5. Кдзак ¥лттьщ медицина университетiнiн хабаршысы, Алматы, 2006 жыл, № 2 (32), 132-133 бет.
6. Медицина 6rnMi - мемлекетпк тiл аясында (Республикальщ гылыми-практикальщ конференция материалдары, Алматы, 2009 жыл, 3 жел-токсан, 3-4 бет).
О месте казахского языка в современной системе здравоохранения
Сарсембаев КТ., Ашимов А.А., вскенбай З.М.
В статье рассматриваются вопросы внедрения государственного языка в практическое здравоохранение, а также предлагаются пути разрешения данной проблемы.
About a place of the Kazakh language in modern system of public health services
Sarsembaev K.T., Ashimov A.A., Oskenbai Z.M.
The problem of introduction of state language to the practical health service is considering in this article as well as ways of solving it.
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
И.В. Юсупова
Казахский Национальный Медицинский Университет им. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы
В статье «Инновационные методы и формы работы в обучении языку специальности» рассматривается вопрос об инновационных методах и формах обучения русскому языку внеязыковых вузах. Особое внимание автор уделяет инновационным «технологиям обучения», применение которых способствуют интенсификации, следовательно, и оптимизации всего учебного процесса.
Обучение языку в неязыковом вузе имеет практическую направленность, целью которой является формирование, развитие и совершенствование навыков речевой коммуникации в условиях учебно-профессиональной сферы общения. Личностно-ориентированный принцип организации учебного процесса, основанный на активизации интеллектуального и творческого потенциала обучаемых, позволяет реализовать цели и задачи курса русского языка посредством применения инновационных методов и приемов обучения. При этом активизация учебного процесса, направленная на достижение состояния активности обучаемых и их пребывания в таком состоянии на протяжении всего занятия, в значительной степени способствует интенсификации и повышению эффективности процесса обучения. Активизация обучения благоприятствует максимально возможному увеличению объема прорабатываемого на занятиях материала и обеспечению прочности его усвоения за единицу времени. Важнейшим методическим фактором интенсификации, следовательно, и оптимизации учебного процесса справедливо считается применение инновационных технологий, насыщенных приемами и формами работы, которые требуют от обучаемых активизации речемыслительной деятельности.
Усиление эффективности активизации, а, следовательно, и качества обучения, достигается за счет специальной организации учебного материала, концентрации языкового и речевого материалов, использования особых приемов по их введению и закреплению, организации условий группового взаимодействия в общении, а также за счет мобилизации и продуктивного использования потенциальных возможностей обучаемых анализировать, рассуждать, делать выводы, обобщать, детализировать, размышлять, систематизировать, классифицировать и т.д. Создание адекватной учебной мотивации имеет немаловажное значение для повышения качества обучения. Осознанно-мотивированный подход к изучаемому материалу позволит обеспечить повышение уровня качества обучения. Рассмотренные выше понятия соотносятся между собой как цель и средство: активизация является средством для интенсификации, а эффективность становится целью для оптимизации учебного процесса.
Известный специалист в области методики преподавания языка А.Н. Щукин рассматривает понятие «метод» в трех аспектах:1) общеметодологическом (метод как средство познания, способ изучения действительности); 2) общедидактическом (метод как система взаимосвязанных действий преподавателя и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования); 3) частнодидактическом (собственно методическом) - метод как направление в обучении языку, определяющее стратегию учебной деятельности преподавателя и учащихся. [1]
Общедидактические методы обучения являются достаточно универсальными. К их числу относятся методы объяснения нового материала, закрепления и контроля знаний студентов. Эти методы классифицируются на основании разных признаков: источник получения знаний (слово преподавателя, беседа, работа с текстом и т.д.), степень и характер участия обучаемых в процессе обучения (активные, пассивные и т.д.), способ работы обучаемых (устные, письменные, индивидуальные, групповые и т.д.)
В настоящее время наибольшее распространение получила классификация общедидактических методов, основная на детальном подходе к обучению. В этой связи выделяют: 1) методы, обеспечивающие овладение учебным предметом (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные); 2) методы, стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность (ролевые игры, учебные дискус-
сии, метод проектов); 3) методы контроля и самоконтроля учебной деятельности (опрос, тесты и т.д.). В структуре каждого метода можно выделить приемы, которые являются способом реализации того или иного метода на практическом занятии. Под приемом обучения понимают конкретное действие преподавателя, с помощью которого формируются навыки и умения, приобретаются знания, стимулируется учебная деятельность обучаемых (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, описание, сопоставление и т.д.) [1]. Приемами, входящими в состав метода применения, являются ответы на вопросы, пересказ, установление причинно-следственных отношений между фактами, решение проблемного вопроса, составление речевого фона к заданной ситуации общения и т.д. Приемы обучения в виде речевых действий составляют содержание формируемой речевой компетенции.
Частнодидактические методы представляют собой направление в обучении, реализующие цели, задачи и содержание обучения языку. Часто они рассматриваются в качестве приемов обучения, направленных на овладение языком в избранной сфере общения при максимальной активации речевых возможностей. Такие методы часто выделяют в особую группу и называют «технологиями обучения»: обучение в сотрудничестве, компьютерное, центрированное на обучаемом, дистанционное, интерактивное, языковой портфель, «case study» и т.д. [2]
В практике обучения языку специальности в неязыковом вузе широкое распространение получили интерактивные методы, предполагающие активную позицию обучаемых в учебном процессе. Центральной идеей таких методов является развитие критического мышления. Это сложный ментальный процесс, начинающийся с ознакомления с новой информацией и заканчивающейся принятием решения. В рамках интерактивных методов разработаны основы обучения и учения, состоящие из 3-х стадий: вызова, осмысления, рефлексии.
На стадии вызова пробуждается интерес к новой теме: обучаемые с опорой на уже имеющиеся знания и языковой опыт делают прогнозы относительно содержания нового материала. На стадии осмысления проводится работа с текстом, в ходе которой обучаемые интегрируют идеи, изложенные в тексте, со своими собственными. На стадии рефлексии (от лат. reflexico - «отражение») обучаемые размышляют над полученной информацией и делают выводы. Такие методы как кластер, или «карта понятий», «ассоциограмма», сравнительная диаграмма и т.д. способствуют развитию критического мышления студентов. Особое место занимает метод целенаправленного чтения, так как текст по специальности является основным дидактическим инструментом в обучении языку в неязыковом вузе. Усвоение лексико-грамматической информации на материале текстов по специальности - не единственная цель практических занятий. Разнообразие форм и приемов организации учебного процесса позволяют решить множество задач на материале одного текста: решение проблемного вопроса, установление причинно-следственных отношений между явлениями, описанными в тексте, решения ситуативной задачи, организация монологического и идеологического высказываний, формирование умений аргументации, нахождение связи между деталями для установления общего факта, т.е. обобщения или детализации общего понятия. Организация диспутов, круглого стола, ролевой игры приводят к необходимости формулирования собственной позиции одновременно с восприятием позиции партнера по общению. Так, понимание социального взаимодействия людей воспринимается как межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой является способность человека «принимать роль другого» и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. [2]
При обучении языку специальности технология «case study» является незаменимым приемом. Суть этой технологии заключается в том, что обучаемым выдается набор учебных материалов, заключенных в папку «кейс». В результате изучения каждого из материалов студентам предлагается осмыслить содержание заключенной в них проблемы, как правило, не имеющей однозначного решения, и предложить свое решение с использованием личного опыта, а также уже имеющихся профессиональных знаний. Роль преподавателя заключается лишь в обозначении направления поиска ответов. Для студентов I-ых курсов медицинских вузов в курсе русского языка материалом «кейса» могут стать тексты по специальности, афоризмы и цитаты известных ученых-медиков, материал познавательного характера о медицине, профессии врача, профессиональной жизни и деонтологии и т.д. На занятиях по языку работа с кейс-технологией имеет своей целью формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умений при составлении речевого фона по заданной ситуации: обучаемые учатся обобщать, резюмировать и делать выводы по информации прочитанного текста, участвовать в обсуждении проблемного вопроса, аргументировать и доказательно излагать свою точку зрения, выражать собственное мнение с опорой на ключевые слова текста, находить в нем подтверждение собственной позиции и опровержение оппозиции оппонента, устанавливать причинно-следственную зависимость между фактами, передавать информацию текста собственными словами, формулировать основные вопросы текста и т.д.
В обучении языку специальности «кейс» может содержать тексты по деонтологии, диалоги, воспроизводящие условия реального общения, языковой и соответствующей ему речевой материал, формы речевого этикета, перечень норм литературного языка, принципов организации словесного высказывания, перечень языковых средств, характерных в данной речевой ситуации и т.д.
Обучаемые приобретают необходимые навыки коммуникативной компетенции в ходе изучения дидактического материала в условиях межличностного общения. Ролевая игра становится базовым приемом, воздействующим на психоэмоциональную структуру личности, раскрывающей свой потенциал «в роли». Так происходит активизация речемыслительных процессов и их реализация в процессе коммуникации участников занятий. Обучение языку специальности, в частности, культуре речи с применением «case study» начинается с несложных ситуаций небольшого объема. Содержание «кейса» должно быть интересным, познавательным, дос-
тупным для восприятия. Преподавателю необходимо определить тематику материала «кейса», сформулировать проблемный вопрос, направить студентов к принятию совместного, коллективного решения. Работа с материалом «кейса» строго последовательна: 1) знакомство с материалом, определение целей и задач; 2) детальная работа с лексико-грамматическим материалом, составление стратегии и тактики работы; 3) обсуждение проблемы, комментарии преподавателя, выполнение письменных заданий. Такая последовательность аннулирует необходимость механического запоминания теоретического материала и позволяет студентам на практике выработать необходимые умения использования языковых средств в речевом общении.
Итак, современные технологии методики преподавания языка представляют собой совокупность лич-ностно-ориентированных приемов работы, с помощью которых становится возможным с наибольшей эффективностью за минимально возможный для их достижения период времени формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов в условиях учебно-профессионального общения.
Инновации в обучении языку специальности связанны с поисками нового содержания образования и новых форм и средств обучения. Инновационные модели обучения могут быть технологическими и поисковыми. Так, в инновационном обучении выделяют инновации - модернизации и инновации - трансформации. С помощью первых достигается гарантированный результат в рамках традиционной репродуктивной ориентации. Преобразования же, заложенные во вторых, направлены на обеспечение исследовательского характера учебного процесса. На современном этапе развития педагогической мысли предлагается новая поисково -технологическая модель. Она позволяет сохранить технологичность процесса обучения и построить учебное взаимодействие с выходом за пределы репродуктивной ориентации, при этом учитывается не только рациональная, но и эмоционально-ценностная сторона познания. [2]
Один из возможных путей изменения организации работы преподавателя и студентов - инновационное обучение - процесс познания теории языка и развитие речи, в котором знания усваиваются одновременно с умениями, что обеспечивается особой организацией изучения языка: способом развития речи, специальными дидактическими средствами и особой методикой и технологией.
Главная задача инновационных методов - устранение противоречий между целью обучения и его содержанием. Инновационная методика - новый подход к организации этапа включения в деятельность, к развитию положительной мотивации учения, к возможностям интенсификации и оптимизации обучения. Литература:
1. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного М.: «Высшая школа» - 2003.
2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. М.: «Академия» - 2009.
Тш окутудыц инновация. 1мк aiierepi мен тYрлерi
Юсупова И.В.
Макалада тглдок емес ЖОО орыс тшн окутудыц инновацияльщ эдiстерi мен тYрлерi туралы мэселе каралган. Барлык оку YДерiсiн каркындату жэне оцтайландатыруга мYмкiндiк беретш окутудыц инновациялык «технологияларын» колдануга ерекше кещл белшген.
Innovative methods and forms in speciality language teaching
Yussupova I.V
This article is dedicated to innovative methods and forms in teaching Russian language at non-language institution. Author pays special attention to innovative teaching technologies, using of which helps to intensify and strengthen the whole teaching process.