информацию экономических субъектов с целью оценки эффективности их функционирования и принятия управленческих решений; владеть правилами и методикой анализа учетно-отчетной документации, проверки достоверности содержащейся в ней информации с целью контроля за соблюдением законодательства, утвержденных норм, нормативов и смет.
Применение инструментов бухгалтерского учета позволяет обучающемуся получить всестороннее представление об исследуемом объекте в экономическом пространстве. После написания курсовой работы авторы могут на их основе, под руководством преподавателя, формировать научные статьи в профильные журналы.
6. Налоги и налогообложение. 6 семестр. Задачи курсовой работы: осветить проблемы компетенции налоговых органов, права и обязанности налогоплательщиков, их ответственность за нарушение налогового законодательства; определить основные направления координации контрольной работы налоговых органов с контролирующими правоохранительными и другими органами по выявлению и пресечению нарушений законодательства о налогах и сборах.
Подготовка курсовой работы позволяет обучающимся оптимизировать экономические параметры деятельности рассматриваемого на протяжении трех учебных лет объекта. Важно отметить, что написание работы по дисциплинам не возможен без отслеживания новейших нормативно-правовых актов. По результатам работы могут быть подготовлены публикации для конференций всех уровней, поскольку объем анализируемой научной информации и научно-исследовательский потенциал обучающегося достаточный.
7. Аудит. 8 семестр. Формируемые, в процессе подготовки
курсовой работы умения и владения: осуществлять выбор
инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы; методами и технологией проведения аудиторских проверок, подготовки
аудиторского заключения, оценки результатов аудита.
Курсовая работа по дисциплине аудит является заключительной и в полной мере позволяет обучающемуся со всех сторон рассмотреть экономические аспекты объекта, выбранного еще на первом курсе.
Объем собранного материала позволяет обучающемуся определиться со структурой выпускной квалификационной работы. Конечно, дипломная работа не является результатом механического соединения курсовых работ, она отличается широтой охвата вопросов,
51
Территория науки. 2015. № 5
концептуальным изучением проблем, уровнем и качеством исполнения, а главное - глубиной раскрытия проблем. Но, будучи продолжением курсовых работ, дипломное исследование позволит обучающемуся, уже комплексно представляющему проблему, изучившему необходимую литературу, решившему ряд экономических вопросов, раскрыть тему, квалифицированнее осветить ее основные положения с учетом эмпирического материала, собранного им в процессе обучения.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании». - URL: http:// www.garant.ru
2. Панова Е.А., Баринов Д.А. Компетентностный подход в системе управления кадрами государственной службы // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск №45. Август 2014.
3. Сас Н.Н. Обеспечение взаимосвязи основ теории, стандартов профессиональной деятельности, методического сопровождения и результатов обучения инновационному управлению учебными заведениями на основе компетентностного подхода и модульной организации процесса обучения// Синергия. 2015. № 1. С. 8-20.
4. Шишкина Е.С. Теоретические основы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Основы экономики, управления и права. №1 (13). 2014.
5. Ядрышников К.С. К вопросу о педагогических условиях преподавания правовых дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования// Успехи современной науки. 2015. № 2. 48-59.
Трапезникова Т. Н.
НОВЕЙШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: КЕЙС-МЕТОД (МЕТОД СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА)
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; метод ситуационного анализа; метод ситуационноролевых игр; игровое проектирование; метод дискуссии.
Key words: incident method, business workflow analysis method, case study method, case role-playing game method, game design method, discussion method.
52