УДК 378.147.7:37.016:78 ББК Щ31р+Ч448.0268.43
ГСНТИ 14.35.09
Код ВАК 13.00.02
Панкевич Ростислав Владимирович,
кандидат педагогических наук, директор Интститута музыкального и художественного образования; Уральский государственный педагогический университет; 620075, г. Екатеринбург, К. Либкнехта, 9, e-mail: [email protected].
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: обучение дирижированию бакалавра профиля «Музыкальное образование»; самоконтроль учебной деятельности; рефлексивный видеотренинг.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются вопросы преодоления трудностей овладения дирижерским жестом в процессе профессиональной подготовки бакалавров профиля «Музыкальное образование» на основе информатизации учебной деятельности. Показана роль в обучении визуальной и звуковой информации, соотнесенной с мультимедийными возможностями компьютера. На основании проведенного анализа предметной области сформулированы условия активного функционирования каналов внутренней и внешней обратной связи при дирижерском освоении музыкального материала. С целью повышения эффективности учебных действий обращено внимание на возможность рефлексии, как психолого-педагогического феномена. Приведено краткое описание экспериментального занятия с использованием методики «коммуникативного контроля» с использованием учебной видеозаписи, построенного на превращении учащегося из субъекта в объект дирижерского воздействия. Делаются выводы о перспективности рефлексивного видео-контроля в активизации самостоятельной работы студентов. Подтвердается наше предположение о том, что использование музыкально-компьютерных технологий и, в частности, методики рефлексивного компьютерного видеотренинга (названного нами «коммуникативный контроль»), способно эффективно расширить информационную основу обучения дирижированию бакалавров направления «Педагогическое образование», профиль «Музыкальное образование».
Pankevich Rostislav Vladimirovich,
Candidate of Pedagogy, Professor, Director of Institute of Music and Arts Education, Ural State Pedagogical University,
Ekaterinburg, Russia.
INNOVATIVE METHODS OF APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN MUSIC EDUCATION
KEYWORDS: teaching conducting to BE (Music) students ; self-control of learning; reflexive video training.
ABSTRACT. The article is devoted to the problem of overcoming the difficulties of mastering conducting in the process of professional training of bachelors of education (Music) students on the basis of informatization of learning activity. The author highlights the role of visual and audio information associated with the multimedia potential of a computer, and on the basis of the undertaken analysis of the subject field, formulates the conditions for active functioning of the channels of internal and external feedback while training conducting movement. In order to raise effectiveness of teaching, attention is paid to the possibility of reflection as a psycho-pedagogical phenomenon. The article provides a brief description of an experimental lesson at which the teacher uses the method of video "communicative control", as a result of which the student turns from the subject into an object of the process of conducting. The author comes to the conclusion about the advantages of reflexive video control for activization of independent learning activity of students. The materials of the article corroborate the idea that application of music computer technologies and the method of reflexive video training (video control) in particular is capable to widen the information sphere of professional training of bachelors of education (Music).
П
одготовка бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профиль «Музыкальное образование», до последнего времени представляла собой незаполненное педагогическое пространство в плане применения музыкально-компьютерных технологий. Наиболее полно интерес учащихся к уникальным возможностям компьютера для музыкального творчества и музыкального образования удовлетворялся содержанием подготовки бакалавров профиля «Музыкально-компьютерные технологии».
Однако в задачи дисциплин учебного плана указанного профиля не входит изучение широких образовательных возмож-
ностей компьютерных технологий при овладении дирижерскими умениями и навыками учителей музыки, которыми многие бакалавры профиля «Музыкальное образование» становятся после окончания педагогического вуза. Отмеченное противоречие со всей очевидностью заставляет изучить возможности более полной реализации принципов дидактики на основе применения информационных технологий в формировании профессионально важных качеств педагогических работников в сфере музыкального образования. [10, 14]
Для осуществления процесса успешного овладения дирижерскими и хормейстерскими умениями и навыками необходимо
© Панкевич Р. В., 2015
создание специальных условий, позволяющих субъекту обучения видеть, наблюдать и ретроспективно оценивать свою учебную деятельность. [1, 3, 5, 12, 17] Возможность организации таких условий появилась в эпоху НТР, открывшей миру кино, телевидение, компьютер.
В последние годы наиболее совершенным средством «самонаблюдения» является телевизионная видеозапись, все более широко используемая в образовании. [6, 11] Появление цифровой видеозаписи, постепенно вытесняющей аналоговую, позволяет соединить уникальные возможности видео с мультимедийными возможностями компьютера. [4] Запись изображения и звука через швЪ-камеру на жесткий диск компьютера и возможность многократно повторять визуальную и звуковую информацию об учащемся и его деятельности позволяет приблизить условия восприятия к тренировочным, а сам процесс просмотра и анализа увиденного назвать как компьютерный рефлексивный видеотренингой.
Анализ современных исследований по педагогике и психологии показывает, что рефлексия, понимаемая как ретроспективное осознание стереотипов и эвристическое переосмысление субъектом опыта своей деятельности, во многом определяет творческий характер формирования личности. Более того, одно из конструктивных направлений реализации гуманистической установки современных наук о человеке связано с возникновением так называемой «рефлексивной» культуры личности.
Интенсивное изучение рефлексии сопровождается параллельными попытками применения ее результатов для оптимизации научно-технического и социально-педагогического творчества. Этот процесс сращивания фундаментальных и, в частности, философских и психологических исследований рефлексии с ориентированными на внедрение прикладными психолого-педагогическими разработками средств рефлексивного анализа свидетельствует об образования нового научного направления - «эвристической рефлек-сики» [2, 7, 13, 16].
В музыкальной педагогике имеет место серьезный анализ возможностей рефлексии в развитии личности и профессиональной деятельности учителя музыки, но он не затрагивает случаев конкретного практического применения рефлексии в формировании дирижерских умений и навыков с применением информационных технологий. [8]
Главным психолого-педагогических феноменом, лежащим в основе рефлексивного видеотренинга, является рефлексивно-
модифицированная видео-обратная связь. С ее помощью создаются дополнительные условия для «самоконфронтации» через предъявление субъекту нейтрального и объективного отражения его собственного поведения, возможности проверки и пересмотра понятий: «Я в восприятии других» и «Я в восприятии я». В целом, рефлексивный видеотренинг базируется на представлении о рефлексии как процессе осознания и переосмысления своих мыслительных средств, состояний и действий, а также событий, происходящих с самим участником тренировки.
В профессиональной хормейстерской подготовке бакалавра профиля «Музыкальное образование» по дирижированию на начальном этапе работы над жестом присутствует важный этап формирования слуходвигательных связей и координаций, где мультимедиа-технологии позволяют наиболее адекватно расширить информационное поле рефлексивного самоконтроля. Известный педагог-дирижер К. А. Оль-хов [9] отмечал, что дирижерский жест намного удобнее показывать наглядно на фоне музыки, особенности которой он должен отразить, чем описывать его словами «вне звучащей материи». Имея большой педагогический опыт, он предположил, что, возможно, в будущем методические работы по дирижированию воплотятся в видеозаписи, которая позволит гораздо точнее донести. В тот период времени применение видеозаписи являлось проблематичной ввиду ее технического несовершенства.
Важнейшим условием эффективного управления деятельностью является активное функционирование каналов внутренней и внешней обратной связи. Важность внешнего контура обратной связи особенно остро ощущается в начальный период обучения дирижированию, когда будущий руководитель музыкального коллектива постоянно нуждается в коррекции своих дирижерских жестов. [15] Выполнению продуктивных, репетиционных, тренировочных упражнений и самоконтролю их качества мешает, с одной стороны, отсутствие четких и ясных представлений идеального исполнительского образца, а с другой, - отсутствие объективной информации «извне» о результатах собственной деятельности. В этих условиях применение дополнительных информационных средств призвано выполнить задачу формирования представлений о наиболее ярких и выразительных дирижерских исполнительских приемах, сущность которых особенно отчетливо проявляется в сопоставлении с исполнением студента. Этому же должно способствовать постоянное оценивание и самокон-
троль студентом своей учебной деятельности, информацию о которой он может получить с помощью видеозаписи на компьютере.
Примером управления деятельностью с помощью рефлексивного видеотрениига может служить методический прием, получивший в ходе нашего исследования название «коммуникативный контроль» (т. е. контроль за деятельностью), построенный на многоканальной субъектно-объектной коммуникации. [10] Смысл его заключается в способности видеозаписи превращать студента из субъекта в объект дирижерского воздействия.
«Коммуникативный контроль» осуществляется следующим образом. В момент дирижерского исполнения студентом музыкального фрагмента производится его видеозапись на компьютере. После окончания записи дирижерского исполнения материал «перематывается» назад и подготавливается для воспроизведения записанного на мониторе. При воспроизведении записи студенту предлагается представить себя певцом хора, которым управляет дирижер с монитора ПК и дается задание - спеть хоровую партию по своему жесту, записанному на компьютере. Выполнение указанного задания (пения хоровой партии в точном соответствии со своим собственным дирижерским показом) заставляет студента непроизвольно или осознанно улавливать и фиксировать все моменты соответствия или несоответствия жестов «дирижера» своему слуховому представлению музыкального материала.
В процессе осуществления «коммуникативного контроля» дискомфорт, испытываемый студентом, и неудобство пения под свой жест сигнализируют ему о допущенных ошибках в дирижерском жесте и стимулируют осознание их причин.
Замена роли студента-дирижера на роль студента-певца хора включает психологические механизмы рефлексии и самоанализа своего дирижерского «Я». «Коммуникативный контроль» позволяет обнаружить нарушение или отсутствие тождественных связей между жестом и звуком, что создает основу для последующей отработки слуходвигательных связей, координации жеста и развития дирижерской техники.
Приведем пример экспериментального занятия с использованием «коммуникативного контроля». Студентка института музыкального и художественного образования УрГПУ Г. М. испытывала большие трудности в классе дирижирования в отработке «задержанного ауфтакта», применяемого, как известно, в тех случаях, когда необходимо добиться ритмической остроты
вступления, яркости акцента, четкого произнесения согласных и т. п.
В ходе занятия показ и словесное объяснение педагога раскрывали сущность задержанного ауфтакта, но не могли помочь студентке двигательно отобразить своеобразие его второй фазы, начинающейся с остановки или с замедления движения и переходящего затем в импульс его ускорения. Для управления в отработке показа задержанного ауфтакта использовался музыкальный материал начального эпизода хора И. Галкина «Куда б ни шел, ни ехал ты». После многократных и неудачных попыток показа вступления хоровых партий студентке было предложено произвести запись на компьютер дирижирования указанного фрагмента, а затем, при воспроизведении дирижерских действий на экране монитора, пропеть музыкальную фразу точно по своему жесту. После дирижерского исполнения запись его была воспроизведена и Г. М. сделала попытку исполнить вступление. Однако сначала студентка спела вступление не по жесту, а по своему слуховому представлению, не следуя за своим дирижерским показом с экрана монитора. Это было отмечено педагогом, который попросил быть внимательной и точно следовать требованиям «дирижера». При повторном воспроизведении студентка точно следовала дирижерскому показу с экрана монитора компьютера, что привело к неточности вокального исполнения, чрезмерной задержке дыхания, потере ритмической остроты вступления и, как следствие, к внутреннему дискомфорту.
После трех неудачных попыток студентке было предложено словесно прокомментировать свои ощущения исполнителя - «певца хора». «Для меня явилось полной неожиданностью несоответствие наблюдаемого на экране жеста моим ощущениям, - сказала она. - Моя ошибка заключается в отсутствии остроты замаха. В момент исполнения по жесту «дирижера» я почувствовала неудобство продолжительной задержки дыхания. Это было настолько ощутимо, что я даже успела забыть начальные слова фразы. Прошу разрешить мне еще раз воспользоваться этим методическим приемом».
На последующих занятиях Г. М. трижды повторила упражнение по компьютерному видеотренингу в виде «коммуникативного контроля» своего дирижерского показа, что позволило ей внести коррективы в исполнение. Более строгий самоконтроль, внимание к мышечно-слуховой координации жеста и объективная самооценка помогли студентке существенно усовершенствовать свою дирижерскую технику.
Таким образом, подтвердилось наше предположение о том, что использование музыкально-компьютерных технологий и, в частности, методики рефлексивного компьютерного видеотренинга (названного нами
«коммуникативный контроль»), способно эффективно расширить информационную основу обучения дирижированию бакалавров направления «Педагогическое образование», профиль «Музыкальное образование».
ЛИТЕРАТУРА
1. Букреев И. С. Психолого-педагогические проблемы профессионального становления дирижера : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. : 13.00.02. М., 1999.
2. Васютин Р. Н. Психолого-педагогические аспекты оптимизации профессионального роста в группе в условиях рефлексивного видеотренинга : дис. ... канд. псих. наук.: 19.00.07. Сочи, 2000.
3. Горская И. Ю. Педагогические условия становления оценочных суждений учителя музыки в процессе хормейстерской подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997.
4. Грушевская В. Ю. Компьютерное видео и звук : учебно-методическое пособие. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2014.
5. Ержемский Г. Психология дирижирования: некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музык. коллективом. М. : Музыка, 1988.
6. Касторнова В. А. «Активное видео» в образовательном процессе // Народное образование. 2013. № 10. C. 199-205.
7. Катрич Г. И. , Семенов И. Н, Степанов С. Ю. Психология рефлексивных процессов. Новосибирск : Психологический институт РАО, 1992.
8. Колышева Т. А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования: дис. ... докт. пед. наук. Москва, 1997.
9. Ольхов К. А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. Ленинград : Музыка, 1979.
10. Панкевич Р. В. Реализация дидактического принципа наглядности в обучении дирижированию учителя музыки : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. М., 1984.
11. Прессман Л. П., Зазнобина Л. С. Учебная видеозапись / / Совет, педагогика. 1989. № 12. С. 12-17.
12. Птица К. Б. Очерки по технике дирижирования хором. 2-е изд., испр., доп. М. : Московская консерватория, 2010.
13. Семенов И. Н., Болдина Т. Г. и др. Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования : коллективная монография. М. : ИРПТиГО, Аналитика Родис, 2011.
14. Стариченко Б. Е. О построении информационной дидактики // Инновационные технологии в педагогике высшей школы : материалы V Междунар. науч. конф. 27-29 окт. 2008 г., г. Екатеринбург, Россия. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. С. 6-14.
15. Тремзина О. С. Дирижерский жест как художественный феномен : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. 17.00.02. Сарат. гос. консерватория им. Л. В. Собинова. Саратов, 2014.
16. Туровцев Н. А., Семенов И. Н. Рефлексивно-психологические ресурсы личностно-профессионального саморазвития субъекта / / Рефлексивные процессы и управление. М. : ИФ РАН, 2013. С. 307-310.
17. Цовьянова И. А. Ассоциативный подход в процессе обучения дирижированию : автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2009.
LITERATURE
1. Bukreev I. S. Psikhologo-pedagogicheskie problemy professional'nogo stanovleniya dirizhera : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. : 13.00.02. M., 1999.
2. Vasyutin R. N. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty optimizatsii professional'nogo rosta v gruppe v usloviyakh refleksivnogo videotreninga : dis. ... kand. psikh. nauk.: 19.00.07. Sochi, 2000.
3. Gorskaya I. Yu. Pedagogicheskie usloviya stanovleniya otsenochnykh suzhdeniy uchitelya muzyki v protsesse khormeysterskoy podgotovki : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02. Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 1997.
4. Grushevskaya V. Yu. Komp'yuternoe video i zvuk : uchebno-metodicheskoe posobie. Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2014.
5. Erzhemskiy G. Psikhologiya dirizhirovaniya: nekotorye voprosy ispolnitel'stva i tvorcheskogo vzaimodeystviya dirizhera s muzyk. kollektivom. M. : Muzyka, 1988.
6. Kastornova V. A. «Aktivnoe video» v obrazovatel'nom protsesse // Narodnoe obrazovanie. 2013. № 10. C. 199-205.
7. Katrich G. I. , Semenov I. N, Stepanov S. Yu. Psikhologiya refleksivnykh protsessov. Novosibirsk : Psikhologicheskiy institut RAO, 1992.
8. Kolysheva T. A. Podgotovka uchitelya muzyki k professional'no-lichnostnoy refleksii v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya: dis. ... dokt. ped. nauk. Moskva, 1997.
9. Ol'khov K. A. Voprosy teorii dirizherskoy tekhniki i obucheniya khorovykh dirizherov. Leningrad : Muzyka, 1979.
10. Pankevich R. V. Realizatsiya didakticheskogo printsipa naglyadnosti v obuchenii dirizhirovaniyu uchitelya muzyki : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02. Mosk. gos. ped. in-t im. V. I. Lenina. M., 1984.
11. Pressman L. P., Zaznobina L. S. Uchebnaya videozapis' / / Sovet, pedagogika. 1989. № 12. S. 12-17.
12. Ptitsa K. B. Ocherki po tekhnike dirizhirovaniya khorom. 2-e izd., ispr., dop. M. : Moskovskaya konservatoriya, 2010.
13. Semenov I. N., Boldina T. G. i dr. Proektno-issledovatel'skiy podkhod v refleksivnoy psikhologii innovatsionnogo obrazovaniya : kollektivnaya monografiya. M. : IRPTiGO, Analitika Rodis, 2011.
14. Starichenko B. E. O postroenii informatsionnoy didaktiki // Innovatsionnye tekhnologii v pedagogike vysshey shkoly : materialy V Mezhdunar. nauch. konf. 27-29 okt. 2008 g., g. Ekaterinburg, Rossiya. Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2008. S. 6-14.
15. Tremzina O. S. Dirizherskiy zhest kak khudozhestvennyy fenomen : avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya. 17.00.02. Sarat. gos. konservatoriya im. L. V. Sobinova. Saratov, 2014.
16. Turovtsev N. A., Semenov I. N. Refleksivno-psikhologicheskie resursy lichnostno-professional'nogo samorazvitiya sub"ekta / / Refleksivnye protsessy i upravlenie. M. : IF RAN, 2013. S. 307-310.
17. Tsov'yanova I. A. Assotsiativnyy podkhod v protsesse obucheniya dirizhirovaniyu : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2009.
Статью рекомендует д-р пед. наук, профессор Б. Е. Стариченко.