т
TЕХHOЛOГИИ ГЛOHACC/GPS
Инновационные ГЛОНАСС/ЭРБ-решения для транспортной инфраструктуры России
Точная информация — это всегда актуальный продукт, а навигационная в особенности. Без нее немыслима работа различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, современных телекоммуникаций и энергетики, нефтегазового сектора и транспорта и многое другое.
Компания "М2М телематика" уже не первый год работает на рынке транспортной телематики, способствуя повышению эффективности работы транспорта и улучшению качества оказываемых гражданам услуг.
Светлана Хадонова,
директор по маркетингу компании "М2М телематика"
Диапазон использования навигационных устройств очень широк: от профессиональных до бытовьх целей, и статистика — лучшее тому подтверждение. По данным аналитической компании БтагМагкейпд, в первой половине 2009 г. в России было продано 306 тыс. навигаторов всех типов и категорий. В это число входят 109 тыс. автонавигаторов (что составляет 35,6 % от общего количества) и более 2000 трекеров (около 1%). Однако сами по себе навигационные устройства в принципе не решают проблемы управления бизнес-процессами. Для этого необходим системный подход, а именно использование глобальных космических навигационных технологий на базе
ГЛОНАСС/ОРБ, что, в свою очередь, является перспективным и эффективным направлением в создании систем управления на российских предприятиях.
В настоящий момент технологии ГЛОНАСС наиболее востребованы именно в транспортной сфере. Это и экономия топлива, и оптимизация пассажирских перевозок, и повышение уровня безопасности пассажиров. Не секрет, что автомобильный транспорт является самым распространенным, но одновременно и самым опасным видом перевозок. Ежегодно в России в результате аварий на дорогах погибает около 30 тыс. человек. Использование современных систем мониторинга и управления транспортом на базе ГЛОНАСС/ОРБ на автомобильном транспорте позволит снизить такую печальную статистику. Если автомобиль попадает в аварию, то при помощи ГЛОНАСС это можно увидеть моментально
Основу современной глобальной навигационной системы составляют космический и наземный сегменты. Сегодня в мире действуют две космических навигационных системы — российская ГЛОНАСС и американская GPS.
Космический сегмент состоит из навигационных спутников, находящихся на геостационарных орбитах. На сегодняшний день космическая группировка ГЛОНАСС насчитывает 19 постоянно функционирующих аппаратов и полностью покрывает территорию России. Наземный сегмент включает навигационные приемники или устройства, их содержащие.
Принцип работы навигационной системы состоит в следующем: навигационный приемник принимает сигналы нескольких, находящихся в зоне радиовидимости спутников, измеряет время прихода этих сигналов и, на основании полученной информации, вычисляет собственные координаты. Затем эти данные вместе с другой информацией о подвижном объекте, на котором смонтирован приемник, (скорости движения, наличии топлива, состоянии кузова и т.д.) по любым каналам связи, например, GSM и/или GPRS, передаются в единый диспетчерский центр. Там они хранятся, анализируются и отображаются на экране монитора диспетчера. Так работает телематическая система, позволяющая эффективно управлять различными технологическими процессами.
и в самые минимальные сроки обеспечить медицинскую помощь. Спутниковые технологии позволяют оптимизировать работу бригад скорой помощи, спасателей, нарядов ДПС.
Внедрение систем мониторинга и управления транспортом на базе ГЛОНАСС/ОРБ позволяет любой транспортной компании рационально использовать ресурс транспортных средств и рабочее время водителей, повышать безопасность пассажирских/грузовых перевозок, непрерывно контролировать сохранность грузов, выявлять случаи несанкционированного использования транспортных средств, экономить более 20% топлива на автотранспортных перевозках и многое другое.
Наиболее известным ГЛОНАСС/ОРБ-решением компании "М2М телематика" для муниципальных и государственных заказчиков является региональная навигационноинформационная система транспортного комплекса М2М-РЕГИОН, как элемент интеллектуальных транспортных систем (ИТС).
М2М-РЕГИОН представляет собой комплекс навигационно-информационных систем, имеющих различную ведомственную подчиненность и форму собственности. Система М2М-РЕГИОН используется для повышения качества услуг, оказываемых транспортным комплексом региона. Системы решают задачи по обеспечению безопасности перевозок и повышению эффективности управления транспортом. Объектами автоматизации и внедрения интеллектуальных транспортных систем могут быть предприятия различных сфер деятельности.
Комплекс М2М-РЕГИОН включает в себя подсистемы, предназначенные для различных служб города, с помощью которых автомобили скорой медицинской помощи, МЧС и УВД, общественный транспорт,
у
ТЕХНОЛОГИИ ГЛОНАСС/ОРБ
спецтехника ЖКХ и др. находятся под ежеминутным контролем — местоположение, скорость движения, состояние транспортных средств отслеживаются диспетчерской службой в режиме реального времени.
Внедрение системы М2М-РЕГИОН позволяет обеспечить централизованный контроль и управление автотранспортом организаций и предприятий, входящих в транспортный комплекс региона, повысить экономическую эффективность использования транспорта, обеспечить безопасность пассажирских/грузовых перевозок, а также получить коммерческий доход от оказания услуг мониторинга и диспетчеризации.
По словам начальника управления транспорта и связи администрации города Сочи Алексея Бердникова, внедрение ГЛО-НАСС /ОРБ-решений компании "М2М телематика" (в рамках проекта Автоматизированной система мониторинга и управления города Сочи (АСМД)) позволило сразу получить ощутимый социально-экономический и финансовый результат.
За счет внедрения региональной навигационно-информационной системы транспортного комплекса М2М-РЕГИОН достигается:
— экономическая эффективность —
снижение текущих издержек на эксплуатацию транспортного комплекса города, снижение бюджетных расходов на финансирование дотационных предприятий;
— организационный эффект — создание целостной системы управления транспортным комплексом региона, координации
деятельности различных служб, предприятий и организаций;
— социальный эффект — повышение качества транспортного обслуживания населения, повышение безопасности перевозок;
— обеспечение безопасности — создание централизованной системы информационного обеспечения управления
у
ТЕХНОЛОГИИ ГЛОНАСС/GPS
транспортом с использованием системы ГЛОНАСС;
— коммерческий эффект — получение дохода от эксплуатации региональной навигационно-информационной системы в интересах частных организаций и граждан.
В то время, как во многих областях экономики наблюдается спад, эксперты прогнозируют бурный рост спроса на спутниковые навигационные технологии в России. По оценкам специалистов, в следующие 3-4 года спрос на системы мониторинга и управления транспортом увеличится, по крайней мере, в 10 раз, а в ближайшие пять лет динамика роста данного рынка составит 25-30% в год.
Такие благоприятные прогнозы в сочетании с государственной поддержкой позволят ГЛОНАСС-технологиям укрепить свои позиции не только на российском, но и на мировом рынке.
Безопасность пассажирских перевозок обеспечит ГЛОНАСС
В связи с возросшим числом аварий на российских дорогах, а также ростом тяжести дорожно-транспортных происшествий президент Ассоциации международных перевозчиков (АСМАП) Евгений Москви-чев обратился к руководителям автотранспортных компаний с просьбой о принятии мер по повышению безопасности дорожного движения. С сентября 2009 г. территориальные органы ФСНТ будут обращать особое внимание на выполнение перевозчиками мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и ведение в предприятиях соответствующей документации. Должны быть использованы современные системы управления транспортом, в том числе на базе навигационной системы ГЛОНАСС, которые позволяют в режиме реального времени контролировать скорость движения транспортных средств, соблюдение водителем режима труда и отдыха, оптимально планировать маршруты движения транспорта.
Семейство систем мониторинга и управления транспортом компании "М2М телематика" — BusinessNаvigаtor®, активно используется в деятельности коммерческих предприятий и муниципальных автотранспортных учреждений. Наряду с решением вопросов снижения затрат на перевозку людей и грузов, экономии топлива, системы BusinessNavigator® позволяют существенно повышать уровень безопасности пассажирских перевозок и качество предоставляемых населению транспортных услуг в целом.
Состояние транспортного средства (местоположение, скорость движения, остановки) фиксируется специалистами диспетчерского центра в режиме реального времени. "М2М телематика" принимает активное участие в региональных проектах "Безопасный город". ГЛОНАСС/GPS-решения компании являются важной составляющей Интеллектуальной Транспортной Системы города. Подобные проекты реализуются во многих регионах России. Недавно в рамках программы "Безопасный город" в Тамбове завершился третий этап оснащения
городского пассажирского автотранспорта системой компании "М2М телематика" — М2М-CityBus®. ГЛОНАСС/GPS-решения компании "М2М телематика" также используются в строительстве ИТС Сочи, Красноярска, Дубны и многих других городов.
ГУВД и ГЛОНАСС — продолжение сотрудничества
Система Управления Мобильными Нарядами ГУВД по г. Москве на базе ГЛОНАСС была разработана компанией "М2М телематика" по заказу Правительства Москвы. СУМН, начиная с января 2009 г., уже работает в опытном режиме в УВД по Северному административному округу города. Основной целью создания СУМН является автоматизация процессов управления и взаимодействия всех функциональных и территориальных подразделений ГУВД при несении патрульно-постовой службы, а также сокращение времени реагирования на происшествия и совершенные преступления.
Автомобили нарядов ГНР, полков ППСМ, ГИБДД, УВО оснащены специализированным бортовым оборудованием на базе навигационной системы ГЛОНАСС, что позволяет дежурным в режиме реального времени с помощью программного обеспечения контролировать маршруты передвижения транспортных средств и при необходимости оперативно направлять их к месту происшествия.
В СУМН поступает информация от службы "02" ДЧ ГУВД по городу Москве. Информация о происшествиях автоматически появляется на мониторе с фиксацией времени поступления и отображается на карте управления нарядами. С помощью СУМН можно быстро рассчитывать расстояние между местом происшествия и патрулями и направлять по необходимому адресу ближайший наряд вне зависимости от зоны ответственности и территории ОВД.
До конца года планируется оснащение системой СУМН Центров управления нарядами во всех столичных округах.