высшего- ctófcafa&aHufr
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
С. Э. САВЗИХАНОВА,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры коммерции и маркетинга E-mail: ssavzikhanova@ yandex.ru Дагестанский государственный университет
Статья посвящена вопросам определения результатов модернизации системы образования. Рассматривается практика реализации инновационной программы, организация образовательного процесса, основанная на формировании единого информационно-коммуникационного пространства и горизонтальной интеграции вузов.
Ключевые слова: модернизация, образование, пространство, интеграция, инновационно-образовательный портал, электронный документооборот.
Одной из главных задач модернизации системы высшего образования является создание единого информационно-коммуникационного пространства. Эту задачу в России ставили давно, однако до сих пор серьезных подвижек не было. Создание такого пространства предусматривает модернизацию организационной структуры и управленческой культуры в сфере высшего образования.
Во всех развитых странах мира в систему высшего образования успешно внедряются информационные технологии. Министерство образования Франции 25.05.2008 опубликовало доклад «Университеты должны перейти в электронную эру». В нем утверждается, что университеты всего мира должны представлять единый образовательный комплекс. Выдвинута инициатива «Электронной Европы», которая предполагает получение любым гражданином компьютерных прав, реализацию онлайн образования, а также электронное обучение
нетрудоспособных граждан. В странах Евросоюза реализуется стратегия «Электронная Болонья», суть которой — создание виртуального образовательного пространства для обучения студентов европейских стран [1]. В развитии электронного обучения выделяется общая тенденция — ежедневное обновление учебных материалов с помощью Интернета, е-learning и стандартов в области e-learning — генерации новых знаний в режиме реального времени. Там, где не используются технологии e-learning, в студенческие аудитории приносятся знания в среднем 11-летней давности, а по инженерным специальностям — 20-25-летней. Ежегодную переподготовку в нашей стране проходят всего 2,5 % взрослого населения. Для сравнения, в Японии этот показатель равен 80%, в США — 70%, в странах Европы — 60 %. Сегодня даже развивающиеся страны осваивают Web 2.0. Россия же законодательно и технологически находится на первых ступенях создания единого информационно-коммуникационного пространства. Магистральное направление развития — e-learning. Это нить, потянув за которую, можно вытащить всю систему образования на качественно новый уровень.
Электронное обучение сегодня — актуальная тема как для стран, вступивших на путь создания информационного общества, основанного на знаниях, так и для стран, которым еще предстоит это сделать. Опыт зарубежных стран впечатляет. В США приняли стратегию развития системы
образования — переход от обучения в классных комнатах и библиотеках к обучению через Интернет с использованием электронных библиотек. Во Франции с большим успехом реализуются национальные проекты: «Ноутбукдля каждого студента», «Создание электронного контента», «Сопровождаемый Интернет» [2]. Великобритания вышлана первое место в Европе по обеспечению доступа преподавателей к информационным и коммуникационным технологиям. Электронное обучение в Финляндии, Ирландии, Южной Корее стало основным инструментом модернизации образования, что позволило этим странам добиться значительного экономического роста. Россия сегодня, несмотря на определенные успехи, далеко отстает в продвижении системы образования к стандартам информационного общества. До сих пор отсутствует стратегия развития электронного обучения, несмотря на то, что по данной проблеме имеются наработки Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), который совместно с рядом зарубежных и российских вузов основал международный консорциум «Электронный университет», является инициатором создания проекта «Е-1еагш^ Россия» и экспертно-консультативного совета по вопросам электронного обучения. В современных условиях во всем мире весьма актуальным является формирование сетевой организационной структуры управления.
Сетевая организационная структура управления представляет собой свободно связанную, гибкую, горизонтально организованную сеть равноправных, различных по своим ролям и функциям, независимых партнеров. Главная идея и главное преимущество сетевой организационной структуры управления — партнерство отличных друг от друга и потому полезных друг другу участников со специфическими ограниченными ресурсами. Это позволяет достигать синергетического эффекта на базе добровольного и коллективного самоограничения и специфического вклада во имя достижения результатов, отвечающих интересам всех партнеров, которые при этом проявляют и сохраняют свою индивидуальность.
Сетевая организационная структура управления отличается не только особой, гетерархичной организационной структурой координационного характера, ей свойственна адекватная организационная культура в целом. Она основана на принципе децентрализованной ответственности, высокой лояльности к партнерам, самодисципли-
ны, интеракционной компетенции перемещения внимания от содержательной стороны в пользу социальных отношений, от стратегически-функциональной к коммуникативной рациональности управления. Жесткие субъектно-объектные связи в сфере управления распадаются и заменяются связями, имеющими характер субъектно-субъек-тных отношений. Полного отказа от иерархического контроля здесь нет, но он сохраняется не на содержательном уровне, не на уровне реализации игровой идеи, а на уровне добровольно принятых коллективных самоограничений — правил игры, специфических тактических принципов и ожиданий от ролевых действий. Зачатки сетевого принципа построения таких структур можно видеть в организациях холдингового типа, в ассоциациях делового сотрудничества и т.п. Сетевая организационная структура управления особенно перспективна в открытых социально-экономических системах, ориентированных на сотрудничество, в которых отношения прямого сотрудничества непосредственных исполнителей вытесняют иерархически-бюрократические отношения.
Наличие такого сетевого пространства позволит создать открытую более демократическую систему, где значительная роль будет отведена обществу. Кроме того, это позволит создать необходимую инфраструктуру горизонтальной интеграции вузов на ресурсном уровне.
В настоящее время в сети Интернет создан глобальный инновационно-образовательный портал (ГИОП).
Основной целью создания ГИОП является формирование глобальной интерактивной площадки, на которой вузы, преподаватели, студенты и другие участники системы в режиме «одного окна» могут получать нужную информацию в сфере образования, организовать на более высоком уровне образовательный процесс, основанный на использовании современных информационных технологий, вырабатывать предложения по совершенствованию системы образования на основе проведения межвузовских, межрегиональных и других мероприятий, проводимых в основном на базе межвузовских структур, функционирующих в форме сетевых виртуальных организаций.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: - формирование эффективного механизма горизонтальной интеграции вузов на уровне кадрового, научного, информационного и других ресурсов в целях создания межвузовс-
кой инфраструктуры выработки и реализации предложений по совершенствованию системы образования;
- создание инфраструктуры межвузовского взаимодействия в виде межвузовских центров, функционирующих по различным направлениям деятельности в форме сетевых виртуальных организаций, осуществляющих деятельность в классической и электронной форме и позволяющих проводить в электронном виде съезды, конференции, совещания и другие мероприятия, в которых коллегиальное решение принимается голосованием в режиме удаленного доступа;
- создать Общественную палату ректоров вузов и Совет директоров филиалов вузов в форме сетевой виртуальной организации, осуществляющей основную деятельность в электронном виде, сочетая ее с традиционной формой деятельности;
- обеспечение для всех учебных заведений равного права участия во всех проводимых в ГИОП мероприятиях, обсуждения и принятия решений по рассматриваемым проблемам;
- создание представительства в ГИОП всех учебных заведений в виде интерактивного Web-пopтaлa, обеспечивая их независимость в формировании фонда учебно-методического обеспечения, методик организации и проведения учебного процесса, проведении своей экономической и образовательной политики;
- обеспечение каждого преподавателя, сотрудника и студента личными средствами шифрования и электронной цифровой подписью;
- создание для каждого преподавателя, научного работника и студента интерактивного Web-сайта (виртуального кабинета);
- обеспечение возможности каждому учебному заведению, преподавателю, студенту и другим участникам осуществлять электронный документооборот путем обмена электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью и имеющими юридическую силу.
Глобальный инновационно-образовательный портал является своего рода глобальной интерактивной площадкой, на которой все вузы, НИИ, преподаватели, аспиранты, студенты и другие участники могут на более высоком уровне организовать свою образовательную, научно-исследовательскую, управленческую, предпринимательскую и другие виды деятельности.
В рамках этого проекта обеспечивается горизонтальная интеграция вузов на ресурсном уровне, что позволит решить на межвузовском уровне многие вопросы совершенствования системы образования.
В рамках ГИОП создается большое количество межвузовских структур, ориентированных на решение различных проблем. Эти структуры создаются в форме сетевых виртуальных организаций, сочетая традиционную и электронную формы деятельности. В зависимости от кадрового и научного потенциалов вузы могут выступать базовыми учреждениями для тех или иных межвузовских центров.
Каждому вузу ГИОП позволяет перейти на инновационный путь развития и сразу начинать использовать современные информационные технологии, предусматривающие возможность информатизации и автоматизации традиционной формы обучения, а также создать более совершенную систему дистанционного и открытого образования.
Использование при создании ГИОП самых современных технологий, в том числе средств шифрования и электронной цифровой подписи, позволило впервые решить в России целый спектр вопросов, что позволяет говорить об уникальности ГИОП.
Таким образом, уникальными системообразующими блоками ГИОП являются:
- система обеспечения сдачи экзамена или зачета в удаленном режиме с любого компьютера, в том числе с домашнего и не имеющего выхода в Интернет, при этом исключая возможность подмены студента, голосовой подсказки, списывания и отказа студента от результатов тестирования или письменной работы;
- система электронного документооборота, предусматривающая возможность обмена электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью и зашифрованными средствами криптографии;
- система управления поручениями, позволяющая реализовать в электронном виде весь цикл формирования, исполнения и контроля за исполнением поручений, используя средства шифрования и электронной цифровой подписи;
- система проведения заседаний, совещаний, съездов, конференций и других мероприятий, позволяющая однозначно идентифицировать участников по ключу электронной цифровой подписи и принимать коллегиальное решение путем осуществления процедуры голосования в удаленном режиме;
- система осуществления всеми участниками приема граждан по личным и производственным вопросам в режиме удаленного доступа, обеспечивая конфиденциальность путем шифрования передаваемой информации и официальность, подписывая электронные документы электронной цифровой подписью;
- система проведения опросов среди участников путем подписания опросного листа электронной цифровой подписью;
- система проведения различных конкурсов путем вскрытия в установленное время «запечатанных электронных конвертов»;
- система управления правом доступа к электронным документам и к любой информации, обеспечивающая доступ участников в соответствии с установленным регламентом по предъявлению закрытого ключа и личной электронной цифровой подписи. Использование таких инструментов позволяет
выстраивать различные бизнес-процессы и схемы управления и послужило основанием для создания большого количества подсистем.
Для каждого преподавателя, аспиранта, студента, любого участника ГИОП создается интерактивный Web-сайт, предоставляются средства шифрования и электронной цифровой подписи. Они получают возможность участвовать во всех проводимых в ГИОП мероприятиях (съездах, конференциях, заседаниях, конкурсах, форумах и др.) и принятии решений путем голосования, а также сами могут выступить инициаторами организации и проведения таких мероприятий.
Для большинства вузов одной из наиболее острых проблем организации деловых процессов в области административно-управленческой и хозяйственной деятельности является текущее неудовлетворительное состояние делопроизводства и документооборота.
Решить проблему можно, внедрив систему электронного документооборота с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП), которая намного ускоряет и упрощает процесс создания, сбора, обработки, систематизации, накопления, хранения, распространения и предоставления информации.
Степень автоматизации делопроизводства вузов в настоящее время стала одним из основных показателей информационной и технологической грамотности ее руководителей и управляющих. Поэтому этой проблеме в последнее время уделяется все больше внимания как у нас в стране, так и за рубежом.
В электронном документообороте применение ЭЦП дает новые возможности развития делопроизводства и документооборота. Она наравне с документом на бумажном носителе придает электронному документу юридическую силу. Конфиденциальность электронного документа обеспечивается специально обратимым криптографическим преобразованием (шифрование), т.е. документ преобразуется в нечитаемый текст (криптограмму) и передается корреспонденту. Корреспондент, получив исходный текст, выполняет обратное преобразование. Система защиты электронных документов от несанкционированного доступа позволяет обеспечить высокий уровень надежности и гарантирует строгий учет и доступ к информации в режиме реального времени.
Впервые в России разработана система электронного документооборота на основе использования средств электронной цифровой подписи и шифрования для сферы образования, в том числе и для системы высшего образования. Эта система предусматривает возможность создания внутреннего и внешнего документооборота министерства, агентства, вуза, НИИ и др. в электронном виде.
Функциональные возможности системы электронного документооборота:
• регистрация входящих и исходящих документов, «наложение» резолюции для исполнения и отправкаисполнителям;
• обеспечение контроля на любом этапе исполнения резолюций;
• создание документов, в том числе с использованием шаблонов;
• согласование документа с несколькими лицами в соответствии с установленной очередностью или одновременно (если такое предусмотрено регламентом);
• использование личной электронной цифровой подписи (ЭЦП);
• подписание документов любой формы, представленной в виде файла, электронной цифровой подписью; отправка подписанных ЭЦП электронных документов по электронной почте;
• проверка и идентификация ЭЦП, неизменности (целостности) документа, авторства (лица, подписавшего документ); реквизитов (время и дата отправления и получения документа);
• установление прав доступа к документам и функциям системы как через пароль и логин, так и через личную ЭЦП (закрытый ключ ЭЦП);
• интегрирование и обеспечение документооборота с уже имеющимися в учреждениях информационными системами;
• обеспечение взаимодействия между учреждениями и ведомством, а также с внешними организациями регионального и федерального уровня;
• обеспечение взаимодействия между различными функциональными модулями;
• наращивание функциональных возможностей системы, не выходя за рамки принятой изначально концепции развития и технологической базы, в соответствии со специфическими потребностями пользователей;
• архивирование документов;
• автоматическая и полуавтоматическая отправка документов в архив по указанным параметрам;
• использование классификатора документов (предусмотрена возможность создания нового классификатора, а также дополнение или изменение действующего);
• обеспечение связи с сервером и эффективного функционирования клиентских мест системы через Интернет, интранет, экстранетит. д.;
• осуществление квитирования и метки времени на всех этапах электронного документооборота;
• передача документов между узлами системы в режимах on-line и off-line;
• отслеживание движения документов между узлами системы и обеспечение поддержки прав доступа к ним; автоматическая и полуавтоматическая публикация информации в сети Интернет в соответствии с утвержденным перечнем и регламентом;
• масштабируемость по количеству серверов, объему хранимых данных, количеству пользователей, набору предоставляемых услуг ит. д.;
• обеспечение высокого уровня защиты и конфиденциальности передаваемых документов применением средств криптографической защиты.
Таким образом, ГИОП позволяет создать не только единое информационное пространство сферы высшего образования, обеспечивая возможность получения необходимой информации в режиме «одного окна», но и единое коммуникационное пространство, позволяющее использовать единую коммуникативную среду, обеспечивать непрерывное и опережающее обучение на основе горизонтальной интеграции разноудаленных субъектов образования на ресурсном уровне.
Список литературы
1. ВолковА.Е.,КузъминовЯ.И.,РеморенкоИ.М.,РудникБ.Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И. Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики (материал для обсуждения) // Вопросы образования, 2008. № 1.
2. Сухова Е. Е. Структурная трансформация высшего образования в Германии в контексте Болонского процесса // Вопросы образования, 2009. № 3.