References
1. O gosudarstvennojprogramme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody». Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 № 1493.
2. Prutchenkov A.S., Novikova T. Paradoksy grazhdanskogo obrazovaniya v sovremennoj Rossii. Vospitanie Shkolnikov. 2006; 10.
3. Lutovinov V.I. Kriteriii osnovy metodiki ocenki rezul'tatov raboty po patrioticheskomu vospitaniyu. Moskva: Armpress, 2006.
4. Magomedova A.S. Patrioticheskoe vospitanie uchaschejsya molodezhi v usloviyah diaspory: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2004.
5. Pahalyuk K.A. Patrioticheskoe vospitanie: opyt diskursivnogo analiza. Analiticheskij vestnik№ 33 (586): «Voenno-patrioticheskoe vospitanie rossijskih grazhdan: sostoyanie, problemy, puti sovershenstvovaniya». Analiticheskoe upravlenie Apparata Soveta Federacii. Moskva, 2015.
6. Batrakova, Yu.S. Podgotovka buduschih uchitelej k patrioticheskomu vospitaniyu shkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.
Статья поступила в редакцию 22.11.17
УДК 378
Bakmaev A.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Bakmaev Sh.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Paizulaeva R.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
INNOVATIVE TEACHING METHODS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY. In the article actual problems of implementation, development and use in educational process of innovative techniques and methods of teaching students in the context of the reform of the education system are studied. The work uses an analysis of the advanced and modern innovative instrumentation, the advantages of an innovative approach in comparison with traditional forms of training of students. The researchers offer a classification of the main innovative methods of teaching used in the educational process of a university, describe their potential and main characteristics. The obtained results can be used in further studies related to the introduction in educational process of educational institutions of different active learning methods.
Key words: innovation, universities, active methods, information technology training.
А.Ш. Бакмаев, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Ш.А. Бакмаев, канд. пед. наук, доц. проф., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Р.К. Пайзулаева, канд. пед. наук, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
В статье раскрыты актуальные проблемы внедрения, развития и использования в учебном процессе инновационных приёмов и методов обучения студентов в контексте реформирования системы образования. Проведён анализ передового и современного инновационного инструментария, обоснованы преимущества инновационного подхода в сравнении с традиционными формами подготовки студентов. Дана классификация основных инновационных методов обучения, применяемых в образовательном процессе вуза, описаны их возможности и основные характеристики. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях, связанных с внедрением в учебный процесс вуза различных активных методов обучения.
Ключевые слова: инновация, вуз, активные методы, информационные технологии.
Повышение качества образования является одной из важнейших задач не только для России, но и для всего мирового сообщества. Сегодня от уровня образования зависит стратегическое развития личности, общества, нации и государства в целом. Для того чтобы подготовить эффективного выпускника, компетентного во всех значимых сферах профессионального образования и дальнейшей жизнедеятельности, необходимо использовать инновационные методы обучения, стимулирующие развитие познавательной, коммуникативной и личностной активности обучаемых.
На наш взгляд, до сих пор ещё не сформировалось единого взгляда на применение инновационных методик в сфере педагогического образования, хотя несомненно наличие большого резерва в повышении эффективности учебного процесса благодаря их использованию. При этом особое внимание нужно сосредоточить на том, что инновационный подход к обучению студентов должен быть системным и вбирать в себя все сферы учебно-воспитательной работы. Вместе с тем необходимо пересмотреть теоретические и практические подходы к содержанию образования, профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов, а так же использованию в учебном процессе новых технологий и методов обучения. Решению данной проблемы посвящены работы отечественных и зарубежных ученных, таких как Дж. Мартин, Л. Свенсон,
М. Скаткин, В. Беспалько, В. Сластенин, О. Пехота, С. Сысоева и др. [1; 2; 3].
Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных методик обучения и формированию на основе этого основных профессиональных компетенций выпускника вуза является использование различных активных форм и методов обучения. Переход от объяснительно-иллюстративного обучения к инновационно-действенному характеризуется использованием в образовательном процессе современных информационных и различных интерактивных технологий, электронных учебных комплексов, видео и аудио средств и т.д., обеспечивающих индивидуализацию обучения, а также способствует развитию и личностной ориентации студентов [4].
В настоящее время, из наиболее актуальных инновационных методов обучения можно выделить следующие: проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, интерактивное обучение, интегрированные уроки, адаптивное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и т. д.
Игровое имитационное моделирование строится на использовании различных видов игр таких как: деловые, организаци-онно-деятельностные, инновационные, рефлексивные игры по снятию стрессов и развитию инновационного мышления, поис-ково-апробационные и т. д. Как известно, в деловых играх преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность обучающихся. Так на пример, для обучающих игр характерна много вариантность и альтернативность решений, из которых надо сделать наиболее рациональный выбор. Деловые игры в сфере обучения получили сегодня довольно широкое распространение в вузах и используются, по большей части, на старших курсах при прохождении специализированных дисциплин, в первую очередь сопряженных с экономикой и управлением, правоведением, менеджментом и т. д.
Инновационная образовательная проектная деятельность представляет собой эффективную форму построения учебного процесса, целью которой является развитие индивидуальных и познавательных интересов, а так же творческих способностей учащихся. Такая методика подразумевает освоение технологии презентаций различных видов творческой деятельности студентов (отчетов, докладов, рефератов на различные профессионально значимые темы). Цель и задачи педагогических инноваций, в данном случае, заключаются в реализации нового взгляда на методологию обучения, применению новых способов и технологий использования мультимедийных средств обучения в интересах формирования творческих способностей учащихся.
Метод проектов относится к исследовательским. Целью данного метода является формирование познавательных способностей учащихся, навыков самостоятельно оперировать полученной информацией, ориентироваться в информационной среде, выработка критического мышления и творческих способностей [5]. Метод проектов базируется на самостоятельной, организованной деятельности студентов - индивидуальной, парной или групповой, реализуемую учащимися в ограниченный промежуток времени. Такой подход органично совмещается с групповой методикой обучения.
Обучение в сотрудничестве представляет собой метод, основанный на организации обучения в рамках малых учебных групп (обычно по 3 - 5 человек). Обучение в сотрудничестве -это коллективное обучение, целью которого является совместное конструирование новых знаний в результате коллективной работы учащихся. Работа по данной технологии предполагает разбиение учащихся на группы по 3 - 5 человек для совместной работы над определенной задачей, при этом целью такой кооперации является нахождение решения проблемы (разработать проект) с опорой на предыдущий опыт и знания. Основным результатом работы групп является то, что в ходе их коллективной деятельности должно быть получено новое знание, определенная, сформулированная точка зрения, с которой будут согласны все члены группы. Вместе с тем то, что предлагается на групповое обсуждение каждым членом группы, проходит сквозь призму знаний и опыта группы в целом. В виду этого не всегда точка зрения группы в целом совпадает с тем, что имел в виду отдельный член группы. В результате такой работы формируется групповое мнение по каждому конкретной проблеме. При этом работа группы над поставленной задачей ограниченна по времени, и его результат оценивается преподавателем, как правило, лишь в конце, когда группа представляет продукт своей совместной работы.
Креативное обучение подразумевает свободный доступ каждого учащегося к информационным ресурсам сети Интернет и основывается на следующих принципах:
• базисом креативного обучения является предполагаемый образовательный продукт разрабатываемый студентом;
• соответствие создаваемого образовательного продукта учащегося его внутренним потребностям;
• персональная образовательная траектория обучаемого, соответствующая его индивидуальным особенностям;
• интерактивность обучения, основанная на использовании информационно-коммуникационных технологий;
• открытая коммуникация в отношении разрабатываемой учащимся образовательной продукции.
Интегрированные уроки способствуют становлению целостного, не разделенного на «предметные области» мировоззрения студентов. Это даёт возможность студентам не только хорошо ориентироваться в образовательных дисциплинах, но и прививает им навыки адаптивного характера, позволяющие легко приспосабливаться к изменениям среды. Интегрированные уроки позволяют глубже овладеть темой изучения. Суть данной мето-
дики в том, что каждый преподаватель-предметник, участвующий в интегрированном уроке, должен преподнести суть изучаемого материала со своей, особой для каждого предмета, точки зрения. Важную роль при этом играет и оригинальность самой формы проведения занятий. Студентов сразу же привлекает внимание присутствие нескольких преподавателей на уроке и различные способы подачи учебного материала.
Интерактивные методы («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означают взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Сущность интерактивных методов, в отличие от активных, заключается в направленности их на более расширенное взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом, а так же на преобладании активности учащихся в учебном процессе. Цель интерактивного метода организовать процесс обучение таким образом, что бы все учащиеся были включены в процесс познания. При этом, совместная деятельность учащихся в рамках данного метода, заключается в том, что каждый из участников учебного процесса вносит свой личный индивидуальный вклад в результате обмена знаниями, идеями, опыта. Такое обучение исключает преобладание как одного учащегося, так и одной точки зрения над остальными. С этой целью на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая деятельность, разрабатываются исследовательские и творческие проекты, применяются игровые методики, анализируются разнообразные источниками информации. Деятельность преподавателя в таких занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия.
Ядром адаптивного обучения является персонификация учебного процесса на основе использования электронных учебных курсов, учитывающих личностные, психологические качества учащихся, таких как скорость воспринятия информации, уровень исходных знаний, а также индивидуальные цели и задачи обучения. Данную технологию можно условно разбить на следующие взаимосвязанные составные части: адаптивное представление материалов курсов; адаптивное тестирование; адаптивная навигация.
Под адаптивным представлением материалов курсов понимается то, что учебный материал индивидуально генерируется для каждого учащегося из базы данных ресурсов.
Целью адаптивной системы тестирования является анализа результатов тестирования, на основе которого диагностируется уровень освоения учащихся учебного материала, обнаруживаются пробелы в знаниях, что помогает определить модули курса, последующее изучение которых будет способствовать ликвидированию этих пробелов, а так же позволит при необходимости автоматически изменить стратегию обучения [6].
Функциями адаптивной навигации являются прямое руководство (выдача ссылки на «лучший» ресурс из доступных в соответствии с индивидуальной моделью учащегося), расстановка меток по ссылкам (формирование структуры ссылок на отобранные ресурсы, ведущие к выбранной цели), блокировка ссылок (запрет на пользование ресурсами системы, к изучению которых учащийся не готов). Совместное использование данных способов навигации дает возможность адаптировать учебный материал персонально для каждого учащегося.
Если говорить о нашем опыте применения инновационных методов обучения, то опишем его на примере дисциплины «Информационные технологии в физико-математическом образовании», изучаемый на 4 курсе математического факультета Дагестанского государственного педагогического университета.
Организационно курс «Информационные технологии в физико-математическом образовании» обеспечивается следующим учебно-методическим комплексом:
- лекционные занятия, которые, как правило, предполагают компьютерное сопровождение в демонстрационном режиме;
- практические занятия, основанные на обучающем и демонстрационном режимах. Они предполагают работу с математическими пакетами «Живая геометрия», Mathcad, электронными таблицами Excel и другим программным обеспечением, включающим прикладное и инструментальное программное обеспечение (в частности, инструментальные системы, реализующие возможности технологии мультимедиа, обеспечивающие создание презентаций, решение предполагаемых профессиональных задач), а также работу в условиях Интернет/Интранет-технологий и пр.;
- исследовательские лабораторные работы, ориентированные на формирование умений осуществлять автоматизацию вычислительной и информационно-поисковой деятельности;
создание математических моделей; управление созданными моделями; обработку получаемой информации о наблюдаемых или изучаемых объектах, явлениях, процессах или их моделях для формулирования гипотезы о выявляемой математической закономерности с последующим прогнозированием результатов эксперимента, формулирования выводов и обобщений;
- контрольные и зачетные работы.
Лекционные и практические занятия проводятся по обычной классно-урочной системе. При реализации исследовательских лабораторных работ нами используются разнообразные направления новых инновационных методик таких как:
- метод учебных исследовательских проектов;
- метод телекоммуникационных проектов;
- обучение в сотрудничестве.
Ядром данных методов является формирование познавательных, творческих способностей учащихся, навыков самостоятельно преобразовывать знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Опишем процесс обучения студентов с использованием описанных выше методик. Любой учебный проект проводится в несколько этапов, и в зависимости от типа проекта изменяется содержание каждого этапа. Нами были выделены следующие этапы проектной исследовательской деятельности учащихся, а так же соответствующие для каждого этапа средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ):
На первом этапе преподаватель со студентами организует обсуждение проблемной области: выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащихся; выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения (для исследовательских проектов). При этом преподавателю необходимо учитывать интересы студентов, показывать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.
На втором этапе - организационном, преподаватель, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся, осуществляет выбор и организацию групп - участников проекта (обучение в сотрудничестве), поиск учащимися партнеров в сети (для телекоммуникационных проектов), определение направления работы, формулирование задач для каждой группы, указание способов поиска источников информации. Данный этап может заканчиваться презентацией - представлением участников проекта. При этом, каждая группа выступает перед всей учебной группой, или по сети (для телекоммуникационных проектов) предоставляет информацию о составе, распределении ролей, о тех задачах, которые ей предстоит решить, и о возможных путях решения данных задач.
Итогом первых двух этапов может быть создание компьютерной презентации проекта, на страницах которого размещается информация о теме, целях и задачах, участниках, этапах проведения проекта. Обязательным элементом такой презентации являются ссылки на дополнительные источники информации. Содержание данной презентации будет постоянно пополняться новой информацией о ходе проекта и промежуточных результатах.
Третий этап проектной деятельности учащихся связан с поиском необходимой информации, сбором данных, изучением теоретических положений, необходимых для решения постав-
Библиографический список
ленных задач. Студенты на этом этапе изучают соответствующую литературу, проводят опросы, анкетирования по изучаемой проблеме, обращаются к удаленным базам данных, осуществляют поиск проводимых по данной тематике телеконференций, изучают Web-ресурсы по данной тематике, обращаются по электронной почте к другим участникам проекта с просьбой высказать их точку зрения (для телекоммуникационных проектов).
Четвертый этап посвящен определению способов обработки полученных данных и оформлению результатов проекта. Для обработки статистических данных, определения зависимостей полученных результатов и построения диаграмм мы используем средства для работы с электронными таблицами, различные компьютерные математические системы. Для оформления результатов проекта для дальнейшего представления их перед аудиторией студенты используют различные программы создания мультимедийных презентаций. Такая презентация включает план проведения исследований учащихся, фото и видео материалы, результаты обработки статистических данных в виде диаграмм и таблиц, анимационные эффекты, привлекающие внимание слушателей, гиперссылки на текстовые документы и дополнительные источники, которые использовались в ходе реализации проекта.
На заключительном пятом этапе преподаватель организует обсуждение полученных результатов. Оформленные работы учащихся представляются остальным участникам проекта в виде доклада, через организацию дискуссии, телеконференции или по электронной почте. После презентации и выступления участники обсуждают и анализируют полученную информацию, задавая докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике.
Итак, организация проектной деятельности учащихся это процесс, основанный на многоэтапной деятельности учителя, направленный на проведение проекта и оценку его результатов: формулирование учебной проблемы, уточнение целей и задач проектной деятельности учащихся, определение конечного вида образовательного продукта, который создадут учащиеся, формулирование активизирующих вопросов, приводящих к диалогу, дискуссии, организация групповой и парной работы, консультирование учащихся в процессе разработки проекта, установление межличностного, делового общения между учащимися, создание положительного отношения к работе, оценка промежуточных результатов и коррекция проекта, оценка конечных результатов проектной деятельности учащихся, анализ эффективности применяемых методов, приемов и средств обучения.
В заключении, подводя итог, можно сказать, что центральным звеном рассмотренных нами инновационных методов обучения являются активные методы, способствующие развитию у учащихся творческих, познавательных, коммуникативных компетенций. Именно поэтому, включение инновационных методов в образовательный процесс вуза является обязательным условием для подготовки высоко квалифицированных специалистов. Применение в учебном процессе таких методик побуждает учащихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, что помогает выстроить атмосферу мотивированного, творческого обучения и вместе с этим обеспечить решение всего комплекса учебных, воспитательных и развивающих задач.
1. Иванов А.В. Адаптивные системы обучения. Тезисы международной конференция «Информационные технологии в образовании» «ИЮ-Москва-2010», Москва, 2010.
2. Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения. Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2012; 2.
3. Скрипко Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы? Менеджмент качества. 2012: 1.
4. Базилевич С.В., Брылова Т.Б., Глухих В.Р, Левкин Г.Г. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий. Наука Красноярья. 2012. 4.
5. Касьянова Е.В. Адаптивные методы и средства поддержки дистанционного обучения программированию. Новосибирск: Институт систем информатики им. А.П. Ершова СО РАН, 2007.
6. Тархов С.В. Модели и механизмы управления адаптивным электронным обучением. Системы управления и информационные технологии. 2005.
References
1. Ivanov A.V. Adaptivnye sistemy obucheniya. Tezisy mezhdunarodnoj konferenciya «Informacionnye tehnologii v obrazovanii» «ITO-Moskva-2010», Moskva, 2010.
2. Simonenko N.N. Upravlenie obrazovatel'nymi uslugami s primeneniem innovacionnyh metodov obucheniya. Vestnik Tihookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; 2.
3. Skripko L.E. Vnedrenie innovacionnyh metodov obucheniya: perspektivnye vozmozhnosti ili nepreodolimye problemy? Menedzhment kachestva. 2012: 1.
4. Bazilevich S.V., Brylova T.B., Gluhih V.R., Levkin G.G. Ispol'zovanie innovacionnyh i interaktivnyh metodov obucheniya pri provedenii lekcionnyh i seminarskih zanyatij. Nauka Krasnoyar'ya. 2012. 4.
5. Kas'yanova E.V. Adaptivnye metody i sredstva podderzhki distancionnogo obucheniya programmirovaniyu. Novosibirsk: Institut sistem informatiki im. A.P. Ershova SO RAN, 2007.
6. Tarhov S.V. Modeli i mehanizmy upravleniya adaptivnym 'elektronnym obucheniem. Sistemy upravleniya iinformacionnye tehnologii. 2005.
Статья поступила в редакцию 30.11.17
УДК 378
Voevoda E.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Professor of English Language Department №2, Moscow State Institute of International Relations (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Volenko O.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, senior researcher, Educational Scientific Center of Priority Researches and Problems of Preparation of Scientific-Pedagogical Personnel, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
UPGRADING THE SYSTEM OF PROFESSIONAL LANGUAGE TRAINING OF INTERNATIONAL RELATIONS STUDENTS.
The article addresses the challenges that universities face in the process of upgrading professional language training of international relations students. The expanding range of specialties in the IR profession makes it necessary to analyze the Federal State Education Standards of Higher Education concerning the requirements of language proficiency of IR students. The authors consider the problems that need addressing and suggest ways of solving them.
Key words: Federal State Education Standards of Higher Education, professional language training, competence, communication, skills, distant support.
Е.В. Воевода, д-р пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии, проф. каф. английского языка № 2, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, г. Москва, E-mail: [email protected]
О.И. Воленко, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОФИЛЯ
Статья посвящена анализу задач, стоящих перед вузами и факультетами международного профиля в рамках совершенствования профессиональной языковой подготовки. В связи с расширением номенклатуры специальностей, связанных с международными отношениями, проведён анализ Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в части требований к владению иностранными языками, предъявляемых к выпускникам-международникам. Авторы рассматривают проблемы, с которыми сталкиваются вузы и предлагают способы их решения.
Ключевые слова: ФГОС, профессиональная языковая подготовка, компетенция, коммуникация, навыки, дистанционная поддержка.
В последние десятилетия расширилось понимание термина «специалист-международник». Если раньше специалистами международного профиля считали только дипломатов и сотрудников внешнеторговых организаций, то сегодня, в связи с глобализацией экономических, политических и социокультурных процессов, деятельность представителей многих профессий (экономистов, журналистов, юристов, менеджеров, экологов, авиаспециалистов, специалистов в области информационных технологий, рекламы, связей с общественностью и проч.) приобрела международный характер. Совершенно естественно, что всем им необходимо не просто знание иностранного языка (в основном, английского как языка международного общения - современного lingua franca), но профессиональная языковая подготовка, которая обеспечивает возможность эффективной коммуникации в профессиональной среде. Сегодня существенно изменились и требования к владению иностранным языком: первостепенное значение приобретают практические навыки владения устной и письменной речью. Причём необходимо исходить их того, что знает и умеет носитель языка, и что должны знать и уметь обучающиеся на том или ином этапе его изучения. Такие социолингвистические концепции, как «компетенция» (competence), «владение языком» (proficiency) и речевая деятельность (performance), оказали существенное влияние на методику преподавания иностранных языков, переориентировав цели обучения в сторону конкретных потребностей обучающихся [1, с. 55 - 56]. Для специалистов международного профиля иностранный язык «является интегральным инструментом профессиональной деятельности. Специалист должен уметь выполнять профессиональные функции в режиме двуязычного общения» [2, с. 86] Не случайно многие вузы предлагают специальные курсы углубленного изучения иностранного языка с присвоением квалификации «переводчик в сфере профессиональной коммуникации».
Рассмотрим задачи стоящие перед вузами (факультетами), осуществляющими профессиональную языковую подготовку специалистов международного профиля какие изменения в требованиях к владению иностранным языком произошли за последние годы. «Профессиональная языковая подготовка современного специалиста-международника рассматривается как процесс и результат формирования профессионально значимых компетенций, обеспечивающих индивидууму возможность осуществлять профессиональную деятельность с применением иностранного языка в международном сообществе» [3, с. 13]. В соответствии с ФГОС ВО 03 необходимо было сформировать лишь необходимые навыки профессионального общения (ОК-13). То есть, с одной стороны, стандарт заявлял о необходимости подготовки к профессиональному общению на иностранном языке, а с другой стороны, при декларируемом компетентност-ном подходе к высшему образованию, подготовка юристов даже не рассматривала задачу формирования коммуникативной компетенции - достаточно было навыка. Понятно, что компетенции формируются на основе знаний, умений и навыков, но неясно, почему навыки были названы общекультурной компетенцией. Положение улучшилось во ФГОС ВО 3+, в соответствии с которым бакалавры-юристы должны быть готовы к осуществлению межкультурного и межличностного взаимодействия посредством устной и письменной коммуникации для (ОК-5). Таким образом, новые требования говорят о сформированности коммуникативной компетенции.
Согласно предыдущим стандартам (ФГОС ВО 03) по направлениям «Экология и природопользование», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Менеджмент», «Экономика», «Торговое дело», «Социология», «Реклама и связи с общественностью», «Политология», «Журналистика»: у выпускников формировали способность к устной и