низма развития. Волгоград, 2005.
4. Иншаков О.В. "Ядро развития" в контексте новой теории факторов производства // Экономическая наука современной России. 2003. № 1.
5. Никологорский Д. Институциональные предпосылки экономического роста в России // Вопросы экономики 1997. № 11.
6. Никологорский Д. Усиление вмешательства государства в экономику России: необходимо ли оно? // ЭКО. 1997. № 9.
7. Олейник А.Н. Институциональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2004.
8. Рих Э. Хозяйственная этика. М., 1996.
9. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. А.Г. Гранберга и др. М.: Экономика, 2002.
10. Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 г. № 172-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации".
11. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992.
12. North D.C. Institutions, institutional change and economic performance. Cambridge, 1990.
САЛОМАТИН B.A.
СТРАТЕГИИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ НА РОССИЙСКОМ
ТАБАЧНОМ РЫНКЕ
П Z 03
Процессы транснационализации производства и капитала, отражающие динамику глобализации, □ структурируются в различных организационных формах: стратегические альянсы, сетевые компании, ^ транснациональные корпорации, интегрирующие в свои сетевые структуры человеческий, информационный и организационный капитал. Особенностью глобальной экономики является развитие сете- ^ вых корпораций, отражающей процессы интернационализации производства и капитала, глобализа- о ции мирохозяйственных связей. В глобальной экономике крупные корпорации приводят сетевой ин- ®
о
а
ф
формационный капитал в соответствие с важнейшими задачами развития бизнеса, в соответствии с успешностью реализации которых происходит дифференциация и позиционирование фирм на отраслевых рынках. ^ Транснациональный капитал выступил активным субъектом трансформации ряда отраслей на- о ционального хозяйства, но наибольшую активность проявляет при формировании табачных корпора- ° ций, используя сетевые конкурентные преимущества, связанные с новыми организационно-финансо- ® выми стратегиями, системами маркетинга и брэндстоительства, со скоростью разворачивания логис- £
тических, филиальных и информационно-финансовых сетей, с ценой, качеством и ассортиментом о
<
товаров. ^
Формирование сетевой экономики выделяется актуальностью среди современных тем экономи- 2
ческих исследований в связи с тем, что национальные государственные образования развиваются в о
период смены цикла под воздействием сетевых технологий глобального капитала. Глобализационные §
процессы трансформировали экономическое сообщество в целостную экономическую систему, в ко- §
торой национально-локальные государства и фирмы оказались составными элементами всемирного о хозяйственного организма.
При изучении транснациональной сетизации капитала синергетический подход позволяет выя- |
вить особенность сетевых структур. В сетевой парадигме управления внимание ученых уделяется о
различным аспектам взаимодействия сложных саморазвивающихся систем с внешней средой. Под т
сложной саморазвивающейся системой, согласно выводам Лескова Л.Ф., понимается "любая эконо- ^ мическая система, обладающая определенной свободой выбора форм деятельности и представляющая собой единую организационную структуру, элементы которой взаимосвязаны и совместно функционируют для достижения общих целей" [1, с. 34]. Вместе с тем, автор не рассматривает термин "систе- о ма" в аспекте общей теории систем. о
В обычном описании свойства приписываются индивидуальному объекту, в синергетике - ансам-
О
блям, группам, множествам объектов. В процессе самоорганизации подобных групп формируется совокупность новых структур более высокого уровня, которые в конечном итоге определяют свойства системы в целом. Различают три типа процессов самоорганизации. Первый - это самозарождение организации. Второй тип - процессы, благодаря которым система поддерживает определенный уровень организации при изменении внешних и внутренних условий ее функционирования. Третий тип процессов самоорганизации связан с развитием систем, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт [2, с. 566].
Сетевая экономика является лишь одной из форм организации экономической деятельности общества, новой формой социальных взаимодействий. Внесистемная, системная, сетевая, сотово-сетевая и другие формы возникают по мере роста взаимосвязанности и взаимообусловленности экономической деятельности. Важным методологическим основанием анализа этих форм является различение таких понятий, как деятельность, экономическая деятельность, экономические отношения и взаимоотношения, экономические взаимодействия и связи, субъекты, агенты, акторы.
На стадии анализа экономических отношений как персонифицированных экономических связей возникает понятие "субъект". На стадии анализа экономических систем, опосредованных связями между их (систем) элементами, возникает понятие "агент". Субъект отношений в системе конструируется как агент, являющийся центром рациональной автономии.
В глобальной экономике на стадии анализа сетевых организационных структур субъект децентрализуется, рассеивается и множится в сетевом многообразии, в связи с чем, согласно выводам профессора Чекмарева В.В., возникает понятие "актор" [3, с. 45]. Автор подчеркивает, что понятия "актор" является необходимым условием выявления сущностей процессов транснациональной сетизации П производства, так как связано с транснационально активностью по увеличению стоимости бизнеса ¡Ё субъектов хозяйственной деятельности.
Процессы глобализации изменяют соотношение между внешними и внутренними факторами д развития корпоративных бизнес-структур, вызывая необходимость модернизации модели их разви-□ тия. В условиях глобальной экономики увеличился технологический разрыв между транснациональ-^ ными табачными компаниями и компаниями других стран. Мировое хозяйство в условиях сетевой -<> экономики меняет тренд развития. Модератором роста стоимости бизнеса становятся организационный и информационный капитал (сети, данные и информация). Стратегические инновационные про® цессы в транснациональном производстве поддерживаются специфическими информационными сиси темами и инфраструктурами. Эти системы представляют собой интегрированный блок инвестиций, ф технологий, финансов, информации и риск-менеджмента.
СО
| Новая институциональная концепция организации и развития транснациональных производств основывается на активном использовании комплекса технологических, организационно-управленчес-
о ких, экономических, маркетинговых инструментов регулирования бизес-процессов на основе техно-
| логий реинжиниринга, направленных на формирование прагматических ре0ений позиционирования
ЕЕ на рынке под воздействием современных глобализационных процессов.
о. В современных условиях российский бизнес не в состоянии сформировать и осуществить эффек-< тивную стратегию развития производства и реализации табачных изделий, не учитывая приоритеты ^ транснациональных сетевых структур и нормы поведения основных участников мирохозяйственной о деятельности. Этим актуализируется значимость теоретического осмысления и практической реалист зации потенциала российского рынка табачной продукции, выявления приоритетов, конкурентных ^ технологий и перспектив развития российских и транснациональных компаний по производству та-£ бачной продукции, разработки эффективных механизмов использования маркетинговых инструмен-£ тов в системе обеспечения конкурентоспособности национального производства табачных изделий.
Стремительная глобализация рынка табачного производства привела к развертыванию специфи-
^ ческого сетевого механизма координации хозяйственной деятельности и формированию межфирмен-
® ных сетей в производстве и торговле табачными изделиями, то есть совокупности регулярно воспро-
>| изводящихся формальных и неформальных связей, способов взаимодействия фирм, сохраняющих их
5 юридическую и экономическую самостоятельность.
® Отметим, что сетевые структуры стали в переходной экономике России организационным меха-
2 низмом, который позволил предприятиям адаптироваться к жестким условиям либерализации. Вмес-
§ те с тем функционирование подобных сетей создает проблему достижения эффективного распреде-
<т) ления ресурсов и становится одним из важных препятствий дальнейшей рыночной трансформации
российской экономики.
Сетевые взаимосвязи производящих фирм и предприятий торговли не являются принципиально новым явлением хозяйственной жизни. В современных условиях постиндустриальной экономики повышается значимость подобных организационных структур, обладающих высоким потенциалом мобилизации ресурсов, обмена знаниями, информацией и т. д.
В течение последних лет российский табачный рынок должен претерпевает значительные изменения под давлением транснациональных корпораций. На глобальном рынке лидеры табачной индустрии активно сегментируют рынок, увеличивают стоимость бизнеса, развивают организационный капитал, расширяя свои транснациональные сети по производству и реализации продукции. Отрыв лидеров табачного бизнеса, транснациональных корпораций от остальных компаний очень велик. Например, даже слияние BAT и Rothmans - второй и четвертой по размеру компаний в табачном бизнесе не смогло поколебать мирового лидерства Philip Morris.
События, происходящие на мировом табачном рынке, постепенно изменяют и картину конкурентной борьбы международных табачных компаний в России. Еще некоторое время назад страна была фактически поделена между BAT, Philip Morris и RJR. Вклиниться в их ряды и сформировать свой сегмент рынка безуспешно пытались в 2004 -2005 гг. Rothmans и Bulgar Tabak.
Российских производителей, кроме двух относительно устойчивых фабрик, не осталось. Сегодня из участников "большой тройки" транснациональных компаний стратегические планы по поводу дальнейшего освоения российского рынка демонстрирует только Philip Morris. В то же время, компенсируя сокращение импорта сигарет, достигли невиданных ранее объемов продаж российские производители. К табачному рынку России проявляют интерес китайские, испанские, австрийские и итальянские корпорации.
Глобальная табачная корпорация - это не только фабрики по производству сигарет. Это, прежде ^ всего, брэнды, в усиление которых, вкладываются значительные средства. Основные международные марки сигарет компании - Mild Seven, Camel, Winston, Salem являются одними из самых узнавае- □ мых в мире. Mild Seven - вторая по популярности сигаретная марка в мире, а Camel и Winston неиз- О менно входят в пятерку ведущих мировых сигаретных марок; Salem - первая из когда-либо созданных и до сих пор самая популярная марка ментоловых сигарет в мире. ^ Среди других популярных международных марок компании - Magna, More, Yves St. Laurent, Monte a Carlo. Например, для транснациональной табачной корпорации RJR узнаваемыми брэндами были ® Winston, Camel и Salem. Теперь все права на эти марки за пределами США проданы Japan Tobacco. о Возможна продажа ряда торговых марок RJR на территории СНГ компании Philip Morris. ®
CÛ
В начале 2006 г. позиции лидеров по доле в денежном выражении изменились: Philip Morris, JTI, |
ВАТ, Gallaher (Лиггетт-Дукат). Компания JTI (ДЖЕЙ ТИ ИНТЕРНЕШНЛ), штаб квартира которой нахо- ^
дится в Женеве, стала второй на табачном рынке России, при этом ее доля в денежном выражении о
составляет 18,4%. Отметим, что JT INTERNATIONAL - международное подразделение Japan Tobacco Inc. ^
Japan Tobacco Inc. - одна из крупнейших сетевых международных табачных компаний (штаб-кварти- S
ра в Токио). По объемам производства и продаж эта табачная корпорация занимает третье место в мире. g-Табачная корпорация JTI была образована в результате приобретения международного табачного
бизнеса американского концерна RJR Nabisco (компания R. J. Reynolds International) японским хол- о
дингом. о
Сетевая компания JTI имеет отделения, торговые представительства и производства в 70 стра- о
нах мира. Продукция компании, изготавливаемая на полностью принадлежащих компании производ- m
ственных мощностях, совместных предприятиях, а также по лицензионным соглашениям (всего свы- £
ше 90 различных марок сигарет), распространяется в 170 странах мира. £
В России JT International присутствует с 1992 г., являясь крупнейшим производителем табачной ;=
продукции. Первой из международных табачных компаний вложив средства в российскую табачную i
промышленность, сейчас является крупнейшим японским инвестором в России и крупнейшим инвес- £
тором в российскую табачную отрасль (общий объем прямых инвестиций в экономику РФ составляет >|
более 500 млн долларов США), а также одним из крупнейших налогоплательщиков (объем выплат в о
бюджеты различных уровней в РФ с 1992 г. составил также свыше 500 млн долларов США). |
Доля ВАТ на табачном рынке снижается, прежде всего, за счет снижения доли ведущих марок g
(Alliance, Ява и особенно Ява Золотая), тогда как рост доли Gallaher обусловлен положительной дина- §
микой LD, "Дуката", St.George и "Тройки". Доля JTI увеличивается за счет Winston, рост которого пе- ö
рекрывает небольшое падение по ряду других марок. При том, что объем мирового табачного рынка растет примерно на 1% в год, сегмент сигарет "американской смеси" (American Blend) увеличивается в среднем на 3-4% ежегодно, и в настоящее время составляет около 40% мирового табачного рынка. Сигареты, производимые Japan Tobacco Inc., преимущественно относятся к этой категории, в которой компания занимает второе место в мире.
Компании, ориентированные на максимизацию прибыли в рамках одного бизнеса, успешно конкурируют в пределах своего рынка, используют стратегии ценового лидерства, дифференциации и концентрации. Сегодня в сетевые структуры табачных корпораций развивают стратегии роста, сгруппированные исходя из степени воздействия на продвигаемый продукт, оценок состояния отрасли и технологии, а также положения компании в отрасли.
Программно-стратегическое преимущество транснациональных сетей в условиях глобальной экономики становится решающим. Современная конкурентная борьба табачных корпораций фактически превращается в борьбу корпоративных стратегий. Корпоративная сетевая стратегия, основанная на создании дополнительной стоимости из финансовых, материальных и нематериальных активов, связанна с формированием и использованием потенциала транснациональных корпораций и направлена на расширение объема продаж, увеличение прибыли и поиск новых рыночных ниш.
Влияние организационного капитала (культуры, основанной на партнерстве с клиентами), "капитала стратегического развития" на рост конкурентоспособности сетевых компаний обеспечивает выход экономических субъектов на уровень транснациональных сетей и позволяет странам центра аккумулировать инновационные преимущества, превращая другие страны в территорию для освоения сетевых структур.
П Транснациональные сетевые корпорации отличаются стратегическими конкурентными преиму-
Z ществами, обладают высоким потенциалом мобилизации капитала, ресурсов, технологий, информации.
В связи с этим представляется актуальным изучение характеристик сетевых структур российских q торговых фирм, с точки зрения их формирования, специфики функционирования и влияния на дина-0мику трансформационных процессов в сфере услуг, которые позволяют экономическим агентам при-^ спосабливаться к институциональным изменениям, происходящим на глобальном уровне. <í> Конфликты между производителями и сетевыми ритейлерами с каждым днем обостряются. След-
ствием противостояния станет повышение эффективности бизнеса и более четкое рыночное позицией онирование производителей и продавцов табачных изделий. Война между торговцами и производи-g телями сигарет усиливается сегодня не только на глобальном, но и на российском рынке. Рынок ф регулярно сотрясают скандалы, возникающие между торговыми сетями и поставщиками товаров. | Некоторые конфликты доходят до судебных разбирательств. Ситуация обострилась настолько, что российские производители среднего уровня начинают прямо утверждать: торговые сети современно-о го формата - "антиэкономическая" структура, которая не дает производителям зарабатывать и этим Ее угрожает их развитию.
® т,
ЕЕ Развитие тенденции сетизации транснационального капитала на табачном рынке приведет к тому,
о
а что все средние российские производители просто разорятся, если государство не вмешается в ситу-
< ацию. Сегодня, когда производственные задачи (модернизация, создание продукта и технологий про-
^ изводства, контроль качества и т. д.) многими производителями табака более или менее решены, они
q придают первостепенное значение сбыту, продвижению своего продукта. И взаимодействие с рознич-
о ными сетями является для них стратегической задачей.
Несмотря на попытки Правительства РФ, выровнять налоговую нагрузку на различные ценовые
£ сегменты табачной продукции при помощи адвалорной составляющей, доля акциза в средней цене
£ низкостоимостного сегмента более чем в 2 раза превышает долю акциза в средней цене высокостоимостной продукции.
í Российская табачная промышленность остается одной из наиболее привлекательных отраслей
® для инвестиций в основной капитал. Инвестиции в основной капитал табачной отрасли ежегодно
>| увеличиваются. Интерес лидеров рынка к этой нише ее стабильным объемом, в активности трансна-
5 циональных компаний можно отметить попытку закрепиться в сегменте, из которого с 2007 г. могут
® быть "вымыты" небольшие игроки.
2 Активность табачных гигантов на российском рынке можно объяснить тем, что сейчас в Госдуме
g готовится ко второму чтению законопроект, утверждающий новую схему акцизного налогообложе-
<т) ния сигарет, согласно которой все сигареты дешевле 12 рублей в рознице будут выплачивать одина-
новый акциз. Такие изменения могут подтолкнуть некоторых производителей к увеличению розничной стоимости своей продукции. Возможно, три транснациональные компании захотят воспользоваться ситуацией и сохранят розничную стоимость своих дешевых марок, чтобы побороться за долю рынка в сегменте ниже 12 рублей, когда из него фактически уйдут небольшие игроки.
Сегодня около 7,2% объема этого сегмента контролируют отечественные фабрики, скорее всего, за эту долю и будут бороться транснациональные компании по производству сигарет. Технически транснациональные компании могут профинансировать затраты на выплату акциза по дешевым маркам, чтобы укрепить свои позиции в сегменте.
Ставка акцизов на табак увеличится на 30%, изменится и сам порядок определения налоговой базы. С 1 января 2007 г. рассчитывать ее нужно будет не по оптовой цене сигарет, а исходя из заявленной табачными компаниями предельной цены в рознице, при этом производителям сигарет придется указывать ее на каждой пачке. Новый законопроект Госдума уже приняла в первом чтении. Если вдруг выяснится, что в частной торговле сигареты реализуют по цене, которая превышает указанную на пачке, то индивидуалы будут оштрафованы. Продавцу это нарушение обойдется в 2-2,5 тысячи рублей, должностным лицам в 4-5 тыс рублей, а юридическим - в 40-50 тыс рублей.
Сегодня сетевой формат становится наиболее перспективным, и свои заработки производители резонно связывают с ним. В ситуации, когда крупнейшие розничные игроки уже достигли оборотов под миллиард долларов, они начинают занимать позицию сильнейшего, и российские производители оказываются в подчиненном положении, практически не имея возможности противостоять диктату сетевых ритейлеров.
В декабре 2005 г. представители Philip Morris и Китайской национальной табачной корпорации (CNTC) подписали в Пекине соглашение о лицензионном производстве сигарет Marlboro на китайских фабриках. Таким образом, Philip Morris стала четвертым иностранным производителем на табачном ^ рынке КНР. Совместное предприятие, созданное Philip Morris и CNTC, помимо производства и продажи сигарет будет заниматься продвижением на мировой рынок китайских товаров. Китай очень привле- □ кателен для транснациональных табачных компаний, однако попасть на него иностранным произво- О дителям непросто более 90% рынка контролируют местные компании.
Одной из первых покорением этого рынка занялась компания Imperial Tobacco, производящая по ^ лицензии свою марку West. Китайский рынок интересен своей емкостью для крупных транснациональ- а ных корпораций: для Imperial Tobacco, и для компании Gallaher, которая начала лицензионное произ- ® водство сигарет Memphis на рынке табачных изделий Китая в 2004 г. о
Одним из главных условий договора между Gallaher и CNTC стало обязательство Gallaher вывести ®
СО
на какой-либо европейский рынок китайскую марку сигарет. В обмен на производство в Китае сига- | рет Memphis Gallaher начала производить китайскую марку Golden Deer для российского рынка. Ком- ^ пания Gallaher увеличила количество табачных брэндов на китайском рынке, связывая с этим рынком о большие перспективы развития. g
Известно, что в 2004 г. BAT объявила о своей договоренности с правительством Китая о строи- Í тельстве своей фабрики на территории страны. Однако вскоре представители CNTC опровергли это g-заявление, объявив, что в Китае никогда не будет построена иностранная фабрика по производству сигарет. Несмотря на все сложности, сегодня компания British American Tobacco работает на китайс- о ком рынке, но ее продукция не производится на территории страны. Отметим, что кроме объема ки- 0 тайского рынка табачной продукции большое значение для производителей имеет еще и тот факт, что о ограничения, как на само курение, так и на рекламу сигарет в Китае незначительны. Вместе с тем, m конкурировать с местным производителем транснациональным компаниям трудно, поскольку китай- £ ские сигареты достаточно дешевы, а качество их находится на высоком уровне. £
Сегодня производители тратят большие деньги на создание собственных транспортных подраз- ;= делений и логистических центров. Свои автотранспорт и служба доставки есть во всех компаниях по í производству сигарет, работающих в России. Вместе с тем, развивать собственную логистику - не самое £ верное решение для производителей табака: это отвлекает кадровые и финансовые ресурсы, трудно >| добиться эффективного использования транспорта без специальных знаний, так что ставку все же о следует делать на аутсорсинг. Хотя розничные операторы признают, что рынок логистических услуг | отстает от развития розницы, и довольно сильно. ^
Безусловно, количество логистических компаний на российском рынке будет увеличиваться. На § национальных рынках производства и реализации табачных изделий, например, в Китае, уже суще- ö
ствуют примеры, когда дистрибуторские фирмы меняют направление своей деятельности, превращаясь именно в логистические, что очень актуально в свете действий розничных операторов по исключению дистрибуторов из цепочки". Для многих оптовиков это будет практически единственным шансом остаться на рынке.
В условиях глобализации рынка табачных изделий и активной его сегментации транснациональными корпорациями интересы отечественных производителей следует защищать государству: для решения проблем взаимоотношений производителей и розничных операторов требуется принятие специальных федеральных законов. Законы урезают аппетиты сетей во многих странах, например, в Италии существует закон, по которому покупатель может видеть на чеке наценку сети на конкретный товар. И когда потребитель увидит наценку местных сетей, то все поймут, что эти структуры ведут разорительную политику в отношении производителей.
Российские предприятия в ситуации высокой степени неопределенности внешней среды, характерной для глобализации рынка табачных изделий, ведут себя не как рыночные агенты, в соответствии с критериями аллокативной эффективности, а решают, в первую очередь, проблему адаптации существующей организационно-производственной структуры и механизма использования специфических ресурсов. Рост неопределенности снижает эффективность регулирования трансакций не только на транснациональном Уровне, но и на национальных отраслевых рынках.
Создание сетевых структур представляет собой мегатренд развития крупных фирм. Организационной основой сетевых корпораций является взаимосвязанная совокупность самоорганизующихся модулей, ориентированных на потребителя. Сетевая структура корпораций по производству табака и табачных изделий обеспечивает коммунитарную компоненту, гибкость управления при общей стра-П тегии развития, однако реализация сетевой стратегии предполагает формирование интегрированной Z системы информации, которая будет передаваться по горизонтальным каналам связи, обеспечивая конкурентоспособность акторов глобального рынка табачных изделий и рост сетизации транснацио-q нальных компаний.
□ Сетевые образования, выходящие за пределы предприятия, предоставляют своего рода шанс на
^ успех в формировании эффективных рыночных и хозяйственных организационных структур. Орга--<> низационные сети требуют как упразднения традиционных фирменных структур, так и утверждения рыночных связей с помощью менеджмента отношений или рамочных соглашений. Поэтому резко ® возрастает роль сетевого механизма координации, в основе которых лежит отношенческий контракт. g Формирование сети можно рассматривать с точки зрения выбора способа координации, механизма ф распределения ресурсов основным экономическим агентом рыночной системы - фирмой. Например,
со
| Philip Morris International Inc. В 2005 г. приобрела 40% кций индонезийской компании PT HM Sampoema у основателей компании, семьи Сампоэрна, сделка оценивается примерно в 2 млрд долларов.
о
о Цель сделки - расширение присутствия на пятом по величине сигаретном рынке в мире после Ее Китая, США, Японии и России. Таким образом, транснациональные сетевые корпорации по производ-ЕЕ ству табачных изделиий Philip Morris, British American Tobacco прикладывают большие усилия к завоем еванию рынков России, Китая и Индонезии. Причинами продвижения на эти рынки, являются не только о
< стратегия позиционирования на новых рынках, но и растущие налоги, государственные ограничения
^ и снижение числа курильщиков в США и Западной Европе.
q В сетевые взаимосвязи вступают владельцы различных ресурсов, кооперируемых в рамках фир-
0 мы, как на формальной, так и на неформальной основе. Множественность сетевых связей обеспечи-^ вает рост адаптивного потенциала фирмы за счет привлечения ресурсов различных сетей. В зависи-£ мости от состава участников и объединяемых в сеть ресурсов можно выделить следующие модели £ интеграции сетевых структур:
1) сети, формируемые на основе системы внутренних связей фирмы как самостоятельного юри-
1 дического лица, за которым закреплена собственность на реальные активы (подрядные, субподряд-си ные отношения, интегрированные бизнес-группы, построенные по имущественному принципу);
>| 2) сети, образуемые финансовыми операторами (холдинги, перекрестное владение акциями,
5 сюданы и др.);
® 3) сети, возникающие вследствие объединения управленческих ресурсов топ-менеджеров на
2 формальной основе (переплетенные советы директоров, стратегические альянсы, интегрированные g бизнес-группы, создаваемые по управленческому принципу и др.) и вследствие объединения специей фических ресурсов работников фирмы (деловой проект, виртуальная сеть и пр.).
Интегрированная сетевая структура представляет совокупность таких элементов системы, которые активно взаимодействуют как с ее внутренними элементами, так и с внешней средой. Это взаимодействие охватывает материальные, финансовые, информационные потоки и импульсы, кроме того, включает обмен корпоративными технологиями и институтами. Сетевые организации, использую модели аутсорсинга и инсорсинга, реализуют два противоположных принципа развития фирмы конкуренцию и кооперацию.
Важнейшим преимуществом сетевой структуры является ее подвижность, устойчивость и транснациональный характер рыночных позиций. Сетевая организация консолидирует ресурсы с целью реализации корпоративной стратегии, направленной на снижение издержек и завоевание новых рыночных ниш, что является одним из решающих факторов для достижения устойчивого преимущества над конкурентами. Центральным элементом стратегии бизнеса является конкурентная стратегия, обеспечивающая создание и укрепление долгосрочной конкурентной позиции компании на рынке. Стратегия должна соответствовать таким внешним факторам, как изменения предпочтений потребителей, маркетинговые стратегии конкурентов, рыночные возможности и угрозы. Это необходимо как при формировании, так и при внедрении и реализации выбранной стратегии.
Таким образом, сети представляют собой гибкую, устойчивую структуру, позволяющую интегрировать новых партнеров. Общая стратегия развития обеспечивает конкурентные преимущества сети за счет снижения неопределенности и является источником рентных доходов, рассматриваемых как показатель эффективности распределения ресурсов среди участников многостороннего контракта. В рамках сетевой стратегии осуществляется последовательное активное влияние на рынок, его формирование, завоевание на нем целевых для компании позиций. Сети, как гибкий механизм координации экономической деятельности, отвечают задачам реализации стратегии роста. 3
□I
7.
Литература.
1. Лесков Л.В. Софийность философии хозяйства С.Н. Булгакова: синергетическая интерпрета- □ ция // Философия хозяйства. 2001. № 1. О
2. Философский энциклопедический словарь. М., 1999.
3. Чекмарев В.В. Кардиограмма экономической теории начала ХХ1 века // Философия хозяйства. ^ 2001. № 5.
КАПУСТИН И.Г.
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
о
I—
ф
I— ^
о
а
ф
о о
Выживет то общество, где действуют цен- о
а
тростремительные силы, где интересы индивида подчинены интересам о
общества, если они, конечно, не доводятся до абсурда. Человек в про- ^
цессе эволюционного развития только и выжил потому, что существо- 2
вал в обществе себе подобных... Генетика - это то, что обеспечивает 2
о
реальную передачу частички индивидуальности и уникальности чело- ^ века, впитавшие в себя историческое наследие своего прошлого. Каж- о дый из нас - маленький атом, который смертен. Лишь генофонд в целом ^ бессмертен. Он меняется, но живет". ^
Е.Д.Свердлов |
I—
о ф
Современные издания, изобилуют многочисленными размышлениями о будущем России, какие т из них имеют право на существование и воплощение в реальную жизнь - вопрос времени. Тем не менее, ^ на повестке дня все еще актуальным остается вопрос: "Как найти "золотую середину", "золотой клю- ф чик", который бы позволил не только войти в мировое сообщество, но и занять в нем достойное ме- | сто?". Результатом незавершенных и во многом неудачно реализованных реформ в российском об- о ществе, находящемся на исторической развилке, стала неустойчивая ситуация, в рамках которой мно- 9 гие серьезные противоречия не были надлежащим образом урегулированы и продолжают нарастать, ^