УДК 377.6
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ (на основе анализа зарубежных источников)
© 2016
Каплина Светлана Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Иностранный язык инженерно-технического направления» Забайкальский государственный университет, Чита (Россия)
Аннотация. Статья посвящена описанию результатов анализа проведенного исследования зарубежных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). В связи с тем, что информационно-коммуникационные технологии активно вошли в сферу образования, сократив расстояние на пути его получения и сделав знания более доступными для всех, неудивителен растущий интерес к технологиям ориентированного обучения с применением электронных образовательных ресурсов. Как отмечается в зарубежных источниках такие технологии обучения играют решающую роль в развитии культуры непрерывного обучения и имеют потенциал для расширения возможностей обучающихся, предоставляя им множество путей выбора способов получения образования и подготовки кадров. В рамках проведения анализа были рассмотрены ЭОР таких стран как, Канада, США, Дания, Сингапур, Африка и др. В процессе экспертного анализа были выявлены и описаны определенные проблемы и риски связанные с процессом организации обучения на основе ЭОР. В качестве заключения автором определен потенциал ЭОР, а также описаны выявленные недостатки, что может оказать помощь отечественным образовательным организациям реализующих программы НПО / СПО и профессионального обучения с применением ЭОР.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, информационно-коммуникационные технологии, профессиональное образование, НПО / СПО, зарубежные страны, проблемы и риски, преимущества и недостатки
ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURSES: PLUSES AND MINUSES (Based on analysis of foreign sources)
© 2016
Kaplina Svetlana Evgenievna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the chair «Foreign language for engineering and technical purposes» Transbaikal State University, Chita (Russia)
Abstract. The article describes the results of the analysis of the study of foreign electronic educational resources (EER). Due to the fact that information and communication technologies (ICT) are actively included in education by reducing the distance on the way of its receiving and by making knowledge more accessible to everyone, it's not surprising that there is a growing interest in technologies, based on the use of EER. According to the foreign sources, such educational technologies play a crucial role in the development of continuous study culture, and have a potential to empower students by providing them with a variety of ways to choose the modalities of education and training. As a part of the analysis EER of such countries as Canada, the United States, Denmark, Singapore, Africa, and others were considered. In the process of peer review certain problems and risks associated with the process of organizing training based on the EER have been identified and described. As a conclusion, the author has determined the potential of EER and described the identified deficiencies that may assist domestic educational organizations implementing primary and secondary professional education programs and vocational training with the use of the EER.
Keywords: electronic educational resources, information and communication technologies, vocational training, primary and secondary professional education, foreign countries, problems and risks, advantages and disadvantages.
Глобализация создала новый порядок в профессиональном мире. Новые информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) резко изменили наш образ жизни, внесли свои коррективы в процессы обучения и профессиональной деятельности. Это создало как новые возможности, так и некоторую неопределенность.
В прошлом статус и состояние профессионального образования не соответствовали важности его потенциального вклада в общество. Сегодня в новой среде, где человеческий капитал стал наиболее важным элементом в достижении конкурентных преимуществ, профессиональное образование стремится полностью реализовать свой потенциал. Огромную поддержку профессиональному образованию в его стремлении могут оказать ИКТ.
ИКТ произвели революцию в образовании, сократив расстояние на пути получения образования и сделав знания более доступными для всех [1]. Как отмечается в зарубежных источниках инновационные технологии обучения с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) играют решающую роль в развитии культуры непрерывного обучения и имеют потенциал для расширения возможностей обучающихся, предоставляя им множество путей выбора способов получения образования и подготовки кадров [2]. Неудивителен, поэтому растущий интерес к технологиям ориентированного обучения с применением ЭОР по всему миру.
ЭОР могут быть определены как массив аппаратного и программного обеспечения, используемого в учебном процессе, включающий компьютерные обучающие системы, мультимедийные системы, электронные системы поддержки производительности, телекоммуникацион-88
ные системы, а также Интернет с World Wide Web системой. ЭОР способны повысить уровень преподавания и обучения; имеют потенциал, чтобы стать экономически эффективными, поскольку предлагают большую гибкость в отношении времени и способа предоставления обучения.
Так, S. Imel [3] определил четыре различных применения ЭОР в профессиональном образовании, а именно: ЭОР как необходимая данность, ЭОР как способ «доставки» обучения, ЭОР как дополнение к программе обучения и ЭОР как учебный инструмент. Ниже приводится краткое описание каждого подхода.
ЭОР как необходимая данность.
При использовании ЭОР как необходимой данности акцент делается на развитие навыков грамотности в области ИКТ. Выделяют два типа грамотности в области ИКТ навыков. Во-первых, это общая грамотность в области ИКТ навыков, таких как набор текста на клавиатуре, обработки текстов с использованием баз данных, с помощью электронных таблиц, настольных издательских систем и использование Интернета для проведения исследований и организации коммуникации [4]. В этой связи каждый выпускник системы НПО или СПО должен обладать этими существенными общими навыками грамотности в области ИКТ. Во-вторых, это профессиональная грамотность в области ИКТ. Например, возможность работы с CAD / CAM, эксплуатация оборудования с цифровым управлением.
ЭОР как способ «доставки» обучения.
ЭОР используются в качестве механизма «доставки» обучения, при этом акцент делается на содержании кур-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1(14)
са для цифровой доставки. Например, это могут быть используемые в настоящее время компьютерное обучение (CAI) , компьютерные системы обучения (CBI), а также веб (web) - или интернет- обучение. ЭОР широко используют при подготовке открытых программ дистанционного обучения в качестве механизма «доставки» обучения.
ЭОР как дополнение к программе обучения.
В этом случае акцент делается на предоставлении возможностей практиковать учебные навыки и умения при работе с конкретными приложениями [4].
ЭОР как учебный инструмент.
Обучение человека является очень сложным процессом. Несмотря на годы исследований в сфере образования, наше понимание того, как человек может учиться, по-прежнему ограничено.
Процесс обучения можно разделить на две большие категории. Первая из них касается условий обучения, которые являются внутренними по отношению к обучающимся. С одной стороны, это область, где потенциал для улучшения результатов обучения является самым высоким, но, с другой - это, безусловно, область, на которую наиболее трудно оказывать влияние.
Вторая категория, выступает внешним условием по отношению к обучающимся. Люди традиционно получают знания через пять органов чувств, и вклад каждого органа в процесс получения информации может изменяться. Зарубежные ученые [5] определили следующие возможности органов чувств: Вкус: 1%; Прикосновение: 1,5%;Запах: 3,5%; Слух: 11%; Зрение: 83%.
Количество информации, которую люди сохраняют, также является важным аспектом обучения:
Вид материала Через 3 часа (%) Через 3 дня (%)
Только увиденный материал 72 20
Только услышанный материал 70 10
Материал и увиденный и услышанный 85 65
Анализ коэффициента удержания материала через различные чувства показывает, что ЭОР могут быть использованы для создания различных внешних условий, благоприятных для обучения. Ниже приведен список различных типов аудиовизуальных средств, которые можно использовать, чтобы максимизировать результаты обучения в системе профессионального образования.
Аудиовизуальные средства: мультимедиа проекторы, всемирная сеть (World Wide Web), телевидение, видеомагнитофоны, цифровые камеры, сканнеры, радио, компьютер, сеть интернет, локальная сеть, спутниковое, интерактивное телевидение и т.п.
Приведем несколько примеров использования ЭОР в процессе подготовки обучающихся в системе зарубежного НПО и СПО.
Проектное обучение в технологическом институте (Северная Альберта) и колледже Сенека (Торонто) Канада.
В процессе обучения около 120 обучающимся была предоставлена возможность использования персональных цифровых помощников как вспомогательного инструмента получения информации. Используя эти средства, работающие по принципу беспроводной технологии, обучающиеся могли: иметь доступ к различным видам материалов, таких как главы в учебниках, аудио и видео материал; быть в курсе хода реализации проекта, выполнять задания и исследования; выполнять упражнения, тесты, участвовать в викторинах и олимпиадах; обновлять учет записей проекта; изучать и внедрять в практику новые концепции; делиться информацией с участниками проекта [6,7].
По мнению разработчиков, проект подтвердил эффективность использования портативных устройств ра-
ботающих на основе беспроводных технологий. Было также отмечено повышение успеха обучающихся в поиске новой информации и рекомендовано обеспечить доступ к подобным устройствам большего числа обучающихся как в этих учебных заведениях, так и за их пределами [7].
Политехнический виртуальный колледж (Сингапур).
В своей работе колледж опирается на интернет-технологии для осуществления своих программ. В колледже действует большое количество интерактивных модулей онлайн обучения. Это способствует формированию гибкого графика обучения, когда обучающиеся получают доступ в сеть колледжа непосредственно из колледжа или вне его через Интернет. Руководство колледжа преследует две основные цели:
1. Обеспечение непрерывного образования и непрерывного обучения для обучающихся в области промышленности.
2. Введение в процесс обучения ЭОР в дополнение к обычным методам и средствам трансляции знаний, умений и навыков [8].
В колледже есть учебные модули онлайн для нескольких образовательных программ: Школа бизнеса (диплом в области бухгалтерского учета, диплом в СМИ и коммуникации и др.), Школа искусственная среда и дизайн (диплом в области архитектурных технологий), Школа электротехники и электронной техники (диплом инженера-электрика и т.д.), Школа механики и технологии машиностроения (диплом в области машиностроения), Школа морской академии (диплом в области морского транспорта, морских исследований) и т.п.
Виртуальный Колледж обслуживает два набора обучающихся: работающих профессионалов, желающих повысить или сменить квалификацию и студентов колледжа. Используя Интернет, работающие профессионалы могут пройти переобучение в различных областях, когда они чувствуют в этом необходимость. Студенты могут использовать виртуальный колледж в качестве дополнительного образовательного ресурса. Они могут использовать онлайн материалы для своих проектов и извлекать лекционный материал, который они пропустили.
Виртуальные онлайн материалы колледжа состоят из семи компонентов: информация для сведения, лекции, консультации, задания и упражнения, виртуальная лаборатория, электронные ресурсы, а также центр оценки достижений обучающихся [8].
Восемьдесят процентов опрошенных студентов считают, что виртуальный колледж полезен в качестве дополнительного средства обучения [8]. Ряд студентов все-таки предпочитает занятия с преподавателями, особенно если речь идет о слабых студентах, нуждающихся в особой помощи, которую необходимо осуществлять лицом к лицу.
Доска виртуальных объявлений, центр оценки достижений, онлайн лекции и электронные ресурсы были признаны полезными большинством студентов. Что касается виртуальной лаборатории, то она не пользовалась особой популярностью среди обучающихся в виду трудностей связанных с развитием моделирования и экспериментов.
Проблемы, возникшие при работе виртуального колледжа:
Технические проблемы. Изначально эти проблемы складываются из-за медленной работы внутренней компьютерной сети. В основном это проблемы с проигрыванием аудио и видео файлов, что потребовало от разработчиков модернизацию модулей. Кроме того, многие студенты не имеют доступа к сети из дома в виду высокой платы за широкополосное соединение.
Педагогические проблемы. Иногда модули были использованы преподавателями в дополнение к лекциям на занятиях. Вследствие этого некоторые студенты рассматривали это как дополнительную работу и не были
мотивированы для приложения дополнительных усилий к изучению модулей. Когда модули были использованы в качестве замены отдельных лекций, некоторые преподаватели и студенты были недовольны тем, что им приходится изучать этот материал вне дома. Когда модули были использованы для студентов в качестве материала для устранения пробелов в знаниях, то они оказались недостаточными, так как их проблемы могли быть решены только при непосредственном общении с преподавателем. Некоторые продвинутые студенты не рассматривали модули как конструктивный элемент обучения, напротив, признав их скучными.
Проблемы авторского права. Большая часть графики, диаграммы и видеоклипы, которые используют разработчики онлайн модулей защищены авторскими правами. Задания, упражнения, лекционный материал, текст учебных пособий - зачастую не имеет таких, что останавливает многих преподавателей в попытке поместить этот материал в виртуальном колледже.
Проблемы потребителя. Большинство считает, что виртуальный колледж имеет право на существование. Однако разработка модулей занимает значительное количество времени, а отсутствие опыта и необходимость постоянной поддержки требуют дополнительных затрат со стороны руководства. Виртуальный колледж способен помочь тем, кто часто не может найти репетитора, так как преподаватели заняты традиционным обучением, а также тем, кто желает получить образования, будучи занятым на производстве посредством дистанционного обучения.
Африканский виртуальный университет
Африканский виртуальный университет использует в своей работе спутниковые технологии, Интернет, телефонные линии и электронную почту, чтобы связать филиалы университета по всей Африке в единую сеть для реального взаимодействия с инструктором.
Инструктора оказывают поддержку студентам и облегчают двустороннюю связь в процессе взаимодействия. При виртуальном университете успешно проходят подготовку тысячи обучающихся как техников, инженеров, менеджеров, так и ученых из более чем 15 стран (Африканский виртуальный университет 2001 веб-сайта. Http://www.worldbank.org/knowledgebank/ facts/avu.html ) [9].
Так, например, в Ботсване планируется ввести несколько новых программ дистанционного образования для СПО. Сейчас в Ботсване более 20 000 абонентов Интернета. Это относительно высокий уровень доступа к ЭОР, что способствует реализации плана правительства по обеспечению высоким качеством профессионального образования различных групп населения с использованием гибких методик дистанционного обучения [10].
Медиа агентство по образованию в Эфиопии имеет партнерские отношения с компанией World Space, которая предоставляет один канал вещания и 50 цифровых приемников на трансляцию более 400 программ из стран Африки. Этот спутник может передавать звуковые программы и мультимедийную информацию, через можно загрузить текст, видео, аудио, графики, радио. Файлы могут быть отправлены на компьютер. Медиа агентство намерено использовать систему для передачи данных через спутник ресурсных центров по всей стране [9].
Система открытого и дистанционного обучения в Намибии предлагает через ряд провайдеров, наиболее важными из которых являются Колледж открытого обучения, Национальный институт развития образования, Политехнический Намибии и Университет Намибии, обеспечивать подготовку обучающихся в различных уголках страны. Поставщики создали немало учебных центров по всей стране, чтобы охватить дистанционным образованием население в сельской местности. Школы и колледжи стали центрами обучения в вечернее время. Число зачисленных в них утроилось за три года и составило 52 % [11]._
Учебные заведения Канады
Канада имеет четыре национальные программы, которые поддерживают виртуальное образование и обучение.
Первая - «управление технологий обучения» (http:// olt-bta.hrdc-drhc.gc.ca/indexx.html), которая работает с правительством, учреждениями и организациями частного сектора, содействует проведению научных исследований, оценке использования технологий в области образования; повышению осведомленности о возможностях, проблемах и преимуществах технологии ориентированного обучения, и выступает в качестве катализатора для инноваций в области инновационных технологий обучения.
Вторая - сетевой центр, созданный по инициативе правительства, деловых кругов и образовательного сообщества. Он обеспечивает большой объем информации и способствует организации процесса обучения с использованием Интернета.
Третья - телекоммуникационный сетевой центр повышения квалификации, расположенный на базе университета Саймона Фрейзера, Центр проводит исследования, разрабатывает и демонстрирует эффективное дистанционное обучение по различным направлениям.
Четвертая программа представлена Канадской ассоциацией дистанционного образования, которая поощряет научные исследования, организует конференции и семинары для специалистов, работающих в области дистанционного образования. Примерные программы реализации ЭОР в системе профессионального образования являются: Колледж Маунт Роял в Калгари, а также Колледж Джорджа Брауна в Онтарио, который разработал полный пакет обучения для получения сертификата техника электромонтера через использование CD-ROM [12].
Технический колледж в Луизиане
В 2008 году технический колледж Луизианы выступил с онлайн- инициативой, предусматривающей реализацию двух стратегических целей: обеспечить жителей штата имеют доступом ко всем ресурсам системы обучения колледжа, и служить в качестве катализатора для дальнейшего онлайн объединения 16 общественных образовательных учреждений Луизианы.
Проект был создан по инициативе президента. В настоящее время 63 общеобразовательных курса доступны в Интернете в области гуманитарных наук. Но, проект расширяется и в других областях обучения и имеет около 700 студентов. Каждый из колледжей, входящих в проект предлагает онлайн программы.
Одной из главных задач является установление стандартизации аппаратных платформ и программных приложений среди 16 колледжей. Недавно было решено объединить все колледжи на основе системы «SunGard Higher Education's Banner ERP system» для обеспечения свободного доступа с открытым исходным кодом платформы.
В этом им помогла компания IMS. С помощью IMS система перемещает содержание обучения в электронном колледже в общий картридж для того, чтобы гарантировать, что информация может быть доступна и используется с помощью различных аппаратных средств и программного обеспечения. Введенный IMS в 2007 году общий картридж обеспечивает интеграцию цифрового содержимого с автономными средствами обучения. В дополнение используются вспомогательные средства обучения, такие как, игры, тестирования, моделирования и инструменты оценки.
Благодаря программе Campus IMS, разработчики проекта надеются на сотрудничество с создателями родственных онлайн учреждений в решении проблемы интеграции обучающих приложений в целях обеспечения более надежного обучения в онлайн-среде [13].
Считает важным заметить, что Европейский совет в Лиссабоне [10] заявил, что хотя Европа имеет один из Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1(14)
самых высоких уровней образования в мире и необходимые в него инвестиции, она по-прежнему отстает в использовании ЭОР. Так, Масси и Уорд [14] провели опрос среди населения Европы для определения степени использования электронного обучения в профессиональном образовании. Результаты показали, что около четверти учебного времени респондентов в Европе было потрачено либо на электронное обучение (11,6 %) или смешанное обучение (15,4%) (см. табл.).
страна обучениее аудитории обучение с использованием ЭОР смешанное обучение
Финляндия 67.4 8.5 21.4
Франция 41,7 8.8 13,9
Германия 36,3 13,2 16,9
Греция 62,5 3,3 8,8
Ирландия 23,9 7.8 17,4
Италия 50.4 14 11
Нидерланды 42,6 15.9 24,4
Испания 32,3 13,7 20.3
Швеция 76,8 4.1 8,7
Соединенное Королевство 43,5 12 10,9
Европейский Союз 43,4 11.6 15,4
Другой опрос, проведенный Европейским подготовительным центром показал, что 61 % всех респондентов оценили общее качество электронного обучения отрицательно - как «слабый» или «плохой». Стоит отметить, что 82% из 433респондентов были из стран Евросоюза.
Исследования Датского института оценки получили следующие данные на предмет использования ЭОР в системе НПО: 82 % преподавателей участвовали в повышение квалификации в области ЭОР; 87 % считают доступ к ЭОР удобным и комфортных, как для них, так и для студентов; 85 % используют ЭОР хорошего качества; 87 % - подготовке к урокам; 84 % - во время уроков; 69 % - для общения между собой и обучающимися по крайней мере, каждую неделю; 80 % - для выполнения своих письменных домашних заданий.
Данные по датской системе СПО [15] показали следующее: 100 % учреждений СПО имеют свой собственный сайт; 87 % учреждений СПО имеют адреса электронной почты для большинства учителей; 63 % имеют адрес электронной почты для большинства студентов; 67 % оснащены компьютерами в классе; 77 % имеют компьютеры в библиотеке; 80 % имеют компьютеры в других местах, доступных для студентов; 91 % применяют ЭОР в процессе обучения; 98 % используют ЭОР в классе.
Опираясь на приведенные выше данные можно говорить о том, что в Дании использование ЭОР является обязательным во всех учебных программах. Там нет никаких уточнений о том, насколько часто ЭОР должны использоваться по каждому предмету, но целевые установки ориентированы на широкое их применение. Кроме того учреждениям НПО и СПО разрешается использовать различные формы дистанционного обучения как формы самостоятельного и смешанного обучения.
В течение учебного года, как указано в исследовании, каждый студент должен сделать определенное количество письменных домашних заданий с использованием ЭОР. Такими заданиями могут быть мультимедийные продукты, например, презентации в Power Point и подобных программах.
В качестве эксперимента ЭОР были использованы для подготовки цифровых заданий экзамена на основе CD-ROM в коммерческой и технической гимназиях в 2001 году по таким предметам, как датский язык, математика и экономика предприятия. Позже в перечень предметов были включены физика и английский язык.
У обучающихся было два дня на подготовку цифрового задания с использованием CD-ROM после чего следовал устный экзамен. Обучающие предлагали креативные решения профессиональных задач, сопровождаемые презентациями. Таким образом, понимание материала курса обучения по предмету тестировалась в устной форме, а способность использовать теорию на практике подкреплялась умением работать с ЭОР, что позволило избежать простого заучивания материала.
Обзор информации [16] в сети Интернет позволил
нам выделить преимущества и недостатки ЭОР. Так, потенциал ЭОР состоит в следующем:
- расширяют возможности получения образования (больше возможностей, больше свободы выбора, делает недоступное обучение доступным);
- улучшают доступ к получению образования и его качество;
- предоставляют «инструменты» для повышения квалификации преподавателей;
- обеспечивают интерактивное обучение;
- ускоряют процесс обучения (самостоятельное; самонаправляемое обучение; обучающиеся более мотивированы и заинтересованы в получении образования, готовы принять на себя ответственность за свое обучение);
- процесс обучения может происходить независимо от места и времени.
К недостаткам ЭОР можно отнести:
- как правило, ЭОР дороже разрабатывать (но более экономически эффективны для доставки);
- может отсутствовать педагогическая поддержка образовательного контента и программное обеспечение;
- может не хватать педагогического качества (несоответствующие планы уроков, поверхностный характер содержания, лишенные инноватики подходы);
может потребоваться значительное переосмысление философии образования, целей, процессов, подходов, педагогического развития (то есть реформа образовательной системы);
могут потребоваться дополнительные ресурсы, ведущие к увеличению стоимости;
в зависимости от технологии и платформы, могут потребоваться лицензионные сборы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Industry Canada (1997). Preparing Canada for a Digital World. Final Report of the Information Highway Advisory Council. Communication Branch, Industry Canada, Ottawa: ON.
2. Human Resources Development Canada (1998). Updating essential skills for the workplace. Reference document coordinated for the Council of Ministers of education, Canada, Third National Forum on Education: Education and Life - Transitions, St. John's, Newfoundland.
3. Imel, S. (1998). Technology and adult learning: Current perspectives. ERIC Digest No. 197. Retreived March 16, 2003 from the World Wide Web: http://www. nyadulted.org/admin_b2.htm
4. Kasworm, C.E., & Londoner, C.A. (2000). Adult learning and technology. In Wilson, A.L., & Hayse, E.R. (Eds.), Handbook of adult and continuing education. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
5. Kupsh, J., & Mason, S. (1985). Designing Technical and Skills Training Programmes. In 177 H. Birnbrauer (Ed.), The ASTD Handbook for Technical and Skills Training, 3. (pp. 25-35). Alexandria: American Society for Training and Development.
6. Accounting Students Utilize Wireless Handheld Devices That Allow Anytime, Anywhere Access to Learning Materials, Classmates and Instructors. (2002, November 4). Retrieved February 12, 2003 from the Northern Alberta Institute of Technology web site: http://www.nait.ab.ca/ news/november2002/mobile.htm
7. NAIT/Mobile Learning (no date). Retrieved February 12, 2003 from the Northern Alberta Institute of Technology web site: http://www.nait.ab.ca/MobileLearning/about.htm
8. Cheong, D., Charleson, I., & Jolliffe, A. (2000). The Singapore Polytechnic Virtual College Enters the New Millennium. Retrieved October 28, 2002, from Singapore Polytechnic's Virtual College web site: http://www.vc.sp. edu.sg/journals/VC.htm
9. Stevens, G. (2001). Distance learning for Technical and Vocational Education in Sub-Sahara Africa. The World Bank. Retrieved Feb. 9, 2003, from the World Wide Web: http://www.gtz.de/wbf/bibliothek/ detail .asp?number=1431
10. Australian National Training Authority, (ANTA) - (2001a). Strategy 2001 Project 17, VET Policy Advice. Retrieved February 21, 2003 from http://flexible learning. net.au/policies
11. Polytechnic Task Force v2030 (2003). Education and Training. Unpublished document, Namibia.
12. Farrell, G. M. (1999). The development of virtual institutions in Canada. In Farrell, G. M. (Ed.), The development of virtual education: A global perspective (Chap. 2). Vancouver: The Commonwealth of Learning. Retrieved Feb 25, 2003, from wysiwyg:///www.col.org/ virtualed/index. htm
13. IMS Content Packaging Specification Information Model [Электронный ресурс] / IMS. - Version 1.1.4. -Электрон. текстовые дан. - [USA]: IMS, 2004. - Режим доступа: http://www.imsglobal.org/content/ packaging/ cpv1p1p4/imscp_infov1p1p4.html. - Англ.
14. Massy, J.H. and Ward, T. (2002) The European e-learning Market 2002. Published by Bizmedia Ltd 2002. www.elearningage.co.uk
15. Benchmarking Access and Use of ICT in European Schools", 2006: http://eng.uvm.dk/Fact-Sheets/Upper-secondary-education/Information-and-Communication-Technologies-ICT-in-Upper-Secondary-Education
16. Gesci: http://gesci.org/assets/files/Knowledge%20 Centre/content-evaluation-tool.html.