УДК 338.439.025 М482 И201
Мельников Александр Борисович
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и внешнеэкономической деятельности Кубанского государственного аграрного университета [email protected]
Иванов Вячеслав Александрович
аспирант кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности Кубанского государственного аграрного университета [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОВОЩЕВОДЧЕСКОГО ПОДКОМПЛЕКСА АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Аннотация:
Выявлены инновационные факторы и обоснованы приоритетные направления инновационного развития овощеводческого подкомплекса АПК Краснодарского края Ключевые слова: инновационные факторы, овощеводческий подкомплекс АПК, Краснодарский край, инновационная стратегия, научно-технический прогресс, рынок научно-технической продукции, технико-технологическая модернизация, аутсорсинг.
Эффективное использование потенциала научно-технического прогресса и ориентация экономики сельского хозяйства на инновационное развитие - необходимое условие выхода АПК из кризисного состояния. Научно-технический прогресс, обусловливающий непрерывное обновление производства на основе достижений науки и техники, имеет стратегический характер для развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом.
На уровне отрасли и предприятия инновационная активность в решающей степени зависит от правильности выбора инновационной стратегии и качества управления инновационной деятельностью, гибкости производственных систем, маневренности в использовании ресурсов, делегирования ряда функций высших эшелонов власти низшим, развития инициативы и внутреннего предпринимательства, формирования инновационной культуры.
Приоритетными направлениями инновационной деятельности в АПК являются: комплексная технико-технологическая модернизация всех сфер АПК, включающая энерго- и ресурсосберегающие технологии производства, хранения и переработки аграрной продукции; выведение новых высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и высокопродуктивных пород животных, повышение квалификации кадров, организация производства экологически чистой продукции, создание системы своевременной информации сельскохозяйственных товаропроизводителей о достижениях науки и техники.
В создании инновационной экономики решающая роль должна принадлежать государству. Финансирование может осуществляться либо самим государством, либо посредством создания венчурных компаний, альянсов или объединений предприятий. При этом государство обеспечивает выбор приоритетов в инновационной сфере; стратегическое планирование, определение перечня товаров и услуг для государственного заказа; создание механизмов самоорганизации в инновационной сфере, поощрение за участие крупного капитала в инновационных проектах; экспертизу и анализ инновационных проектов.
Региональный овощеводческий подкомплекс, реализующий инновационную стратегию развития, характеризуется многообразными внутрирегиональными и межрегиональными связями и представляет собой качественно новую, интегрированную систему, развивающуюся в структуре регионального АПК адекватно социально-рыночной экономике. Его также можно рассматривать как интегрированную многоблочную систему, в которой на заданной территории взаимодействуют в рамках определенных экономических интересов сельскохозяйственные, обслуживающие, про-
мышленные, торговые и другие предприятия и организации, усилия которых направлены на получение прибыли и удовлетворение населения региона в овощах и продукции их переработки [1; 2].
Овощеводческий подкомплекс является крупным структурным подразделением продовольственного комплекса региона. Он включает совокупность отраслей овощеводства, консервной промышленности и торговли, занятых производством, заготовкой, хранением, переработкой и реализацией овощей в свежем виде и продуктов их переработки. В подкомплексе выделяют четыре сферы: выращивание овощей (поле); хранение продукции (овощехранилище); переработка овощной продукции (консервный завод); реализация продукции (магазин).
Обеспечение конкуренции на рынке овощной и овощеконсервной продукции является способом достижения высокой эффективности производства. Конкуренция позволяет создать рыночную среду, способствующую снижению издержек производства, созданию новых видов продукции, развитию научно-технического прогресса и внедрению инноваций в овощеводстве.
Региональный овощеводческий подкомплекс является открытой сложной организационно-хозяйственной системой, экономически и социально необходимой для устойчивого обеспечения населения жизненно важными продуктами питания. Основой качественного экономического роста подкомплекса является развитие инновационных процессов.
Эффективная организация инновационного процесса, при которой результат каждой стадии служит основой для перехода и поступательного развития следующей, возможна только при функционировании эффективного рынка научно-технической продукции, экономическая сущность которого заключается в установлении устойчивых товарно-денежных отношений по поводу купли-продажи научно-технической продукции, способствующей развитию и совершенствованию как производительных сил, так и сферы потребления. В связи с этим важны систематизация и уточнение сегментов рынка научно-технической продукции, каждый из которых выполняет свои определенные функции, находясь во взаимосвязи и взаимозависимости от остальных звеньев структуры (рис. 1).
Применительно к овощеводческому подкомплексу АПК рынок научно-технической продукции включает: рынок результатов научно-технических знаний, технологий управления, средств и технологий производства, рынок новой продукции и услуг.
Рисунок 1 - Сегменты рынка научно-технической продукции в овощеводческом подкомплексе
Признание многоструктурного, многоцелевого и полифункционального характера рынка научно-технической продукции позволяет определить его как необходимое условие инновационного развития овощеводства и выделить совокупность большого числа функционирующих на нем хозяйствующих субъектов: производителей, потребителей и эффективно работающую инфраструктуру поддержки инноваций.
Для организации последней, на наш взгляд, необходимо: развивать системы региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности; создавать системы правовой и информационной поддержки, включая оказание консалтинговых услуг для организации взаимодействия участников подкомплекса.
Рассмотрение содержания научно-технической продукции, выделение специфических особенностей реализации инновационного процесса в овощеводстве послужили основой для уточнения методических подходов измерения его эффективности и обоснования системы показателей, сгруппированных в следующие подсистемы (рис.2).
Рисунок 2 - Система показателей оценки эффективности внедрения научно-технических достижений в овощеводстве
Ее применение позволяет выявлять тенденции развития отрасли с учетом особенностей рыночных отношений, определять зависимость уровня эффективности производства овощей от внедрения инноваций и на этой основе разработать приоритетные направления развития инновационной деятельности.
Инновационная стратегия развития овощеводческого подкомплекса предусматривает целенаправленное и поступательное совершенствование экономических, организационных, технико-технологических, производственных, социальных, управленческих, торговых, рыночных и других составляющих данной системы, которые в процессе использования нововведений приобретают новое качество, что приводит в конечном итоге к повышению экономической эффективности и конкурентоспособности овощепродуктового подкомплекса.
В целях реализации стратегических направлений инновационного развития субъектам подкомплекса предстоит разработать серию мероприятий по укреплению конкурентных позиций на региональном рынке и освоению новых рыночных ниш. Концептуальными направлениями в деятельности предприятий подкомплекса по расширению рынка должны стать: диверсификация продукции и улучшение ее качества, минимизация затрат и оптимизация издержек производства, развитие фирменной торговой сети.
Необходимым условием построения инновационной экономики является развитая инфраструктура. В связи с новой разработкой стратегии развития подкомплекса возникла необходимость в прогрессивных формах взаимодействия между его участниками.
В условиях возрастающей конкуренции проблемы повышения эффективности крупных агропромышленных формирований приобретают все большую актуальность, все отчетливее встает вопрос о необходимости повышения эффективности всех бизнес-направлений. По нашему мнению, одним из возможных вариантов решения проблем является применение аутсорсинга. По мере развития экономики, можно предположить, что ценность вертикальной интеграции для компаний АПК будет уменьшаться, а аутсорсинговых операций - возрастать.
Аутсорсинг является одним из способов снижения затрат на логистические бизнес-процессы в рамках стратегии минимизации инвестиций в логистику. Практика аутсорсинга как некой стратегии компаний берет свое начало в 80-ые гг. ХХ в. Впервые в полной мере аутсорсинг стали использовать крупные компании-производители товаров массового потребления в части товаропроизводства. Бывшие товаропроизводители превратились в потребителей бизнес-услуг, а на первый план вышла разработка наиболее эффективных корпоративных стратегий и аутсорсинговых схем производства.
В процессе дальнейшего развития тенденции снижения затрат компании стали использовать аутсорсинг в других бизнес-процессах компании помимо производства.
В логистике аутсорсинг имеет ту же задачу, что и в других сферах (в том числе и производственной), а именно - снижение затрат компании. Аутсорсинг при грамотном построении и реализации аутсорсинговых схем может стать одним из важнейших инструментов оптимизации логистической цепочки. Для крупных компаний логистический аутсорсинг может стать необходимым элементом управления сложными алгоритмами поставок. Наиболее оптимальным решением является сочетание собственной логистики компании и использование аутсорсинговых схем [3].
В целях повышения эффективности функционирования овощеводческого подкомплекса была разработана модель использования аутсорсинга для ускорения продвижения овощной и овощеконсервной продукции в рамках региона и за его пределы (рис. 3).
Транспортные услуги сторонних организаций будут востребованы там, где товаропроизводители не могут обеспечить своим транспортом перевозку и доставку овощей по технологической цепочке торговых сетей.
По этой причине часть автотранспортных перевозок овощей в рамках единой торговой сети предлагается передать сторонним организациям, в качестве которых выступают региональные автохозяйства и частные автопревозчики, то есть аутсорсеры.
Автотранспортные предприятия, индивидуальные предприниматели, частные перевозчики-аутсорсеры
Транспорт (транспортировка овощной продукции объемом 10-25 т)
Универсальные и специализированные оптовые базы хранения овощей региона
Оптовые рынки, /|______"
ма газины фирменной торговли
Транспорт (транспортировка овощной продукции объемом 3-5 т)
о
о
о
н
<
Специализированные оптово-розничные объединения других регионов, имеющие потребность в овощной продукции
Рисунок 3 - Модель формирования аутсорсинга в логистическом процессе транспортировки овощной продукции.
Использование данной модели обеспечит следующие конкурентные преимущества: сохранение качества и товарных свойств овощей, повышение управляемости бизнес-процессов, сокращение транспортных расходов и их прогнозируемость по заключаемым контрактам, возможность концентрации ресурсов на стратегических направлениях, в первую очередь совершенствование агротехнологий овощеводства, а также доступ к новейшим технологиям.
Преодолеть разрыв между научной и производственной сферами можно только повышением спроса на технологические новации. В условиях, когда конкурентная среда оказывается слабой, единственной силой, способной убедить предприятие повысить спрос на новейшую технику и технологии, является государство, которое должно предложить реальному сектору систему стимулов для технического и технологического обновления.
Кроме этого, считаем необходимым внедрение механизма стимулирования инвестиций в обновление основных фондов за счет сокращения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму капиталовложений производственного назначения; пересмотр состава амортизационных групп и сроков полезного использования оборудования в направлении их сокращения; увеличение размера амортизационной премии для отдельных групп объектов с учетом приоритетов экономического развития.
Ссылки:
1. Минаков И.А. Проблемы возрождения промышленного овощеводства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 3. С. 27-30.
2. Холодова А.И. Управление организацией овощного сегмента аграрного рынка (на примере Белоруссии): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Нальчик, 2000.
3. Аутсорсинг в логистике. URL: http://www.custom.ru/articles_6.htm