УДК 001.895; 001.891.5; 37.034; 37.018
Е. А. Сущенко
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ДЕТИ И ВОЙНА»: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Представлен инновационный мегапроект «Пискаревки России» как результат 13-летней краеведческой деятельности детско-юношеского общественного объединения «Память сердца» общеобразовательной школы № 79 Санкт-Петербурга. Охарактеризована поисковая и исследовательская работа обучающихся по изучению «белых пятен» истории блокады Ленинграда -«открытие», а затем поиск и изучение страшного феномена - «детские малые Пискаревки» России. Описан опыт работы детского объединения по формированию у воспитанников патриотических чувств и убеждений на основе краеведения, стимулирующих эмоционально-образную, нравственно-эстетическую, гражданско-патриотическую и творческую активность.
The innovative Megaproject "Piskarevki of Russia" is presented as a result of the 13-year history of local activity of the children's and youth public association "Memory of the Heart" of secondary school No. 79 of St. Petersburg. The research work of students studying the "white spots" of the siege of Leningrad is characterized - the "discovery", and then the search and study of the terrible phenomenon as "children's small Piskarevki" of Russia. The experience of the children's association in the formation of patriotic feelings and beliefs in pupils on the basis of local history, stimulating the emotional-figurative, moral-aesthetic, civil-patriotic and creative activity is described.
Ключевые слова: краеведение, краеведческая деятельность, инновационный проект, патриотическое воспитание, блокада Ленинграда, Пискаревки России, дети войны, поисково-исследовательская работа, Детский трибунал, детское общественное объединение.
Keywords: local history, local history activities, innovative project, patriotic education, the blockade of Leningrad, Piskarevki Russia, children of war, search and research work, children's tribunal, children's public association
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи -
задача первостепенной важности...
Д. С. Лихачев
У России великая история и не менее великое будущее.
В. В. Путин
Краеведение - мощный потенциал гражданско-патриотичес-кого воспитания школьников. Эту мысль всей своей научной и практической деятельностью утверждала Галина Николаевна Ищук - кандидат педагогических наук, председатель ОО ОУ «Ассоциация "От краеведения к гражданственности"», академик Международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остап-ца-Свешникова».
Это подтверждают и сама жизнь, и практическая направленность педагогической гражданско-патриотической деятельности педагогов.
Именно в ходе краеведческой деятельности детско-юношеским общественным объединением (ДЮОО) «Память сердца» школы № 79 Санкт-Петербурга (руководитель Е. А. Сущенко) была выдвинута идея создания инновационного мегапроекта «Пискарев-ки России», в результате чего поисковая и исследовательская работа вышла на новый уровень изучения «белых пятен» истории блокады Ленинграда - «открытие», а затем поиск и изучение такого страшного феномена, как «детские малые Пискаревки» России.
За 13 лет работы по проекту «Пискаревки России» членами ДЮОО «Память сердца» в архив Пискаревского мемориального кладбища передано свыше 7 тысяч имен ленинградцев, захороненных в «малых Пискаревках» России.
Краеведение - это очень важная и серьезная всесторонняя научно-исследовательская и научно-популяризаторская деятельность по изучению какой-либо определенной территории и накоплению знаний о ней. Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у детей и подростков причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследование, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, то есть формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание.
Так, знакомясь с историей Ленинградской битвы, ребята узнали о том, что до августа 1944 г. в состав Ленинградской области
входили территории современных Псковской, Новгородской, частично Смоленской и Калининской областей. Главными форпостами, защищавшими Ленинград, стали города, которым уже в наше время за мужество и отвагу в борьбе с врагом в годы Великой Отечественной войны было присвоено почетное звание «Город воинской славы». Это Кронштадт, Колпино, Ломоносов, Тихвин, Псков, Великий Новгород, Выборг, Луга, Великие Луки, Старая Русса, Гатчина, это города, которые находились на Ленинградской земле, это был наш, Ленинградский край. На основе этих исторических данных в рамках краеведения в ДЮОО «Память сердца» родился поисково-исследовательский информационный проект «Эстафета Памяти городов воинской славы Ленинградской земли "Маршрутами подвига"», в который включились команды 19 школ Калининского района. Проект обрел статус районного. Новизна проекта состояла в том, что тематика исторического исследования, поднятого нами, была не только актуальна, но и в краеведении поднималась впервые.
Свыше 72 лет прошло с момента окончания Великой Отечественной войны, но чем дальше время отдаляет от нас эти исторические события, тем сильнее возникает интерес к ним, к «белым» и малоизвестным страницам истории теперь уже той далекой войны.
К таким многочисленным страницам относятся: «Дети и война», «Проблема ленинградских детей в годы Великой Отечественной войны» и др.
Многолетнее изучение краеведческого исторического материала на указанные темы, исследование его позволило ДЮОО «Память сердца» выйти на обобщенный материал, публично представленный общественности в творческой инновационной форме -форме проведения импровизированного Детского трибунала «Нет фашизму!», который был признан общественностью уникальным значимым событием города 2017 г., о чем говорил Губернатору Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко Г. Д. Фоменко, председатель Совета Межрегиональной общественной организации Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и Полных кавалеров ордена Славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
На мероприятии присутствовали представители широкой общественности Санкт-Петербурга, школьники города, всего свыше 250 человек.
Детский трибунал был проведен 8 февраля, в День юного героя-антифашиста. Эта памятная дата была учреждена Ассамблеей ООН в 1964 г. в честь двух подростков, погибших в разных странах с разницей в один год. Французский школьник Даниэль Фэри (1962) и сын иракского коммуниста Фадыл Джамаль (1963) были участниками антифашистских демонстраций.
В 1943 г., 8 февраля, в нашей стране фашистами были расстреляны юные подпольщики - члены комсомольской организации «Молодая гвардия», а во Франции - пятеро студентов, участников Сопротивления. Совпадение даты таких трагических событий и послужило поводом для того, чтобы именно 8 февраля стал Днем памяти юных героев, защищавших свое Отечество от фашизма, экстремизма и террора.
Совпадения, может быть, и случайные, но они существуют, дополняя этот день исторической ответственностью.
Школа № 79 вот уже 3 года завоевывает почетное право называться Школой Мира (2014, 2015, 2016 гг.). И Детский трибунал - это тоже одна из форм выражения борьбы за мир.
Такой формат представления поисково-исследовательской работы был выбран не случайно: организаторам хотелось, чтобы у участников и приглашенных осталось сильное, незабываемое чувство исторической правды и гражданской ответственности за свои поступки и деяния.
Трибунал - это чрезвычайный суд. Нередко (но не обязательно) военный, противопоставленный регулярным судам общей юрисдикции. Почему чрезвычайный? Да потому, что он особый, исключительный по содержанию и очень сильный по степени эмоционального воздействия на присутствующих.
Уникальность Детского трибунала состояла в том, что, во-первых, его обвинителями выступали свидетели - дети военной поры 40-х гг. XX в. и современники - дети первого поколения XXI в. Во-вторых, Детский трибунал впервые обратился к «белым пятнам» истории - вычленил проблему злодеяний фашистов против детей в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Этот вопрос поднимался на Нюрнбергском процессе и в военных судах, где судили военных преступников второго эшелона, но поднимался в совокупности: «Мирное население», «Старики, женщины, дети». Отдельно тема «Дети и война» в военных судах не звучала. А проблема эвакуации детей - и это третий уникальный под-
ход к историческому материалу - вообще серьезно не рассматривалась никогда и нигде. Впервые она была поднята на нашем Детском трибунале.
С обвинением фашизма и совершенных фашистами злодеяний против человечества и самой беззащитной его части - детей войны - выступили свидетели: малолетний узник концлагерей Европы, ныне Председатель Совета ветеранов войны и труда Октябрьской железной дороги П. Ф. Марков; от детей, переживших блокаду и эвакуацию, - Председатель Президиума Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Е. С. Тихомирова и Д. Д. Федулов - Почетный гражданин с. Лыч-ково Новгородской области, переживший Лычковскую трагедию ленинградских детей. Джон Дмитриевич Федулов обвинял фашизм от имени детей, переживших эвакуацию, детский дом, блокаду Ленинграда. От детей XXI в. выступили представитель регионального гражданско-патриотического движения «Союз юных петербуржцев» и ученики школы № 79 - представители групп «историков» и «экспертов». «Эксперты» предъявили обвинение лидерам фашизма в развязывании Второй мировой войны, указав: история не знает ничего более чудовищного, чем кровавые преступления и зверства, совершенные гитлеровцами, особенно в отношении детей. В качестве обвинительного документа суду были представлены выдержки из «Обращения гитлеровского командования к солдатам вермахта».
«Прокурор» обвинила фашизм в преднамеренном уничтожении детей с особой жестокостью, приведя многочисленные примеры, после чего слово было предоставлено «группе экспертов», которые свидетельствовали об исключительном по своей жестокости умерщвлении детей, больных костным туберкулезом, в санатории города Теберда и о беспрецедентном по масштабам преступлении фашистов, совершенных в Бабьем Яру в 1941-1942 гг., где насильственной смерти подверглись около 200 тысяч человек, из них 50 тысяч детей.
В ходе выступления «эксперты» передали суду свидетельства о злодеяниях фашистских извергов над советскими детьми на временно оккупированных территориях СССР (50 эпизодов) по материалам советской и иностранной прессы периода Великой Отечественной войны - СССР («Красная звезда», «Правда», «Известия»), США ("Time", "The New York Times"), Великобритания ("The
Times"). Также Трибуналу был предоставлен материал о многочисленных погибших деревнях и заживо сожженных в них мирных жителях - стариках, женщинах и детях.
Преступлением против человечества были и фабрики смерти, созданные Гитлером. «Историки» огласили факты, имеющиеся в деле: по данным органов «SS», в апреле 1944 г. насчитывалось 20 основных и до 1000 филиалов концлагерей. Всего через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, 12 миллионов погибли, из них - 5 миллионов детей Европы, 1 миллион 200 тысяч советских детей. Лишь один из 10 детей вернулся после освобождения из концлагеря.
Поражают специализированные лагеря для детей, цель которых быть донорами немецких солдат. Саласпилс - детский лагерь смерти в Латвии, фабрика детской крови для гитлеровцев, где погибло 100 тысяч детей. Здесь над ними проводились чудовищные медицинские эксперименты, в результате которых погибало по 150 детей в день. Это был детский ад, но фашисты называли его воспитательным и трудовым лагерем.
В Вырице Ленинградской области в 1942 г. немцы организовали детский концлагерь «Донер-13», где каждый ребенок был донором и должен был отдавать для солдат Германии всю кровь без остатка. По разным данным, в нем погибло от 500 до 2 тысяч детей.
«Прокурор» обвинила фашизм в том, что военное детство наших дедов и прадедов было неимоверно тяжелым. И тем не менее они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к врагам. Детям войны пришлось повзрослеть раньше времени, большинство из них сражалось на трудовом фронте - они заменили отцов, ушедших воевать.
Что помогло им выдержать все испытания и внести свой вклад в дело победы над Германией? Наверное, кроме естественного желания жить немаловажную роль сыграли и такие качества, как гражданственность и патриотизм. Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 20 тысяч - медалью «За оборону Москвы», многие были удостоены звания Героя Советского Союза, награждены боевыми орденами и медалями.
Но все же ленинградским детям, находившимся в осажденном городе, было тяжелее всех.
Ярким примером тому стал всемирно известный дневник Тани Савичевой. Всего 9 страниц... Они стали символом великого детского горя тех страшных блокадных дней. Дневник маленького летописца блокады и сегодня волнует нас, бьет в самое сердце трагической болью.
Несмотря на суровые испытания, голод, холод, дети вместе со взрослыми ковали оружие в цехах заводов, тушили зажигалки, героически защищали родной город от врага.
За стойкость и твердость духа, за доблестный труд в военное лихолетье свыше 15 тысяч школьников Ленинграда были награждены медалью «За оборону Ленинграда».
Участники Трибунала обвинили фашизм в том, что дети войны, защищая себя, своих родных и близких, вынуждены были в малолетнем возрасте взять в руки оружие и воевать наравне со взрослыми!
Впервые на Детском трибунале был поднят вопрос об эвакуации населения, так как для Ленинграда эта проблема чрезвычайно важна: во время эвакуации погибло много ленинградцев, особенно детей. Количество погибших до сих пор неизвестно.
«Историки» постарались установить места трагедий - «малых Пискаревок». Это Дорога жизни, которая часто становилась и дорогой смерти, так как фашистские стервятники безжалостно бомбили водные транспорты, перевозившие людей. В Ладожском озере нашли свой последний приют пассажиры барж и пароходов, самолета Жантиева, на которых было много детей. Здесь же произошла и самая крупная водная трагедия Второй мировой войны -трагедия «Ладожского, или Русского Титаника», как назвали историки гибель баржи № 725, потопленной врагом и унесшей на дно озера свыше 1000 человек.
Эвакуация по суше была не менее трагичной. Печально знаменитое Лычково, где 18 июля 1941 г. (точная дата трагедии установлена членами ДЮОО «Память сердца» по архивным материалам в 2007 г.) фашисты разбомбили несколько вагонов детского эшелона, погибли также дети, находившиеся на пристанционной площади. Жертвы исчисляются от 500 до 2 тысяч человек. 14 октября 1941 г. Тихвин. Погибло от 2,5 до 5 тысяч человек. Бологое, Теберда, где были расстреляны и удушены в газовых машинах-душегубках ленинградские дети. Всех мест гибели ленинградских детей не перечтешь, всех имен погибших не назовешь.
В этом учебном году нам удалось разыскать новую «малую Пискаревку» - 226-й километр Октябрьской железной дороги. Здесь трагедия произошла 13 июля 1941 г. в с. Боровенка Новгородской области. Во время бомбежки уничтожен эшелон с детьми, возвращавшимися из пионерских лагерей в Ленинград. Число погибших установить невозможно.
Фашисты безжалостно убивали безвинных детей, понимая, что дети - это будущее страны. Лишить государство детей - значит не просто оставить его без будущего, а уничтожить навсегда. Это было главной целью гитлеровцев. Такой вывод сделали сами школьники.
Участники Трибунала с сожалением отметили: несмотря на уроки прошлого, на приговор Нюрнбергского суда, сегодня фашизм вновь восстает из мрака. Об опасности возрождения фашизма наглядно можно судить, наблюдая за событиями на Украине. Идет массовая дегероизация - герои объявляются предателями, а преступники - героями; развязана настоящая война с памятниками. Идет переписывание истории. И исторические решения Нюрнбергского процесса являются серьезным предупреждением всем современным нацистским, неофашистским, террористическим кругам, напоминая им о неизбежности расплаты за преступления против человечества.
Выслушав доказательства, предъявленные свидетелями обвинения и изучив материалы Трибунала, адвокат заявил, что аргументов для оправдания фашизма у него нет. На данном судебном заседании вина фашистов в уничтожении детей доказана полностью. Фашизм не имеет права на существование!
Приговор суда был единодушен: «Фашизм виновен во всех преступлениях, совершенных против человечества и детей войны», «Нет фашизму в любой форме его проявления!», «Люди должны жить в мире и согласии!», «Простить фашистам гибель невинных детей нельзя! Помнить об этом надлежит всегда!»
Финальной точкой мероприятия стал «Бухенвальдский набат» в исполнении Муслима Магомаева, который прозвучал одновременно и как наказ, и как предупреждение будущим поколениям: «Люди мира! Будьте зорче втрое! Берегите МИР!»
За мир нужно бороться и беречь его всем вместе. Не случайно в наши дни как залог прочного будущего выдвигается новое направление в воспитательной работе - воспитание детей в культуре
мира и миротворчества, которое мы широко используем, создав в школе отряд миротворцев (8В кл.) и отряд экомиротворцев (5А кл.).
Эмоциональный накал Детского трибунала оставил в памяти детей глубокий след, а осмысление полученной во многом эвристической информации, безусловно, будет способствовать формированию у них гражданско-патриотической идентичности и неприятия фашизма.
Продолжением идеи Детского трибунала явилось рождение нового проекта-акции «Детский бессмертный полк "Маленькие герои большой войны"», старт которого состоялся 4 мая 2017 г. в муниципальном округе «Прометей» Калининского района Санкт-Петербурга, в котором приняли участие школы и образовательные учреждения округа.
«Тринадцать миллионов детских жизней сгорело в адском пламени войны» (А. Молчанов), и среди них - шесть миллионов детей Советского Союза. Они могли бы стать хлеборобами и учеными, врачами, учителями, космонавтами. но их убила война. Они погибли, и о них, к сожалению, забыли. Наш долг - возродить их имена, потому что Память сильнее времени!
«Детский бессмертный полк» как инновационная форма патриотической деятельности впервые в исследовании истории Великой Отечественной войны поднимает проблему «Дети и война» на новый поисково-исследовательский и практический уровень, акцентируя то, что дети войны также внесли свой посильный вклад в Великую Победу, хотя этот факт историками и военной наукой или признается, но замалчивается, или просто игнорируется.
Вместе с тем дети не только становились безвинными жертвами жестокой войны, они были и активными участниками боевых сражений, партизанского движения, отдавая свою жизнь за светлое будущее Родины.
Имена маленьких героев Великой войны бессмертны. Они достойны всенародной Памяти и Славы, достойны быть в День Всенародной Памяти в едином строю «Детского бессмертного полка». Увековечение детского подвига как части всенародного подвига в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - наш гражданский и патриотический долг.
Сегодня география «Детского бессмертного полка» заметно расширяется. Первая массовая акция «Детский бессмертный полк»
в России уже проведена нами в с. Лычково Новгородской области 18 мая 2017 г.
В акции и митинге-реквиеме приняли участие ветераны, жители, школьники с. Лычково, делегаты школ № 79 Санкт-Петербурга и № 1285 г. Москвы, ветераны войны и труда, блокадники Санкт-Петербурга, Московской, Новгородской, Тверской, Вологодской областей, молодежь Санкт-Петербурга, Валдая, Демянска и др.
Идея проведения «Детского бессмертного полка» признана общественностью, высоко оценена и подхвачена делегатами акции. Значит, новому патриотическому движению быть!
Мы уверены, что новую патриотическую идею Петербурга подхватит вся страна, потому что это важная, уникальная малоизученная часть нашей всенародной Памяти, которая открывает новые перспективы в историческом краеведении: поиск, изучение и тиражирование имен детей и подростков войны, сохранение светлой памяти об их подвигах, о детях, ставших безвинными жертвами войны и блокады. Эта работа должна скрепить семейные узы, так как имена погибших детей войны будут составляться на основе семейной памяти, что будет способствовать развитию межпоколен-ческих коммуникаций и солидарности в семье. Это станет поистине всенародным патриотическим делом.
Приведенные факты практической деятельности ДЮОО «Память сердца» и опыт работы педагога показывают эффективность краеведческой работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей, так как краеведение - мощный источник граждан-ско-патриотического воспитания. Использование местного материала в учебных занятиях и во внеурочной деятельности делает исторические события более близкими и понятными, развивает у учащихся интерес к героическому прошлому и настоящему своего родного края. Любовь к Родине - России - невозможно воспитать без любви к своей семье, к малой родине. Все великое начинается с малого.
За 13 лет работы детского объединения накоплен значительный опыт работы по формированию у воспитанников патриотических чувств и убеждений на основе краеведения, стимулирующих эмоционально-образную, нравственно-эстетическую, гражданс-ко-патриотическую и творческую активность. Изучение и анализ рассматриваемой проблемы позволяют сделать вывод: необходимо
всемерно повышать содержательную, эмоционально-эстетическую, познавательную насыщенность патриотического воспитания школьников на основе исторического краеведения, используя разнообразные условия, пути, инновационные формы и методы психологического воздействия средствами поисковой и исследовательской деятельности.
Мы стараемся прилагать все усилия к тому, чтобы в результате краеведческой, гражданско-патриотической деятельности патриотические взгляды и убеждения стали нормой, основным принципом поведения учащихся в повседневной жизни.
УДК 37.012; 374.1; 379.857; 351.858; 371.233.3
М. Л. Малинкович
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ КАК МОТИВАЦИИ СОХРАНЕНИЯ КОНТИНГЕНТА В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сохранение контингента воспитанников в объединениях дополнительного образования - одна из наиважнейших задач, стоящих перед педагогом. Мотивирующими помощниками в этом непростом деле могут быть традиции, созданные как руководителем, так и самими учащимися. Автор предлагает несколько утвердившихся традиций в объединениях туристов-водников, которые мотивируют детей не оставлять занятия туризмом.
Preservation of a contingent of pupils in classes of additional education is one of the most important tasks facing the teacher. The motivating helpers in this difficult business can be the traditions created by the leader, and by the pupils themselves. The author offers several established traditions in groups of water tourists, which motivate children not to leave employment in tourism.
Ключевые слова: традиции, водный туризм, сохранение контингента, интерес детей, укрепление детского коллектива, детский туризм, коммуникативность детей.
Keywords: Traditions, water tourism, contingent preservation, children's interest, strengthening of children's collective, children's tourism, children's commu-nicability.