Все это заставляет переосмыслить классические способы коммуникации с потребителем и двигаться вперед, идя в ногу с поколением рожденным в эпоху digital, то есть поколения, не представляющего жизни без интернета и мобильного телефона.
Литература:
1. Smith P.R. eMarketing excellence - at the heart of eBusiness / P.R. Smith, D. Chaffey, Butterworth Heinemann, UK., 2001. - 360 p.
2. А.А. Романов, Р.В. Каптюхин Управление рекламными кампаниями в СМИ: учебно-практическое пособие / М.: Изд центр ЕАОИ, 2010. - С. 6
3. Волошин К. Маркетинговые коммуникации в интернете. Особенности интернет-маркетинга / К.Волошин // Надежные программы, 2003. - №11. - С. 45-51
4. Китова О.В. Управлению эффективностью маркетинга: методология и проектное моделирование / О.В. Китова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 132.
5. Лоренц В.А., Резниченко С.С. Интегрированные маркетинговые коммуникации в сети интернет // Научный вестник Московского государственного горного университета. 2012. № 6. С. 62-68.
6. Орехов С.А., Дарда И.В., Степанов С.С. Менеджмент-консалтинг. [Текст]/ С.А. Орехов, И.В. Дарда, С.С. Степанов: учебник - М.: Изд-во МНЭПУ, 2012
7. Орехов С.А., Дарда И.В., Романова М.М., Степанов С.С. Менеджмент предприятий (организаций)[Текст]: учебник - М.: Изд-во МНЭПУ, 2012
8. Социологи подсчитали число пользователей интернета в России [Электронный ресурс]. Режимдоступа - http://texnomaniya. ru/internet-news/sociologi-podschitali-chislo-polzovatelejj-interneta-v-rossii.html
9. Шурчкова Ю.В. Интернет как среда формирования комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 2. С. 67.
ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гужов В.В., доцент кафедры Управления проектами и инновационного менеджмента Московского государственного университета
экономики, статистики и информатики, e-mail: [email protected]
Инновационное развитие экономики не возможно без модернизации и развития транспортной инфраструктуры. К ключевым направлениям совершенствования транспортной инфраструктуры относятся: организация логистических центров; использование инновационных и энергосберегающих технологий; внедрение спутниковых навигационных технологий на транспорте и кадровое обеспечения транспортной отрасли.
Ключевые слова: инновационное развитие транспортной отрасли.
AN INNOVATIVE DIRECTIONS OF TRANSPORT BRANCH DEVELOPMENT IN
RUSSIAN FEDERATION
Guzhov V., associate professor, Project management and innovation management chair, Moscow State University of Economics, Statistics and
Informatics, e-mail: [email protected]
Innovative development of economy is not possible without modernization and development of a transport infrastructure. The key directions of perfection a transport infrastructure is: the organization of the logistical centers; use innovative and energy-efficient technologies; implantation of satellite navigating technologies on transport and personnel development in transport branch.
Keywords: innovative development of transport branch.
В современных условиях хозяйствования научно-обоснованный подход к управлению инновациями и инвестиционной деятельностью на транспорте обусловлен не только расширением и углублением рыночных отношений. Реформирование транспорта протекает одновременно и в тесной взаимосвязи с реализацией федеральных и отраслевых инновационных программ. В этих условиях обеспечение высоких темпов экономического развития в транспортных отраслях возможно лишь на основе достижений научно-технического прогресса, совершенствования методологии управления инновациями и стратегической инвестиционной деятельности на транспорте, в системе его дорожного хозяйства. В дорожной отрасли действуют долгосрочные федеральные программы: целевая программа «Модернизация транспортной системы России», Национальная программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог России на период до 2010 г. «Дороги России XXI века», «Концепция научно-технической политики дорожного хозяйства Российской Федерации» (на период до 2005г.), ряд краткосрочных инновационных программ (планы развития инновационной деятельности, важнейших НИОКР и нормативно-технического обеспечения).
Первоочередными направлениями инновационной политики, преодолевающей негативное положение в автодорожном комплексе, являются:
- рациональное использование имеющихся ограниченных ресурсов,
- совершенствование отраслевой системы государственного управления национальной транспортной системы,
- повышение качества управления государственными программами развития транспортной отрасли,
- разработка и внедрение новых прогрессивных технологий,
- оценка технико-экономической эффективности инновационных проектов по современным инвестиционным параметрам;
- научно-техническое и методологическое сопровождение модернизации транспортной отрасли.
Главной задачей развития отрасли должен стать переход транспортной системы на инновационную модель управления, включающий поиск и накопление фундаментальных знаний в различных областях науки и техники, практическое использование этих знаний для разработки принципиально новых, альтернативных существующим, высокоэффективных материалов, технологий, приборов, техники, оборудования, методов расчета и прогнозирования и дальнейшего эффективного их освоения в дорожном хозяйстве.
Анализ текущего состояния национальной транспортной системы
Исторически развитие транспорта во многом определяло уровень и динамику развития страны в целом. Географическое положение страны, ее огромная территория, климатические условия, характер мобильности населения, уровень развития производства, межрегиональные экономические связи, внешнеторговые отношения объективно формировали российскую транспортную систему. Транспорт превратился в системообразующий фактор, непосредственно влияющий на уровень жизни и развитие производительных сил.
Транспортная система Российской Федерации включает автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. Элементами транспортной системы являются также промышленный транспорт и городской общественный транспорт. Транспорт обеспечивает около 8% ВВП. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.
Сегодняшнее состояние отдельных видов транспорта, формирующих транспортную систему страны, характеризуется следующим образом.
При изучении статистических данных можно акцентировать внимание и на информации о грузовых перевозках, чтобы выявить их влияние на рынок. Приведенные данные исследуются в по структуре и динамике.
Одной из причин уменьшения объема международных автомобильных перевозок является неудовлетворительное состояние парка грузовых автомобилей и несоответствие их международным стандартам. Степень износа основных фондов организаций транспорта по крупным и средним коммерческим организациям более 21 процента, а автомобильного транспорта на начало 2008 года 45,2%. Финансовые ресурсы транспортных организаций не позволяют в необходимых объемах обновлять и пополнять парк транспортных средств, поддерживать его в надлежащем состоянии.
Начиная с 1995 года инвестиции несколько увеличились, но в основном за счет иностранных инвесторов.
При общем росте протяженности автомобильных дорог, все меньше дорог имеют твердое покрытие из-за его разрушения. Транспортную сеть страны составляют 546,4 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования. На значительном протяжении пути сообщения находятся в неудовлетворительном состоянии, что создает аварийные ситуации, приводит к потерям при перевозках, снижению скорости доставки грузов. Из общей протяженности автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации 9,0% - грунтовые. Из протяженности автодорог общего пользования с твердым покрытием 31,5% дорог имеют гравийное, щебеночное и мостовое покрытие. До настоящего времени 32, 5% сельских населенных пунктов Российской Федерации не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования.
Состояние дел в транспортной отрасли требует внимательного изучения. Исследование динамики основных показателей рынка грузоперевозок показало, что имеются предпосылки к повышению спроса на грузовые автомобили, соответствующие международным стандартам. Так же очевидно, что отслеживание основных показателей транспортной отрасли является необходимым при исследовании внешней среды. Рассмотрим конкурентоспособность транспортной системы России в международном сравнении.
Исследование перспективных направлений развития транспортной отрасли в РФ
В соответствии с проведенным исследованием, на современном этапе развития экономики приоритетными задачами развития транспортной отрасли для обеспечения перехода национальной экономики на инновационный тип развития являются:
В автодорожном хозяйстве.
Для ускорения преодоления проблемы недостаточной технической и технологической оснащенности дорожных предприятий необходима целенаправленная политика размещения госзаказов на дорожное работы, стимулирующая формирование мощных, хорошо оснащенных дорожно-строительных компаний, а именно:
- внедрение долгосрочных (от 3 до 10 лет) контрактов на содержание дорог, укрупнение заказов на ремонт участков дорог в более крупные лоты, предусматривающие выполнение работ в течение 3-5 лет;
- повышение квалификационных требований к претендентам при проведении торгов на выполнение дорожных работ, выбор победителей торгов по критериям наибольшей экономической эффективности на основе зарубежного и прогрессивного отечественного опыта, отход от критерия минимальной цены;
- государственная поддержка в виде льготных лизинговых программ дорожной техники и оборудования; при этом государственным лизинговым компаниям, через которые должен осуществляться этот вид господдержки, должен быть установлен жесткий предельный уровень рентабельности лизинговых операций, чтобы снизить общие расходы предприятий на дорожную технику и уменьшить себестоимость дорожных работ.
Мероприятия по совершенствованию управленческих технологий в дорожном хозяйстве включают:
- развитие инновационных систем долгосрочного и среднесрочного планирования дорожной деятельности на основе широкого внедрения методов математического компьютерного моделирования для поиска оптимальных управленческих решений;
- развитие системы мониторинга для оценки эффективности деятельности органов управления разных уровней по выполнению целевых показателей транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети на базе единой отраслевой информационной системы
планирования и мониторинга деятельности органов управления в дорожном хозяйстве;
- расширение и модернизацию автоматизированных систем оперативного управления (АСОУ) федеральных автомобильных дорог, их интеграцию с корпоративной информационной системой управления (КИСУ) Федерального дорожного агентства, объединение и унификацию ряда независимых систем сбора дорожных данных (по диагностике дорог и сооружений, по инвентаризации имущества автодорог, по ДТП, по паспортизации дорог, по учету интенсивности дорожного движения и т.д.);
- внедрение интеллектуальных систем организации движения транспортных потоков, системы связи и информатизации на федеральных автомобильных дорогах, в том числе системы метеорологического обеспечения для информирования участников движения и эксплуатирующих организаций о состоянии проезжей части дорог, а также систем телематического мониторинга и видеонаблюдения;
- внедрение механизмов обратной связи между органами управления автомобильными дорогами и пользователями дорожной сети путем формирования системы регулярных социологических опросов, применения иных методов выявления общественного мнения.
На автомобильном транспорте.
Обновление и модернизация парка пассажирских автотранспортных средств, направленная на улучшение их эксплуатационных показателей, уровня безопасности, условий перевозок пассажиров и доступности для маломобильных граждан. К 2010 г. техническая доступность парка автомобильного транспорта общего пользования для обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями будет обеспечена на 8%, к 2015 - на 25%, а к 2030 - на 90%.
Поэтапное введение ограничений по возрасту коммерческой эксплуатации автомобильного транспорта с использованием различных механизмов правового и административного регулирования. Это позволит снизить средний возраст парка маршрутных автобусов с 9 лет в 2007 г. до 8 лет в 2015 г. и 5-6 лет к 2030 году.
Обновление и модернизация парка грузовых автомобилей и оптимизация его структуры на основе уточненных механизмов с учетом увеличения доли специализированных автомобилей и доли автомобилей повышенной грузоподъемности не менее чем в 1,5 раза.
Развитие терминальных систем перевозок грузов на междугородных и международных маршрутах.
Развитие интермодальных контейнерных и контрейлерных перевозок. Создание сети региональных и межрегиональных транспортно-логистических центров в субъектах Российской Федерации.
Совершенствование перевозочных технологий на основе оснащения автотранспортных средств навигационными устройствами при использовании спутниковых систем (ГЛОНАСС, GPS), в первую очередь, на междугородных и международных маршрутах способствует повышению эффективности функционирования автотранспортной отрасли за счет улучшения эксплуатационных показателей работы автомобилей.
Оснащение навигационными (бортовыми) системами не менее 15% парка грузовых автомобилей, занятого на междугородных и международных перевозках грузов.
Увеличение доли грузовых автомобилей, оснащенных навигационными системами, к 2015 г., и 2030 г., соответственно, до 35%, и 100%.
Внедрение электронных систем заказа и бронирования проездных документов на пассажирском автомобильном транспорте межмуниципального, междугородного и международного сообщений, а также бесконтактных систем оплаты проезда в транспортных средствах городского и пригородного сообщений.
Внедрение систем контроля за режимом движения, устанавливаемых на рабочем месте водителя, цифровых тахографов или их электронных спутниковых аналогов, ограничителей скорости движения транспортных средств, систем контроля бодрствования водителя и других.
Реализация проектов по совершенствованию маршрутных сетей городских агломераций и внедрению современных диспетчерских систем (Волгоградская, Воронежская, Ленинградская, Московская, Ростовская, Самарская, Тверская, области, Республика Татарстан, Приморский край, Ханты-Мансийский автономный округ и другие).
На воздушном транспорте.
Осуществление «технологического скачка» для ликвидации от-
ставания российского воздушного транспорта от мирового уровня в части технического, экономического и экологического совершенства парка воздушных судов, наземной техники и транспортных технологий, что позволит снизить средний расход топлива на единицу транспортной продукции к 2030 году до 0,27 кг/ткм и себестоимость перевозок на 15-25% к 2020-2030 гг.
В первую очередь, это требует создания условий для приобретения российскими перевозчиками современной авиатехники, соответствующей требованиям, предъявляемым к ней при работе на международных рынках, и обеспечивающей конкурентоспособность услуг отечественных авиакомпаний на рынке.
Потребность в обновлении и расширении парка составляет 1500 современных магистральных самолетов и региональных самолетов до 2020 года. До 2030 года потребный объем поставок самолетов может составить 2000-3000 пассажирских самолетов, в том числе для обеспечения рынка транзитных через территорию России пассажирских перевозок по направлениям «Европа - Азия» и «Северная Америка - Азия». Перспективный парк российских авиакомпаний будет включать отечественные и зарубежные типы воздушных судов в экономически оправданном соотношении.
Переоснащение парка пассажирских самолетов с использованием всего типоразмерного ряда современной авиатехники будет направлено на рационализацию структуры парка согласно условиям перевозок и, помимо повышения экономичности, безопасности и технического совершенства парка, обеспечит выполнение перспективных требований к экологичности перевозок и «омоложение» коммерческого парка к 2020 году до уровня ведущих стран.
Обновление парка грузовых самолетов в соответствии с условиями применения, включая введение в парк российских авиакомпаний эффективных при перевозках генеральных грузов грузовых модификаций пассажирских самолетов с большой боковой грузовой дверью и с системой напольной механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Государственная поддержка дальнейшей модернизации рампо-вых грузовых самолетов для обеспечения их соответствия требованиям ИКАО и условиям конкурентоспособности.
Развитие современных технологий перевозок и обработки грузов (технологий интермодальной доставки «от двери до двери», обеспечения контроля прохождения грузом маршрута, различных форм экспресс доставки). Создание мультимодальных логистических центров на базе крупнейших аэропортов с использованием потенциала паллетизации и контейнеризации в системе грузодвижения.
Повышение конкурентоспособности российских авиакомпаний на рынке авиационных работ связано с совершенствованием технологий и оборудования для авиационных работ и расширением типоразмерного ряда эксплуатируемых воздушных судов в соответствии со структурой спроса, включая увеличение доли в парке легких вертолетов и обеспечение соответствия потребительских качеств вертолетов условиям районов массового применения.
Формирование парка воздушных судов деловой авиации, включающего все классы реактивных самолетов и скоростные турбовинтовые самолеты.
Применение информационных и телекоммуникационных технологий на воздушном транспорте, включая:
- развитие правовых и технических условий для использования электронных документов в государственном управлении и в деятельности субъектов гражданской авиации;
- сближение информационных стандартов воздушного и других видов транспорта, обеспечение взаимодействия их информационных систем в направлении формирования единого информационного пространства;
- обеспечение открытости в деятельности органов государственного регулирования гражданской авиации и доступности открытых государственных информационных ресурсов;
- формирование общего электронного информационного пространства в гражданской авиации РФ путем создания единой Государственной информационно-аналитической системы гражданской авиации (ЕГИС ГА);
- создание нового механизма электронного предоставления и сбора первичной информации о состоянии транспортной системы России;
- внедрение информационно-аналитической системы мониторинга летной годности воздушных судов в рамках послепродажного обеспечения эксплуатации;
- комплексное решение задач информационной безопасности
управления авиатранспортным процессом, навигации, связи и наблюдения на основе применения современных высокоточных средств спутниковой навигации и связи (в частности, системы ГЛО-НАСС). Приоритетно создание систем слежения в режиме АЗН за воздушными судами, в т.ч. за перевозками опасных грузов, а также систем обнаружения аварийных и чрезвычайных ситуаций.
На морском транспорте.
В период до 2015 года транспортный флот пополнится 130 судами суммарным дедвейтом 6,2 млн. тонн. В период 2016 - 2030 годов прогнозируется поставка 397 судов суммарным дедвейтом 19,5 млн. тонн. К 2030 году суммарный тоннаж транспортного флота, контролируемого Россией, составит 38,9 млн. тонн, из которых 70% будет зарегистрировано под российским флагом.
Для повышения конкурентоспособности и провозной способности морского транспортного флота предусматривается его пополнение новыми современными конкурентоспособными судами различного назначения - газовозами, танкерами, танкерами-продуктовозами, балкерами, лесовозами, контейнеровозами, судами типа Ро-Ро, универсальными судами.
Для решения задачи обеспечения роста перевозок грузов и пассажиров на социально-значимых маршрутах предусматривается строительство железнодорожных и автопассажирских паромов для обеспечения сообщения с Калининградской областью и Сахалином; строительство грузопассажирских и грузовых судов для доставки грузов и пассажиров в удаленные районы Дальнего Востока; строительство автопассажирских паромов и пассажирских судов для перевозок в сообщении с портом Сочи, строительство скоростных пассажирских судов.
Предусматривается развитие современных информационных технологий на морском транспорте.
На внутреннем водном транспорте.
Развитие транспортного флота в соответствии с потребностями развивающегося рынка:
- проведение реновации судов, ремонта и модернизации флота;
- пополнение флота за счет закупки судов преимущественно российского производства;
- ускоренное списание морально и физически устаревших судов, подготовка решения о запрещении эксплуатации судов, создающих угрозу для безопасности судоходства;
- создание транспортного флота новых типов, в том числе специализированных и для интермодальных перевозок (суда для перевозки сжиженного газа и химических грузов, толкаемые составы смешанного река-море плавания, суда типа «ро-ро», контейнеровозы и т.д.);
- строительство комфортабельных туристско-экскурсионных судов, скоростных судов;
- создание скоростных пассажирских судов, способных работать на участках с ограниченными габаритами пути, в районах с отсутствием или недостаточным развитием альтернативных видов транспорта, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке. Для осуществления этих перевозок планируется проектирование и строительство новых типов судов;
- внедрение автоматизированных транспортно-складских систем в портах.
До 2015 года предусматривается строительство 85 сухогрузных и наливных судов грузоподъемностью 5 тыс. тонн, пяти малотоннажных судов для восточных бассейнов и пяти пассажирских судов нового проекта "Золотое кольцо" пассажировместимостью 212 человек.
Внедрение автоматизированных транспортно-складских систем в портах.
На промышленном транспорте.
Пополнение парков подвижного состава вагонами нового поколения для эксплуатации на магистральном и промышленном железнодорожном транспорте.
Пополнение парков подвижного состава вагонами специального назначения - для международных перевозок легковых автомобилей, вагонами-автомобилевозами со съемной крышей, вагонами со съемной крышей для перевозки металлопродукции, вагонами с раздвижной крышей, платформами для перевозки автопоездов или контейнеров, платформами для перевозки полуприцепов и контейнеров.
Совершенствование тягового состава промышленного железнодорожного транспорта связано с созданием нового поколения тепло-
возов с техническим уровнем, превышающим по экономичности, долговечности и надежности уровень современных машин.
Потребность в обновлении парка подвижного состава промышленного транспорта составляет:
- до 2015 года: 66700 магистральных и 36730 промышленных вагонов, 1648 новых и 6180 модернизированных локомотивов;
- в 2016 - 2030 годах: 75540 магистральных и 40520 промышленных вагонов, 3270 новых и 8175 модернизированных локомотивов.
Развитие информационного обеспечения:
- для решения задач государственного регулирования, сбора и обработки статистической информации деятельности промышленного транспорта;
- создание системы мониторинга состояния и безопасного функционирования промышленного транспорта;
- создание единого информационного пространства органов управления транспортным комплексом, субъектов и пользователей рынка транспортных услуг, при взаимодействии с региональными органами управления, транспортными и логистическими подразделениями промышленных предприятий;
- внедрение систем оперативного планирования и управления работой внутриобъектного транспорта и на участках технологических перевозок.
Основными направлениями модернизации транспортной системы России являются:
■ Ликвидация разрывов и «узких мест» на транспортной сети, в том числе в азиатской части России;
■ Развитие транспортных подходов к крупным транспортным узлам и пограничным пунктам пропуска;
■ Комплексное развитие крупных транспортных узлов на основных направлениях перевозок;
■ Формирование единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов;
■ Создание инфраструктурных условий для развития потенциальных точек экономического роста, включая комплексное освоение новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке;
■ Создание единой сбалансированной системы транспортных коммуникаций страны на базе дифференцированного развития путей сообщения всех видов транспорта;
■ формирование и актуализация цифровых электронных карт путей сообщения и объектов инфраструктуры с использованием космической навигационной системы ГЛОНАСС.
■ Увеличение пропускной способности и скоростных параметров транспортной инфраструктуры до уровня лучших мировых достижений с учетом создания обоснованных резервов. Увеличение доли высокоскоростных путей сообщения;
■ Создание интегрированной системы логистических центров на территории страны как основы формирования современной товаропроводящей сети
■ Создание взаимоувязанной интегрированной системы то-варотранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, обеспечивающей объем и качество транспортных услуг
■ Освоение инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания транспортной инфраструктуры.
■ Создание единой информационной среды технологического взаимодействия различных видов транспорта, участников транспортного процесса, таможенных и других государственных контрольных органов.
Приоритетные направления научно-технической деятельности и механизмы их реализации должны быть закреплены в Концепции научно-технической политики в транспортной отрасли. Концепция определяет цели и основные направления научно-технической политики в транспортной отрасли на период 2008 - 2015 гг., которые заключаются в развитии и эффективном использовании научно-технического потенциала, увеличении вклада науки в развитие транспортной отрасли РФ, обеспечении прогрессивных структурных преобразований в системе управления дорожным хозяйством на федеральном и территориальном уровнях, создании условий для широкого и эффективного практического использования достижений науки, упрочении взаимосвязи науки и образования, создании условий для повышения эффективности деятельности отраслевой науки.
Концепция предусматривает поэтапное развитие научно-технической деятельности на основе разработки и реализации
среднесрочных целевых программ и годовых планов научных исследований, развития и внедрения новой техники и реализации достижений научно-технического прогресса.
Решение рассмотренных проблем предполагает значительное изменение на рынке транспортной техники. Очевидно, что будут выдвигаться более строгие требования к качеству этой техники, и это незамедлительно скажется на товарной структуре. Автоматически будут выдвигаться требования к отечественному производителю, и потребуются значительные перемены в его функционировании.
Правительством России уже принят ряд мер по модернизации транспортной отрасли.
Техническое перевооружение транспорта в сложившихся условиях является ключевой задачей. Без него нельзя добиться существенного улучшения использования транспортного потенциала страны. Перевозчикам придется обновить парки транспортных средств, пополнить их прогрессивными типами автомобилей. Обновление и пополнение парков транспортных средств предпочтительно осуществлять за счет техники отечественного производства с целью обеспечения безопасности страны и уменьшения ее зависимости от закупок транспортной техники за рубежом. При этом перевозчикам понадобятся новые перспективные типы транспортных средств, имеющие более высокий коэффициент полезного действия, потребляющие меньше энергоресурсов, более полно удовлетворяющие требованиям по безопасности перевозок и охране окружающей среды.
Литература:
1. Гужов В.В. Организация и управление инновационным проектом, Красногорск: Красногорский филиал РАНХиГС, 2012
2. Гужов В.В., Кайсин Д.В. Управление объектами интеллектуальной собственности в вузе. Красногорск: Красногорский филиал РАНХиГС, 2012
3. Гужов В.В., Орехов С.А., Тихомирова Н.В. Инновационная стратегия развития образовательного учреждения в системе научно-образовательного комплекса. М.: Издательство «Наука», 2009 .
4. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. 2-е изд., - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.
5. Орехов С.А., Дарда И.В., Степанов С.С. Менеджмент-консалтинг. [Текст]/ С.А. Орехов, И.В. Дарда, С.С. Степанов: учебник - М.: Изд-во МНЭПУ, 2012
6. Орехов С.А., Дарда И.В., Романова М.М., Степанов С.С. Менеджмент предприятий (организаций)[Текст]: учебник - М.: Изд-во МНЭПУ, 201