ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Орешко С.А.
Орешко Светлана Анатольевна - учитель математики, Средняя общеобразовательная школа № 46, г. Курск
Аннотация: в данной статье описываются инновационные педагогические технологии, активные и интерактивные методы обучения, их виды и применение. Ключевые слова: игровые технологии, активные, интерактивные, методы, творческий урок, приемы.
УДК 37
Реформирование современного образования требует внедрения новых педагогических технологий. Обучение по традиционным технологиям не способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний. Актуальным остается вопрос, как сделать эффективным процесс обучения.
Обучение с помощью традиционных технологий не позволяет развивать базовые компетентности. Поэтому для учителей актуальным остается вопрос, как учить, чтобы сделать эффективным процесс обучения. Требуется перестройка учебного процесса.
Игровые технологии - это такие технологии, в которых главную идею и основу эффективности результатов составляют средства, активизирующие деятельность учащихся. В игре учащиеся развиваются всесторонне. Игра помогает добиваться огромных результатов в формировании личностных качеств ребенка, развивает внимание и воображение. Деловые игры используются, как правило, в трех различных аспектах: игра-обучение, игра-тренинг, игра-исследование.
Активные методы обучения - это такие способы активизации деятельности обучающихся, которые мотивируют их к активной деятельности в процессе овладения материалом.
Задания, построенные на активных технологиях, дают возможность перейти от простого пассивного слушателя к активному участнику процесса обучения. Деятельностное обучение - это не просто понимание принципов, методов и подходов. Это способность запоминать выученное и применять полученные знания на практике [1].
Если материал подан в виде лекции, то усваивается до 20% информации, в дискуссионном обучении - до 75%, а в деловой игре - около 90%. В игре учащиеся развиваются всесторонне. Деловые игры используются в трех аспектах: игра-обучение, игра-тренинг, игра-исследование. Примеры игровых форм уроков: урок-сказка, урок-КВН, урок путешествие, урок-кроссворд. Происходит самостоятельный поиск информации разнообразными средствами.
Активные методы обучения на уроках математики: математическое домино, задачи на готовых чертежах, учебные кроссворды, игра «Морской бой», игра «Брейн-ринг», урок - бенефис одной задачи и др.
В интерактивном обучении меняется роль преподавателя. Его активность заменяется активностью самих учащихся. Задача учителя - создание условий для творчества самих учащихся. Активность является основным условием такого взаимодействия. Интерактивное обучение включает как внутригрупповую, так и межгрупповую активность [2].
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний. Такими методами обучения на уроках математики являются: «мозговой штурм», мини-лекция, работа в группах, разработка проекта, математическая «карусель», «Круглый стол», «Синквейн», ролевая игра. Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить [3].
Признаки интерактивного обучения: диалог, свобода выбора, создание ситуации успеха. Интерактивные методы исключают доминирование одного мнения над другим. Применяются исследовательские проекты, ролевые игры. Проводится работа с различными источниками информации, используются творческие работы.
Целью творческих уроков является создание учениками собственного образовательного продукта. Виды таких уроков: урок-наблюдение, урок-диалог, урок-проект, урок-зачёт, урок-рефлексия, урок- спектакль, урок рецензирования, урок взаимоконтроля, творческий отчёт и др. Творческие задания на таких уроках благоприятствуют формированию творческих возможностей учащихся. Виды творческих заданий: составление математических задач, составление математических кроссвордов, написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры, математические сочинения, доклады и рефераты, рисунки или аппликации к отдельным темам курса математики.
Список литературы
1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. : Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.
2. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта. Педагогика, 2000. № 7.
3. Пометун О.И., Пироженко Л.В. Интерактивные технологии обучения: теория и практика. К.: А.С.К., 2002. 136 с.