УДК 658.152
Загвязинский В.И., Строкова Т.А. ИННОВАЦИОННОЕ УТОМЛЕНИЕ
«Инновационное утомление», которое констатировали еще на рубежеХХ—ХХ столетий, ныне приняло форму сопротивления нововведениям, проявляющегося и откровенно, и скрыто. Авторы рассматривают разные виды инновационных барьеров, способы их преодоления, а также защиты от малопродуктивных и вредных лженоваций. Ключевые слова: нововведение, инновации, способы защиты инноваций.
Мы стоим в преддверии «юбилея», который пробуждает нас осмыслить и оценить пройденный путь. Речь идет о предстоящем 25-летии перестроечного и постперестроечного реформирования российского образования и 10-летии введения ЕГЭ.
Почти за четверть века преобразований, которые именовались то реформированием, то модернизацией, то оптимизацией, было введено много полезных новшеств: диверсификация содержания и форм образования: появились колледжи, гимназии, лицеи, профильные школы; возврат к четырехлетнему начальному образованию; широкая информатизация; распространение дистанционного обучения; развитие олимпиадного движения, создание сети базовых сельских школ; поддержка творческих инициатив педагогов-новаторов и много других полезных проектов и начинаний. Вместе с тем было принято немало непродуманных, непросчитанных, ошибочных решений.
Нарушилась относительная до того стабильность школьной системы: введено несколько поколений сменяющих друг друга образовательных стандартов, появились вариативные учебные планы и учебники, профильные частные школы, экспериментальные площадки, новые информационно-коммуникативные технологии, стали активно входить в жизнь системы развивающегося обучения, воспитывающая система коллективных творческих дел и т.д. Волна нововведений сопровождалась творческим энтузиазмом педагогов и педагогических коллективов, но породила и неприятие нового, боязнь нововведений, открытый или завуалированный скепсис по отношению к новому, нежелание сойти с наезженных трасс.
Истоки инновационного сопротивления
С годами тенденции инновационного сопротивления стали нарастать, обнаружились не только субъективные (нежелание осваивать новое, переучиваться, тяга к привычному, страх перед неопределенностью), серьезные объективные причины: скудость материальных ресурсов, неопределённость перспектив социально-экономического развития страны, слабое научное обоснование содержания и способов введения в практику педагогических новшеств, а затем - отсутствие убедительных результатов нововведений. После четвертьвековых преобра-
зований Россия с былого ведущего в мире места, которое занимал СССР, оказалась на 30-40 местах среди 60-65 представленных в международных сравнительных исследованиях государств. Объективным фактором неприятия новшеств стала и неубедительность ряда предложенных нововведений с точки зрения степени риска, просчитанности перспектив.
Преградой на пути к инновационной деятельности фактически оказываются непродуманные, побуждаемые не заботой о качестве образования, а экономическими (рыночными) соображениями или карьерной активностью чиновников активно внедряемые Минобрнауки РФ «новации», связанные с подушевым финансированием, повлекшим ликвидацию многих тысяч сельских школ, слиянием образовательных учреждений, эффективным контрактом, который скорее всего станет новым способом «перезагрузки» работников образования, с повышением зарплаты учителям по существу за счет увеличения их учебной нагрузки, решением проблемы мест в дошкольных учреждениях за счет их уплотнения, негативные последствия от реализации которых не были приняты во внимание.
Теоретическая неразработанность и/или практическая невыверенность вводимых новшеств на практике могут привести к извращению и дискредитации даже самой новаторской инновационной идеи. Подобная часть может постичь ныне внедряемый и несущий позитивный смысл компетентност-ный подход. Для этого существуют основания: недостаточно разработаны его научные основы и понятийный аппарат (на практике о сих пор не видят разницы между понятиями «компетентность» и «компетенция», а компетенции ассоциируют с умениями); не определено содержательное наполнение общей образовательной компетентности; не структурировано в соответствии с требованиями компе-тентностного подхода содержание учебных дисциплин; в учебниках практически отсутствуют дидактические материалы компетентностного типа; не определены критерии и способы оценки компетентности у педагогов и школьников.
Отторжение нововведений происходит на любом этапе инновационного процесса. В различных научных источниках достаточно подробно описано сопротивление инновациям на этапе их восприятия, выражающееся в форме типичных антиинно-
54
© Загвязинский В.И., Строкова Т.А., 2015
вационных стереотипных суждений («это у нас уже есть», «это у нас не получится», «это не решает никаких главных проблем») или бытующих в педагогической среде расхожих постулатов («тебе больше всех надо?», «не высовывайся» , «мы так работали всегда»).
На этапе их освоения, встретившись со сложностью вводимого новшества и с трудностями его постижения, педагоги отказываются от нововведения, используя различные приемы самооправдания и самоутешения: «это не мое», «это не подходит к моему предмету», «это слишком сложно для моих учеников» и т.п.
На этапе использования инновации, когда открыто уже невозможно демонстрировать свое негативное к ней отношение, педагоги приспосабливаются к новому, так до конца и не принимая его. Нередко они прибегают к частичному (аспектному) применению новшества, искажают его суть, внедряют новое старыми (привычными) способами или имитируют нововведение, сохраняя лишь внешние атрибуты (признаки) нового, сужают границы его использования и даже фальсифицируют полученные результаты.
Полезные и сомнительные нововведения
Среди предложенных и активно продвигаемых проектов и решений можно выделить очень разные по инновационному заряду и эффективности нововведения:
■ действительно актуальные, обоснованные с точки зрения назревших задач и перспектив развития, новации модернизированного типа, в том числе ретроновации, воспроизводящие ранее использованные проекты и формы с учетом новых требований и условий;
■ новации с неясной перспективой и неопределенными рисками;
■ лженовации, часто облаченные в «под новое» одежды или содержащие положения, искажающие гуманистические ориентиры и традиции российского образования и тормозящие его развитие.
Неприятие двух последних видов проектов вполне оправдано: это служит проявлению здорового консерватизма образовательной практики, что выполняет охранительную функцию по отношению к продуктивному потенциалу развития образовательной системы.
В образовательной практике встречается много видов малоэффективных, а нередко просто вредных инноваций (лженоваций):
■ проекты-пустышки, чаще всего представляющие собой «переодетые» или «перелицованные» давно известные положения и подходы, своего рода замаскированные проекты, облаченные в отвлекающий камуфляж. Так, за словами «оптимизация», «реорганизация» подчас кроется намерение сокра-
тить, урезать, объединить или усилить одно за счет другого, например, усилить практическую подготовку за счет теоретической, технологическую - за счет гуманитарной. Часто этими терминами просто прикрывают решение сократить бюджетные расходы, сэкономить на образовании;
■ подмена частными нововведениями действительно важных и нужных решений. Например, предложение о введении формы для школьных учителей вместо предложения о придании учителям статуса госслужащих, одетых в форму;
■ содержащие новые идеи и технологии, но не проверенные практикой, неподготовленные нововведения. Для педагога это нередко «кот в мешке»: в эффективность проекта он пока не верит и к использованию его не готов.
Введенный, казалось бы, с самым благими намерениями (единый для страны измерительный инструмент, исключение субъективности оценок, возможность для выпускников из провинции поступить в столичные вузы и др.), но не проверенный по влиянию на качество образования и на коррупционно-емкость единый госэкзамен не только дезориентировал всю систему общего образования, уведя его в сторону от решения проблем воспитания и развития школьников, но оказался таким источником обмана, подделок, подтасовок, что вынудил Минобр-науки РФ и Рособрнадзор перейти к проведению ЕГЭ с 2014 г. как масштабной полицейской спецоперации с участием не только Рособрнадзора, но и сотрудников спецслужб, спецсвязи, спецтипографий, спецавтомобилей. Пункты проведения экзаменов должны быть оборудованы видеонаблюдением, выпускники пройдут в аудитории через металлоис-катели. Усилится ответственность за нарушения: могут быть аннулированы результаты экзаменов не только отдельных учеников, но и всей аудитории, всего пункта приема экзаменов, муниципалитета и даже региона[1]. Видимо, эта акция потребует много тысяч полицейских, курьеров, надзирателей и, конечно, больших денег.
Но стоит сказать и о морально-психологической, воспитательной стороне проблемы. С каким настроение придет выпускник под охрану в «режимную» аудиторию? Какая степень недоверия ко всему педагогическому корпусу страны, включая не только учителей и профессорско-преподавательский состав вузов, но и работников органов управления образованием, кроется под лозунгом «исключить субъективный фактор» оценки результатов образования! А что стоит дополнительное «воспитательное мероприятие» - предложение написать информацию (иными словами - донос), незаметно заполнив и передав вместе с работой в руки спец-курьера бланк, который будет вложен в каждый пакет с заданием?!
Возникают рецидивы поиска педагогической
панацеи как средства решения сразу всех или множества насущных проблем. Все чаще встречается стремление заменить «живое общение» работой с экранными пособиями, обучающими программами, почти полными переходом на дистанционные и автоматизированные формы образовательной работы.
Скепсис педагогов по отношению к мнимым или ложным, непросчитанным инновациям вполне объясним. Чтобы ликвидировать «барьер недоверия», нужно снять камуфляж, сделать проекты «прозрачными», не скрывать намерения реформаторов, выявить отсроченные последствия предполагаемых решений и предусмотреть меры профилактики возможных рисков, а также заранее готовить педагогов к нововведениям.
Разным по содержательному и инновационному потенциалу нововведениям присущи и разные способы их введения в практику. Для обоснованных, несущих новые идеи и технологии новаций, так же как и для новаций модернизаций, характерно добровольное принятие и основание педагогами проектов, программ и стандартов, как правило, прошедших обсуждение и представляющих собой назревшие ответы на социальные запросы. Для освоения этого вида нововведений характерна также встречная инициатива исполнителей, которые нередко выполняют роль соавторов предложенных проектов.
Для новаций с неясными перспективами и лженоваций характерны административное внедрение при финансовом стимулировании «сверху», использование широкого арсенала запретов, наказаний и поощрений. Такова 10-летняя эпопея с введением ЕГЭ.
Как снять инновационные барьеры и защититься от лженоваций
В зависимости от характера проектов и решений существенно отличается и технология «снятия барьеров» для продвижения инноваций, чтобы поставить своеобразный фильтр для осмысленного восприятия позитивных и защиты или минимизации потерь от внедряемых спорных и ложных нововведений. Для этого необходимо учесть позиции и мотивы как сторонников, так и противников изменений, для чего полезно дать необходимую информацию, убедительно выявить связь того, что предлагается, с тем, что уже освоено, показать, что введение нового вовсе не означает отказ от полезного, которое было освоено ранее.
Следует обратить внимание на то, что у большинства педагогов со стажем уже есть опора для освоения инноваций в их собственном опыте. Иными словами, нужно обратиться к опыту профессионалов, в котором что-то нужно активизировать, а от чего-то отказаться. Новая «технология кластеров»,
например, есть развитие метода и приемов систематизации педагогических явлений с использованием метода графов, разработкой «дерева целей». «Метод проектных прогностических разработок» мобилизирует широко распространенный опыт воспитания и развития через собственную активную деятельность, разработку и осуществление сценариев общественно-полезных дел. В основе «органи-зационно-деятельностной игры» лежат проблемные ситуации, а методика их создания и способы разрешения хорошо известны и освоены педагогами. «Метод кейсов (кейс-стади)» - это модификация хорошо известного метода решения ситуационных задач в процессе последовательного, поэтапного моделирования процесса работы с подлежащими разрешению проблемами. «Веб-квест» - исследовательски ориентированная деятельность, освоенная еще в 60-е годы Х1Хвека в виде частично-поискового и исследовательского вариантов продуктивных методов обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), но с использованием информации, добываемой из Интернета.
Опыт преодоления сопротивления нововведениям
Стойкое игнорирование инновационных изменений в обучении, развитии и воспитании, обогащающих технологическую палитру педагогов и обеспечивающих развитие системы образования в целом, негативно сказывается на качестве получаемого школьниками образования и на самих педагогах. Отрицательные эмоциональные переживания, блокируя активность и творчество, приводят к стерео-типизации педагогического мышления и профессиональной деформации; педагог останавливается и в своем личном развитии. Поэтому возникает необходимость в профилактике и преодолении сопротивления педагогов прогрессивным нововведениям в образовательную практику.
Городские и сельские школы Тюмени и Тюменской области накопили богатый опыт снятия и/или ослабления антиинновационных установок: ориентация педагогических коллективов на инновационную деятельность как непреходящую ценность, популяризация продуктивных инновационных идей и технологий, ознакомление с новыми научно-теоретическими разработками и передовыми педагогическими разработками и передовым педагогическим опытом, включение педагогов в разработку проектов и программ развития своих образовательных организаций, стимулирование их инновационного самообразования и творческого роста. Среди более 60 инновационных площадок, действовавших в области в период перестройки, выделим один из примеров трудного, но продуктивного преодоления сопротивлений инновациями.
Особенно ценными представляются перспектив-
ность и опережающих характер разработок, когда предлагаемые характер разработок, когда предлагаемые варианты ориентированы и на сегодняшние запросы общества, и на будущее. Именно таков опыт Онохинской сельской школы Тюменской области. Он сохраняет актуальность спустя много лет, ибо найденный в период всплеска инновационной активности учительства и проверенный временем вариант решения проблемы соединения обучения с общественно полезным трудом и сегодня оказался и актуальным, и перспективным.
Приступая к работе в качестве директора школы, Н.Н. Янчук обратила внимание на тревожный факт: из 619 учащихся 46 детей в возрасте от 11 до 14 лет состояли на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних (КДН). Это были неуспевающие по двум и более предметам и второгодники с различными девиациями в поведении. Часть их них бродяжничали, и милиции не раз приходилось возвращать их домой. У директора сразу же возникла идея о необходимости отвлечь этих детей от улицы, и тем самым обеспечить их занятость полезным делом.
Идея со временем оформилась в смелый и во многом спорный педагогический замысел: объединить девиантных подростков в гомогенные классы (назвали их реальными), дать им, наряду с общим школьным, начальное профессиональное образование, чтобы по окончании школы они могли трудоустроиться по востребованным на селе профессиям: рядом располагались мощная Пышминская птицефабрика и две здравницы российского масштаба - «Сибирь» и «Тараскуль».
Подчинить поведение учителей инновационным целям Нина Николаевна могла бы, используя административный ресурс или с помощью различных манипулятивных приемов. Но подобные управленческие действия едва ли обеспечили бы продолжительный эффект. Более того, они могли спровоцировать еще большее сопротивление нововведениям, значительно дестабилизировать психологическую атмосферу, растворить инновации в противоборстве различных мнений, позиций и амбиций.
Намереваясь вывести школу на путь развития, директор разработала систему мер, реализация которых позволит полностью устранить у одних педагогов, а у других значительно ослабить действие инновационных барьеров и тем самым нейтрализовать «оппозицию».
На предложение побеседовать в директорском кабинете откликнулись лишь трое - руководители предметных методических объединений, которые высказали желание поработать в реальных классах. Новых предложений они не сделали и больше говорили о трудностях, которые ожидают учителей и директора. И тогда Нина Николаевна сама стала приглашать на беседу тех, кого, как она интуитивно чувствовала, «зацепила» инновационная идея, но они
пока колебались. С каждым из приглашенных она каждый раз по-новому и с разных сторон рассматривала проблему дезадаптированных подростков и предлагала вместе поискать способы ее решения в интересах этих детей.
Из отозвавшихся была создана инициативная группа. Начался поиск лиц и учреждений, которые могли бы включиться в работу. Было организованно погружение учителей в современную педагогическую инноватику с участием профессоров и преподавателей университета. Проведена деловая игра по разработке модели преобразованной школы.
«Ожидаемой неожиданностью» для директора стал ряд предложений игровых групп учителей, касающихся организации образовательного процесса в реальных классах, которые после смысловой коррекции и дополнений позднее вошли в исследовательский проект опытно-поисковой работы школы:
• временно снизить государственный стандарт содержания образования и определяемые им требования для учащихся реальных классов, учитывая большие пробелы в знаниях и учебной и школьной мотивации;
• обеспечить для них в первые два месяца обучения щадящую учебную нагрузку, чтобы не отпугнуть от школы;
• организовать профильную (трудовую) подготовку с шестого класса (сначала - ведение домашнего хозяйства, затем - профильные дисциплины по выбору);
• временно сократить на один час сетку часов по иностранному языку, географии, истории и ботанике в пользу русского языка, математики и профильных предметов;
• временно отдать приоритет практической направленности учебных занятий за счет некоторого сокращения теоретической части;
• ограничить реабилитационный период сроком от полутора лет и по мере ликвидации учебных пробелов обеспечить постепенный переход на требования стандарта образования;
• широко использовать мотивирующие средства с учетом специфики контингента учащихся реальных классов (фиксирование любого самостоятельного шага подростков, продвигающего их в учебной деятельности и поведении; коллективное переживание индивидуальных достижений; организация ситуаций успеха в учебной и внеучебной деятельности; исключение негативных оценок учащихся учителями; отказ от сравнивания друг с другом: изменения в ученике сопоставлять лишь с ранее достигнутыми им результатами; опора на положительный им индивидуальный опыт учащихся; организация совместного досуга и отдыха и т.п.);
• учителей русского языка и математики, назначенных классными руководителями реальных клас-
сов, освободить от учебных поручений в других классах, вменив им в обязанность защиту прав, интересов, здоровья и достоинства девиантных подростков и оказание им педагогической поддержки и помощи в ликвидации учебных пробелов, организации самостоятельной работы и в решении других индивидуальных проблем.
Инновационное погружение и деловая игра стали переломным моментом в отношении учителей к инновационной деятельности и, прежде всего, к профильному обучению девиантных подростков. Началась серьезная подготовка к опытно-поисковой работе. Группа учителей под руководством завуча принялась за разработку школьного компонента учебного плана для реальных классов. Председатели предметных МО организовали адаптацию образовательных программ к особенностям и возможностям учащихся и разработку программ предметов профильного цикла. Совместно с одном из авторов этой статьи часть учителей оформляла исследовательский проект программу опытно-поисковой работы, которая должна была начаться с 1 сентября.
Из бывших администраторов директор создала координационный совет, поручив ему разработку локальных актов, необходимых для эксперимента, и экспертизу разрабатываемых программно-методических документов. В дальнейшем она передала в ведение совета определение на основе концепции развития школы приоритетов в инновационной деятельности, разработку тактики достижения намеченных целей, вскрытие узких мест, их обсуждение и поиск оптимальных средств устранения. На нем он опробовала характер восприятия коллективом своих управленческих действий и одновременно делегировала членам совета ответственность за исход нововведений.
К началу учебного года все было готово к опытно-поисковой работе. От экспертного совета и районного комитета по образованию были получены разрешения на эксперимент и дополнительное финансирование. Подготовлено необходимое правовое и программно-методическое обеспечение. В отапливаемом ангаре, смонтированном спонсорами на школьной территории, оборудованы учебные кабинеты и лаборатории. Приобретены бывшие в употреблении трактор и картофелеуборочный комбайн с подвесными насадками. Педагогический коллектив пополнился учителями труда. Классные руководители подготовили планы работы, нацеленные на выработку у девиантных подростков опыта здорового образа жизни и культуры поведения.
Опытно-поисковая работа сплотила членов коллектива, раскрепостив их творческую инициативу Так как отвыкшие от учебной деятельности подростки не выполняли домашние задания, организовывали их выполнение в школе, после уроков и пере-
рыва на обед, и активных отдых. В уроки ввели тре-нинговые паузы для развития памяти, внимания, устной речи, самоорганизации и саморегуляции. Организовали индивидуальную помощь учителей учащимся, не справлявшимся с учебными заданиями.
Педагогов объединяли не только общая цель, совместная деятельность, но и понимание степени риска от нововведений, своей ответственности за возможные негативные последствия. Сплачивала учителей и еженедельная коллективная рефлексия, позволявшая увидеть и оценить сделанное, вскрыть проблемные точки, допущенные сбои и своевременно внести необходимые коррективы.
Мощной связующей силой обладала и сама личность директора - педагогического энтузиаста, способного к риску руководителя, практика с сильнейшей собственной инновационной установкой, умеющего решительно отказаться от рамок, мешавших продвижению вперед, верившего в творческий потенциал своих коллег и сумевшего увлечь за собой педагогический коллектив. Ее грамотные управленческие действия во многом обеспечили успешное завершение опытно-поисковой работы.
Уже через два года все девиантные подростки были сняты с учета в КДН. За все последующие годы обучения этих детей в школе не было совершенно ни одного уголовно наказуемого проступка, а отдельные случаи девиаций не имели асоциального характера. Все ученики реальных классов приобрели навыки, необходимые в домашнем хозяйстве, и начальную профессиональную подготовку: девочки - по машинному вязанию, парикмахерскому и кулинарно-кондитерскому делу; мальчики - по работе по дереву и металлу, автоделу, тракторному, слесарному или сантехническому делу. Все 46 подростков окончили девять классов, а потом, за редким исключением (в основном из-за смены родителями места жительства), и среднюю школу, самостоятельно выбрав свой дальнейший жизненный путь. Так, из 15 учеников бывшего реального 5А класса трое поступили в вузы, шестеро - в колледжи, двое пошли служить в армию, четверо устроились на работу на местной птицефабрике.
Вместо выводов и рекомендаций
Изменение привычного хода образовательного процесса почти всегда вызывает сопротивление со стороны педагогов. Чтобы нейтрализовать сопротивление или свести его к минимуму, необходимо выяснить его причины, найти пути и способы соответствующей работы с педагогами, используя их индивидуальную инновационную активность. Важно отсечь псевдоновации, и в то же время предвидеть возможные негативные реакции на целесообразные изменения и заранее принять профилактические меры. Предотвратить сопротивление способ-
Экономика профессионализма
ны отказ от принуждения в использовании новшества, опора на сторонников нововведения, выстраивание вводимых новшеств в инновационную цепочку, обеспечивающую адаптацию изменений к конкретным условиям и инновационную готовность педагогического коллектива.
Для успешного продвижения инноваций в практику, их лояльного восприятия и освоения (именно освоения, а не «внедрения») необходимо:
• последовательно реализовать гуманистические ориентиры развития образования с учетом как актуальных, так и перспективных проблем и ситуаций, эффективности и рисков предполагаемых преобразований;
• не допускать замены подлинных новаций скоропалительными и непроверенными эрзац-новациями и тем более не допускать соревнования по их ускоренному внедрению;
• сформировать систему научной разработки и квалификационной экспертизы предполагаемых
нововведений, предусмотрев процедуру их проверки в опережающем эксперименте;
• ослабить административно-внедренческий нажим на практику, поощрять творческую инициативу «снизу», прошедшие экспертизу проекты педагогов-новаторов и инновационных коллективов;
• продолжить разработку процедур снятия антиинновационных барьеров в системе повышения квалификации педагогических работников и в процессе управления освоением новаций в школах;
• пересмотреть обязательность внедрения ряда малообразованных и вызвавших опасные риски нововведений, включая ЕГЭ.
Библиографический список
Л. Айзерман. Время новелл // Учительская газета. N° 7 от 18 февраля 2014 г.; Л. Рыбина. На проверку знаний - стройся! // Новая газета. №2 21 от 26 февраля 2014 г.
Zagvyazinsky V., Strokova X,
INNOVATION FATIGUE
«Innovation fatigue», which is stated at the turn of XX—XXI centuries, now took the form of resistance to innovations, manifested and openly, and covertly. The authors consider different types of innovation barriers, ways to overcome them, as well as protection from unproductive and harmful renovaci. Keywords: innovation, ways of protecting innovation.
УДК 331.546; 37.042
Канабеева Р.А.
ЭКОНОМИКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
В статье рассматривается профессионализм как интегральная характеристика человека, являющегося биологическим индивидом, личностью, субъектом труда и индивидуальностью. Целью статьи является исследование влияния экономической мотивации на формирование профессионализма, под которым автором понимается долгосрочный профессиональный результат за минимальное время с оптимальным использованием потенциала человека. Экономический феномен профессионализма анализируется с позиций естествознания, экономики и психологии.
Ключевые слова: профессионализм, профессиональная культура, профессионал, дилетант, экономический аспект, естествознание.
Комплексное научное изучение профессионализма не сводится ни к оценке профессиональных качеств личности как индивидуального субъекта профессиональной деятельности, ни к оценке качества самой профессиональной деятельности и ее коллективного субъекта.
В современных условиях неизмеримо возраста-етроль профессионализма, а также объективных и субъективных факторов, способствующих реализации идей подлинной свободы профессионального самоопределения человека. Все это свидетельствует о необходимости всестороннего научного иссле-
дования этого сложного [5], многоаспектного социально-экономического феномена. Отметим, что, несмотря на довольно обширную исследовательскую литературу по данному вопросу, экономический аспект профессионализма практически не изучен [2, 5].
На наш взгляд, наиболее полное определение профессионализма можно встретить в работах С.А. Дружилова [6], который считает, что это особое свойство людей системно, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Профессионализм здесь рас-
© Канабеева Р. А., 2015
Экономика образования ♦ № 2, 2015
59