Территория науки, 2014, № 6
Траут Д.В.
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, г. Кемерово
Ключевые слова: пост-интернатное сопровождение, региональный банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети группы риска.
Keywords: post-boarding support, a regional database of orphans and children left without parental care, children at risk.
Аннотация: в статье рассматривается использование регионального банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как инновационного аспекта организации
постинтернатного сопровождения в Кемеровской области.
Abstract: The article considers the use of regional data for orphans and children left without parental care as an innovative aspect of the organization post-boarding support in Kemerovo region.
В Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 (раздел V «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства») [1], определены следующие задачи:
- обеспечение приоритета семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - учреждения для детей-сирот), в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и лиц из их числа для их социализации в обществе.
Развитие системы постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из направлений работы центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО». В соответствии с разработанными нами критериями
30
Территория науки, 2014, № 6
и показателями уровня социальной адаптации выпускников детских домов, в профессиональных образовательных организациях наставники - педагоги, которые осуществляют постинтернатное сопровождение данной категории обучающихся, выстраивают траекторию образовательного и профессионального развития студентов, проектируют индивидуальный план сопровождения, исходя из результатов диагностики. Для системной, комплексной работы по данному направлению создан региональный банк данных выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (РБДДС), который стал для региона инновационной формой постинтернатного сопровождения, представляя собой совокупность сведений, поступающих по информационным каналам в единый банк. Функции оператора выполняет департамент образования и науки Кемеровской области, а центр является координатором РБДДС.
Работа по региональному банку ведется на основании приказа Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Порядка формирования и ведения регионального банка данных выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 11 сентября 2012 года. Он был создан в целях:
- систематизации сведений об учете выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- выявления выпускников «группы риска» и оказания им необходимой помощи;
- определения наиболее трудно решаемых проблем социальной и трудовой адаптации выпускников.
Банк данных состоит из разделов, касающихся персональных данных (анкеты выпускников) и статистических (цифровые показатели). Специалисты организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заполняют общую информацию о своих выпускниках и цифровую информацию об их устройстве (поступлении в профессиональной образовательной организации) по состоянию на 1 октября текущего года.
В детском доме заполняются следующие разделы: основная информация о ребенке, его правовой статус, имущественные права, информация о выявлении ребенка, информация о проживании и обеспеченности жильем, родственники, анкета учащегося, при выпуске - анкета выпускника.
Для выявления группы риска в анкете учащегося заполняют пункты: отношение к учебе, уровень дисциплины, уровень
31
Территория науки, 2014, № 6
сформированное™ навыков самообслуживания, осознанность выбора профессии, употребление наркотических средств, частота потребления алкоголя, курения, частота совершения правонарушений.
В свою очередь специалисты профессиональных образовательных организаций вносят информацию об учебной и социальной адаптации выпускников по итогам полугодия в «блок по обучающемуся», в соответствии с разработанными нами критериями, а также итоговую анкету выпускника ПОО.
В региональном банке данных у специалистов органов опеки и попечительства другие функции, например, переименование образовательной организации, учет заполняемости банка по муниципалитету и др.
Помимо этого социальные педагоги отмечают темы в области постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых они испытывают недостаток информации и проблемы, связанные с проведением данной работы.
Специалисты центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО» ежемесячно проводят подсчет количества анкет воспитанников детских домов, школ-интернатов, профессиональных образовательных организаций, анализ заполненных анкет воспитанников, вследствие чего выявляют типичные ошибки и в ходе консультаций помогают ответственным за ведение банка совершенствовать свою деятельность, предупреждать возникновения ошибок в дальнейшем при заполнении РБДДС. Также изучаем анкеты педагогов, ответственных за ведение банка данных, отслеживают статистику числа детей 3-ей группы риска (это выпускники, имеющие нарушения здоровья, физического или психического развития; как правило, это выпускники специальных (коррекционных) образовательных организаций для детей-сирот, не получившие основного общего образования) и 4-ой группы риска (выпускники, имеющие нарушения, связанные с социальной дезадаптированностью, т.е. с высоким уровнем конфликтности, низкой социальной компетентностью). Специалисты центра проводят методические и тематические консультации, вебинары, семинары-практикумы. В курсы повышения квалификации по профориентации и постинтернатному сопровождению детей-сирот включен модуль по особенностям ведения банка данных, решению возникающих трудностей.
Информация, полученная из регионального банка данных, позволяет проводить углубленную аналитическую работу по оценке
32
Территория науки, 2014, № 6
результативности деятельности детских домов в области профессиональной ориентации выпускников, формирования у них навыков осознанного выбора профессии, подготовке к успешной адаптации в ПОО, а также деятельности профессиональных образовательных организаций по подготовке выпускников к трудоустройству и самостоятельной жизни в обществе.
В условиях реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постинтернатное сопровождение остается, как и прежде актуальным направлением деятельности детских домов, профессиональных образовательных организаций. При этом роль РБДДС в организации работы по социальной и трудовой адаптации данной категории обучающихся возрастает, позволяя выстроить её последовательно, системно и результативно, с учетом преемственности «детский дом -профессиональная образовательная организация - предприятие».
Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. -. N 5.
33