Сибирь, Дальней Восток и шельф Сахалина, -38 млрд м ); срок поставок - 30 лет; цена газа привязана к нефтяной корзине; условия поставки - «бери и плати». Конкретные контракты КНР с РФ еще не подписаны.
Газопровод «Сила Сибири» предполагается использовать для обеспечения поставок газа в восточные провинции Китая. Реальность реализации проекта многими специалистами оценивается как сомнительная. Но даже при неблагоприятном сценарии развития проекта «Сила Сибири» Иркутская область имеет шансы стать ведущим импортером КНР. Новая программа развития газовой промышленности Иркутской области предполагает освоение средних и малых месторождений. ООО «Петромир» утверждает наличие подтвержденных запасов под необходимый объем работ (ежегодная добыча газа на лицензионных блоках компании может быть доведена до 18 млрд м3, конденсата - до 1 млн тонн); Иркутская нефтяная компания (ИНК) может обеспечить необходимый объем в 2-3-годичной перспективе. Прирост объемов добычи газа в Иркутской области в 2013 г. составил 30%. Такая динамика объясняется введением трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). Для закачки газа в 100 млрд м3 в газопровод необходимо подготовить к добыче 2,3 трлн м3 газа промышленной категории С1. В настоящее время подготовлено 70% [3].
Таким образом, для обеспечения газом Китаю предстоит либо провести масштабную геологоразведку сланцевого газа и решить проблему дефицита воды, либо развивать импорт газа. Такой ситуацией
должна воспользоваться Россия. Необходимо в кратчайшие сроки ввести газопровод «Алтай», что позволит перенаправить часть газа Западной Сибири на экспорт в Китай. В течение первых пяти лет воспользоваться транзитным коридором поставок газа в Китай через Казахстан. Параллельно необходимо реализовать проекты по строительству завода СПГ во Владивостоке, на Ямале, юге Иркутской области, увеличить мощности завода «Сахалин-2». В последующем - ре-ализовывать проекты строительства газопроводных мощностей в КНР, осваивать разработку месторождений Восточной Сибири, в том числе Ковыктинского ГКМ. Газопровод «Сила Сибири» станет общей газотранспортной системой для иркутского и якутского центров газодобычи и будет транспортировать газ через Хабаровск до Владивостока для внутреннего потребления, а также на экспорт в страны АТР. Следует отметить, что Ковыктинское ГКМ является базовым не только для создания Иркутского центра газодобычи, но и в целом для реализации проекта экспорта российского газа в КНР.
В настоящее время в экспорте газа в КНР из России заинтересованы обе стороны. Азиатский рынок для наращивания экспортных поставок природного газа из России в долгосрочной перспективе является наиболее привлекательным. Китаю не покрыть свои потребности в газе даже при благоприятном варианте развития сланцевых проектов. Следует отметить, что газоснабжение потребителей КНР ресурсами газа Восточной Сибири является предпочтительным.
Статья поступила 31.09.2015 г.
Библиографический список
1. Баодон Ван, Чанвэй Пан, Рубан Л.С. Развитие нефтегазовой отрасли Китайской Народной Республики // Бурение и нефть. 2015. № 1. С. 18-24.
2. Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года. М.: ИНЭИ РАН, 2014. 133 с.
3. Ресурсы. Специальный выпуск. М.: Синдикат, 4 апреля 2014 г.
4. Рубан Л. Китайская альтернатива для России // Нефть России. 2015. № 4. С. 15-23.
5. Сорокин С.Н., Горячев А.А. Основные проблемы и перспективы добычи сланцевого газа [Электронный ресурс]. URL: eriras.ru, Институт Энергетических Исследований РАН (20.08.2015).
УДК 69:003
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
_ Л о
© Е.С. Дедюхина1, И.В. Ямщикова2
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Приведены результаты анализа региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Иркутской области. Особое внимание уделено оценке качества формирования перечня многоквартирных домов, включенных в программу. Определен средний износ многоквартирных домов, распределенных по периодам реализации программы. В перечне многоквартирных домов г. Ир-
1Дедюхина Екатерина Сергеевна, старший преподаватель кафедры экспертизы и управления недвижимостью, тел.: 89501298269, e-mail: [email protected]
Dedyukhina Ekaterina, Senior Lecturer of the Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: 89501298269, e-mail: [email protected]/
2Ямщикова Ирина Валентиновна, кандидат экономических наук, профессор кафедры экспертизы и управления недвижимостью, тел.: 89027625920, e-mail: [email protected]
Yamshchikova Irina, Candidate of Economics, Professor of the Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: 89027625920, e-mail: [email protected]
кутска выявлены ветхие и авариные жилые дома, не признанные таковыми в установленном законом порядке и соответственно включенные в программу капитального ремонта. Указаны неточности, допущенные при формировании региональной программы, и предложены пути их устранения.
Ключевые слова: жилой фонд; инновационные решения; инновационные механизмы; капитальный ремонт; инновационные методы; программа капитального ремонта.
INNOVATIVE METHODS OF COMMON PROPERTY REPRODUCTION IN MULTI-FAMILY BUILDINGS FOR THE CASE OF THE IRKUTSK REGION E.S. Dedyukhina, I.V. Yamshchikova
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article provides the results of the analysis of the regional program of capital repair of common property in the blocks of flats located in the Irkutsk region. Special attention is paid to the evaluation of the compilation quality of the list of multi-family houses included in the program. The average wear of the blocks of flats distributed by the periods of program implementation is determined. Ramshackle and failing buildings which were not recognized as such in accordance with the procedure established by the law have been identified in the list of Irkutsk multi-family houses and included in the overhaul program. The authors indicate inaccuracies in the formation of the regional program and suggest the ways to eliminate them.
Keywords: housing stock; innovative solutions; innovative mechanisms; overhaul; innovative methods; overhaul program.
Одним из значимых материальных условий жизни человека является наличие у него жилища. В связи с этим проблема качества и сохранности жилого помещения затрагивает каждого.
В настоящее время объем жилого фонда Российской Федерации неуклонно растет и в 2014 г. составил 3359 млн м2. В Иркутской области площадь жилья тоже имеет положительную динамику и составляет 54,9 млн м2, из которых порядка 80% занимают многоквартирные жилые дома. Около 88% жилого фонда страны находится в частной собственности [6].
С течением времени основные фонды жилищной сферы в результате воздействия внешних факторов теряют свои прочностные характеристики надежности и требуют воспроизводства.
В последние десятилетия в нашей стране основной формой воспроизводства жилого фонда являлось новое строительство. После 1992 г. финансирование строительства нового жилья и капитального ремонта жилого фонда существенно снизилось. Недостаточность вложений в капитальный ремонт и реконструкцию привела к постоянному накапливанию объема фонда жилых зданий, которые нуждались в проведении данных работ [3]. В настоящее время значительная часть жилищного фонда страны (около 78%) это дома, построенные 40 и более лет назад. Доля домов с износом от 30 до 65% составляет около 52% от общего числа жилых зданий [3].
Наряду с этим в странах с развитой рыночной экономикой имеет место тенденция к сокращению инвестиций в новое строительство при обеспечении роста вложений в капитальный ремонт и реконструкцию жилого фонда.
В Российской Федерации проблему капитального ремонта многоквартирных домов начали решать в 2007 г. путем создания государственной корпорации -Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Фонд осуществлял финансовую поддержку на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Финансовая поддержка осуществлялась в форме софинансирования.
Всего за период 2008-2014 гг. в Российской Федерации было отремонтировано порядка 53 млн м2 общей площади многоквартирных домов.
В 2014 г. для более эффективного решения проблемы капитального ремонта жилого фонда были внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми на собственников помещений многоквартирных домов возложена обязанность по выплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В связи с этим в России вводятся инновационные механизмы формирования системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов [2]. В соответствии с новой системой с 2014 г. становится обязательным участие собственников помещений в финансировании капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии со ст. 178 Жилищного кодекса РФ субъектами страны созданы региональные операторы, именуемые в каждой территории как Фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Фонд). К функциям фондов относится аккумулирование отчислений на капитальный ремонт, которые ежемесячно уплачивают собственники в многоквартирных домах, а также обеспечение организации ремонта.
Постановлением Правительства Иркутской области от 20 марта 2014 № 138-пп утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014-2043 годы (далее - Программа). Ее целью является планирование и организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области [5].
В рамках Программы сформирован список многоквартирных домов Приангарья, в которых планируется провести капитальный ремонт в период с 2014 по 2043 гг. за счет средств собственников.
Очередность проведения капитального ремонта определялась на основе таких параметров, как продолжительность эксплуатации дома после последнего
капитального ремонта (если не проводился, то после ввода в эксплуатацию), физический износ дома, перечень необходимых работ по объекту, наличие совета дома, а также уровень исполнения собственниками обязательств по оплате коммунальных услуг [5].
Всего в Программу включено 14 730 домов, общая площадь которых составляет не менее 31700,0 тыс. м2. Все дома, распределены на шесть этапов реализации Программы:
- первый этап (с 2014 по 2018 гг.) - 2226 домов;
- второй этап (с 2019 по 2023 гг.) - 2895 домов;
- третий этап (с 2024 по 2028 гг.) - 3088 домов;
- четвертый этап (с 2029 по 2033 гг.) - 2483 дома;
- пятый этап (с 2034 по 2038 гг.) - 2355 домов;
- шестой этап (с 2039 по 2043 гг.) - 1683 дома.
Доля жилых домов от общего количества зданий,
включенных в Программу по каждому этапу ее реализации, представлена на рис. 1.
В ходе исследования перед авторами была поставлена задача - оценить качество формирования списка многоквартирных домов, включенных в Программу. Для анализа были приняты к рассмотрению данные по г. Иркутску как самому большому муници-
пальному образованию Иркутской области.
Всего в Программу по г. Иркутску включен 4471 дом. Доля домов от общего количества включенных в Программу домов по этапам распределена следующим образом:
- первый этап (с 2014 по 2018 гг.) - 14%;
- второй этап (с 2019 по 2023 гг.) - 22%;
- третий этап (с 2024 по 2028 гг.) - 21%;
- четвертый этап (с 2029 по 2033 гг.) - 12%;
- пятый этап (с 2034 по 2038 гг.) - 17%;
- шестой этап (с 2039 по 2043 гг.) - 14%.
Для оценки уровня физического износа многоквартирных домов, включенных в Программу, и их возраста на момент ремонта на разных этапах ее реализации для каждой группы определены интервал ввода домов в эксплуатацию, интервал физического износа многоквартирных домов, а также средний физический износ по каждой группе.
Средний физический износ определен как средневзвешенный, где в качестве веса принята общая площадь многоквартирного дома. Результаты анализа приведены в табл. 1.
11%
15%
16%
17%
20%
21%
Рис. 1. Доля жилых домов по этапам Программы
1 этап ■ 2 этап
3 этап 4 этап
5 этап - 6 этап
Таблица 1
Распределение многоквартирных жилых домов по периодам проведения капитального ремонта
Период, гг. Количество зданий, шт. Год ввода в эксплуатацию Возраст дома на момент планового ремонта Диапазон износа,% Средний износ, %
2014-2018 613 1917-1970 99-46 10-70 45
2019-2023 962 1917-1980 104-41 10-60 35
2024-2028 959 1917-1984 109-42 10-70 30
2029-2033 558 1980-1995 51-36 5-50 16
2034-2038 754 1995-2012 41-24 5-30 10
2039-2043 625 1942-2014 99-27 1-53 9,8
Как видно из таблицы, возраст домов на момент проведения ремонта колеблется в диапазоне от 24 до 109 лет. При этом самые старые дома включены в третий период. Величина износа домов колеблется от 1 до 70%. В результате проведенного анализа видно, что в Программу включены здания, сильно отличающиеся как по возрасту, так и по износу. Соответственно, они требуют проведения разного перечня работ по восстановления конструкций и устранению физического износа. В Программе же для всех многоквартирных домов указан одинаковый перечень ремонтных работ. К ним относятся: ремонт крыш, фасадов, систем электроснабжения, теплоснабжения, водоотведения, горячего и холодного водоснабжения.
Помимо этого в Программу вошли дома, которые ранее были включены в реестр ветхого и аварийного жилого фонда г. Иркутска (далее - Реестр). Данный Реестр формировался с целью определения объема инвестиций для целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья на 20042010 гг. в г. Иркутске». Часть домов осталась не снесенной по окончанию действия программы, а также в связи с тем, что с 2006 г. аварийными считаются только те жилые дома, которые отнесены к таковым в установленном законом порядке.
Порядок признания многоквартирного жилого дома аварийным приведен в официальном документе, утвержденном постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 - «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» [1].
Процедура отнесения многоквартирного жилого дома к категории аварийного состоит в следующем. Собственники или наниматели жилых помещений в многоквартирном доме подают заявление о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в межведомственную комиссию. Наряду с заявлением заявитель представляет заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома, необходимых для принятия решения о признании его пригодным для проживания или нет, а также копии правоустанавливающих документов на жилое помещение.
Комиссия создается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. В состав комиссии входят представители органов исполнительной власти соответствующего уровня; представители органов, уполномоченных на проведение регионального или муниципального жилищного надзора; представители государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической безопасности; представители органов защиты прав потребителей. Помимо указанных лиц, комиссией могут быть привлечены квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего
голоса и собственники жилого помещения с правом совещательного голоса [1]. На основе вышесказанного понятно, что признание дома аварийным производится по инициативе собственника.
В процессе исследования мы рассматривали дома, которые были включены в реестр ветхих и аварийных домов по состоянию на 2004 г. и не снесены до сих пор, а также включены в программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Иркутской области.
В процессе анализа сделано сравнение физического износа здания на момент формирования Реестра и на момент формирования Программы. Нами произведена группировка домов, включенных в Реестр, по их местоположению в городе и периоду запланированного капитального ремонта. Местоположение домов представлено в виде деления на зоны в зависимости от рыночной стоимости земель. Всего выделено 7 зон, самая высокая рыночная стоимость на земли 1 и 2 зон, далее по убыванию. В общем списке ветхих и аварийных домов числилось 1602 дома, в региональную программу капитального ремонта попали 154 дома, т.е. порядка 10%. Следует отметить, что в анализе принят реестр ветхого и аварийного жилья г. Иркутска, сформированный в 2004 г., следовательно, на момент формирования Программы прошло 10 лет. Очевидно, что за это время объем ветхого и аварийного жилого фонда увеличился. При этом в соответствии с Жилищным кодексом РФ собственники помещений во всех многоквартирных домах, которые не отнесены к категории аварийных в установленном законом порядке, обязаны оплачивать взносы в Фонд.
Наряду с уже сказанным, необходимо заметить, что понятие «ветхое жилье» с 2006 г. в законодательстве РФ не приводится. Ранее к таковому относили здания, конструкции которых изношены более чем на 70 и 65% (для каменных и деревянных домов соответственно) [4].
Однако, Федеральная служба государственной статистики приводит показатель ветхого жилого фонда по Иркутской области на конец 2014 г., величина которого насчитывает 3289,9 тыс. м2, что составляет около 6% от площади всего жилого фонда Иркутской области [6].
Остановимся подробно на полученных результатах. Всего в рассматриваемых домах проживает около 3500 жителей, при этом по данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 31 декабря 2014 г. в ветхом жилье в городе Иркутске проживало 14000 жителей. Отсюда следует, что в нашу выборку попало только порядка 25% жителей, проживающих в ветхом жилье.
Все рассматриваемые дома планируется отремонтировать в течение первых пяти этапов (пятилеток). В период с 2014 по 2018 гг. включены в план 32 дома, в период с 2019 по 2023 гг. - 63 дома, в период с 2029 по 2033 гг. - 56 домов и в последние периоды -3 дома. Таким образом, основную долю домов планируется отремонтировать в первые три этапа программы, т.е. до 2033 г.
Таблица 2
Ветхий и аварийный жилой фонд, включенный в программу капитального ремонта _общего имущества многоквартирных домов_
Зона Период проведения Количество Количество Средний износ, %
капитального ремонта, гг. жителей, чел. домов, шт. на 2004 г. на 2014 г.
2014-2018 140 5 78 55
1 зона 2019-2023 117 5 71 57
2024-2028 70 3 77 55
2014-2018 339 17 69 65
2 зона 2019-2023 112 8 72 56
2024-2028 118 7 77 55
2014-2018 65 4 75 56
3 зона 2019-2023 103 5 62 45
2024-2028 301 17 61 68
4 зона 2014-2018 80 3 60 38
2019-2023 668 28 60 48
2014-2018 10 1 91 49
2019-2023 201 9 62 59
5 зона 2024-2028 579 22 61 49
2029-2033 71 2 67 43
2034-2038 56 1 60 65
2014-2018 8 1 73 50
6 зона 2019-2023 193 8 67 56
2024-2028 155 7 71 51
7 зона 2034-2038 30 1 82 59
Итого 3488 154 70 54
Почти все рассматриваемые дома - деревянные, возрастом от 60 до 100 лет. Нормативный срок службы таких домов составляет порядка 50 лет. Очевидно, что ремонт таких домов нецелесообразен.
К тому же, как видно из табл. 2, износ домов по состоянию на 2004 г. выше, чем износ по состоянию на 2014 г. В связи с тем, что капитальный ремонт и реконструкция данных объектов не производились, уменьшение величины физического износа является невозможным. Можно предположить, что такое несо-ответствие^анных о физическом износе получено в результате того, что в Реестр вышеуказанные дома были включены на основе величины физического износа здания по информации БТИ г. Иркутска, а при формировании перечня многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту за счет средств собственников, а также при определении очередности капитального ремонта домов сведения о физическом износе здания предоставлялись управляющими компаниями. При этом инвентаризация и обследование жилого фонда не проводились, соответственно остается не ясным, на основе каких нормативных актов управляющие компании определяли износ многоквартирных домов.
Следует сказать, что ежемесячный взнос на капитальный ремонт установлен в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2014 г. № 688-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Иркутской области, на 2015 год». Размер взноса зависит от уровня оборудования
многоквартирного дома внутридомовыми инженерными системами, наличия в доме лифтового оборудования и мусоропровода и от этажности здания. Размер взноса не учитывает возраст дома, его износ, количество капитальных ремонтов, проведенных ранее, в том числе и за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах.
Наряду с этим земли, занимаемые ветхим и аварийным жильем, выделяются для перспективного строительства с условием сноса старого жилья и переселения граждан. Поэтому не исключена ситуация, когда ветхие дома будут отремонтированы из средств Фонда, который формируется за счет уплаты гражданами ежемесячных взносов, и после этого попадут под снос в связи с перспективной застройкой городской территории. После сноса многоквартирного дома его жильцы перестают оплачивать взносы в Фонд. В связи с тем, что снос домов может быть осуществлен раньше, чем закончится действие программы капитального ремонта, собственники этих домов не успеют в полном объеме накопить средства на капитальный ремонт своих домов. Из этого следует, что недостающие средства будут привлечены из накоплений собственников других домов. Такая ситуация может произойти при условии выбора способа накопления средств на счете регионального оператора.
Все сказанное позволяет сделать следующие выводы: несмотря на активное внедрение, инновационная система капитального ремонта имеет свои недостатки и требует значительных изменений. Прежде всего, необходимо произвести инвентаризацию всех многоквартирных домов, включенных в программу
капитального ремонта, с целью выявления их реального технического состояния и определения физического износа зданий. На данном этапе этим занимается Фонд, но довольно низкими темпами. Инвентаризация жилого фонда должна предшествовать формированию списка и очередности многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту и реконструкции, а не выполняться в процессе реализации Программы. Например, за 2014 г. силами Фонда было обследовано 237 многоквартирных домов, что составляет 1,6% от всего количества многоквартирных домов, включенных в Программу. Очевидно, что при таких темпах за тридцать лет действия программы не будут обследованы все многоквартирные дома.
Необходимо усовершенствовать процедуру отнесения многоквартирных домов к категории аварийных. Недопустимо в решении этого вопроса полностью полагаться на желание и сознательность собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с тем, что используя при накоплении средств на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме счет регионального оператора, все собственники жилых помещений Иркутской области вносят взносы в «общий котел». Следственно включение ветхих и аварийных домов в очередь на капитальный ремонт, а соответственно и последующий ремонт этих домов, который требует немалых затрат, ущемляют интересы собственников остального жилого фонда. Наряду с этим, в связи с планом развития застройки территории города Иркутска, нет гарантии, что после проведения ремонта аварийного или ветхого жилого здания оно не будет снесено до окончания действия Программы. Соответственно собственники таких домов не успеют вернуть в Фонд средства, которые были затрачены на капитальный ремонт их дома. Поэтому недопустимо тратить средства Фонда на ремонт домов, норматив-
ный срок эксплуатации которых закончился около 50-ти лет назад.
В то же время интересы собственников ветхих и аварийных многоквартирных домов также не должны быть ущемлены. Проблеме ветхого жилья на данном моменте времени в нашей стране не уделяется должного внимания, а ее решение требует разработки инновационных механизмов по ликвидации такого рода жилых зданий, иначе вызывает сомнение возможность полного устранения аварийного жилого фонда.
В то же время при уплате взносов на капитальный ремонт в одинаковом положении находятся как собственники новых домов, собственники домов, в которых проведен капитальный ремонт за счет собственников помещений, так и собственники помещений в домах в возрасте, превышающем неоднократно нормативный межремонтный срок эксплуатации здания. Соответственно, у таких домов количество дефектов и, как следствие, стоимость ремонтных работ значительно выше, чем у домов, возраст которых на момент ремонта составит 25-30 лет. Для решения этого вопроса необходим пересмотр размера взносов, которые должны рассчитываться в зависимости от технического состояния здания и времени его эксплуатации после последнего капитального ремонта, если таковые имели место.
В заключение отметим, что несмотря на создание Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области и работе, проводимой по организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, имеют место существенные недостатки этой системы. Отсюда следует, что необходима корректировка существующих механизмов проведения капитального ремонта многоквартирных домов, а также разработка инновационных решений данной проблемы.
Статья поступила 19.10.2015 г.
1. Дедюхина Е.С. Проблемы ветхого и аварийного жилого фонда при реализации инновационных решений в жилищно-коммунальном хозяйстве // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2014. Вып. 4 (9). С 19-25.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/popular/housing/ (01.09.2015).
3. Капитальный ремонт в многоквартирных домах: вопросы и ответы. Комментарии и разъяснения экспертов государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ. М.: ЗАО «Библиотечка РГ», 2013. 80 с.
4. Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих и аварийных: утв. Постановлением Госстроя России от 20.02.2004 № 10 [Элек-
ский список
тронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_47238/ (01.09.2015)
5. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014-2043 годы. [Электронный ресурс] // Законодательство Иркутской области: Правительство Иркутской области от 20 марта 2014 года № 138 пп. http://www.fkr38.ru/dokumenty/zakonodatelstvo-irkutskoj-oblasti (01.09.2015).
6. Сайт федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. [Электронный ресурс]. URL: http://irkutskstat.gks.ru/ (01.09.2015).