ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
чубурова Ж.т,
д.э.н, профессор, Кыргызский экономический университет имени М. Рыскулбекова КРИВОЩЁКОВА Л.П.,
докторант PhD, Международный университет Кыргызстана
Постановка проблемы. Масштабную угрозу для развития общества, качества жизни и благосостояния населения представляют разрушение биосферы и снижение биоразнообразия, истощение природных ресурсов и накопления отходов, нарушение равновесия экосистем, изменение климата. В современном измерении состояние природопользования и экологической инфраструктуры в Казахстане относится к критическому, характеризуется высоко затратной модели функционирования природопользования и предполагает концентрацию значительных усилий на преодоление существующего положения, перехода к устойчивому развитию общества. Решение сложных экологических проблем требует привлечения крайне дефицитных инвестиционных ресурсов. Реализация экологических программ и проектов в стране по воспроизводству и охране окружающей среды, природного капитала, обеспечение ресурсно-экологической безопасности, развития природной, природно-техногенной, техногенной и других видов экологической инфраструктуры требует значительного объема финансирования и эффективных затрат инвестиций на экологические цели. В условиях значительной нехватки ресурсов, в первую очередь, финансовых, инвестиционных, методов современного менеджмента, человеческих высококвалифицированных специалистов и многое другое, разработка и внедрение механизмов взаимодействия государства и бизнеса на принципах партнерства по формированию экологической инфраструктуры жизненно необходимо для устойчивого развития национальной экономики, территорий страны. Поэтому актуальной темой исследования и направлением развития экологической инфраструктуры представляется теоретическое обоснование и определение приоритетных направлений государственно-частного партнерства по созданию развитой системы различных видов экологической инфраструктуры в Казахстане.
Анализ последних исследований и публикаций. Формирование механизмов государственно-частного партнерства становится предметом многих отечественных и зарубежных научных исследований и публикаций. Исследованию проблем теории и практики государственно-частного партнерства в различных сферах экономики активно занимаются ученые, которые работают в этом направлении: Баженова A. B, Варнавский В. Г., Вой-
натовський М. Г., Данилишин Б. М., Дерябина Н. С., Запатрина И. В., Иванова И. Л., Мартусевич Р. А., Михеева В. А., Павлюк К. В., Полякова А. М. [1-8] и другие ученые. Значительный вклад в изучение и разработку теоретических вопросов использования механизмов государственно-частного партнерства как формы предпринимательской деятельности в сфере природопользования, лесоресурсной сфере сделали ученые Голян В. А., Мишенин Е. В., Хвесик М. А., Хвесик Ю. М., Мамлева Я. В.[4,7,9] и другие.
Несмотря на большое количество отечественных и зарубежных научных трудов и публикаций по различным аспектам взаимодействия власти и бизнеса, остаются теоретически не обоснованными и не раскрытыми проблемы формирования механизмов государственно-частного партнерства по развитию экологической инфраструктуры. В современных условиях требуются исследования методологических основ, сущности, особенностей применения, выбора приоритетных направлений государственно-частного партнерства в развитии экологической инфраструктуры.
Цель и задачи статьи. Цель статьи — теоретическое обоснование направлений применения механизмов государственно-частного партнерства в развитии экологической инфраструктуры. Достижение поставленных целей исследования требует решения следующих задач: раскрытие сущности понятия экологическая инфраструктура, определения направлений применения механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в развитии экологической инфраструктуры, современных критериев и алгоритмов выбора между традиционной процедурой тендера и формированием ГЧП, выявление причин привлечения частного сектора для решения общественных проблем экологической инфраструктуры, выявление важнейших условий для реализации механизмов ГЧП в данной сфере использования.
Изложение основного материала исследования. Современное состояние экологической инфраструктуры Казахстана обусловлено долгосрочными негативными тенденциями в развитии экономики, низкотехнологическим уровнем развития хозяйственной деятельности, ресурсно-деформированной структурой экономики страны, незначительным объемом (по остаточному принципу) или фактиче-
ски отсутствием финансирования этой сферы, проведения экологической политики без учета остроты и сложности экологической проблемы, существование экологических угроз для жизнедеятельности общества, эффективности и конкурентоспособности отечественной экономики, наличия глобального экологического кризиса. Ненадлежащее технико-экономическое состояние и системная неразвитость, недостаточная обеспеченность объектами экологической инфраструктуры относится к проблемным вопросам социально-экономического развития страны, создания конкурентоспособной экономики. На сегодня основным направлением развития мировой экономики становится экологическая направленность национальных экономик большинства стран мира на основе активизации инвестиционно-инновационных процессов.
К объектам экологической инфраструктуры относится комплекс специализированных предприятий и учреждений, отдельных природоохранных объектов, инженерных сооружений и коммуникаций, а также структурно-функциональных элементов производственно-технологических систем и объектов социального назначения, которые должны обеспечить охрану окружающей природной среды, воспроизводство, сохранение и приумножение природных ресурсов, поддержание окружающей среды в благоприятном состоянии. Важным направлением успеха в формировании экологической инфраструктуры в современных условиях становится применение партнерских отношений между властью и бизнесом, а также научное сопровождение институционального, организационного, экономического, финансового, инвестиционного, инновационного и иного принятия управленческих решений на основе партнерства государства и бизнеса. Необходимо разработать для органов власти практические рекомендации по выбору направлений применения механизмов государственно-частного партнерства в общественно значимых проектах в сфере развитии экологической инфраструктуры. Потенциал государственно-частного партнерства (ГЧП) в развитии экологической инфраструктуры в Казахстане включает совокупность дополнительных ресурсов, возможности для решения общественно значимых экологических проблем, несущих угрозу жизнедеятельности населения и функционированию экономики, ее эффективности и конкурентоспособности. Проявление существующего потенциала заложено в превышении и превращении преимуществ объединения государственного и частного секторов экономики над существующими препятствиями, нейтрализации недостатков, получения дополнительных ресурсов и экстернальных эффектов от применения современных механизмов взаимодействия власти и бизнеса, науки, общественных организаций, населения и некоммерческих организаций.
К основным причинам привлечения частного сектора для решения общественных проблем относят преимущества, которые обеспечивает частный сектор в процессе разработки и реализации проектов по формированию экологической инфраструктуры:
- повышение финансовой обеспеченности проектов осуществляется на основании финансового вкла-
да в их реализацию, качества их исполнения и потенциальной возможности увеличения их количества;
- привнесение по оценкам ученых и практиков гораздо более эффективного менеджмента, использование знаний, новых технологий, обеспечение гибкости и оптимизации решений;
- усиление прозрачность разработки, реализации проектов, ведения бизнеса;
- снижение уровня коррумпированности;
- усиление конкуренции за участия в разработки и внедрения результатов проектов.
К методологическим основам определения приоритетных направлений развития механизмов государственно-частного партнерства в формировании экологической инфраструктуры относятся: критерии выбора, индикаторы формирования партнерских отношений, приоритетные схемы реализации партнерских отношений между властью и бизнесом; концепция взаимодействия государственного и частного секторов экономики; перспективные направления формирования партнерских отношений, потенциальные результаты государственно-частного партнерства; ожидаемые результаты и область их проявления.
В соответствии с системно-функциональным подходом представляется целесообразным выделение следующих иерархически-систематизированых функциональных составляющих современной инновационной модели экологической инфраструктуры:
- «политико-правовая» экологическая инфраструктура, элементами которой являются регуляторные институты природопользования законодательного и подзаконного характера, другие политико-правовые институты;
- институциональная экологическая инфраструктура, где основными составляющими выступают регуляторные институты, которые образуются и функционируют с целью реализации вышеупомянутых институтов природопользования;
- инструментальная экологическая инфраструктура, конструктивное наполнение которой составляет широкий спектр инструментов экологического и технического регулирования природопользования;
- природно-техногенная экологическая инфраструктура, в состав которой, в отличие от производственной (или социальной) инфраструктуры, следует относить объекты природного и природно-техногенного происхождения, которые обеспечивают поддержку устойчивого качества природной среды, адаптацию его к антропогенных и техногенных нагрузок, восстановительные процессы в экологических системах и т. п;
- информационно-аналитическая экологическая инфраструктура, наполнение которой составляют организационные элементы для обеспечения оценочных, аналитических, информационных функций общей регуляторной системы природопользования; именно такие элементы составляют необходимое основание конструктивных регуляторных действий другими элементами экологической инфраструктуры;
- публичная экологическая инфраструктура, основными составляющими которой должны стать
Таблица 1. Направления применения механизмов государственно-частного партнерства в формировании экологической инфраструктуры
Вид экологической инфраструктуры Характеристика направления
Систематизация виды экологической инфраструктуры согласно структурно-функциональные подхода
«Политико-правовая» экологическая инфраструктура Взаимодействие власти, бизнеса, науки, общественных организаций по формированию регуляторных институтов природопользования законодательного и подзаконного характера. Регламентируют приоритеты развития и этапность создание элементов экологической инфраструктуры, а также рамки нарушений, общую стратегию развития экологической инфраструктуры. Привлечение опыта с помощью международных программ, фондов, организаций и его адаптация
Институциональная экологическая инфраструктура Национальная и территориальная система, институты системами контроля и регулирования состояния окружающей среды, системой административных органов управления
Инструментальная экологическая инфраструктура Развитие современного экономического механизма для обеспечения формирования экологической инфраструктуры с помощью административных и рыночных механизмов.
Естественная экологическая инфраструктура Территории и объекты, которые не вовлечены в интенсивный хозяйственный оборот и сохраняют естественное состояние. Они призваны обеспечить баланс площадей природных и антропогенно-преобразованных территорий, формирует экологическую стабильность природной развития региона (участки леса, реки и их истоки, озера, отдельные рощи, выраженные положительные и отрицательные формы рельефа). Совокупность особо охраняемых природных территории-заповедники, заказники, национальные парки, зеленые зоны, парковые и защитные леса, памятники природы и другие объекты, буферные зоны населенных пунктов, предприятий, дорог, водных объектов, лесополосы, долины рек и их истоки, водохранилища, пруды, озера, отдельные рощи, почвозащитные и водоохранные насаждения и т.д.. Основные функции данных зон - сохранение природного многообразия.
Информационно-аналитическая экологическая инфраструктура Организационные элементы для обеспечения оценочных, аналитических, информационных функций общей регуляторной системы природопользования, например, система мониторинга и прочее
Публичная экологическая инфраструктура Создание условий для формирования неправительственных институты гражданского общества
Технико-технологическая и техническая экологическая инфраструктура Система природоохранных, воспроизводственных, природо- и ресурсосберегающих объектов: очистных сооружений, коммунальное хозяйство, сфера обслуживания, дренажные системы, плотины, очистные сооружения, места складирования и захоронения отходов, территории свалок, мусоросжигательные заводы,складирование, переработка и обработка отходов и др. Инженерные системы очистки бытовых и промышленных стоков, воздуха от механических примесей и аэрозолей, воды от избыточного количества техногенных элементов и веществ, чуждых природе и т.п.
Систематизация видов экологической инфраструктуры согласно иерархического подхода
Приоритетные виды экологической инфраструктуры • Глобальный уровень • Международный и межгосударственный • Национальный уровень • Региональный уровень • Локальный уровень
неправительственные институты гражданского общества, которые призваны на основе предусмотренных для них законом функций и задач оказывать соответствующее влияние на действия власти, на экономические и социальные процессы в обществе, соблюдение конституционных норм и правил личности, общества, бизнеса, власти и тому подобное;
- технико-технологическая экологическая инфраструктура - элементы этого блока (средства и предметы труда) создают материально-вещественные условия реализации процессов природопользования в реальных измерениях пространства и времени, а именно использование и воспроизводство природного капитала, охрану окружающей природной среды, реализацию природо-преобразовательных процессов, обеспечение ресурсно-экологической безопасности и ресурсно-экологической жизнедеятельности человека и общества в целом.
Приоритетные направления использования механизмов ГЧП по развитию и формированию экологической инфраструктуры представлены в таблице 1.
Наряду с преимуществами применения механизмов государственно-частного партнерства следует рассчитывать и раскрывать недостатки, проблемы и негативные аспекты применения механизмов разработки и реализации проектов взаимодействия власти, бизнеса, науки, неправительственных некоммерческих организаций, институтов гражданского общества. По результатам исследования зарубежного опыта реализации проектов государственно-частного партнерства выявлены следующие проблемы:
- невыполнение сроков строительства;
- превышение эксплуатационных расходов по сравнению с запланированными;
- использование дешевого оборудования, которое требует регулярного обновления;
- уменьшение частными компаниями стоимости системы объектов инфраструктуры и как следствие ухудшение качества инфраструктурной составляющей проекта [3].
Разработка и использование механизмов государственно-частного партнерства в формировании экологической инфраструктуры требуют определения современных критериев и алгоритмов выбора между традиционной процедурой тендера и формированием ГЧП. Государственный сектор в лице органов государственной власти определяют процедуру и методику выбора проектов, поэтому механизм ГЧП становится целесообразным и обоснованным, если придерживаться следующих критериев:
- орган власти способен определить уровень качества, которого должен придерживаться частный партнер при реализации ГЧП;
- возможно определять индикаторы эффективности и результативности реализации проекта согласно механизмов государственно-частного партнерства;
- осуществление предварительной и итоговой оценки проекта при формирования отдельных видов экологической инфраструктуры;
- отсутствие технологической замены и изменчивости рыночной среды;
- преимущества применения ГЧП превышают недостатки и препятствия его использования и обеспечивают значительный положительный эффект для общества, населения, окружающей среды, государства;
- создание частных стимулов для инвестирования в решении экологических проблем (водохозяйственных, загрязнения окружающей среды, нейтрализации экологических рисков, снижение природоемко-сти и ресурсоемкости производственного процесса, продукции и прочее).
Реализация высокой миссии развития экологической инфраструктуры требует согласования интересов власти, бизнеса, общества по оптимизации динамической устойчивости и равновесия биосферы и экосистем для сохранения качества жизни населения страны. Выполнение широкомасштабной миссии требует значительных ресурсов, инновационных решений, модернизации системы природопользования и управления инвестиционными процессами. Основными источниками финансирования проектов ГЧП по развитию экологической инфраструктуры могут быть государственные, бюджетные инвестиции, государственный природоохранный фонд, частных инвесторов (бизнеса), средства международных финансовых и некоммерческих организаций, транснациональных корпораций, неправительственных некоммерческих организаций и фондов. В перспективных международных финансовых организаций, которые потенциально возможно вовлечь к сотрудничеству по решению острых указанных выше проблем относятся ООН, ЕБРР, Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк и другие организации и международные программы. Проекты, поддерживаемые ЕБРР, должны способствовать устойчивому развитию экономики страны, быть финансово самоокупаемыми и экологически безопасными. Всемирный банк (The World Bank Group), многостороннее кредитное учреждение, которое объединяет пять институтов, деятельность которых направлена на повышение уровня жизни в развивающихся странах путем предоставления кредитов, гарантий и аналитических и консультативных услуг. В Группу Всемирного банка входят: Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международная ассоциация развития (МАР); Международная финансовая корпорация (МФК); Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ); Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Банка получает финансовые ресурсы под низкий процент и предлагает своим клиентам выгодные условия привлечения кредитов.
Потенциальным партнером для решения острых и неотложных экологических проблем Казахстана могут быть глобальные организации, среди которых к наиболее весомым в сфере охраны и воспроизводства качества окружающей среды относится Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ). Глобальный Экологический Фонд - это международная организация создана в 1991 году в ходе подписания резолюции Советом исполнительных директоров Всемирного банка и соответствующими договоренностями между Программой развития ООН
(ПРООН) и программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), членами которой являются 182 государства, международные институты, неправительственные организации (НПО) и частные компании. Данная организация работает ради улучшения состояния глобальной окружающей среды путем поддержки национальных инициатив по устойчивому развитию [11]. Ежегодно Глобальный Экологический Фонд инвестирует в природоохранные проекты по всему миру около 1 млрд долларов США. Фонд имеет целью финансовую поддержку природоохранных проектов, имеющих глобальное значение. Это проекты по сохранению биоразнообразия, борьбы с изменением климата, деградацией земель, по защите озонового слоя и международных вод, утилизации и уничтожения опасных отходов и тому подобное. Глобальный Экологический Фонд предоставляет средства странам с переходной экономикой и развивающиеся, это уникальный международный финансовый инструмент для решения экологических проблем, которые не ограничиваются границами одного государства. За 20 лет существования Глобальный Экологический Фонд выделил на реализацию природоохранных проектов $9,2 млрд, около $40 млрд в качестве софинан-сирования около 2700 проектов, реализованных в 165 развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Кроме этого, в рамках своей Программы малых грантов, Глобальный Экологический Фонд предоставил более 12000 малых грантов на общую сумму $495 млн непосредственно неправительственным и общественным организациям. Реализация всех профинансированных проектов обеспечивает решение экологических проблем как на локальном и национальном, так и на глобальном уровнях, создавая условия для устойчивого развития стран. В Казахстане Программа Малых Грантов начала свою работу в 1997 году. Приоритетными областями Программа Малых Грантов в Казахстане являются: биологическое разнообразие, изменение климата, международные воды. Географическими приоритетами программы являются регионы Приаралья, Прикаспия и предгорья Западного Тянь-Шаня. В Казахстане ПМГ ГЭФ работает с 1997 года и за этот период было поддержано 256 проектов на общую сумму $4, 3 млрд [10].
Структура финансовых источников потенциально возможных для привлечения инвестиций и внедрения механизмов ГЧП по формированию экологической инфраструктуры зависит от многих факторов. Среди наиболее весовых факторов следует выделить следующие: уровень и особенности социально-экономического развития страны, острота и степень угрозы экологических проблем и ресурсно-экологических рисков, структура построения экологической инфраструктуры и потенциального выбора видов экологической инфраструктуры для организации партнерских взаимоотношений между властью и бизнесом, установление диалога между государством, обществом, бизнесом, наукой. Важнее направлениями по созданию условий для разработки и реализации механизмов государственно-частного партнерства в развитии экологической инфраструктуры составляют следующие:
- создание институциональной базы, повышение прозрачности и уровня доверия между властью и бизнесом, наукой, общественными организациями, основными стейкхолдерами по внедрению этих механизмов в практику хозяйствования, выявления и устранения финансовых и административных барьеров для развития партнерских отношений между властью и бизнесом;
- формирование экономически-/инвестицион-но-/институционально-правовых, организационных, финансово-экономических привлекательных условий для участия бизнеса в проектах государственно-частного партнерства, привлечение граждан, некоммерческих организаций и неправительственных для обсуждения и принятия важных приоритетных решений и выбора приоритетов в качестве экспертов и потенциальных потребителей экологических благ и услуг;
- формирование методологической и методической базы ГЧП в сфере развития экологической инфраструктуры;
- поддержка формирования общественных институтов партнерства государства и бизнеса; кооперации интересов заинтересованных сторон партнерства;
- проведение семинаров и образовательно-просветительских мероприятий по повышению квалификации, распространение знаний, усвоение опыта о ГЧП и особенности его применения в сфере формирования экологической инфраструктуры;
- имплантация экономического механизма государственной поддержки и эффективного взаимодействия с механизмами рыночного регулирования, предоставление косвенных бонусов и разработку стимулов активным участникам государственно-частного партнерства;
- усвоение успешного зарубежного опыта государственно-частного партнерства и адаптация его к национальной модели экономики и создание индивидуальных моделей функционирования партнерских отношений в сфере экологической инфраструктуры;
- активизация инвестиционной деятельности, развитие методов, форм и инструментов привлечения инвестиций на принципах партнерских отношений;
- совершенствование регуляторной базы в страны, активизация процессов модернизации экономики, природопользования, финансирование и инвестирование экологической инфраструктуры;
- разработка и утверждение концепции развития и внедрения механизмов ГЧП в развитии экологической инфраструктуры, которая является основой для реализации государственного подхода по формированию стратегической модели устойчивого и сбалансированного природопользования национальной экономики в целом;
- планирование мероприятий по использованию механизмов ГЧП и включения в программы и проекты на национальном, региональном, муниципальном уровне;
- разработка и реализация приоритетного национального проекта «Формирование государственно-частного партнерства в развитие и развития экологической инфраструктуры».
выводы и перспективы дальнейших научных наработок в данном направлении. Сущность, функции и виды экологической инфраструктуры определяют особенности выбора механизмов, форм, направлений и инструментов разработки и реализации государственно-частного партнерства. Перспективными направлениями дальнейших исследований становятся анализ составляющих принятия решения государственными органами власти о целесообразности использования механизмов государственно-частного партнерства в развитии экологической инфраструктуры, определение критериев выбора и определения вида экологической инфраструктуры перспективного для внедрения механизмов партнерства, проведение предварительной оценки вклада применение указанных механизмов и нейтрализация негативных тенденций в сфере природопользования, разработка концепции внедрения механизмов государственно-частного партнерства в развитии экологической инфраструктуры.
Литература:
1. Войнатовская М.А. Институт частно-государственного партнерства на транспорте /М. А. Войнатовская //Транспортное право. - 2006. - №1. - С. 4-7.
2. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: теория и практика/ В. Г. Варнавский // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - №7. - С. 28-37.
3. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство в России [Електроннний ресурс]. - Режим доступа: / В. Г. Варнавский Государственно-частное партнерство в России //http:// www.strana-oz.ru./? numid=21&article-988
4. Мамлеева Я. В. Организационно-экономические инструменты развития экологического предпринимательства: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. эконом. Наук: спец.08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика природопользования)» /Я. В. Мамлеева. - Уфа, 2008. - 20 с.
5. Мартусевич Р. О. Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве // Мартусевич Р., Сиваве С., Хомченко Д. - М.: «Фонда Института экономики города», 2006. -244 с.
6. Михеев В. А. Государственно-частное партнерство в реализации приоритетных национальных проектов [Електроннний ресурс]. - Режим доступа: //http:// www.c-society/ ru .wind.php?
7. Мишенин Г. В., Мишенина Г. Г. Концептуальные основы развития механизмов государственно-частного партнерства в лесо-ресурсной сфере / Г. В. Мишенин, Г. Г. Мишенина //Економист. - 2010. -№12. - С.23-26.
8. Полякова О. М. Государственно-частное партнерство в Украине / О.М.Полякова //Коммунальное хозяйство городов. Научно-технический сборник. -№ 87. - УГАЖТ, Харьков, 2009. - С.317-322.
9. Хвесик М. А., Голян В. А., Хвесик Ю. М., Деми-дюк С. М. Формирование институциональной среды предпринимательской деятельности в сфере природопользования: инвестиционно-инновационный аспект: монография / М.А Хвесик, В. А. Голян, Ю. В. Хвесик, С. М. Демидюк. - Луцьк: ПВД «Твер-диня», 2010. - 488 с.
10. О глобальном экологическом фонде / Программа Малых Грантов в Казахстане. Режим доступа: http:// gefsgp.un.kz/about/
11.Министерство сельского хозяйства РК. Режим доступа: http://mgov.kz/perechen-mezhdunarodnyh-organizatsij/
12. Метелев С.Е., Гончарова О.В. Методологические аспекты эколого-экономической оценки перехода общества к устойчивому развитию // Проблемы современной экономики. - 2010. - №2 (34).
13. Метелев С.Е., Зинченко А.Г.Экологическая безопасность региона как основа его устойчивого развития. На примере юга Западной Сибири // Закон и право. - 2006. - № 2. С.15-19.
14. Метелев С.Е ., коллектив авторов. Экономические и экологические проблемы в меняющемся мире / Монография. - Санкт-Петербург, НПК «РОСТ», 2010. - 326 с.
К ВОПРОСУ О ПЛАТЕ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
марьин Е.в.,
к.ю.н, доцент, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным[6].
Действующим Бюджетным кодексом РФ в статьях 51, 57 и 62 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду отнесена к
неналоговым доходам бюджетов и распределяется по следующим нормативам: 20 % - в федеральный бюджет, 40 % - в бюджет субъекта РФ, 40 % -в местный бюджет [2].
Существуют различные точки зрения относительно правовой природы, формы платы за негативное воздействие на окружающую среду.