Библиографический список
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Available at: http://base.garant.ru/70291362/
2. Федеральные государственные образовательные стандарты. Available at: httpV/минобрнауки РФ
3. Гаджиев ГМ. Технология подготовки к проектно-преобразовательной деятельности и ее реализация: дидактический аспект. Махачкала, 1999.
4. Гаджиев ГМ. Проектно-преобразовательная деятельность школьников. Махачкала, 2002.
5. Заир-бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 1995.
6. Суртаева Н.И. Проектирование педагогической технологии в профессиональной подготовке учителя. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1995.
7. Ляхов И.И. Проектная деятельность. Диссертация ... доктора философских наук. Москва, 1996.
References
1. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (s izmeneniyami i dopolneniyami). Available at: http://base.garant.ru/70291362/
2. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty. Available at: http://minobrnauki RF
3. Gadzhiev G.M. Tehnologiya podgotovki kproektno-preobrazovatel'noj deyatel'nosti i ee realizaciya: didakticheskij aspekt. Mahachkala, 1999.
4. Gadzhiev G.M. Proektno-preobrazovatel'naya deyatel'nost'shkol'nikov. Mahachkala, 2002.
5. Zair-bek E.S. Teoreticheskie osnovy obucheniya pedagogicheskomu proektirovaniyu. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1995.
6. Surtaeva N.I. Proektirovaniepedagogicheskoj tehnologii vprofessional'nojpodgotovke uchitelya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1995.
7. Lyahov I.I. Proektnaya deyatel'nost'. Dissertaciya ... doktora filosofskih nauk. Moskva, 1996.
Статья поступила в редакцию 01.12.18
УДК 821
Abdusalamov M.M., Cand. of Sciences (Philology), Professor, DGU (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN UNIVERSITIES AND COLLEGES TEACHING AND LEARNING: A TRANSNATIONAL TREND. The subject of this article is a brief analysis of the status and problems of innovative technologies implementation in a group of national universities and colleges across continents on the base of an expert study data. The author of the article attempts to produce a generalized picture of innovative technologies implementation and problems in the universities and colleges of a group of countries on different continents, basing this work on the data obtained through d international expert assessments. The author concludes that purposeful, coherent, scientifically sound and most effective training for the conclusion of a technologization of the international rankings expert group in educational systems respectively in Singapore Finland and Sweden, followed by Australia, Canada and several European countries.
Key words: innovative technologies, educational technologies, post-secondary school education, on-line technologies.
М.М. Абдусаламов, канд. филол. наук, проф. каф. ин. яз. для гуманитарных факультетов, Дагестанский государственный университет,
г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УНИВЕРСИТЕТАХ И КОЛЛЕДЖАХ: ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНД
Темой настоящей статьи является краткий анализ состояния и проблем внедрения инновационных технологий в университетах и колледжах в ряде стран на базе результатов проведённых в них экспертных обследований. Автор статьи делает попытку на основе данных, содержащихся главным образом в зарубежных источниках, представить читателю обобщенную картину состояния и проблем внедрения инновационных технологий в университетах и колледжах в ряде стран разных континентов. Автор делает вывод о том, что целенаправленная, последовательная, научно обоснованная и наиболее результативная технологизация обучения, по заключению международной экспертной группы, отмечается у образовательных систем соответственно Сингапура, Финляндии и Швеции, вслед за ними идут Австралия, Канада, и ряд европейских стран.
Ключевые слова: инновационные технологии, образовательные технологии, послешкольное образование, онлайн-технологии, смешанные технологии.
В современном мире утверждение о необходимости применения инновационных технологий в системе образования вообще и, в особенности, в по-слешкольном научно-образовательном процессе воспринимается как почти аксиоматическое суждение. Вместе с тем на этом фоне отмечается смутное представление о конкретных достижениях и проблемах в этом вопросе в разрезе континентов и стран не только у широкой общественности, но и у сообщества, вовлеченного в эту деятельность по роду своей деятельности. Между тем, за последние годы опубликованы интересные материалы, в которых представлены конкретные статистические данные и обобщающие выводы о состоянии и перспективах внедрения инновационных технологий в профессиональных образовательных учреждениях в целом ряде стран разных континентов [1 - 5]. В частности, в изданной несколько лет тому назад в Южно-африканской республике Белой Книге о состоянии и перспективах послешкольного образования университеты этой африканской страны настойчиво ориентируют на значительное расширение использования виртуальных образовательных технологий и возможностей технологий смешанного обучения, понимаемого как сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения. При этом подразумевается широкое использование специальных инновационных технологий, таких как онлайн-технологии, компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т. п.
На другом континенте - в Австралии взят курс на приём студентов на обучение за пределами университета, ставшее возможным в немалой степени благодаря достигнутому уровню совершенствования инновационных технологий [6]. Примечательно, что, судя по информации, исходящей от Института «Граттан», доля университетских студентов Австралии, обучающихся в настоящее время вне университетских помещений, превышает четверть их общего контингента. Некоторые же университеты обеспечивают студентов возможностями технологий смешанного обучения, а также учебными центрами для поддержки студентов, осваивающих учебные программы в виртуальной форме.
Несколько лет тому назад Группой высокого уровня Комиссии Европейского союза по модернизации высшего образования подготовлен важный документ для правительств, организаций и учреждений, представляющий собой основные направления разработки комплекта стратегий как на национальном, так и на институциональном уровнях для внедрения новых методов обучения по новым технологиям.
Следует отметить, что складываются несколько разных форм организации учебного процесса в вузах на базе новейших инновационных технологий, из которых наиболее распространенной является форма дистанционного обучения с широким применением соответствующих информационных технологий. Путём использования разнообразных технологий типа систем управления процессом овладения знаниями, блогов и виков, моделирования виртуальной реальности осуществляется один из важнейших принципов педагогики - принцип индивидуализации обучения. Непременным условием достижения осмысленного, методически оправданного и результативного использования новых и новейших инновационных технологий при обучении и обретении системных программных знаний признано четкое понимание конкретных целей их использования; взаимосвязей между этими технологиями; способов обучения (обретения знаний); предпочтений студентов при выборе стратегий обучения, таких как технологии смешанного, виртуального, онлайн-технологий обучения.
Характерно, что на фоне резкого возрастания роли, значения и места использования разнообразных инновационных технологий обучения отмечается явный тренд использования государственными чиновниками, и в особенности теми, кто профессионально занимаются образовательной политикой, информационных данных и оценочных выводов в целях постоянного совершенствования уровня и качества использования инновационных технологий в системе высшего образования. В современном языке инновационных технологий сбор и анализ данных с использованием последних рассматриваются как необходимые этапы «принятия решений на основе факти-
ческих данных» и «фактологически обоснованного планирования в области образования» [7].
В целях обеспечения максимальной результативности деятельности вуза по меркам современных требований, судя по имеющимся примерам, в этой сфере успешно практикуется интегрирование среды обучения студента и конкретного учебного курса, технологий оценки результатов обучения, типов оценочных операций, стратегического планирования и бюджетного финансирования образовательной деятельности.
Определены и практически применяются в глобальных масштабах разнообразные инструменты обследования. Так, в настоящее время Всемирным экономическим форумом разработана и практически применяется методика измерения международной конкурентоспособности систем образования стран, индикаторами которой среди других являются следующие: инкорпорация инновационных технологий в образовательные программы вузов; качество образовательной политики страны; качество управления образовательными учреждениями. Эта информация публикуется в ежегодном издании «Индекс сетевой готовности» [7]. Здесь отражаются данные о степени способности каждой из свыше 140 стран использовать инновационные образовательные технологии в своих национальных интересах. Оценка проводится путем применения сложной системы индикаторов, таких как оценка общей политической и предпринимательской среды страны; уровень готовности ее информационных и коммуникационных технологий; фактическое использование технологий всем населением (по подсчёту на душу населения), предпринимательским сектором и сферой управления; оценка общего влияния использования инновационных технологий на экономику и общество [7, с. 3 - 26]. При определении позиции конкретной страны в глобальной экономике оцениваются характер присутствия инновационных технологий в образовательной политике и состояние их внедрения в образовательных учреждениях страны; характер и стиль руководства и управления сферой образования; оценка общих индикаторов, таких как общие цифры приема в средние школы и учреждения высшего образования [7, с. 3 - 26]. По данным Индекса сетевой готовности 2015 года первые три верхних места рейтинга Всемирного экономического форума достались образовательным системам соответственно Сингапура, Финляндии и Швеции [7, с19 - 25]. Если посмотреть состояние использования виртуальных технологий в университетах и колледжах стран североамериканского континента, то интерес представляет опыт Канады - страны, давно идущей по этому пути и располагающей высокоразвитой системой послешкольного образования со значительной автономией самых образовательных учреждений этого уровня. В 2017 году большая группа специалистов с участием представителей сШа провела всестороннее обследование положение дел в этом направлении. Отмечено, что в этой стране в любом учебном семестре в среднем насчитывается свы-ше1,3млн регистраций на онлайн- курсы. Активно функционируют и развиваются виртуальное обучение и дистанционное образование с существенным ростом контингентов обучающихся по названным и гибридным формам и технологиям.
В течение 2011 - 2016 годов число послешкольных образовательных учреждений Канады, предоставляющих онлайн-курсы, возросло на 11%, причём за последние несколько лет даже небольшие университеты и колледжи подключились к этой инновационной деятельности. В последние 5 лет быстро растут объемы приема на онлайн-обучение в канадских профессиональных учебных заведениях (на 10% в университетах и на 15% в колледжах). В частности, в 2015-м году эти цифры составили примерно 16% в университетах и 12% в колледжах вне границ Квебека. В послешкольных образовательных учреждениях Канады практически нет ни одного направления и ни одной профили профессиональной подготовки, где не представлены онлайн -курсы. При этом их чаще всего предоставляют в таких сферах как предпринимательская деятельность,
Библиографический список
образование и здравоохранение. По итогам обследования сделан общий вывод о том, что в большинстве послешкольных образовательных учреждений либо уже имеется своя стратегия или свой план внедрения онлайн-технологий образовательного процесса или находятся в процессе их разработки. Судя по ответам опрошенных, самая большая польза от применения этих технологий заключается в их доступности для студентов, а также в их гибкой сущности. При этом в почти 2/3 университетах и колледжах этой страны инновационные методы обучения стали возможными благодаря использованию онлайн-технологий, что удается осуществлять главным образом наиболее крупным университетам с контингента-ми свыше 30000 обучающихся . Почти 3/4 респондентов считают их применение полезным инструментом для привлечения большего числа поступающих в университет (колледж).Это особенно актуально для образовательных учреждений Атлантических провинций Канады, испытывающих дефицит абитуриентов. В России широкое внедрение и активное использование инновационных технологий в образовательную деятельность университетов и колледжей определено как один из важнейших ориентиров масштабного общенационального проекта «Образование». В Китае с огромным энтузиазмом разворачивается целенаправленный процесс внедрения инновационных технологий в образовательную деятельность национальных университетов на фоне бурно развивающейся инфраструктуры информационно-коммуникативных технологий на всех уровнях системы образования страны в контексте общенациональной идеи «Бросок вперед». Для обеих стран одним из определяющих направлений, активно внедряемых инноваций в университетах и колледжах является информатизация научно-образовательной среды. Вместе с тем экспертное обследование выявило и немало нерешенных проблемы. К примеру, в Канаде в период обследования в ряде случаев в разрезе образовательных учреждений отсутствовала ясная, упорядоченная картина о контингентах, принятых на обучение по полностью онлайн-технологиям, частичным, гибридным и другим технологиям. В отдельных (чаще всего, провинциальных) канадских университетах и колледжах относительно слабо представлены смешанные и гибридные технологии обучения по сравнению с полностью он-лайн-технологиями. Применительно к Китаю, России и многим другим странам мира экспертные обследования, сопоставимые с проведенными по инициативе Группы высокого уровня Комиссии Европейского союза, - в значительной степени вопрос будущего.
Исходя из всего вышесказанного представляется возможным сделать следующее заключение. В глобальном аспекте отмечается солидарное мнение о безальтернативности активного использования инновационных технологий в образовательном процессе университетов и колледжей. Целенаправленная, последовательная, научно обоснованная и наиболее результативная техноло-гизация обучения по заключению международной экспертной группы отмечается у образовательных систем соответственно Сингапура, Финляндии и Швеции, вслед за ними идут Австралия, Канада, и ряд европейских стран.
Судя по ответам опрошенных, наибольшая польза от применения этих технологий заключается в их доступности для студентов, а также в их гибкой сущности. Почти 3/4 респондентов считают их применение полезным инструментом для привлечения большего числа поступающих в университеты и колледжи. На этом фоне отмечаются и немало нерешенных вопросов и непростых проблем, таких как примеры отсутствия ясной, упорядоченной картины о кон-тингентах, принятых на обучение по полностью онлайн-технологиям, частичным, гибридным и другим технологиям, факты разнобоя в методиках учёта, оценки и обобщения состояния и результатов применения инновационных технологий в национальных и транснациональных измерениях, недостаточная доля смешанных и гибридных технологий обучения по сравнению с полностью онлайн-технологиями и ряд других.
1. Жданов А.В. Инновационные технологии развития научно-образовательной среды в современных университетах Китая и России. Человек и образование. 2017; 2: 159 - 164.
2. Bates T. (2018) The 2017 national survey of online learning in Canadian post-secondary education: methodology and results. International Journal of Educational Technology in Higher Education. Available at: https://educationaltechnologyjournal.springeropen.com/articles/10.1186
3. Bilbao-Osorio B., Dutt S., Lanvin B. (eds). (2013). The Global Information Technology Report 2013: Growth and Jobs in a Hyperconnected World, World Economic Forum, Geneva.
4. Canadian Virtual University (2015). E-registrations report 2000/2001-2014/2015. Athabasca: Athabasca University. Google Scholar.
5. Contact North (2015). An overview of online learning in Canada. Sudbury ON: Contact North. Available at: https://contactnorth.ca/sites/default/files/pdf/external-presentations/ an_overview_of_online_learning_in_canada.pdf.Google Scholar
6. Department of Higher Education and Training Annual Report. 2013. Republic of South Africa. 2013. Available at: http://www.dhet.gov.za/Commissions%20Reports/Annual%20 Report%202012%20
7. Dutta S., Geiger T. & Lanvin B. (eds) (2015). The Global Information Technology Report 2015. ICTs for Inclusive Growth, World Economic Forum and INSEAD, Geneva.
References
1. Zhdanov A.V. Innovacionnye tehnologii razvitiya nauchno-obrazovatel'noj sredy v sovremennyh universitetah Kitaya i Rossii. Chelovek i obrazovanie. 2017; 2: 159 - 164.
2. Bates T. (2018) The 2017 national survey of online learning in Canadian post-secondary education: methodology and results. International Journal of Educational Technology in Higher Education. Available at: https://educationaltechnologyjournal.springeropen.com/articles/10.1186/s41239-018-0112-3
3. Bilbao-Osorio B., Dutt S., Lanvin B. (eds). (2013). The Global Information Technology Report2013: Growth and Jobs in a Hyperconnected World, World Economic Forum, Geneva.
4. Canadian Virtual University (2015). E-registrations report 2000/2001-2014/2015. Athabasca: Athabasca University. Google Scholar.
5. Contact North (2015). An overview of online learning in Canada. Sudbury ON: Contact North. Available at: https://contactnorth.ca/sites/default/files/pdf/external-presentations/ an_overview_of_online_learning_in_canada.pdf.Google Scholar
6. Department of Higher Education and Training Annual Report. 2013. Republic of South Africa. 2013. Available at: http://www.dhet.gov.za/Commissions%20Reports/Annual%20 Report%202012%20
7. Dutta S., Geiger T. & Lanvin B. (eds) (2015). The Global Information Technology Report 2015. ICTs for Inclusive Growth, World Economic Forum and INSEAD, Geneva.
Статья поступила в редакцию 02.12.18