УДК33003.1.330.12
ИННОВАЦИОННОЕ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ РЕГИОНА
© 2014 Г.Э. Кудинова
Институт экологии Волжского бассейна РАН, г. Тольятти
Поступила в редакцию 13.01.2014
В статье представлена концепция инновационного устойчивого развития экономико-экологических систем региона, основанная на взаимодействии государства, бизнеса и общества. Объединение интересов государственно-частного и общественно - государственного партнёрства предлагается осуществить посредством создания некоммерческих партнерств в управлении процессами сохранения качества окружающей среды.
Ключевые слова: инновационное устойчивое развитие, охрана окружающей среды, экономико-экологические системы региона; государство, бизнес, общество, некоммерческое партнерство
Обеспечить одно из главных конституционных прав населения России - право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (Конституция РФ, статья 42) возможно только при обеспечении инновационного устойчивого развития страны и регионов. Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В докладе «Стратегия-2020: Новая модель роста новая социальная политика» [6] сформулированы новая модель экономического роста и новая социальная политика. В данной работе при разработке концепции инновационного устойчивого развития рассматриваются вопросы экономического роста и новой социальной политики применительно к экономико - экологическим системам региона. При этом ЭЭС определяется как сложная система, как совокупность образований экономической, биологической, географической и социальной природы, основанной на взаимодействии и сбалансированности всех процессов, происходящих в регионе [7; 10]. Решение данной проблемы возможно только на основе фундаментальных принципов системного, междисциплинарного подхода к управлению сложными ЭЭС.
Разработанная концептуальная структурно-логическая схема обеспечения инновационного устойчивого развития ЭЭС региона представлена на рис. 1.
Кудинова Галина Эдуардовна, кандидат экономических наук, заведующая лабораторией. E-mail: [email protected]
Для обеспечения инновационного устойчивого развития ЭЭС необходима взаимосвязь государства, бизнеса и общества, осуществляя их взаимодействие через социальное партнерство в виде некоммерческих партнерств [1-3; 9].
Можно говорить о том что:
• государство, как субъект управления, выражая интересы общества, должно консолидировать усилия всех хозяйствующих субъектов на федеральном, региональном и местном уровнях для обеспечения инновационного устойчивого развития;
• любая социально-ответственная бизнес-структура в качестве стратегической цели должна ставить задачу достижения долгосрочных конкурентных преимуществ, позволяющих обеспечить устойчивое развитие и охране окружающей природной среды, и улучшение качества жизни как сотрудников своей компании, так и населения местного сообщества, на территории которого она функционирует;
• общество, как объективно системообразующий элемент, должно решать задачу создания условий для эффективного совместного функционирования и развития государства и бизнеса в интересах общества, то есть для достижения главной цели его развития - обеспечения инновационного устойчивого развития.
А для этого необходимо, чтобы общество, с одной стороны, формировало целевые ориентиры развития государства и бизнеса, а, с другой стороны, - осуществляло непрерывный достаточно жесткий контроль за деятельностью как государственных органов власти, так и за деятельностью бизнес-структур [9].
Рассмотрим более подробно структуру и функции всех составляющих концептуальной структурно-логической схемы обеспечения инновационного устойчивого развития ЭЭС региона.
1791
Рис. 1. Концептуальная структурно - логическая схема обеспечения инновационного устойчивого развития ЭЭС региона
1792
В рассматриваемой схеме государство обеспечивает:
- разработку нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития, а так же природоохранительного, природоресур-сного законодательства.
- разработку и осуществление государственной политики в области охраны окружающей среды, экологической безопасности и устойчивого развития;
- осуществление государственного экологического контроля в области охраны окружающей среды и соблюдения природоохранного законодательства;
- установление нормативов и государственных стандартов, предусматривающих предельно допустимые нагрузки окружающую среду;
- государственный учет природных ресурсов, ведение государственных кадастров, а так же мониторинг состояние и динамики объектов окружающей среды;
- качественную и количественную оценку состояния окружающей среды, ЭЭС региона;
- финансирование государственных программ, направленных на сохранение биоразнообразия, обеспечение устойчивого развития и охрану окружающей среды;
- охрану национальных парков и особо охраняемых природных территорий, уникальных памятников природы, пресечение браконьерства и нарушения экологического законодательства.
Участие бизнеса в обеспечении инновационного устойчивого развития ЭЭС региона заключается в:
- модернизационной, а еще точнее - инновационной функции, обеспечивающей не только экономические условия выживания и развития социума, но и реализацию новейших достижений мировой технической, научной и гуманитарной мысли; проведение научно - исследовательских работ по разработке, внедрению и производству продукции и товаров с соблюдением экологического законодательства;
- производстве и сбыте продукции, товаров и услуг по отраслям с обеспечением соблюдения правил техники безопасности, безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды, разработке и внедрении природоохранных технологий;
- предотвращении загрязнения окружающей среды и снижении до минимума ущерба экосистемам, ликвидацию накопленного экологического ущерба окружающей среде от производственной деятельности прошлых периодов;
- внедрение рыночных механизмов природопользования, развития рынка экосистемных то-
варов и услуг, стимулирование выпуска и реализации экологически безопасной продукции.
Общество через общественные организации и объединения может участвовать в природоохранных мероприятиях и обеспечивать инновационное устойчивое развитие ЭЭС региона [2-4].
Под общественным объединением понимают добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения [10].
Общественные организации и объединения в сфере природопользования охраны окружающей среды могут:
- осуществлять местное самоуправление — создавать и поддерживать функционированиие системы организации и деятельности граждан, обеспечивающей самостоятельное решение населением экологических и природоохранных вопросов местного и регионального значения, управление муниципальной собственностью, исходя из принципов охраны окружающей среды на данной территории;
- осуществлять общественный контроль за выполнением природопользователями экологических требований и экологического законодательства, принимать участие в общественных слушаниях по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду;
- проводить общественную экологическую экспертизу с привлечением общественных инспекторов, требовать назначения государственной экологической экспертизы, рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов;
- проводить публичные лекции по вопросам природоохранного законодательства, основам устойчивого развития, организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении местных референдумов;
- получать достоверную и полную информацию от органов государственной власти и местного самоуправления о состоянии окружающей природной среды, мероприятиях по ликвидации экологически вредных последствий аварий и катастроф, о мерах по возмещению вреда, причиненного природной среде, здоровью и имуществу граждан.
Бизнес совместно с государством может организовывать Государственно-частное партнёрство (ГЧП) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач по обеспечению устойчивого развития ЭЭС
1793
региона и охране окружающей среды на взаимовыгодных условиях.
Для обеспечения общественного согласия на основе сбалансированности общественных и государственных интересов в области экологии, охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития актуальным является создание общественно - государственных партнерств -системы отношений между обществом и государственной властью. Это позволит достигнуть взаимопонимания и сотрудничества между органами государственной власти и общественными институтами, создание эффективных механизмов их взаимодействия [2-4].
Объединение интересов госудамрственно -чамстного и общественно - государственного партнёрства возможно при создании привлекательной для всех участников инфраструктуры в виде Некоммерческих партнерств.
Таким образом, речь идет о необходимости формирования каких-то консолидированных структур, которые бы могли оказывать существенное влияние на функционирование как органов власти, так и бизнес - формирований, оказывая при этом цементирующее воздействие на их взаимоотношения, направленное на выработку единых позиций по разрешению проблемных ситуаций в развитии общества в целом. Негосударственные некоммерческие организации могут способствовать выстраиванию отношений государства с бизнесом и обществом, используя принципы социальной ответственности [9].
Мы считаем, что создание некоммерческих партнерств в управлении процессами сохранения окружающей среды, обеспечении инновационного устойчивого развития ЭЭС позволяет создавать региональные и межрегиональные центры для решения экологических проблем.
На базе Института экологии Волжского бассейна РАН в 2011 г. было создано Некоммерческое партнерство «Межрегиональное объединение экологической безопасности» (НП «МОЭБ»). НП «МОЭБ» объединяет предприятия и организации различных форм собственности, организационно-правовых форм и видов: организации и фирмы, владеющие и внедряющие природоохранные технологии, учебные заведения всех уровней, научно-исследовательские институты и учреждения Академии Наук Российской Федерации, промышленные предприятия и другие заинтересованные организации, юридические и физические лица.
Деятельность Партнерства основывается на Конституции Российской Федерации (от 12 декабря 1993 г.), Экологической доктрине Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. №
1221 -р), Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300), Законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10 января 2002 г. и других нормативно - правовых актах России.
Целью деятельности Партнерства является содействие членам партнерства в их деятельности, направленной защиту среды обитания, для разработки и внедрения необходимых технологий, направленных на нейтрализацию вредного воздействия на окружающую среду и реабилитацию антропогенно-деформированных территорий.
Предметом деятельности Партнерства являются:
• организация и участие в экологических программах, направленных на сохранении и восстановлении природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции, как необходимого условия существования человеческого общества, на охрану здоровья населения;
• организация, разработка и внедрение природоохранной и природо-восстановительной техники и технологий, научно-исследовательских разработок;
• разработка и внедрение проектов, направленных на поддержание экологически сбалансированной хозяйственной деятельности;
• организация и участие в рекультивации земель, нарушенных в результате промышленной деятельности;
• организация и участие в разработке, внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий в различных сферах хозяйственной деятельности; участие в развитии систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов и поддержка экологически эффективного производства энергии, включая использование возобновляемых источников и вторичного сырья;
• организация и участие в модернизации и развитии экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникация и топлива, в том числе неуглеродного;
• организация и участие в развитии и внедрении экологически ориентированных технологий реконструкции жилищно-коммунального комплекса и строительства нового жилья;
• привлечение ресурсов для финансирования программ экологической направленности;
• привлечение финансирования для приоритетного оказание профилактической и лечебной помощи лицам, проживающим в экологически неблагоприятных регионах и лицам, пострадавшим от воздействия экологически неблагоприятных факторов;
1794
• организация и участие в разработке программ, проведение мероприятий по экологической реконструкции населенных пунктов и промышленных зон в целях создания на этой основе благоприятной среды обитания;
• организация взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, экологических организаций, членов Партнерства и других заинтересованных лиц в целях совместного решения актуальных экологических проблем регионов.
Основными видами деятельности Партнерства являются:
• взаимодействие с Министерствами Природных ресурсов и экологии, с Росприроднадзо-рами на Федеральном и региональном уровне в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения в порядке, предусмотренном законодательством;
• консолидация усилий экологических организаций, органов государственной власти, коммерческих структур, меценатов и общественных объединений для совместного решения актуальных экологических проблем регионов;
• организация, разработка и внедрение технологических систем переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов и реализация экологических проектов, разработка технической документации для данных проектов;
• проведение экологического мониторинга окружающей среды с целью оценки ее текущего состояния, анализа всех происходящих в ней процессов, а также заблаговременного выявления возможных тенденций ее изменения;
• организация, разработка и внедрение природоохранных технологий, безопасного ведения работ, связанных с использованием недр, промышленной безопасности, безопасности электрических и тепловых установок и сетей;
• развитие механизмов общественного участия в формировании экологических проектов, совершенствование системы экологического информирования, просвещения и образования населения, эколого-просветительская работа, поддержка общественных инициатив, формирование экологического мировоззрения как основы экологической безопасности, участие в реализации образовательных программ в области экологии;
• организация финансирования экологических программ.
В 2012 г., в продолжение работы по созданию, сопровождению и продвижению экологических проектов, было создано Некоммерческое партнерство «Экспертно-аналитический научно-исследовательский центр» (НП «ЭАНИЦ»), который включил в себя организации и учреждения,
осуществляющие экспертно - аналитическую деятельность, аккредитованные и аттестованные лаборатории, проводящие мониторинг и экспертизу состояния окружающей природной среды в Самарской области, на территории Среднего Поволжья и в акватории Волжского бассейна.
Объединяя усилия организаций и предприятий различных форм собственности, научных организаций, учебных заведений, частных предпринимателей, физических и юридических лиц в региональные центры, возможно успешное решение экологических проблем региона и в целом всей страны [10]. Поэтому создание и функционирование таких объединений - Некоммерческих партнерств - позволит обеспечить региональную безопасность, осуществить возрождение России, перейти на модель инновационного устойчивого развития ЭЭС региона, определить структуры, средства и пути оптимизации управления на глобальном, федеральном и региональном уровнях на текущий период и длительную перспективу.
Автор благодарен Российскому фонду фундаментальных исследований Поволжье. Региональный конкурс (грант №14-06-97019)за финансовую поддержку данной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арцер Т.В. Государство, бизнес и некоммерческие организации - социальное партнерство: Дисс. ... канд. экон. наук . Томск 2009. 181 с.
2. Васильев А. Политика, право и бизнес в международных экологических отношениях // Международные процессы. 2003. № 3. С. 84-89.
3. Васильев А. "Зеленая политика": проблемы и структура // Pro et Contra. 2002. Т. 7. № 1. С. 84-93.
4. Васильев А.В., Перешивайлов Л.А. Глобальный экологический кризис и стратегии его предотвращения. Региональные аспекты защиты окружающей среды. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экологическим специальностям. Федеральное агентство по образованию, Тольяттинский гос. ун-т. Тольятти, 2005.
5. Васильев А.В. Перспективы и проблемы создания химических парков: пути снижения негативного экологического воздействия (на примере ЗАО "Тольят-тисинтез"). В сборнике: ELPIT-2013. Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов // Сборник трудов IV международного экологического конгресса (VI Международной научно-технической конференции, научный редактор: А.В. Васильев. 2013. С. 41-45.
6. Итоговый доклад Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года [Электронный ресурс] URL: http://2020strategy.ru/2020 (дата обращения 21.12.2013).
7. КудиноваГ.Э. Экономический механизм обеспечения
1795
устойчивого развития экономико-экологических систем региона. Дисс. ... канд. экон. наук. Тюмень, 2004. 190 с.
8. Кудинова Г.Э. Инновации в региональной безопасности (на примере Волжского бассейна // Государственная служба. 2011. № 6. С. 54-56.
9. Перекрестов Д.Г., Поварич И.П., Шабашев В.А. Корпоративная социальная ответственность: вопросы теории и практики [Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/monographs/139 (дата обращения
21.12.2013).
10. Розенберг Г.С., Кудинова Г.Э., Васильев А.В., Хами-дуллова Л.Р., Сажнёв В.А., Шиманчик И.П. Социальная ответственность в интересах устойчивого развития // Экология и промышленность России. 2012. № 6. С. 32-37.
11. Тульчинский Г.Л. Бизнес, государство и общество в современной России // Управление и власть. СПб: ЗАО «Полиграфическое предприятие», 2004, с. 277-301.
INNOVATIVE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC AND ENVIRONMENTAL SYSTEMS IN THE REGION
© 2014 G.E. Kudinova
Institute of Ecology of the Volga Basin of RAS, Togliatti
The article presents the innovative concept of sustainable development, economic - environmental-ski systems in the region based on cooperation between state, business and society. Uniting the interests of public - private and public - public partnerships are proposed to be implemented through the creation of non-profit partnerships in managing the processes of maintenance of environmental quality. Key words: innovation, sustainable development, environmental protection, economic - ecological system of the region; the state, business, company, noncommercial partnership
Galina Kudinova, Candidate of Economical Science, Head of Laboratory. E-mail: [email protected]
1796