высшего-
УДК 001.895
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
С. Э. САВЗИХАНОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий E-mail: ssavzikhanova@ yandex.ru Дагестанский государственный институт народного хозяйства при Правительстве РеспубликиДагестан
Предлагаемые подходы к модернизации системы управления вузом остаются дискуссионными. Группой разработчиков при участии автора разработана информационно-коммуникационная система, позволяющая на ресурсном уровне на основе сетевого взаимодействия обеспечивать горизонтальную интеграцию вузов. Разработан программный продукт информационной системы «Электронный университет».
Ключевые слова: инновации, трансформация, интеграция, эффективность, электронный университет, информационно-коммуникационное пространство.
Одной из важных тенденций развития рыночных отношений в системе образовательных услуг сферы высшего образования является горизонтальная интеграция.
В конце 1980-хгг. учеными был предложен термин «горизонтальное» предприятие. Основными достоинствами горизонтальной организации по сравнению с классической моделью являются:
- достижение большей устойчивости, живучести, увеличение адаптационного потенциала организации в быстро меняющейся среде;
- ускорение процессов обработки информации и принятия решений;
- стирание границ между отделами организации, между организацией и клиентом, что приводит
к ускорению процессов обмена информацией и уменьшению ошибок управления; - удовлетворение, в первую очередь, потребностей заказчика, а не внутренних потребностей организации и его управленческого аппарата. Модель «горизонтального» предприятия — это модель организации, где налажено горизонтальное управление между подразделениями (координация их деятельности) и где горизонтальные связи оказываются более важными и узловыми факторами эффективности, чем субординационные связи при традиционном иерархическом управлении.
Отличительная особенность горизонтальной организации университета заключается в постепенном сокращении числа внутренних задач и внутренних процессов, в приоритете образовательных, научно-исследовательских и сервисных процессов, обслуживающих внешние задачи, в ориентации на интересы заказчиков и потребителей. Горизонтальное предприятие является линейно выстроенной организационной структурой, формирующейся не вокруг функций или отделов, а вокруг базовых ведущих процессов, со специфическими целями в каждом из них. Оно содержит минимум уровней иерархии, а основными единицами являются автономные и самоуправляемые междисциплинарные команды.
В горизонтальной организации деятельности университета наибольшая активность исходит от менеджеров среднего звена, координирующих работу сервисов и служб, так как при сокращении промежуточных уровней управления у оставшихся менеджеров увеличивается объем работ при тех же ресурсах.
Как известно, при уменьшении числа элементов сложной системы сохранить и улучшить ее эффективность можно только при повышении активности элементов и увеличении количества связей между ними. С этими изменениями связана необходимость перестройки психологии менеджеров и изменения критериев оценки их работы. Руководству университета необходимо не просто делегировать на средний уровень менеджмента соответствующие инструментальные средства, объемы компетенции и управленческих полномочий для принятия оперативных решений, но и сформировать (простимулировать) ответственность и мотивацию к творческой деятельности, всячески поощряя инициативу, генерацию новых идей. В рамках горизонтальной схемы организации деятельности университета профессиональные качества менеджеров претерпевают изменения. Исполнительность, обязательность, лояльность и ориентация на непосредственного руководителя уступают место инициативности, неограниченной свободе творчества и ориентации на клиента.
Проблему интеграции чаще всего связывают с возможностью объединения отсталых нерентабельных учебных заведений, занимающих пассивную позицию нарынке образовательныхуслуг [1].
Кроме того, предлагают создавать укрупненные вузы путем слияния нескольких даже не профильных вузов. Однако зарубежный опыт показывает, что просто слияние вузов само по себе синергети-ческого эффекта не дает. При таком объединении уходит несколько лет на то, чтобы создать единый функционирующий организм и единую систему управления. Зачастую такое укрупнение не позволяет создать эффективную систему управления.
Без изменения коммуникаций, методов и форм управления попытка укрупнения путем физического слияния нескольких разнопрофильных или расположенных не на одной территории вузов даст только отрицательный результат.
Вследствие слияния нескольких разнопрофильных вузов возникает несовместимость культур и норм, существовавших в каждом отдельно взятом вузе. Преодоление этих социально-культурных различий займет значительное время. Слияние
сильных и более слабых вузов далеко не всегда приводит к повышению «среднего уровня» вуза. Может произойти и обратное — сильные вузы будут ослаблены в результате объединения.
Кроме того, слияние вузов без изменения общих норм регулирования научно-педагогической деятельности и условий функционирования вузов препятствует развитию в укрупненных университетах новых механизмов и принципов работы.
Физическое объединение вузов — это движение против рыночной экономики. Попытки получить монополию на образование — антирыночные действия. Люди сегодня имеют право выбирать тот или другой вуз в зависимости от сочетания цены и качества, а конкуренция — стимул к улучшению работы.
Очень важно и то, что согласно теории управления эффективно управлять можно лишь сорока объектами. Если их больше, менеджмент выходит из-под контроля.
В развитых странах вузы являются достаточно крупными и имеют среднесписочную численность студентов не менее 20тыс. чел.
Рост этих вузов происходил в течение нескольких десятилетий, и постепенно формировалась структура вуза и система управления, которая постоянно совершенствовалась на основе использования новых коммуникаций. Однако в настоящее время крупные вузы испытывают сложности с эффективностью управления и видят выход из этой ситуации в сетевой форме организации деятельности вуза, управления и межвузовского взаимодействия.
То, что в России некоторые чиновники считают, что наши вузы тоже должны быть такими же крупными, как зарубежные, и предлагают достичь этого путем укрупнения и слияния вузов, является ошибочным и может нанести огромный вред развитию системы высшего образования.
Интеграция вузов путем физического объединения была актуальной в первой половине XXв. Уже во второй половине прошлого века более перспективной считалась интеграция вузов на основе формирования ассоциативных структур, а уже в конце XX в. основное предпочтение получила сетевая форма интеграции.
При формировании сетевых структур взаимодействует значительное число организаций, представляющих все сектора науки — университеты, государственные научные организации, малые наукоемкие фирмы, крупный бизнес. Это более сложные партнерства, чем кооперация между отдельными
научными организациями и частными фирмами. Такие сети придают большую устойчивость системе генерации и трансфера знаний и обеспечивают их диффузию. Поддержка со стороны государства оказывается сетевым структурам, как правило, в течение длительного времени (7—10 лет) даже в развитых странах со значительным объемом финансирования науки со стороны частного сектора (США, Канада). При этом осуществляется постоянный мониторинг работы новых структур, оценка промежуточных результатов, в том числе и по показателям привлечения внебюджетных средств, и по ее итогам бюджетное финансирование может быть продлено на более длительный срок. Вместе с тем важной характеристикой сетевых структур является участие в их финансировании частного бизнеса на паритетных началах с правительством.
Созданные таким образом сетевые структуры позволяют одновременно решать следующие задачи:
- наращивать объемы проводимых НИОКР;
- обеспечивать востребованность научных исследований;
- ускорять процессы коммерциализации результатов НИОКР;
- повышать качество образования и, следовательно, увеличивать спрос на выпускников вуза на рынке труда;
- привлекать дополнительные ресурсы для проведения научной и образовательной деятельности. Наконец, преимущество
сетевой формы состоит в том, что она может содействовать повышению эффективности работы и объединению разрозненных элементов инновационной системы, созданных в России.
В настоящее время в России при активном участии автора разработан программный продукт информационной системы «Электронный университет», который предусматривает возможность осуществления большей части деятельности вуза в электрон-
ном виде (см. рисунок), включая управленческую, образовательную, научную, инновационную и другие виды деятельности.
В условиях формирования единого информационно-коммуникационного пространства сферы высшего образования и наличия возможности внедрения в вузах информационной системы «Электронный университет» представляет определенный интерес рассмотрение вопроса реализации в вузах принципов горизонтального управления, используемых в моделях «горизонтальных предприятий».
Использование информационной системы «Электронный университет» позволит организовать эту работу на достаточно высоком уровне и позволит менеджерам всех уровней существенно автоматизировать и информатизировать свою деятельность.
Внедрение информационной системы «Электронный университет» предусматривает возможность создания единого информационно-коммуникационного пространства вуза или, другими словами, единой сетевой среды сферы управления вузом. При этом в системе управления вузом будет осущест-
Электронная система д »кументооборо та
В иргуальнан. приемная
Электронные ■заседания. „• "" совещания и т.д.
Электронпаи библиотека
ЭЛСКТрОННОС
Научное издание
.Управление поручениями
Форумы
Электронная^ кафедра""
Электронный студенческий
..курс
Опросы
Электронный; ректорат
..Электронный деканат
Технопарк
.^Ктнес инкубатор
.Электронные площадки
Онлайновые , сообщества'
советы.' Комиссии и т.д.
Подсистема конференций
Электрон» мн ученый совет
~ ; л/" . ..
Электронный
комплекс оказания услуй
Пнформацнонно-''справочный комплекс
Профильные
блоки
Структура информационной системы «Электронный университет»
вляться сетевое взаимодействие подразделений вуза и субъектов образовательной деятельности. Таким образом, информационная система предусматривает возможность создания более совершенной и эффективной системы управления вузом [2].
Актуальной задачей развития системы образовательных услуг сферы высшего образования является формирование более совершенной среды образовательных услуг на основе горизонтальной интеграции учебных, научных и других организаций на ресурсном уровне. При этом важно:
- создать инфраструктуру развития образовательных услуг на межвузовском уровне;
- разработать механизмы решения различных задач на межвузовском уровне, создавая межвузовские коллективы в форме сетевых виртуальных организаций.
Список литературы
В современных условиях наиболее актуальными являются ассоциативные формы интеграции вузов на основе сетевого взаимодействия. Это становится возможным при наличии соответствующей информационно-коммуникационной системы.
Группой разработчиков при участии автора разработана информационно-коммуникационная система, предусматривающая возможность формирования необходимой инфраструктуры развития образовательных услуг на межвузовском уровне, обеспечивая различные формы горизонтальной интеграции вузов на ресурсном уровне на основе сетевого взаимодействия. Эта информационная система в настоящее время функционирует в сети Интернет, и более 200 вузов являются пользователями этой системы.
1. Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. ^.Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики (материал для обсуждения) // Вопросы образования, 2008. № 1.
2. Савзиханова С. Э. Создание эффективной системы управления высшими учебными заведениями // Экономический анализ: теория и практика, 2010. № 13.
3. Тенденции, формирующие систему образования. Доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР, 2008 г. Гл. 6, 7//Вопросы образования, 2009. № 3.