Научная статья на тему 'Инновационное развитие в практической деятельности зарубежных компаний'

Инновационное развитие в практической деятельности зарубежных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НОВОВВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Велькович Михаил Абрамович, Диденко Николай Иванович, Скрипнюк Джамиля Фатыховна

Рассматриваются основные категории и проблемы инновационного развития на основе обобщения экономических теорий и анализа практики ряда зарубежных фирм по технологическим и управленческим нововведениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers the main categories and problems of innovation development on the basis of summarizing economic theories and analysis of practice of a number of foreign companies in technological and management innovations.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие в практической деятельности зарубежных компаний»

туциональных инструментов, реформы государственного программирования, схем государственного содействия процессам диффузии и трансфера технологий, выявления существующих сетей и кластеров.

Кластеризация инновационной системы (после 2006 г.). Это период перехода от поддержки отдельных фирм и организаций, ведущих исследования и разработки, к поддержке развития кластеров аналогичных фирм и организаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Wagner, C. U.S. Government Funding for Science and Technology Cooperation with Russia [Text] / C. Wagner, I. Brahmakular, D.J. Peterson, S. Linda, A. Wong. - Arlington: Rand, S&T Policy Institute, 2002.

2. Бекетов, Н.В. Оценка инновационного потенциала региона [Текст] / Н.В. Бекетов, Г.С. Ковров, С.Н. Павлова. - М.: Ин-т науч. информ. по обществ.

наукам РАН, 2004.

3. Ковров, Г.С. Интеллектуальный потенциал вузовской науки: важнейший государственный ресурс развития инновационной экономики региона [Текст] / Г.С. Ковров, Н.В. Бекетов. - М.: Ин-т науч. информ. по обществ. наукам РАН, 2008.

УДК 338.45:330.341.1

М.А. Велькович, Н.И. Диденко, Д.Ф. Скрипнюк

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПАНИЙ

Термины «новации», «инновации», «инновационное развитие» - сегодня достаточно широко распространены. Термин «новации» применяют по отношению к изобретениям и открытиям, «инновациями» называют новые способы, новые методы работы и новые продукты, получившие признание на рынке. Термин «инновационное развитие» отражает факт создания продукции с использованием инноваций.

В экономической науке дискуссия о сущности инновационного развития, по всей вероятности, занимает одно из важных мест среди экономико-организационных проблем. Не менее важным является анализ результатов практического использования экономических положений на практике.

Можно утверждать, что для любой экономической теории объект исследования непременно включает вопросы, относящиеся к инновациям.

Чтобы убедиться в этом, рассмотрим в данной статье некоторые из зарубежных источников; результаты анализа тридцати источников [1-30] изложим далее.

Итак, экономическая наука включает много направлений, в каждом из которых решаются вопросы, имеющие непосредственное отношение к различным проблемам инноваций. И здесь проблему восприимчивости национальной экономики к инновациям можно считать одной из важнейших.

Поиск инновационных форм и методов происходит во всех звеньях национальной экономики: в системе управления и маркетинга, стимулирования и оплаты труда, логистике, внешнеэкономической деятельности и др., а также на разных уровнях - отдельного индивидуума, бригады, цеха, предприятия, региона - везде формируются организационно-управленческие инновации, которые в свою очередь влияют на технологические инновации.

На практике мы наблюдаем различную восприимчивость к инновациям предприятия, региона, экономики в целом. В чем причина и кто виновник - экономическая наука, которая должна быть «исторически движущей революционной силой», или практика, не использующая выводы

теории? В какой-то степени ответ на эти вопросы может дать изучение зарубежной практики, в частности практики стран, имеющих высокий индекс технологических достижений.

Взятые нами для анализа работы зарубежных исследователей посвящены различным аспектам инноваций. В них в основном анализируются успехи и неудачи американских компаний в течение длительного времени. Одни ученые делают вывод, что инновации подчиняются определенной логике и предсказуемы. Они относятся к той группе исследователей, которые считают, что существующие теории инноваций способны объяснить распространение любых нововведений. Но имеется и другая точка зрения, согласно которой теории инноваций, полностью завершенной, не существует, а имеются отдельные подходы, объясняющие те или иные проблемы инноваций. Здесь важен сам по себе ответ на вопрос существования завершенных теорий инноваций. Попытаемся это сделать изучая материалы зарубежных исследований.

Развитие любой теории связано с накоплением практического опыта, с теоретическим его обобщением по отдельным проблемам. Отсюда теория инноваций (теории инноваций) должна представлять комплекс взглядов, идей, направленных на истолкование и объяснение явления распространения новшеств и превращения их в инновации.

В структуре любой теории принято выделять четыре основных компонента. Во-первых, исходную эмпирическую основу, которая включает множество зафиксированных фактов. Во-вторых, исходную теоретическую основу -множество первичных допущений, постулатов, аксиом, описывающих идеализированный объект теории. В-третьих, логику теории - множество допустимых в рамках теории правил. И в-четвертых, совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами.

На наш взгляд, в большинстве работ представлена информация по каждому из названных выше элементов, достаточно изложены и эмпирическая основа исследования и исходная теоретическая.

Рассмотрим основные проблемы, анализируемые в случайно выбранных источниках информации.

Развитие инноваций. Все большее количество исследователей поддерживают волновую, цик-

лическую концепцию развития инноваций*. Продолжительность цикла при этом считается примерно равной пятидесяти годам. В начале цикла происходит постепенное нарастание технического потенциала нововведения, затем бурная его коммерческая эксплуатация, за которой следует замедление. В основе каждой волны лежат какие-то доминирующие базисные технологии. Если взять последние двести пятьдесят лет, то сейчас имеет место пятая волна, в основе которой лежат технологии, базирующиеся на электронике. Для конкретного нововведения зарождение, скачкообразный рост и постепенное достижение полной зрелости хорошо иллюстрируются Б-образной кривой, если на оси абсцисс показаны затраты, а на оси ординат - результаты.

Виды инноваций. Имеются различные взгляды на виды инноваций. Различают базисные инновации и инновации усовершенствования, революционные и эволюционные, радикальные и частичные, широкого использования и особенного использования, инновации в виде нового типа продукции и нововведения, относящиеся к производственному процессу.

Многие труды посвящены анализу компьютерных технологий как определенному виду инноваций, но также затрагиваются и другие нововведения. Если компьютерная (изобретение транзистора) технология относится к базисным, то многие технологии, появившиеся в результате рождения транзистора, являются конкретным развитием и использованием открытий, изобретений в этой области. К ним относятся гибкие автоматизированные производственные системы, системы автоматизированного проектирования, автоматизированные филиалы банков, система электронного рабочего места в розничной торговле и многие другие.

К базисным нововведениям относятся такие, которые коренным образом изменяют или могут изменять содержание различных видов деятельности в обществе. К таким инновациям относят использование возможности угля и энергии пара, развитие железнодорожного транс-

* Впервые концепцию больших циклов высказал русский экономист Н.Д. Кондратьев. Суть ее заключается в том, что существуют большие циклы, характеризующиеся сменой тенденций повышения и понижения. В экономической зарубежной литературе большие циклы обычно называют циклами Кондратьева.

порта, успехи в электроэнергетике и двигателях внутреннего сгорания, электроника, а в будущем - биотехнология.

Отнесение того или иного нововведения к революционному или эволюционному в большей степени зависит от уровня оценивающего лица или организации. Для одних лиц или организаций внедрение систем на базе вычислительной техники может не иметь никакой революционности, поскольку в этой организации происходят непрерывные технологические изменения. В других же организациях отнесутся к использованию компьютерных технологий как к событию революционному.

Уровень новизны. При анализе типов инноваций важное значение имеет уровень новизны, который отображает знания, воплощенные в нововведении. Более-менее общепринятой является точка зрения о двух уровнях новизны: нововведения на базе известных законов, закономерностей и на базе неизвестных законов и закономерностей.

Первый (нижний) уровень - это постепенное изменение, постепенное улучшение. Если речь идет о каком-то устройстве, то это постоянное улучшение параметров устройства на базе основного схемно-конструктивного принципа, лежащего в его основе. Например, всем известный утюг. В основе его функционирования лежит принцип подогрева подошвы (основания) утюга. На протяжении нескольких веков утюг непрерывно улучшается, совершенствуется конструкция, но принцип не изменяется. Подошву грели на костре, затем она разогревалась древесным углем, затем электрической спиралью. Это нововведения на базе известного принципа. В таком же смысле могут развиваться и нововведения, относящиеся к процедурам деятельности.

Нововведения второго уровня новизны характеризуются изменением схемно-конструк-тивного принципа у прибора. Для утюга можно представить, что не горячая подошва утюга будет разглаживать ткань, а, например, лучи лампы. В случае внедрения нововведения второго уровня новизны в процедуру деятельности происходит существенная переориентация установок всех членов организации, меняется оргструктура фирмы.

Внедрение нововведений. Что же заставляет заниматься внедрением нововведений, превращать их в инновации, какие побудительные мо-

тивы лежат в основе? В большинстве источников анализируются, по крайней мере, следующие из них:

- поиск решения проблем, возникших в деятельности организации или отдельных индивидуумов;

- подражание другим организациям или индивидуумам (кто-то внедряет данную технологию - и мы не отстанем);

- желание улучшить свое мастерство в конкретной деятельности;

- интуитивные представления, что нововведение может улучшить деятельность организации;

- поддержание или повышение престижа;

- реализация знаний о новых технологиях тех сотрудников, которые приходят в организацию из вузов, после повышения квалификации или из других организаций;

- удовлетворение потребности некоторых людей, находящих удовольствие во внедренческой деятельности, подобно тому как находят дети удовольствие в игре;

- советы консультантов в период каких-либо реорганизаций на предприятии;

- запросы потребителя;

- желание получить прибыль в конкурентной борьбе.

В публикациях зарубежных авторов нет единства взглядов о сравнительной важности названных причин, поэтому в списке [1-30] мы расположили их произвольно.

Детальнее, на наш взгляд, следует остановиться на проблеме влияния рынка на процесс внедрения нововведений, исходя из того, что в рыночной экономике товарно-денежным отношениям отводится определяющая роль. Пока не ясно, как определить степень влияния рынка на внедрение нововведений в организациях и компаниях.

Конкуренция и монополия - вот два фактора, совместное воздействие которых способствует распространению нововведений. На конкурентном рынке фирмы стараются занять наибольшую долю, так как их цель - максимизировать прибыль. Так как фирмы контролируют друг друга в достижении этой цели, ни одной из них не удается завоевать весь рынок. Этот процесс конкуренции позволяет снижаться ценам, заставляет фирмы работать эффективнее и стимулирует нововведения.

Но если одна или несколько фирм получают основную долю рынка, они обычно получают дополнительную прибыль за счет установления цен выше стоимости и ограничения объемов выпуска. Их монополистическое влияние может привести к социальным потерям из-за неэффективности, торможения внедрения нововведений и к несправедливому распределению доходов.

Процесс нововведения. Этот процесс рассматривается как многостадийный, на каждой его стадии производится выбор наиболее рационального варианта. В большинстве работ называются следующие стадии:

1) получение информации о существовании какого-то определенного нововведения;

2) анализ нововведения и его свойств, обоснование целесообразности принятия нововведения;

3) принятие решения об использовании нововведения;

4) осуществление первых усилий по внедрению нововведения;

5) развитие нововведения в организации.

Оценка (отбор) нововведений. В процессе

принятия решения о переходе к новой технологии используется ряд критериев. Их можно разбить на три класса: финансовые, социальные, политические.

По своему конечному результату все проекты по использованию нововведения рискованны. Финансовое обоснование проекта проводится в условиях неопределенности, причем неопределенность имеет место как на стадии принятия решения об использовании, например новой технологии, так и после ее внедрения. Отдачу от новой технологии оценить весьма трудно, а если она внедрена, то практически невозможно определить, получен ли тот результат, на который рассчитывали. При финансовом обосновании определяются суммарные затраты, себестоимость, период окупаемости капиталовложений, величина прибыли. Варианты оцениваются по сокращению производственных затрат и повышению рентабельности производства, повышению гибкости производства, повышению качества товаров, совершенствованию процессов контроля. С целью сокращения производственных затрат многие предприятия идут по пути создания таких технологий, при которых занято минимальное количество рабочих либо живой труд не применяется.

В условиях неопределенности результатов экономического обоснования решения о принятии новой технологии большое значение имеют социальные критерии. Социальные критерии не оцениваются количественно, они характеризуют такие качества сторонников новых технологий, как преданность делу, решимость осуществить дело до конца, авторитет, ответственность.

Третий класс критериев - политические, причем термин «политический» используется в ином смысле, чем мы его понимаем. Класс политических критериев характеризует общественное мнение о нововведении; степень солидарности членов коллектива, которые не имеют прямого отношения к нововведению, если оно не затрагивает всю организацию, а если и затрагивает всю организацию, то имеют отношение в условиях неопределенности экономических критериев, играет важную роль в принятии нововведения.

Организационные структуры. Можно выделить ряд классификационных признаков, для того чтобы иметь представление о типах участников нововведений. По всей видимости, нет необходимости строить универсальную систему классификации, так как для определенных целей исследования требуется и соответствующая система. Назовем следующие признаки классификации: функция организации на стадиях развития процесса нововведения; используемая стратегия; положение на рынке; гибкость организационной структуры; размер организации; внутриоргани-зационная культура.

По признаку «функция организации на стадиях развития процесса нововведений» выделяется пять типов организаций: пользователи нововведений; создатели нововведений; создатели и пользователи; носители нововведений; как результат нововведений.

По признаку «используемая стратегия» существует два типа организаций: атакующие и обороняющиеся. Стратегия атакующих характеризуется переходом к нововведению на базе новых знаний до момента достижения существующей технологией своего предела, например переход от электронных ламп к транзисторам, от винтовых самолетов к турбореактивным. В основе стратегии атакующих организаций лежит способность распознавать пределы используемых

технологий. Обороняющиеся организации характеризуются верой в эволюционный характер перемен, они следуют старой дорогой и начинают задумываться о смене стратегии только в случае плохих экономических результатов.

Признак «положение на рынке» позволяет выделить два типа организаций: лидеры и неудачники. Они различаются влиянием нововведений на финансовые показатели: лидеры имеют превосходные, а неудачники - средние финансовые результаты. Судьба корпораций меняется при смене технологий. Лидер может сохранить при этом свои позиции на рынке, но его доля сокращается. Он может стать банкротом и уступает свои позиции, когда другие компании в результате своих нововведений начинают выпускать новые или более дешевые продукты .

Признак «гибкость организационной структуры» позволяет назвать по крайней мере три типа организаций: где организационная структура изменяется постоянно, изменяется редко и не изменяется в течение длительного периода времени. В организациях первого типа создаются группы специалистов, задача которых - обеспечение организационной гибкости, позволяющей приспосабливаться к переменам, постоянно происходящим в технологиях и на рынках.

Признак «размер организации» определяется количеством занятых в производстве в течение года, наличием резервов, масштабами оборота, объемом финансовых ресурсов.

Признак «внутриорганизационная культура» определяется как совокупность убеждений и ценностей, существующих в организации.

Организационные структуры (структура организации) дифференцируются на два класса: механические и органичные. Они отличаются степенью централизации, приемами управления.

Методы исследования проблем нововведений. В различных источниках изложены процедуры из арсенала методик исследования производственных систем, обработки собранной информации, обобщения полученных фактов. Для сбора первичной информации широко используются методы интервьюирования, опроса, анализа ежегодных отчетов фирм об их хозяйственной деятельности, анализа публикаций в технических журналах и прочих изданиях о распространении новых технологий.

Для обобщения фактов, для получения зависимостей используются различные статистические методы (корреляции, регрессии, попарного сравнения и др.), логико-структурный, технико-экономический, социально-политический анализ.

Залог успеха инновационной деятельности. В анализируемых источниках отражается необходимость организации экономического процесса, воспроизводящего инновации. Отмечается, что единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и образование - это инновационный процесс. Он состоит в получении новшеств и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производство, распределение, обмен, потребление. В воспроизводственный процесс на уровне экономики должна вписываться инновационная стратегия отдельных фирм, конгломератов и территориальных образований.

Под инновационной стратегией понимаются способы использования нововведений во всех сферах деятельности компании. Если руководство компании поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что оно будет принято к внедрению в организации, возрастает.

Стратегию можно определить как процесс принятия решений. Имеются цели (объекты) и средства, с помощью которых принимаются решения. Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам. Это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.

Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них во-время.

Все большее число фирм признает необходимость инновационного планирования и активно внедряет его. Это обусловлено растущей конкуренцией: нельзя жить только сегодняшним днем, приходится постоянно искать и внедрять нововведения, предвидеть и планировать возможные изменения, чтобы выжить и выиграть в конкурентной борьбе.

L__

— — Формулиров 4 r*^- ка стратегии

1 r

Выбор типа стратегии 5

1 f

Реализация стратегии 6

1 f

Оценка и контроль 7

Последовательность разработки и внедрения инновационной стратегии

Проектирование инновационных преобразований предусматривает определенную последовательность в выборе и реализации инновационной стратегии: от постановки цели до ее практической реализации.

Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

Разработку и внедрение стратегии, их последовательность, предлагается осуществлять по приведенной выше схеме.

Разработка инновационной стратегии редко бывает чисто формальной, и сама стратегия должна постоянно корректироваться с учетом

изменяющейся внешней среды и внутренних условий в организации. Поэтому задача руководства предприятия состоит не только в том, чтобы грамотно сформулировать стратегию, но и в том, чтобы правильно выбрать механизм ее реализации, с учетом особенностей бизнеса и условий внешней среды на рынке.

Итак, мы обобщили определенные теоретические знания и проанализировали практический опыт по технологическим и управленческим нововведениям ряда зарубежных фирм. Остается вопрос - возможно ли организовать национальные экономические системы в России таким образом, чтобы предприятия стремились внедрять нововведения? Попытаемся ответить на этот вопрос в следующих публикациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Baiimol, W. The Free-Market Innovation Machine: analyzing the growth miracle of capitalism [Text] / W. Baumol. - Princeton: Princeton Univ. Press, 2002. -563 р.

2. Cusumano, M.A. The Japanese automobile industry: Technology and management at Nissan and Toyota

[Text] / M.A. Cusumano. - Cambridge: Harvard Univ. Pr., 1985. - 487 p.

3. Davenport, T.H. Process innovation: Reengineering work through information technology [Text] / T.H. Davenport. - Boston, Mass.: Harvard Business School Press, 1993. - 337 p.

4. Dodgson, M. The Management of Technological Innovation [Text] / M. Dodgson. - Oxford Univ. Press, 2000. - 536 p.

5. Dolan, R.J. Managing New Product Development Process: Cases and Notes [Text] / R.J. Dolan. - MA: Ad-dison-Wesley, 2003. - 647 p.

6. Dreher. Carsten. Measuring Innovations in Manufacturing: Diffusion, Adoption Potentials and Characteristics of Technical and Organisational Process Innovations [Text] / Dreher // Paper prepared for the Eurostat Conference on Innovation Measurement and Policies. - 2004. -May.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Dоmаr, Е.D. Capital Expansion, Rate of Growth and Employment [Text] / E.D. Domar // Econometrica. -14 (April 1946). - P. 137-147.

8. Freeman. C. The National System of Innovation in Historical Perspective [Text] / C. Freeman // Cambridge Journal of Economics. - 1995. - Nr 1. - Р. 19, 48.

9. Gibbons, J.H. Science, Technology and Government in The United States: Toward The Year 2000 [Text] / J.H. Gibbons, W. Wells // Technology in Society: An International Journal (August/November). - 1997. - Vol. 19, nr 3-4. - P. 576.

10. Gomez, P. Unternehmensorganisation: Profile, Dynamik, Methodik [Text] / P. Gomez, T. Zimmermann. -Frankfurt: Campus Verl., 1993. - 272 p.

11. Harrod, R.F. An Essay in Dynamic Theory [Text] / R.F. Harrod // Economic Journal 49 (March 1939). - P. 14-33.

12. Lipsett, M.S. R&D and Innovation Fourth International Conference on S&T Indicators [Text] / M.S. Lipsett, A. Holbrook, Richard G. Lipsey. - Antwerpen, 1995. - 146 p.

13. Lundvall, В. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning [Text] / B. Lundvall. - London: Pinter Publishers, 1992. - 874 р.

14. Mori, W. Science, Technology in Japan [Text] / W. Mori, T. Ochai // Technology in Society. - 1997. -(August/November). - Vol. 19, nr 3-4. - P. 500.

15. Nakahara, T. Innovation in Boardless World Economy [Text] / T. Nakahara // Research-Technology Management. - 1997. - (March). - Vol. 40, nr 3. - P. 21.

16. National Innovation System [Text]. - N. Y.; Oxford, 1993.

17. Nelson, R. National Innovation Systems. A Com-

parative Analysis [Text] / R. Nelson. - Oxford: Oxford Univ. Press, 1993. - 1032 р.

18. Nonaka, I. The knowledge creating company: How Japanese companies create the dynamics of innovation [Text] / I. Nonaka, H. Takeuchi. - N.Y., 1995. - 284 p.

19. Sende, P.M. Innovation Our Way to The Next Industrial Revolution [Text] / P.M. Sende, M. Carstedt // MIT Sloan Management Review. - 2001. - (Winter). - P. 7.

20. Survey on technological exports from Japan [Text] // Atoms in Japan. - 1999. - Nr 43.

21. Tidd, J. Managing Innovation. Integrating Technological, Market and Organizational Change [Text] / J. Tidd, J. Bessant, K. Pavitt. - Wiley, 1997. - 238 p.

22. Various data which indicate the present state of Japanese science and technology [Text] // STA Today. -1998. - Nr 10.

23. Womack, J.P. The machine that changed the world: Based on the Massachusetts Institute of Technology 5-million-dollar 5-year study on the future of the automobile [Text] / J.P. Womack, D.T. Jones, D. Roos. -N.Y.: Rawson, 1990. - 323 p.

24. OECD in Figures. 2005 Ed. Statistics on the member Countries [Electronic recourse] : OECD Report, 2005. - URL: www.oecd.org

25. OECD Science, Technology and Industry: Scoreboard 2005 [Electronic recourse] : OECD Report, 2005. -URL: www.oecd.org

26. National Innovation Systems [Electronic recourse] : OECD Report, 2004. - URL: www.oecd.org

27. Oslo Manual. The Measuremnt of Scientific and Technological Activities, Proposed Quiedlines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data: Joint Publication of OECD and EUROSTAT: Third Ed. [Electronic recourse]. - URL: www.oecd.org

28. World Economic Situation and Prospects 2006 [Electronic recourse] : United Nations Report, 2005. -URL: http://www.un.org/esa/policy/wess/ wesp.html

29. Robin Cowan, Network models of innovation and knowledge diffusion [Electronic recourse] : Research Memorandum series, 2004. - URL: www.me-rit.unu.edu

30. Jacques Mairesse, Pierre Mohnen. The Importance of R&D for Innovation: A Reassessment Using French Survey Data [Electronic recourse] : Research Memorandum series, 2005. - URL: www.me-rit.unu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.