Научная статья на тему 'Инновационные педагогические технологии при подготовке специалистов вузами'

Инновационные педагогические технологии при подготовке специалистов вузами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5983
740
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЦИИ / ИННОВАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Раиса Михайловна

В данной статье рассматривается применение инновационных педагогических технологий при подготовке специалистов высшими учебными заведениями. Рассматриваются некоторые виды инновационных педагогических технологий применяемые в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные педагогические технологии при подготовке специалистов вузами»

Щербакова Раиса Михайловна,

ст. преподаватель Омский институт (филиал) РГТЭУ e-mail: [email protected] 644009, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 195, кор.18

р.т.8(3812) 69-29-76

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ

СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗАМИ

В данной статье рассматривается применение инновационных педагогических технологий при подготовке специалистов высшими учебными заведениями. Рассматриваются некоторые виды инновационных педагогических технологий применяемые в учебном процессе.

Ключевые слова: новации, инновации, педагогическая технология, обучение.

В настоящее время всё больше внимания в учебном процессе уделяется инновациям. Инновации в педагогической деятельности также как и в производстве, прежде всего, означают нововведения, обновление, изменение существующих педагогических технологий, применяемых в учебном и воспитательном процессах.

Нововведения, или инновации, характерны для многих профессиональных деятельностей человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных работников и целых коллективов. Этот процесс носит различный характер, но чаще всего управляемый.

Целями инновации в образовании являются: обеспечение высокого уровня

интеллектуально-личностного и духовного развития студента; создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления; научение методологии нововведений в социальноэкономической и профессиональной сферах; формирование устойчивого интереса к выбранной профессии, а также к инновационной инициативе.

Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равнозначное отношение, как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для педагога, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым может не являться. В этой связи необходимо подходить к включению преподавателей в инновационную деятельность с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную,

субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения (М.С.Бургин).

Возможность творческого применения инновации в массовом опыте рассматривается как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности если ценная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности педагога, то вряд ли в данном случае можно говорить о педагогическом новшестве [2].

Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее - к практическому применению нового явления. В качестве педагогических инноваций в учебном процессе могут выступать: содержание учебного материала, технические средства, педагогические технологии и т.д. Остановимся подробнее на инновационных технологиях. К инновационным технологиям обучения В.Д. Симоненко относит: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.

Традиционный образовательный процесс в вузе дает студентам учебные знания, но привязка этих знаний к конкретной профессиональной деятельности происходит эпизодически, например, во время курсовой, преддипломной или производственной практик. Таким, образом, овладение студентом реальными профессиональными знаниями и качествами в этих условиях является процессом сложным. Инновационное же образование ориентированно на формирование профессиональных знаний и качеств в процессе освоения инновационной динамики, например, в

процессе освоения типичных инноваций через электронную хрестоматию, где представлены типичные инновации, демонстрирующие ход развития данной профессиональной сферы деятельности, собраны профессиональные задачи интегрального типа. Таким образом, понятие профессионализма становится интегральным качеством выпускника, которое он синтезировал сам в процессе своего обучения. Осознание студентом себя как профессионала влияет на исход образовательного процесса, поскольку активизирует мотивацию саморазвития, что, в свою очередь, превращает процесс обучения в источник удовлетворения потребностей развивающейся личности. В итоге студент осуществляет реальный переход из формально-правового (студент как субъект образования) в состояние фактического антропоцентризма (студент - субъект собственной жизнедеятельности).

В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора - роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия - субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).

Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. В основу классификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении.

Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационноигровое моделирование, т. е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения.

Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными.

Учебная дискуссия - один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои

интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).

Технология работы студенческой группы при обучающем сотрудничестве может быть следующей:

- постановка проблемы;

- формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;

- обсуждение проблемы в микрогруппах;

- представление результатов обсуждения перед всей студенческой группой;

- продолжение обсуждения и подведение итогов.

«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение студентов от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в студенческой группе.

Основные принципы и правила этого метода - абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.

Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Технология дидактической игры состоит из трех этапов.

Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению профессии.

Стажировка с выполнением должностной роли - активный метод обучения, при котором «моделью» выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки - выполнение под контролем учебного мастера (преподавателя) определенных действий в реальных производственных условиях.

Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступает само техническое средство (тренажеры, приборы и т. д.).

Игровое проектирование является практическим занятием, в ходе которого разрабатываются инженерные, конструкторские, технологические, социальные и другие виды проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, от каждого знания технологии процесса проектирования, а с другой - умения вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов.

В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего и обучаемых, а также роль информации. Остановимся кратко на характеристике некоторых технологий интерактивного обучения и приведем примеры их использования в процессе преподавания педагогических дисциплин. Дискуссия (от лат. &8СШ8Ю - исследование, рассмотрение) - всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть разнообразными: обучение, тренинг, диагностика,

преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др. При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставят сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения [1].

Контроль усвоения знаний осуществляется с целью успешного усвоения учебного материала студентами и эффективного использования педагогом методов обучения. Контроль знаний позволяет корректировать и совершенствовать процесс обучения, осуществлять индивидуальный подход в обучении, следить за ходом усвоения знаний, успехами студентов.

Система контроля знаний включает следующие виды контроля: оперативный (текущий), или поурочный, т.е. осуществляемый в ходе урока и его конце; тематический - проводимый после завершения темы; рубежный - после завершения раздела курса или группы тем; итоговый - после завершения всего курса или предмета.

Знаковое место в процессе обучения занимает устный контроль, т.е. устный ответ студентов при опросе.

Письменный контроль проводится в виде письменной контрольной работы (при рубежном и итоговом контроле), а также при безмашинном программированным контроле на основе выборочных ответов.

При рубежном и итоговом контроле используют проверку знаний в форме письменной контрольной работы.

Итоговый контроль, оценка на предварительном этапе служит для выявления готовности студентов к сдаче экзамена.

Оценка знаний студентов необходима педагогу как показатель индивидуальных успехов в обучении каждого студента, а учет текущих оценок для осуществления управления процессом обучения. Основными показателями уровня знания являются осмысленность, правильность, объем, точность, прочность, системность, действенность.

Одной из целей оценки является мотивация, направленная на стимулирование учебной деятельности студентов.

При оценке успеваемости учитывают прочность и сознательность усвоения важнейших учебных элементов программы, знание и понимание взаимосвязи изучаемых явлений, законов, закономерностей и правил, определения понятий, умения применять теоретические знания к решению практических задач и др.

Широкое применение в образовательном процессе нашел тестовый контроль знаний (английское test - испытание, проба).

Управление учебно-познавательной деятельностью студентов в процессе овладения ими профессией предполагает применение методов, позволяющих объективно оценивать результаты усвоения знаний, формирования навыков и умений.

Одним из видов объективного контроля является тестовый контроль, состоящий в использовании стандартизированных учебных заданий (тестов) и эталонных ответов. Тестовый контроль позволяет создать автоматизированную контрольно-обучающую программу.

В учебном процессе при подготовке квалифицированных кадров осуществляется овладение знаниями на трех основных уровнях усвоения.

1 уровень - действия по узнаванию, отождествлению. Этот уровень характеризует учебные элементы, дающие первоначальное знакомство с материалом (вводные темы, общие классификации).

Студенты могут выполнять эту деятельность только при повторном восприятии ранее усвоенной информации. На 1 уровне могут быть следующие виды деятельности: опознание, различение, выбор правильного варианта ответа из ряда предложенных.

2 уровень - (воспроизведения). Если в задаче заданы цель и ситуация, а от учащегося требуется применить ранее усвоенные действия по ее решению, это - репродуктивное алгоритмическое действие. Студенты выполняют его, самостоятельно воспроизводя и применяя информацию о ранее усвоенной ориентировочной основе выполнения данного действия (выполнение действия по заученному правилу).

Сюда относятся все действия по воспроизведению, типовые задачи, навыки. Это основной уровень усвоения при изучении теоретических курсов, работ, выполняемых на лабораторнопрактических занятиях (заучивание и воспроизведение по памяти определений, принципов, правил, технических и технологических требований).

3 уровень - умений. Если в задаче задана цель, но неясна ситуация, в которой цель может быть достигнута, а от студента требуется дополнить (уточнить) ситуацию и применить ранее усвоенные действия для решения данной нетиповой задачи, это - продуктивное действие эвристического типа.

На этом уровне выполняются действия, требующие мыслительной деятельности по решению задач. Этот уровень является высшим для содержания практического (производственного) обучения и представляет собой компонент профессионального мастерства.

Для контроля знаний на каждом из уровней усвоения применяют соответствующие тесты.

В соответствии с образовательными стандартами наибольшее распространение получили тесты 2-го уровня. Для тестирования знаний 2 уровня применяют тесты, основанные на конструктивном типе ответа (действиях).

Конструктивный ответ предполагает воспроизведение в памяти соответствующих знаний, и их формулирование. Тест состоит из вопроса (задания на деятельность данного уровня) и эталонного ответа, т.е. образца полного и правильного выполнения действия. Сравнение ответа студента с эталоном по числу правильно выполненных студентами операций теста (элементов ответа) дает возможность определить коэффициент усвоения (Ку). Ку = а/р, где р - число операций теста, а - число правильно выполненных учащимися операций теста. Коэффициент усвоения заключен в пределах от 0 до 1.

Для перевода коэффициента усвоения в общепринятую пятибалльную систему можно руководствоваться следующим соотношением:

Коэффициент усвоения Ку оценка в баллах

<0,7 0,7 - 0,8 0,81-0,9 0,91 - 1,0 2

3

4

5

Проведенные исследования показали, что при К > 0,7 процесс обучения можно считать завершенным, т.к. в последующей деятельности студент способен в ходе самообучения совершенствовать свои знания.

Если К < 0,7, то переходить к изучению нового материала нецелесообразно [3].

Литература

1. Использование инновационных технологий в процессе преподавания педагогических дисциплин [Электронный ресурс] http://ntfmfkonf.ucoz.ru

2. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие [Электронный ресурс] http://www.gumer.info

3. [Электронный ресурс] http://www.kalitva.ru/133371-kontrol-i-ocenka-usvoeniya-znanij.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.