Научная статья на тему 'К вопросу о преемственности среднего и высшего образования в области информационных технологий'

К вопросу о преемственности среднего и высшего образования в области информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФОРМАТИКА / EDUCATIONAL PROGRAM / TEACHING INFORMATICS / QUALIFICATION REQUIREMENTS / COMPUTER LITERACY / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION ACTIVITY / INFORMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинов Владимир Андреевич, Кемпф Виктор Александрович

В работе рассматривается связь содержаний образовательных программ по информатике в общеобразовательной школе и образовательных организациях высшего образования. Предметом исследования является эффективность реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в области информационных технологий. На основе системного анализа сделаны выводы о необходимости корректировки содержания образовательных программ в области информационных технологий. Предложено структурно изменить изучение дисциплин информационного цикла при получении высшего образования, существенно усилив роль самостоятельной работы обучающихся на первом этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинов Владимир Андреевич, Кемпф Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Continuity of Secondary and Higher Education in the Field of Information Technologies

This article examines the connection between the contents of educational programs in Informatics at a secondary school and institutions of higher education. The subject of investigation is the effectiveness of the implementation of requirements of Federal state educational standards of higher education in the field of information technologies. On the basis of a systematic analysis the conclusions have been made on the necessity to adjust the content of educational programs in the field of information technologies. It is proposed to structurally change the process of studying the subjects of information cycle while getting the higher education, significantly increasing the role of independent work of students at the first stage.

Текст научной работы на тему «К вопросу о преемственности среднего и высшего образования в области информационных технологий»

1УДК 378 ББК 74.58

К ВОПРОСУ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В. А. Литвинов, В. А. Кемпф

Аннотация. В работе рассматривается связь содержаний образовательных программ по информатике в общеобразовательной школе и образовательных организациях высшего образования. Предметом исследования является эффективность реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в области информационных технологий. На основе системного анализа сделаны выводы о необходимости корректировки содержания образовательных программ в области информационных технологий. Предложено структурно изменить изучение дисциплин информационного цикла при получении высшего образования, существенно усилив роль самостоятельной работы обучающихся на первом этапе.

Ключевые слова: образовательная программа, обучение информатике, квалификационные требования, компьютерная грамотность, междисциплинарная интеграция, информатика.

TO THE QUESTION OF CONTINUITY OF SECONDARY AND HIGHER EDUCATION IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGIES

V. A. Litvinov, V. A. Kempf

Abstract. This article examines the connection between the contents of educational programs in Informatics at a secondary school and institutions of higher education. The subject of investigation is the effectiveness of the implementation of requirements of Federal state educational standards of higher education in the field of information technologies. On the basis of a systematic analysis the conclusions have been made on the necessity to adjust the content of educational programs in the field of information technologies. It is proposed to structurally change the process of studying the subjects of information cycle while getting the higher education, significantly increasing the role of independent work of students at the first stage.

Keywords: educational program, teaching Informatics, qualification requirements, computer literacy, interdisciplinary integration activity, informatics.

Одним из определяющих факторов социально-экономического развития страны является наличие квалифицированных кадровых ресурсов, подготовка которых начинается на уровне общего образования. Качество и объем знаний и умений, полученных в общеобразовательной школе, во многом определяют дальнейшую профессиональную подготовку на всех уровнях. Для современного общества, характеризуемого многими учеными как информационное общество, важнейшим элементом профессионализма работника является его владение «основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации», наличие навыков «работы с компьютером как средством управления информа-

цией». В данном случае в качестве примера процитированы компетенции, определенные федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) [1], которыми должен обладать юрист. Если же обратиться к квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих [2], то мы найдем там более ста упоминаний работы с информацией и информационными системами в различных аспектах.

Необходимость приблизить профессиональное образование всех уровней к потребностям экономики нашла свое отражение в образовательных стандартах третьего поколения. Главное отличие ФГОС третьего поколения от своих предшественников заключается в компетентностном

подходе к результатам обучения. Такой подход, по мнению ряда авторов [3], предполагает следование некоторым базовым принципам:

• смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся;

• содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

• смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Применительно к изучению дисциплин информационного цикла следует отметить значительный социальный опыт использования информационных технологий, получаемый людьми в юношеском возрасте. Это необходимо учитывать при построении образовательных программ. За последние два десятилетия произошли значительные изменения в определении информатики как науки и как учебной дисциплины. Это находит свое отражение в учебниках и образовательных программах различного уровня. Но при этом можно отметить наличие рассогласованности между программами общего и высшего образования.

По нашему мнению, вполне оправданным является изучение мировоззренческой роли информатики при получении основного общего образования с некоторым дополнением в старших классах общеобразовательной средней школы. Авторы работы [4] подчеркивают, что «совершенствование школьной информатики на современном этапе связано с развитием информатики как фундаментальной отрасли научного знания». Это утверждение согласуется с основными положениями о роли общего образования, высказанного в фундаментальной работе В. С. Леденева [5]. Наличие в школьной программе отдельного предмета «Информатика» в первую очередь преследует мировоззренческую цель.

В то же время школьники вовлечены в различные социальные процессы, связанные с практическим применением современных информационных технологий. Поэтому в общеобразовательной школе необходимо формировать основные умения по компьютерной обработке простейших документов, по доступу к общегосударственным информационным ресурсам, например к порталу «Госуслуги».

Если проанализировать содержание ФГОС основного общего образования, среднего общего образования [6; 7] и школьных учебников по информатике, то можно отметить, что в предметных результатах освоения образовательной программы преобладают «владение навыками алгоритмического мышления» и «владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы». При этом в упомянутом выше квалификационном справочнике слово «алгоритм» встречается 18 раз, а «программирование» - 7. Таким образом, можно отметить дисбаланс между потребностями в квалификации будущих работников и умениями, которые формируются в общеобразовательной школе.

В современных информационных технологиях за последние 10-15 лет произошли существенные качественные перемены. Вычислительный аспект применения компьютеров отошел на задний план. Конечно, все сервисы, которые получает пользователь от компьютера, базируются на функционировании тех или иных программ, работающих по заложенным в них алгоритмам. Но основной массе пользователей для получения результата совершенно не требуется знать что-либо о программировании. Приемы работы со многими компьютерными приложениями однотипны и все больше становятся похожими на естественное общение между людьми.

Не отрицая необходимость изучения в общеобразовательной школе архитектуры компьютеров и компьютерных сетей, базовых понятий информатики, считаем, что в общеобразовательной школе в первую очередь должны изучаться наиболее распространенные компьютерные приложения, информация как объект социально-правовых отношений. Основы программирования могут присутствовать только в специализированных блоках старших классов, где информатика преподается по 4 ч в неделю.

Информатика и сопутствующие ей дисциплины имеют как мировоззренческое значение, так и прикладную направленность. В работе [8] отмечается, что, «как ни в каком другом учебном предмете, в информатике необходимо различать теоретические знания и практические навыки работы». Учет этих особенностей позволит повысить эффективность образовательного процесса на протяжении всей образовательной траектории.

Образовательные стандарты высшего образования учитывают специфику будущей профессии обучающихся. Сформулированные в них компетенции ориентированы на соответствующие сферы труда будущих специалистов. Но практическая реализация во многих случаях оставляет желать лучшего. И речь вовсе не о квалификации педагогических работников и используемого ими учебного материала и методов обучения. Проблемы, на наш взгляд, присутствуют уже в примерных программах учебных дисциплин по информатике.

В примерной программе по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» по специальности 40.05.02 (301001.65) «Правоохранительная деятельность» [9] перечислены знания, умения и навыки, которыми должен обладать обучающийся после изучения школьного курса информатики. Среди них, например, уметь «обрабатывать текстовые, табличные и графические документы», знать «общее устройство персонального компьютера, основные виды офисных информационных технологий». Таким образом, изучение информатики и информационных технологий при получении высшего образования, казалось бы, должно исходить из факта наличия у обучающихся общего представления о современных информационных технологиях и базовых умений их применения. Но уже в указанной примерной программе предусмотрено отведение значительного числа аудиторных занятий для изучения «базовых понятий, определений, терминов и подходов к определению информационных технологий», «методов и форм представления информации в ЭВМ...», «структуры и архитектуры вычислительной системы, основных характеристик персонального компьютера». Цитируемая здесь примерная программа не является уникальной в данной части. Такой

состав содержания дисциплины, по нашему мнению, не соответствует реалиям сегодняшнего дня, не коррелирует с образовательной программой школьного курса.

Не отрицая необходимости наличия у обучающихся представления о современных информационных технологиях и базовых умений их применения, считаем, что при получении высшего образования не имеет смысла тратить на это аудиторные занятия. Во-первых, при полном отсутствии таких знаний и умений следует признать абитуриента не готовым для получения высшего образования. Во-вторых, при наличии частичных «пробелов» в указанной области знаний достаточно грамотно организовать самостоятельную работу обучающегося и контроль ее результатов. Следует также отметить, что повторное изучение базовых понятий информатики приводит к снижению заинтересованности обучающихся.

Ряд авторов [10; 11] отмечают у обучающихся снижение мотивации к получению новых знаний, сопровождающееся завышенной самооценкой. Это связано с тем, что в последнее десятилетие компьютеры в различных их формах прочно вошли в быт. Они потеряли свой таинственный ореол. Сегодняшний первокурсник регулярно пользуется смартфоном не только для того, чтобы позвонить, он также общается с друзьями при помощи различных мессендже-ров, пользуется игровыми приложениями и различными интернет-сервисами. Немалое значение имеет и тот факт, что в ряде общеобразовательных школ информатика преподается несколько лет. Поэтому к моменту поступления в институт у вчерашнего школьника складывается образ «компьютерного всезнайки». В то же время далеко не каждый первокурсник может сохранить файл под нужным именем в требуемом каталоге, отличить операцию копирования файла от перемещения.

В работе [10] автор отмечает, что «студенты, привыкшие использовать персональный компьютер как игровую и видеоприставку, как средство общения в социальных сетях, такое примитивное отношение переносят на изучение информатики как предмета». Представляется, что при изучении информационных технологий ярко выраженная ориентация на формирование компетенций просто необходима. Это диктуется тем, что к 18 годам у современ-

ного человека уже приобретается значительный опыт общения с компьютерами. Если же у него не сформировались какие-то умения, то это связано, скорее всего, не со способностями обучающегося, а с его мотивацией.

Дублирование изучения базовых понятий информатики в программах высшего образования имеет негативное влияние на организацию обучения. Во-первых, преподавателю необходимо так организовать процесс обучения, чтобы он был интересен всем обучающимся, которые пришли на 1-й курс с существенно отличающимися знаниями и умениями по предмету. Во-вторых, повторное изучение на аудиторных занятиях школьного материала снижает в определенной степени уровень самостоятельности обучающихся.

Признавая необходимость контроля наличия у обучающихся базовых знаний по информатике, считаем, что это может быть сделано в рамках контроля результатов самостоятельной работы. Для этого необходимо перестроить образовательную траекторию по информационным дисциплинам в процессе получения высшего образования. Изучение информатики и информационных технологий в традиционной форме в течение одного или двух семестров на 1-м курсе трудно вписать в логическую схему связи с другими дисциплинами. Например, данная дисциплина по специальности 400501 (300901.65) «Правовое обеспечение национальной безопасности» изучается во втором семестре 1-го курса. Рассмотрение текстовых редакторов, справочно-правовых систем не может быть поставлено раньше изучения основ работы на компьютере (выше процитированный блок примерной программы). В то же время уже в конце второго семестра обучающиеся должны написать курсовые работы по конституционному и административному праву. Многие преподаватели по юридическим дисциплинам начиная с первого семестра ставят задачи по поиску нормативных документов в спра-вочно-правовых системах. Естественно, курсовые работы должны быть оформлены с соблюдением требований ГОСТ.

Таким образом, наблюдается противоречие между общей практикой обучения на первых курсах и последовательностью изучения материала по основной дисциплине информационно-правового цикла. Второе противоречие

связано с изучением прикладных программных средств и информационных ресурсов на 1-м курсе. Знакомство с криминалистическими и разыскными учетами, изучение интеллектуальных информационных систем, автоматизированных рабочих мест сотрудников органов внутренних дел чисто в теоретическом плане не даст большого результата. Практическая работа с указанными ресурсами будет эффективной при изучении дисциплин 3-4-го курсов.

Если при выполнении практикумов по криминалистике, уголовному процессу и оперативно-разыскной деятельности предусмотреть работу с информационными системами и автоматизированными рабочими местами, то это даст больший эффект, чем выполнение задач первокурсниками, смысл которых им не всегда понятен. Если же узко конкретизировать выполняемые операции, то это будет снижать уровень самостоятельности принимаемых решений и, как следствие, уровень сформированности соответствующих компетенций. В данном случае мы рассмотрели юридическую специальность, но сказанное выше можно отнести также к экономическим и гуманитарным специальностям.

Вредит эффективному формированию общекультурных компетенций в области информатики сложившаяся практика подготовки преподавателями планов семинарских и практических занятий. В большинстве случаев по каждой теме указывается конкретный перечень учебной литературы и первоисточников, в ряде случаев с номерами страниц. Это сужает практику поиска и критического осмысления полученной информации. Представляется, что такие учебные материалы должны содержать только список основной литературы по всей дисциплине. При подготовке к занятию обучающийся сам должен найти дополнительные источники, оценить их достоверность, надежность и актуальность. Многообразие возможных источников не должно пугать, так как это будет дополнительным поводом для возникновения дискуссии на семинаре.

Одним из возможных путей преодоления указанных противоречий может быть разделение базовой дисциплины информационно-правового цикла на две части. Изучение первой части предполагает в основном самостоятельную работу обучающихся и заканчивается зачетом. В качестве примера отметим, что в ряде европей-

ских университетов при подготовке бакалавров по экономическим, юридическим направлениям не проводятся аудиторные занятия по иностранному языку. Студент должен сам выбрать время, когда он сдаст соответствующий экзамен. При этом многие стремятся это сделать уже на

2-м курсе, так как у них имеется реальная потребность во владении иностранным языком.

Вторая специальная часть изучения, условно назовем, «информатики» должна изучаться на

3-м курсе. Наличие вариативной части в информационно-правовом цикле не может использоваться для решения данной задачи, так как в соответствии с требованиями ФГОС «вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций». Здесь же предлагается перенести на 3-й курс получение знаний и умений, предусмотренных в базовой дисциплине.

Представляет интерес описанный в работе [11] метод проектов при изучении информатики. Фактически речь идет о решении обучающимися модельных задач, тесно связанных с другими дисциплинами, «с обязательной презентацией этих результатов». При решении модельных задач в большинстве случаев присутствует межпредметная интеграция. Это позволяет студентам лучше, прочнее усвоить практическую значимость программных и аппаратных средств современных информационных технологий.

Многолетняя практика преподавания дисциплин информационно-правового цикла показывает, что при наличии качественно подготовленных материалов для организации самостоятельной работы (мультимедийные презентации, видеофильмы, тренажеры) можно организовать индивидуальные траектории обучения студентов. Особенно это выражено при изучении базовых тем, входящих также в школьный курс. Это оправдывает уменьшение аудиторных занятий в пользу расширения блока самостоятельной работы.

Второе направление повышения эффективности формирования компетенций в области информационных технологий - это развитие межпредметных связей. Сформировать эти компетенции можно только путем соблюдения требований по всем дисциплинам, где в той или иной мере используются информационные технологии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Минобрнауки РФ от 4 мая 2010 г. № 464). - URL: http://base.garant. ru/198430/ (дата обращения: 01.11.2016).

2. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37). - Изд. 4-е, доп.

- URL: http://base.garant.ru/180422/ (дата обращения: 01.11.2016).

3. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы 2-й междунар. науч. конф. (Москва, дек. 2012). - М.: Буки-Веди, 2012. - 276 с.

4. Кузнецов А. А., Захарова Т. Б. Состояние и перспективы школьной информатики // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе: материалы 2-й Междунар. науч. конф. 2-4 окт. 2014, МПГУ / под ред. А. Л. Семенова, Л. И. Боженковой.

- М.: МПГУ, 2014. - С. 461-466.

5. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы: учеб. пособие. -2-е изд., пер. - М.: Высшая школа, 1991. - 224 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897). - URL: http://base.garant. ru/55170507/ (дата обращения: 01.11.2016).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413). - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 131131/ (дата обращения: 28.10.2016).

8. Мовчан И. Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. -2014. - № 5. - URL: http://web.snauka.ru/issues /2014/05/34180 (дата обращения: 24.10.2016).

9. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности: примерная программа учебной дисциплины рекомендуется для подготовки (специальности) 031001.65 «Правоохранительная деятельность». - М.: МВД России, 2011. - 31 с.

10. Бояркина Л. А. Проблема снижения качества обучения информатики в вузе // Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании, ИТО - Марий Эл - 2012: тез. 9-й Всероссийской науч.-практ. конф. -URL: http://mari.ito.edu.ru/2012/section/ 187/9 7489/ (дата обращения: 27.10.2016).

11. Аминов И. Б., Номозов Ф. Ш., Бустанов Х. Повышение эффективности обучения информатике в вузе с применением современных информационных технологий // Наука и мир. - 2015. - № 4 (20), т. 2. - С. 47-49.

REFERENCES

1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego professionalnogo obrazovaniya po naprav-leniyu podgotovki 030900 Yurisprudentsiya (kvalifi-katsiya (stepen) "bakalavr") (utv. prikazom Mino-brnauki RF ot 4 May 2010 No. 464). Available at: http://base.garant.ru/198430/ (accessed: 01.11.2016).

2. Kvalifikatsionnyy spravochnik dolzhnostey ru-kovoditeley, spetsialistov i drugikh sluzhash-chikh (utv. postanovleniem Mintruda RF ot 21 Aug 1998 No 37). Available at: http://base.ga-rant.ru/180422/ (accessed: 01.11.2016).

3. Medintseva I. P. Kompetentnostnyy podkhod v obra-zovanii. In: Pedagogicheskoe masterstvo. Proceedings of 2nd International Scientific Conference (Moscow, Dec 2012). Moscow: Buki-Vedi, 2012. 276 p.

4. Kuznetsov A. A., Zakharova T. B. Sostoyanie i perspektivy shkolnoy informatiki. In: Semenov A. L., Bozhenkova L. I. (Ed.) Aktualnye prob-lemy obucheniya matematike i informatike v shkole i vuze. Proceedings of 2nd International Scientific Conference 2-4 Oct 2014, MSPU. Moscow: MSPU, 2014, pp. 461-466.

5. Lednev V. S. Soderzhanie obrazovaniya: su-shchnost, struktura, perspektivy: ucheb. poso-bie. Moscow: Vysshaya shkola, 1991. 224 p.

6. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (utv. prikazom Minobrnauki RF ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897). Available at: http://base.ga-rant.ru/55170507/ (accessed: 01.11.2016).

7. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego (polnogo) obshchego obra-zovaniya (utv. prikazom Minobrnauki RF ot 17 May 2012 No. 413). Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 131131/ (accessed: 28.10.2016).

8. Movchan I. N. Innovatsionnye podkhody v prepodavanii informatiki v vuze. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2014, No. 5. Available at: http://web.snauka.ru/issues/20 14/05/34180 (accessed: 24.10.2016).

9. Informatika i informatsionnye tekhnologii v profes-sionalnoy deyatelnosti: primernaya programma uchebnoy distsipliny rekomenduetsya dlya podgotovki (spetsialnosti) 031001.65 "Pravookhranitelna-ya deyatelnost". Moscow: MVD Rossii, 2011. 31 p.

10. Boyarkina L. A. Problema snizheniya kachestva obucheniya informatiki v vuze. In: Primenenie informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy v obrazovanii, ITO - Mariy El - 2012. Proceedings of 9th All-Russian Scientific-Practical Conference. Available at: http://mari.ito.edu.ru/2012/ section/ 187/97489/ (accessed: 27.10.2016).

11. Aminov I. B., Nomozov F. Sh., Bustanov Kh. Povyshenie effektivnosti obucheniya informa-tike v vuze s primeneniem sovremennykh infor-matsionnykh tekhnologiy. Nauka i mir. 2015, No. 4 (20), vol. 2, pp. 47-49.

Литвинов Владимир Андреевич, кандидат физико-математических наук, доцент, начальник кафедры информатики и специальной техники Барнаульского юридического института МВД России e-mail: lva201011@yandex.ru

Litvinov Vladimir A., PhD in physics and mathematics, associate Professor, Chairperson, Informatics and special equipment Department, Barnaul Law Institute of MIA, Russia e-mail: lva201011@yandex.ru

Кемпф Виктор Александрович, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информатики и специальной техники Барнаульского юридического института МВД России e-mail: lva201011@yandex.ru

Kempf Viktor A., PhD in Engineering, Associate Professor, Informatics and special equipment Department, Barnaul Law Institute of MIA, Russia e-mail: lva201011@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.