Научная статья на тему 'Инновационные менеджеры: спрос рождает предложения?'

Инновационные менеджеры: спрос рождает предложения? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитенко Сергей Михайлович, Борисова Анна Леонидовна

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью на региональном уровне. Предлагаются апробированные на практике механизмы выявления на ранних этапах способностей будущего специалиста, его профессиональной подготовки, создания дополнительных условий, позволяющих непрерывно продолжать профессиональный рост в рамках полученной профессии. Излагаются итоги исследования потребности специалистов по управлению проектами в реальных секторах экономики индустриального региона, предлагается функциональная модель управления подготовкой менеджеров в региональных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные менеджеры: спрос рождает предложения?»

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

№новационные менеджеры: спрос рождает предложения?

С. М. Никитенко,

к. э. н., доцент

А. Л. Борисова,

менеджер по персоналу

Кузбасский государственный технический университет (КузГТУ)

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью на региональном уровне. Предлагаются апробированные на практике механизмы выявления на ранних этапах способностей будущего специалиста, его профессиональной подготовки, создания дополнительных условий, позволяющих непрерывно продолжать профессиональный рост в рамках полученной профессии. Излагаются итоги исследования потребности специалистов по управлению проектами в реальных секторах экономики индустриального региона, предлагается функциональная модель управления подготовкой менеджеров в региональных условиях.

Развитие экономики на основе знаний все в большей степени зависит от наличия специалистов, способных практически управлять инновационным процессом. Именно поэтому актуальны вопросы, связанные с выявлением на ранних этапах способностей будущего менеджера, с программами профессиональной теоретической и практической подготовки молодых специалистов, с созданием допол-

The questions of training of specialists in innovative activity management are considered in the article level. There are some approved mechanisms for recognizing the abilities of a future specialist, his professional training and also making additional conditions which provide continuation of the professional grow. Besides, the results in requirement of specialists in the sphere of project management in the real sectors of the industrial region economics are set out in the article. Finally, the functional model of management is offered.

нительных механизмов, позволяющих непрерывно продолжать профессиональный рост в рамках профессии менеджера.

Чего же хочет заказчик?

В настоящее время в России обострились запросы на рынке труда к подготовке специалистов нового

поколения, способных ориентироваться и действовать в условиях динамично развивающихся рыночных отношений. Такие выводы содержатся, в том числе, в исследовании «Рынок труда и система профессионального образования», которое было проведено Левада-Центром совместно с фондом «Общественное мнение» по заказу Министерства образования и науки РФ.

В поисках ответа на вопрос «Чего же хочет заказчик?» коллектив авторов провел экспертный опрос среди руководителей и главных специалистов предприятий разных отраслей экономики Кузбасса (рис. 1). Опрос проводился в рамках проекта развития национального информационно-аналитического центра (НИАЦ) по мониторингу подготовки кадров для научно-инновационной деятельности и обеспечению их мобильности. Была применена методика, предоставленная факультетом инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Цель опроса — получить информацию о том, насколько востребованы сегодня в трудовых коллективах функции специалиста по управлению инновационной деятельностью и прогноз этой потребности на ближайшие годы.

Результаты опроса показали, что потребность в таких специалистах в настоящий момент формируется как крупными промышленными предприятиями, так и малыми предприятиями, работающими в сфере научно-технологического бизнеса (рис. 2). Исследование также показало, что многие из руководителей пока еще не видят возможности применения таких специалистов и не осознают, насколько полезны они будут для предприятий.

Тем не менее, респонденты высказали пожелание принять к себе на работу от одного до двух специалистов по управлению инновациями. Представители администрации (областной и муниципальных) отмечали, что, по их мнению, на малых и средних предприятиях производственной сферы такими знаниями должен обладать как минимум один человек — первый руководитель.

В целом исследование показало, что предприятия Кемеровской области готовы ежегодно принимать на работу 650-670 специалистов по управлению инновационной деятельностью. Предположительно рост данного показателя будет увеличиваться на 7-10% ежегодно.

Металлургическое производство | ~| 12%

Производство медицинской техники □ 7%

Научные исследования и разработки п 5%

Производство пищевых продуктов | | 5%

Производство шахтного оборудования | I 5%

Производство пластмассовых изделий Ц 3%

Информационные технологии Ц 3%

Рис. 1

Результаты опроса показали, что требования реального сектора экономики к специалистам по управлению инновационной деятельностью имеют свою специфику. Анализ и систематизация требований работодателей позволили составить предполагаемый портрет инновационного менеджера:

^ обязательное высшее образование;

^ наличие определенного багажа базовых способностей менеджера;

^ опыт практической деятельности;

^ готовность работать в стрессовой ситуации;

^ преданность корпоративной культуре;

^ высокая мотивация к достижению цели;

^ инициативность и творчество;

^ постоянная жажда нового;

^ способность генерировать идеи.

В чем вопросы компетенции специалистов?

Решение проблемы активизации инновационной деятельности во многом зависит от насыщения рынка труда специалистами, способными продвигать результаты научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции. Проведенное в регионе исследование позволило выявить целый ряд вопросов, решение которых имеет определяющее значение: наличие дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе; отставание предложений образовательных услуг от потребности рынка труда; плохое сопряжение сферы труда и сферы образования в об-

Закупка и освоение нового технологического оборудования | 1 55%

Бизнес-планирование процесса создания нового продукта | I 20%

Оценка и экспертиза коммерческой перспективности новшеств I I 14%

Рис. 2

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

Таблица і

По результатам исследования на предприятиях Основные функции процесса управления инновационной деятельностью Квалификационные требования 2005 г.

Главный инженер, конструктор 1. Научно-исследовательские работы, проектно-конструкторские работы Главный инженер, конструктор

Главный инженер, конструктор 2. Производственное проектирование выпуска новой продукции

Начальник планово-экономического отдела 3. Оценка и экспертиза коммерческой перспективности новшеств

Маркетолог (отдел маркетинга) 4. Бизнес-планирование процесса создания и продвижения нового продукта

Начальники структурных подразделений, главный инженер 5. Приобретение и освоение нового технологического оборудования Начальники структурных подразделений, главный инженер

Директор 6. Приобретение патентов и лицензий

7. Сертификация, аттестация и стандартизация новшеств, управление и защита интеллектуальной собственности

Маркетолог 8. Маркетинговые исследования, связанные с выводом на рынок новых продуктов Маркетолог

Начальник отдела сбыта 9. Организация сбыта новых продуктов и технологий Начальник отдела сбыта

Маркетолог, начальник отдела сбыта 10. Реклама и другие виды стимулирования сбыта новых продуктов и технологий Маркетолог, начальник отдела сбыта

Начальник отдела кадров 11. Обучение персонала для разработки, продажи и использования новой продукции Начальник отдела кадров

ласти взаимодействия классификации профессий и специальностей.

Некоторые предприятия осуществляют весь инновационный цикл, и управление инновационными проектами осуществляется чрез определенные функции. Квалификационный справочник (с поправками 2005 г.) возлагает ответственность за осуществление инновационной деятельности на руководителей структурных подразделении: начальник научно-исследовательской лаборатории, главный инженер, патентовед, менеджер по управлению персоналом и т. д. На практике, как показал опрос, управлением инновационной деятельностью занимается, в основном, директорат предприятия (генеральный директор, коммерческий, директор по маркетингу, технический директор, главный инженер, заместители генерального директора) и специальные подразделения, которые занимаются инновационной деятельностью частично в рамках основных задач. Однако, на большинстве предприятий, из числа охваченных исследованием, нет пока специальных подразделений или отдельных специалистов, выполняющих функции инновационного менеджера. «Выпадение» основных управляющих функций можно проследить в табл. і.

Как управлять подготовкой?

На основе результатов исследования потребности предприятий была разработана функциональная модель управления подготовкой инновационных менеджеров в рамках региона на основе одной из самых известных и широко используемых сегодня в мире методологий — технологии структурного анализа и проектирования (SADT — Structured Analyses and Design Technique).

SADT — единственная методология, которая легко отражает такие характеристики системы, как управление, обратная связь и исполнители. Понятие

«система подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью» рассматривается авторами как процесс взаимодействия и обратных связей между всем комплексом факторов, определяющих подготовку профессионалов. И по какому бы сценарию ни формировалась региональная система, необходимо осознавать, что понимание процессов, происходящих внутри этой системы, дает возможность выявить те сферы, стимулирование и развитие которых наиболее действенно будет способствовать конкурентоспособности «продукта» системы — квалифицированного менеджера. В этом случае наиболее важна поддержка со стороны органов региональной власти, которая сможет оказать влияние на улучшение взаимодействия между различными участниками инновационной деятельности, повысить их активность, и, как результат, уменьшить напряженность на рынке труда.

Как учить?

В рамках проведенного исследования была также сделана попытка оценить возможности обучающих структур — вузов, учебно-деловых центров, институтов повышения квалификации — в подготовке качественных специалистов по управлению научнотехнологическим бизнесом. Выяснилось, что бизнес не удовлетворен уровнем подготовки выпускников вузов, но и не развивает активное сотрудничество с учебными заведениями. С другой стороны, все участники опроса осознают как проблему отсутствие возможности подготовки специалистов по управлению инновациями и готовы обсуждать пути подхода к ее решению. Но, большинство из них отмечали, что все это возможно сделать при полной согласованности участников инновационного процесса с обязательным активным участием органов власти.

В ходе реализации учебных программ возникают трудности, связанные с отсутствием пока в вузах

комплексного подхода к обучению будущих менеджеров для инновационной сферы. С точки зрения конечного результата процесс обучения должен быть ориентирован на подготовку специалистов не только обладающих определенным объемом теоретических знаний, но и говорящих на одном языке с инновационным предпринимателем.

В наибольшей степени решению этой задачи соответствуют коучинг-технологии. В понятие «коучинг» вкладывается в данном случае технология интеграции действующих специалистов-практиков в процесс подготовки инновационных менеджеров, превращение того, что умеют делать опытные специалисты — в учебные ситуации. Помогать другим учиться — это не то же самое, что обучать других. Помочь обучающемуся научиться практически извлекать урок из происходящих или произошедших событий, удачных или не удачных — это и есть ключевой механизм, позволяющий обрести управленческие навыки как отдельному человеку, так и целой команде. В связи с этим, коучинг можно представить как форму консультирования, которая ориентирована на прояснение у обучающегося собственных целей и на их достижение за счет внутренней мотивации и активизации собственных ресурсов.

Другим элементом коучинга мы считаем обучение на основе сформированных обучающимися собственных бизнес-идей или проектов. Здесь выработалась своя специфика: на «президентской программе» слушателям предлагается сформировать свой проект исходя из опыта непосредственно своей работы и ее перспективы; аспиранты «приземляют к рынку» темы своего диссертационного исследования, отраслевики (с ними сложнее всего) из технологических проблем предприятий формулируют технологические запросы и далее «ведут» их по пути коммерциализации; студенты формируют свою бизнес-идею с ориентацией на дипломную работу, связанную с конкретным предприятием.

С целью повышения качества будущего специалиста в двух университетах Кемеровской области

проводится предварительное обследование и самооценка студентов четвертых курсов с целью определения наиболее предпочтительной сферы и средств труда, характерологических особенностей и мотивов выбора будущей профессиональной деятельности. С каждым студентом проводится индивидуальная консультация с обсуждением полученных результатов. При этом неизбежно присутствует опора на собственный жизненный опыт и на профессиональную интуицию.

Итогом работы со студентами являются не только обсуждение полученных результатов и конкретного выбора специализации и будущей сферы деятельности, но и обсуждение ценностно-смысловых вопросов профессионального и личностного самоопределения. Применяемые методики позволяют обсуждать перспективы подобных вопросов. Полученный материал является базовой информацией для принятия окончательного решения по комплектованию в вузах на пятых курсах групп студентов для обучения по новой специализации «Менеджер наукоемких технологий».

Вышеуказанный опыт и подходы к подготовке менеджеров для научно-технической сферы докладывались на III российско-американской конференции «Пути развития образования в XXI веке» (Йошкар-Ола, 2002 г.), на межрегиональной научно-практической конференции «Роль образовательных центров в распространении знаний, специфика подготовки специалистов в промышленно-развитом сырьевом регионе» (Томск, 2005 г.), на конференции УМО вузов России по образованию в области менеджмента «Практика подготовки менеджеров: опыт, проблемы, перспективы» (Кемерово, 2005), на международном семинаре «Европейская система качества и аккредитации инженерного образования» (Москва, 2006 г.), на общероссийской научно-методической конференции «Менеджмент инноваций: кадровое обеспечение» (Москва, АНХ при Правительстве РФ, 2006 г.), на Кузбасском международном угольном форуме (Кемерово, 2006 г.).

ОАО «Трансфер»

предлагает:

Консультационные услуги по коммерциализации и передаче технологий. Управление инновационными проектами.

Подбор технологических решений по запросам промышленных предприятий, подготовку обзоров по рынкам и технологиям.

Информационную поддержку новых разработок, включая подготовку публикаций в журнале «Инновации».

Редакционно-издательские услуги по изданию книг, брошюр, каталогов, рекламно-информационных материалов и другой печатной продукции.

Обращаться в редакцию журнала «Инновации»

Тел./факс: (812) 234-0918; тел. (812) 234-6658. Е-іпаіІ: [email protected]

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.