ISSN 1998-4812
575
УДК 330
раздел ЭКОНОМИКА
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ
© Н. И. Кондратьев
Челябинский государственный университет Россия, 454021 г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 129.
Тел./факс: +7 (351) 799 71 46.
E-mail: namenickolas@ya. ru
В статье исследованы инновационные формы организационно-управленческой структуры транснациональных корпораций, в качестве одной из ключевых выделена их сетевая структура. Определены базовые направления, формы и технологии реализации бизнеса транснациональных корпораций на основе сетевой организационной структуры в современных условиях.
Ключевые слова: инновация, транснациональная корпорация, сетевая структура, глобальная экономика.
В настоящее время в организационных структурах транснациональных корпораций можно заметить существенные изменения, которые заключаются в реализации глобального подхода, предусматривающего оптимизацию результата не для какого-либо подразделения транснациональных корпораций (ТНК), а для корпорации в целом, при одновременной децентрализации управления международной компанией и повышении роли ее региональных подразделений.
Переход к современным способам менеджмента ТНК неразрывно связан с сетевыми организационными структурами и сетевыми компаниями. Использование сетевых принципов организации транснациональных компаний становится ведущим направлением в практике функционирования многих ТНК, что обусловлено следующими основными причинами: ростом динамики изменений внешней среды и необходимостью быстрой адаптации компаний к ним; усложнением производственной и коммерческой деятельности ТНК; резким обострением международной конкуренции; низкой эффективностью традиционных форм кооперирования при решении сложных проблем современного международного производства; развитием мировых коммуникационных сетей [1].
Предположим, что именно от информационных сетей транснациональные корпорации позаимствовали сетевую структуру, модульность, открытость, а также возможность гибкого изменения организационно-управленческой конфигурации.
Терминальные подразделения современных транснациональных корпораций представляют собой так называемые «порты», открытые для присоединения к корпоративной сети новых элементов через механизмы межфирменных транснациональных стратегических альянсов различных уровней. Так, например, сеть может объединить поставщиков сырья и производителей продукции в интересах реализации конкретного совместного проекта. После его завершения участники проекта разъединяются, чтобы стать элементами новой сети в рам-
ках уже другого бизнес-проекта. Поскольку любые функции в этом случае реализуются на контрактной основе, то партнеров по сделке можно при необходимости заменить, что приведет к снижению издержек рассматриваемой сетевой структуры [2].
Сетевые структуры ТНК, как это следует из вышесказанного, в большей степени базируются на рыночных механизмах, а не на административных формах управления потоками ресурсов. Однако эти механизмы представляют собой не просто рыночные взаимоотношения с независимыми хозяйствующими субъектами. На практике различные компоненты сети сознают свою независимость, ценят ее и стремятся делиться информацией, кооперироваться между собой, продвигать продукцию или услуги, чтобы сохранить собственное место в конкретной ценностной цепи (сети) [2-3].
Помимо этого, логика сети (внутреннего рынка) ТНК предполагает создание рыночной экономики внутри транснациональной компании. В данном случае организационные единицы продают и покупают товары и услуги друг у друга по ценам, установившимся на открытом рынке.
Перевод рыночных отношений во внутреннюю среду транснациональных корпораций (создание «внутренних рынков» ТНК) породило новый тип структур - сетевые транснациональные компании, в которых последовательность команд иерархической структуры менеджмента заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитие взаимоотношений с другими компаниями. Таким образом, сети представляют собой совокупность компаний или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов управления.
Необходимо при этом осознавать, что сетевая компания и сеть компаний - это совершенно различные понятия. Это касается не столько интенсификации отношений между компаниями, сколько внутренней их эволюции - децентрализации вертикально интегрированных корпораций и формировании деловых связей из мелких и средних фирм.
576
ЭКОНОМИКА
Наиболее ярким примером сетевой организационной логики являются транснациональные корпорации «Dell» и «Nokia» - лидеры «новой экономики», работающие в IT сегменте [3-4].
При трансформации ТНК в компанию-сеть она разбивается для более гибкого выполнения производственных программ на самостоятельные в хозяйственном и правовом отношении центры. В результате на смену централизованным приходят федеративные структуры.
Отдельные виды деятельности в процессе образования сети («сетизации») могут быть переданы другим компаниям, специализирующимся, например, на маркетинговых исследованиях, поставках сырья и материалов, ведении бухгалтерской отчетности, подборе кадров и повышении квалификации, сервисном обслуживании продукции одной отрасли или группы компаний.
В целом ТНК может освободиться от многих побочных видов деятельности и сконцентрировать ресурсы на приоритетных для себя областях специализации, собственных уникальных процессах. Под уникальными для компании сферами деятельности понимаются те, в которых они могут иметь уникальные конкурентные преимущества. Таким образом, стратегия сетизации сравнима с методами сворачивания собственной производственной деятельности, когда ТНК перестает сама заниматься определенными направлениями и передает их внешним исполнителям. Зачастую внешним исполнителям перепоручается непосредственно производство продукции, в данном случае мы имеем дело с оболочечными или пустотелыми компаниями.
Оболочечные транснациональные корпорации, возникшие изначально в сфере производства потребительских товаров, со временем получили в мировой практике существенное развитие. Эти компании обладают узнаваемой торговой маркой и определяют, какой товар необходимо производить конкретной компании, как и кому его продавать, т. е. оставляют за собой только функцию общего управления всем процессом от разработки идеи товара до продажи его конечному потребителю [5].
Сетевые модели организации и управления транснациональными корпорациями проходят интенсивную апробацию в различных отраслях мировой экономической системы, что позволяет говорить о достоинствах сетевых принципов построения международных компаний, сложностях их функционирования и выявленных недостатках сетевых компаний и сетевых структур управления.
На данный момент к основным преимуществам сетевых структур ТНК можно отнести:
• адаптивность компаний к быстро меняющейся конъюнктуре;
• концентрацию деятельности компании на приоритетных областях специализации, уникальных бизнес-процессах;
• существенную экономию издержек, рациональную структуру и повышение доходов;
• исключение дублирования функций квалифицированной рабочей силы;
• привлечение к совместной деятельности в рамках сети лучших бизнес-партнеров, исключение -использование недобросовестных исполнителей;
• отношения, основанные на добровольности контрагентов, нацеленных на достижение определенных, точно измеренных результатов.
В качестве основных недостатков сетевой компании и сетевой структуры управления ТНК можно выделить следующие:
• при формировании сетевых моделей ТНК предпочтение отдается специализации, концентрации на ключевых компетенциях, в то время как современные тенденции развития компаний, напротив, свидетельствуют о необходимости переориентации на многоплановую квалификацию общего профиля;
• сетевая концепция в корне нарушает организационные принципы сегментирования и модулирования, которые присущи автаркическим (хозяйственно - обособленным, замкнутым, самообеспечивающимся) организационным единицам (венчурное предприятие, «фабрика в фабрике», «предприятие в предприятии»);
• при сетевых структурах возникает излишняя зависимость результатов от кадрового состава, возрастают риски, связанные с текучестью кадров;
• практически отсутствует материальная и социальная поддержка участников сети вследствие отказа от классических долгосрочных контрактных отношений;
• возникает опасность чрезмерного усложнения, вытекающая из многопрофильности участников компании, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для членов сети.
В целом можно сказать, что по итогам анализа характера эволюции организационных структур транснационального капитала следует выделить, что не существует 100% эффективных или 100% неэффективных организационных структур ТНК. Все структуры имеют свои положительные и отрицательные черты, которые следует принимать во внимание в четко определенных условиях. Выбор организационной структуры ТНК будет базироваться на принципах максимизации эффекта реализации ее стратегических планов в долгосрочном периоде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гречко Е. А. Модели управления транснациональными корпорациями в условиях глобализации. М.: КДУ, 2006. С. 48-63.
2. Бархатов В. И., Кондратьев Н. И. Транснациональные корпорации в глобальной экономике. Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2007. С. 112-138.
3. Бархатов В. И., Кондратьев Н. И., Коптелов О. В. Слияния и поглощения корпораций в глобальной экономике. Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2007. С. 55-67.
4. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп-Бизнес, 1997. С. 28-34.
5. UNCTAD World Investment Report 2009. UNTC, UNCTAD-DTCI, 2010. С. 98-150.
Поступила в редакцию 06.03.2011 г.