УДК 378.1(001.895)
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ
ВУЗЕ
И.В. Баскакова
Кафедра терапевтической стоматологии КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова,
Совершенствование высшего медицинского образования диктует необходимость внедрения новых педагогических и информационных технологий, инновационных методов обучения. Современные требования к организации учебного процесса предполагают умелое сочетание директивной и интерактивной моделей обучения. Цели обучения при компетентностном подходе направлены на формирование умения решать типовые задачи. Методы обучения рассматриваются как способы управления познавательной деятельностью обучающихся и инструменты для решения дидактических задач в медицинском вузе. Полноценная система контроля предусматривает использование критериев качества, ориентирующих преподавателя на определение степени развития мышления студента
Ключевые слова: организация учебного процесса, инновационные технологии, компетенции, методы и средства обучения, модели обучения.
Общее реформирование высшей медицинской школы задано политической волей Болонского процесса. Активное включение в это движение должно способствовать интеграции отечественных медицинских вузов в «Европу знаний». Основная причина, которая делает преобразования необходимыми, носит объективный характер: в последние годы произошли качественные изменения образовательного пространства, в том числе -медицинского.
Условия, в которых работает и развивается высшая медицинская школа сегодня, весьма сложные. Медицинские вузы работают в смежном поле: с одной стороны, подчиняются государственной политике в области образования, с другой - испытывают на себе влияние здравоохранения, которое также модернизируется сегодня в Республике Казахстан. В этом специфика и основное отличие медицинских вузов от других высших учебных заведений мира, реформирующих образование с учетом приоритетов, обозначенных в ходе Болонско-го процесса в целом и для медицинского образования в частности.
В результате работы многочисленных экспертных групп, международных совещаний и конференций были сформулированы основные требования к медицинским вузам и факультетам, которые предъявляет сегодня государство и общество. Это единство образования, научных исследований и клинической практики. Перед медицинскими образовательными учреждениями сегодня стоит задача создать условия для высококачественных научных исследований и поливалентного образования, при котором компетенции дипломированного выпускника медицинского вуза позволяют ему выбрать любую из специальностей действующей номенклатуры или карьеру ученого или преподавателя [1].
В образовательном процессе заданный вектор предполагает стимулирование клинического мышления учащегося, особое внимание к междисциплинарным подходам при наделении студентов необходимыми знаниями, умениями и навыками. Будущий врач должен быть подготовлен к тому, чтобы систематически перерабатывать мощный поток информации, интегрировать знания из новых дисциплин. Не только программы и учебные планы, но и педагогические методы и формы обучения следует разрабатывать с учетом этих требований [2].
Разработка национальной модели образования в Республике Казахстан предусматривает решение трех ключевых проблем: востребованности молодого специалиста в условиях рыночной экономики, вопроса эффективности полученных знаний, мобильности профессиональной квалификации выпускника медицинского вуза в условиях современного времени.
Основными проблемами на пути реформирования высшей медицинской школы являются неразвитая академическая мобильность студентов-медиков, несовершенство систем управления качеством образования, несоответствие обучения потребностям практического здравоохранения.
По результатам независимых экспертиз, основными причинами врачебных ошибок молодых специалистов являются: плохо собранный анамнез (23%), недостатки в клиническом обследовании (20,3%), нерациональная тактика лечения (19%), недостатки в лабораторно-инструментальном обследовании (14%), погрешности в форме ведения приема (11,2%), ошибки в экспертизе трудоспособности (7,2%)[3]. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости улучшения практической подготовки выпускников медицинских вузов.
Совершенствование высшего медицинского образования невозможно без внедрения в методический арсенал педагога новых педагогических и информационных технологий, использования инновационных методов обучения, применения оригинальных методических приемов. Результат подготовки специалиста зависит от решения трех взаимосвязанных проблем учебного процесса: «Для чего учить? Чему учить? Как учить?».
Цели обучения должны иметь точную трактовку, однозначную для восприятия, быть диагностичными (учебные достижения студента можно легко проверить), реально достижимыми и предназначенными для практической деятельности специалиста.
Известно, что психологическая сущность деятельности (компетенции) специалиста включает в себя знания (система понятий, усвоенных человеком), умения (способность делать что-либо) и навыки (автоматизированные действия, выполняемые без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания). Соответственно, в рамках компетентностного подхода, педагогическое мастерство можно определить как владение профессиональными знаниями, умениями и навыками, позволяющими преподавателю успешно решать проблемы обучения, воспитания учащихся и методического обеспечения учебного процесса.
Первоочередными задачами, стоящими сегодня перед педагогами высшей школы в системе медицинского образования, следует назвать:
1) изменение психологии, менталитета преподавателя и его роли в процессе обучения студента;
2) совершенствование практической подготовки студента через интенсивные пути развития (в отличие от экстенсивных - увеличения учебных часов, штатов профессорско-преподавательского состава и т.д.);
3) критический пересмотр методики обучения с учетом механизма восприятия и природы усвоения новых знаний, умений и формирования навыков.
Современная педагогическая наука трактует методы обучения как способы управления познавательной деятельностью обучающихся для решения определенных дидактических задач.
Методы обучения в вузе можно условно подразделить на 3 группы.
1. Методы, обеспечивающие передачу, восприятие и усвоение знаний и формирование убеждений (лекции, наблюдение за работой педагога, консультации, инструктаж, видеофильмы, аудиоматериал).
2. Методы применения и закрепления знаний, выработки умений и навыков (семинарские, практические, лабораторные занятия, контрольные задания, занятия в компьютерных и симуляционных классах, учебно -профессиональная и производственная практика).
3. Методы учета знаний, умений и навыков, сформированности убеждений и профессиональной подготовки (коллоквиум, собеседование, оценка курсовых работ и самостоятельной работы студентов, зачет, экзамен, итоговая государственная аттестация).
На сегодняшний день педагогическая наука рассматривает два подхода в обучении: деятельностный и информативный. Деятельностный подход предполагает передачу информации от преподавателя студенту и от студента к преподавателю. В качестве примеров можно привести фронтальный опрос, коллоквиум, экзамен в форме собеседования (ответы на вопросы в экзаменационных билетах). При информативном подходе студент многократно читает учебный материал, запоминает (заучивает) его и на занятии (экзамене) воспроизводит преподавателю. При этом делается ставка на произвольную память, которая является кратковременной, поскольку через 2-3 суток студент может воспроизвести до 20% материала, а через неделю - не более 5 - 10% [4].
Преобладание информативного подхода в преподавании соответствует так называемой директивной модели обучения, когда преподаватель инициирует поток информации, а студент ее механически воспроизводит. Основными критериями директивной модели обучения являются точность, бесспорность, однозначность, достоверность излагаемого материала. Предполагается самостоятельная работа студентов во внеурочное время, текущий и итоговый контроль.
При деятельностном подходе цели обучения ориентированы, в основном, на формирование умения решать типовые задачи (действовать в реальной, в том числе - нестандартной ситуации). При этом студент знакомится с учебным материалом (но не заучивает его), а затем выполняет задания преподавателя, направленные на активную работу с новым материалом. Переход на интерактивную модель преподавания предусматривает радикальное изменение роли преподавателя, когда он из носителя знаний превращается в проводника в океане разнообразной информации, становится руководителем самостоятельной работы студента и инициатором его творческой инициативы.
К основным критериям интерактивной модели обучения следует отнести принцип непрерывного взаимодействия преподавателя и студента, возможность неформальной дискуссии, свободное изложение материала, наличие заданий, требующих коллективных усилий, активация творческого потенциала студента, приобретение опыта работы в команде [5].
Одним из главных звеньев дидактического цикла обучения является лекция, целью которой является формирование основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекции могут различаться как по целям (вводная, информационная, обзорная, обзорно-повторительная), так и по формам (проблемная, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция вдвоем и т.д.).
Из множества функций, присущих лекции, следует особо выделить информационную (излагает необходимые сведения), стимулирующую (пробуждает интерес к теме), воспитывающую, развивающую (дает оценку явлениям), ориентирующую (в проблеме, в литературе), разъясняющую (направляет на формирование основных понятий науки), убеждающую (с акцентом на системе доказательств) [6].
Требования, предъявляемые к лекции на современном этапе, достаточно разноплановы. Это нравственная сторона преподавания, современный научный уровень, доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, научных доказательств, эмо-
циональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления, по возможности - использование аудиовизуальных дидактических материалов.
Интерактивные методы обучения весьма разнообразны: это модульное, контекстное, программированное обучение, метод проблемного изложения материала, дискуссии, метод учебных конкретных ситуаций (кейс-стади), работа в малых группах, метод мозгового штурма, критическое мышление, викторины, мини-исследования, деловые игры, ролевые занятия, написание ассоциативных эссе, блиц-опрос.
На практических занятиях целесообразно использовать муляжи, фантомы, электронные симуляторы, тренажеры, аудио- и видеозаписи, мультимедийные презентации, видеофильмы и т.д.
Неоценимую роль в подготовке специалиста оказывают тренинги, по ходу которых моделируются конкретные значимые ситуации общения, управления, проводится анализ реального поведения участников. В процессе видеотренинга просмотр и обсуждение видеозаписей дают возможность участникам получить оперативную обратную связь и повысить компетентность за счет рефлексивного использования получаемой информации.
Погрузить учащихся в атмосферу интеллектуальной деятельности, предельно близкой к профессиональной практической работе врача, позволяют деловые игры. Основное назначение деловых игр - уменьшить для учащихся степень новизны и неожиданности вероятных производственных ситуаций.
Непременным условием для удачной деловой игры является создание динамически меняющейся картины в зависимости от правильных или ошибочных действий играющих [7]. Необходимо постоянно напоминать студентам о том, что «производственной» сферой врача является больной человек и ситуация, ставшая для врача неожиданной, зачастую может привести к фатальным последствиям для пациента.
В настоящее время в ряде стран Европы и СНГ большую популярность снискал метод проблемного изложения материала. Это обучение, при котором студенты получают задания не в готовом виде, а путем самостоятельного исследования. Суть проблемно ориентированного обучения заключается в создании цепи проблемных ситуаций и управлении деятельностью студентов по самостоятельному решению учебных проблем. Однако необходимо помнить о том, что только определенная часть знаний и способов деятельности может стать объектом проблемного обучения. Его нельзя полностью универсализировать и противопоставлять действующей системе обучения. Наиболее целесообразно основные фундаментальные знания, опыт, накопленный человечеством и ряд истин, установленных фундаментальными науками, сообщать студентам вне проблемного обучения .
В качестве примеров домашних заданий можно привести составление графологической структуры темы, решение ситуационных задач с подробным описанием алгоритма и обоснованности действий, ответы на вопросы, требующие не запоминания, а понимания, задания на критическую оценку уже выполненных действий, составление ситуационных задач с эталонами ответов, разработка заданий в тестовой форме.
Необходимо отметить, что контроль обучения является не только важной составной частью системы учебно-воспитательного процесса в вузе, но и органической составляющей обучения. При этом формы и методы контроля должны строго соответствовать формам и методам обучения в вузе и постоянно совершенствоваться. Обучающие и контролирующие задания (вопросы) могут быть ориентированы на запоминание и пересказ материала (при информативном подходе) либо требовать понимания (умственные операции, размышление, сравнительная характеристика, критическая оценка) при деятельностном подходе.
При разработке контролирующих заданий следует максимально отойти от формулировки их по школьной традиции, когда вся необходимая информация заключена в задании, поскольку в реальной жизни врачу приходится сталкиваться с проблемами, требующими поиска дополнительных условий для принятия решения.
Наиболее целесообразными для рассуждения и аргументированного выбора являются задания с неопределенностью постановки вопроса, избыточными или не нужными для решения исходными данными, задания с противоречивыми или частично неверными сведениями в условии, ограничением времени для принятия решения, задания, требующие использования предметов в необычной для них функции, задания на обнаружение ошибок в решении.
Полноценная система контроля предусматривает использование критериев качества, ориентирующих преподавателя не на проверку запоминания учебного материала, а на определение степени развития мышления студента.
Выделяют 5 критериев контроля:
1.Глубина понимания полученных знаний, их полнота (истинное понимание заключается не в многословии, а в правильной аргументации, раскрытии существенного).
2.Самостоятельность мысли (способность к принятию решения, выбору подхода, оригинальному выводу, зрелой оценке).
3. Знания жизни, практики (знания полноценны, если они отражают реальную практику и направлены на ее улучшение).
4. Степень развития умений и навыков.
5.Культура выражения знаний и культура их оформления (неразрывность качества знаний и формы их выражения) [8].
Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы отметить, что методы и средства обучения ошибочно было бы возводить в ранг самоцели, это, прежде всего, инструмент для решения образовательных задач в вузе. Поэтому каждый метод должен учитывать специфику конкретной дисциплины.
Современные требования к организации учебного процесса в медицинском вузе предполагают умелое сочетание директивной (выработанной практикой) и интерактивной (инновационной) моделей обучения. Знания могут быть усвоены студентами только в процессе самостоятельной, активной деятельности. Педагогическая эффективность обучения определяется не суммой переданных студенту знаний, а степенью и характером воздействия на сознание и чувства студентов, уровнем их интеллектуальной и творческой активности. Студент учится только тогда, когда работает самостоятельно.
Литература
1.Бачила В.В. Многоуровневая система подготовки кадров: сущность, содержание, направления развития // Материалы межвуз. науч. - метод. конф. - Минск, 2004. - С. 10 - 12.
2.Хохлов Н.А., Ершова Т.С., Русина Н.А. Новые технологии образовательного процесса в преддверии государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нового поколения // Электронный научный журнал «Медицина и образование в Сибири». - №2, 2008. - С. 1- 4.
3.Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. Материалы Государственного научного учреждения «Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского технологического университета». - М., 2005. - 8 с.
4.Разработка и внедрение модульной технологии обучения в образовательном процессе по специальностям «Лечебное дело», «Стоматология»: методические рекомендации. Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова. - М.: Медицина для всех, 2007. - 44 с.
5.Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса. - М.: Медицина, 2003. - 296 с.
6.http://www.asu.ru/education/activity_edu/lessons/
7. http://rus-reform/ru/magazine/archive/19/5/10001049
8.http://www.medocenka.ru/content/view/947/93/
Медициналык жоFары оку орнында оку урд^н ¥ЙымдастырудаFы инновация, imk тэсшдер
И.В.Баскакова
Жогары медицинальщ бшм берудi жетiлдiру окыту YPДiсiнде жаца педагогикальщ жэне акпараттык технологиялар, инновациялык эдiстердi колдануды кажет етедг Ка^рп уакыттагы оку YPДiсiне койылатын окытудын дерективтж жэне интерактивтж Yлгiлерiн тиiмдi Yйлестiрудi карастырады. Оку YPДiсiнiн жан-жакты жэне бiлiктi тэсiлдерi типтiк есептердi д^рыс шешудi камтамасыз етуге багытталган. Медициналык жогары оку орнында окыту YPДiстерi бiлiм алушылардын тану эрекеттерш баскару жэне дидактикалык мiндеттердi шешуге арналган к¥рал болып табылады. Бакылаудыц толыкканды жYЙесi окытушыга студенттiн ойлау кабшетшщ дэрежесiн аныктауга мYмкiндiк беретш сапалык кврсеткiштердi пайдалануды карастырады.
Тушнд1 свздер: оку YPДiсiн ^йымдастыру, инновациялык технологиялар, бiлiктiлiк, окыту эдiстерi жэне к¥ралдары, окыту Yлгiлерi
Innovative Approaches to Arrangement of an Educational Process in a Medical University
I.V.Baskakova
Improvement of a higher medical education dictates a need for introduction of new pedagogical and information technologies, innovative teaching methods. Modern requirements to the arrangement of an educational process involve a skilful combination of directive and interactive teaching models. Teaching goals in case of a competent approach are directed to shape skills to solve routine problems. Teaching methods are treated as methods of management of cognitive activities of students and instruments to solve dyadic tasks in a medical university. A comprehensive control system provides for an application of quality criteria which orient a teacher to determine development degrees of thinking of a student.
Key words: organization of a teaching process, innovative technologies, competences, teaching methods and tools, teaching models.