^ЖаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу2-2'>2
го университета. Серия «Экономика». - 2009. - № 3. -С.56-59.
6. Методические рекомендации по организации межрегионального и межмуниципального сотрудничества в сфере реализации расходных полномочий и вопросов местного значения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.minregion.ru
7. Обеспечение сбалансированного развития субъектов Российской Федерации - генеральное направление региональной политики [Электронный ресурс] : [Рекомендации «круглого стола» Комитета Совета федерации по делам федерации и региональной политике]. - Режим доступа: http://www.komfed.ru
8. Fritsch, M. Does R&D-cooperation behavior differ between regions? [Text] / M. Fritsch // Industry and Innovation. - March 2003. - Vol. 10, no. 1. - P. 25-39.
9. Fritsch, M. Innovation, cooperation, and the region [Text] / M. Fritsch, R. Lukas // Audretsch David B., Thurik
Roy Innovation, Industry Evolution and Employment. -Cambridge: Cambridge University Press, 1999. - Р. 157-181.
10. Lucas, R.E. On the mechanics of economic development [Text] / R.E. Lucas // Journal of Monetary Economics. - 1988. - № 22. - Р. 3-42.
11. Pyke, F. Industrial districts and local economic regeneration [Text] / F. Pyke, W. Sengenberger. - Geneva: ILO, 1992.
12. Reiterer, M. Interregionalism as a new diplomatic tool: the EU and East Asia [Text] / M. Reiterer // EFAR. - 2006. - № 11. - Р. 242.
13. Song, W. Regionalization, inter-regional cooperation and global governance. Published online: 25 January 2007 [Text] / W. Song. - Springer-Verlag, 2007.
14. Torre, A. Proximity and Localization [Text] / A. Torre, А. Rallet // Regional Studies. - February 2005. -Vol. 39, no. 1. - Р. 47-59.
УДК 330.567.4:61
А.Е. Ахметов
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Фармацевтическая отрасль - одна из наиболее стратегически важных и приоритетных сфер российской экономики. Она играет огромную роль в решении социально-экономических задач, выступая в качестве посредника, реализующего ряд социальных функций, направленных на улучшение качества и продолжительности жизни населения. Данные функции не могут полноценно реализовываться без постоянного воспроизводства инноваций и высокотехнологичной продукции предприятиями фармацевтической отрасли. Потенциал национальной фармацевтической отрасли является важным показателем экономической развитости государства, опирающийся на инновационную модель развития здравоохранения.
Инновационная модель развития здравоохранения предусматривает тесное взаимодействие системы здравоохранения и медицинской
науки, планирование научных медицинских исследований в зависимости от потребностей здравоохранения, активное внедрение научных результатов в медицинскую практику, а также целенаправленную подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений [1].
С целью реализации единой государственной политики в решении проблемы динамичного развития фармацевтической отрасли Министерством промышленности и торговли была разработана стратегия инновационного развития на период до 2020 г. Основными задачами данной стратегии являются: увеличение обеспеченности населения жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами; повышение конкурентоспособности отечественной фармацевтической продукции; стимулирование разработки и производства инновационных ле-
карственных средств; совершенствование системы подтверждения соответствия качества лекарственной продукции и др.
Основные направления стратегии развития национальной фармацевтической промышленности включают:
- повышение производительности труда и качества национального фармацевтического производства;
- переход на инновационную модель развития фармотрасли;
- развитие в сфере производства фармацевтических субстанций;
- развитие в сфере международной интеграции;
- развитие в сфере подготовки и переподготовки специалистов.
Российский рынок фармацевтической продукции представляет собой один из наиболее динамичных и быстрорастущих мировых рынков со стабильно высокими темпами роста производства и показателями продаж. Весьма существенным является потенциал фармрынка с ежегодным приростом 10-12 % в рублях с 2003 г. [2]. По данным аналитической компании «Фармэксперт» объем российского фармрынка в 2010 г. составил около 20 млрд долл. США (см. рис. 1).
Несмотря на положительные темпы роста, отечественная продукция фармацевтической промышленности практически не представлена на международных рынках. Так, по данным отчета UNCTAD handbook of statistics (2011 г.) доля России в мировом экспорте лекарственной продукции минимальна - на группу стран с переходной
Млрд долл.
США 28 ■
24 20 16 12 8 4 0
fill
шш
шиш
ШШ
вй
2010
2011
2012
1 /Сд
Рис. 1. Динамика и прогноз российского фармрынка в целом (2010-2012 гг.)
Рис. 2. Структура мирового экспорта лекарственных средств (включая ветеринарные препараты) по группам стран (2010 г.)
1 - развитые страны - 93,25 %; 2 - страны с переходной экономикой - 0,39 %; 3 - развивающиеся страны - 6,36 %
экономикой приходится менее 1 % мирового экспорта (см. рис 2). Это свидетельствует о наличие факторов, тормозящих экспорт российской продукции. Во-первых, это отсутствие стандартов, гармонизированных с международными правилами, которые регулируют производство и контроль качества лекарственных средств и являются обязательными для фармацевтической промышленности. Во-вторых, отечественная продукция является неконкурентоспособной по качеству инновационной составляющей действующего вещества лекарственного средства. Российские компании имеют ограниченные возможности заниматься разработкой инновационных препаратов в силу ряда причин: отсутствие механизмов финансирования НИОКР, дисбаланс регуляторных требований к отечественным и зарубежным производителям, несовершенство законодательной базы, нехватка квалифицированных кадров и др.
Согласно исследованиям Министерства промышленности и торговли РФ одной из особенностей российского фармрынка является преобладание импортных «брендированных дженериков» с рыночной долей 40 %, т. е. лекарственных средств, у которых действующее
3
2
^ЖауЧН0-ТеХНИЧе£КИеВеД0М2£ТИ«СПбГП|У.2-2..2212..ЭК2Н0МИЧе£КИе«НаУКИ
вещество вышло из-под патентной защиты, но активно продвигается его торговое наименование. Результатом является переплата конечными потребителями за торговые названия препаратов. Доля инновационных препаратов иностранного происхождения на российском рынке составляет 35 %, в то время как отечественные инновационные разработки занимают около 1 % [3].
Положительная динамика российского фармацевтического рынка привлекает транснациональные фармацевтические компании, импортирующие на российский рынок высокотехнологичные препараты. Среди лидеров по объему импорта лекарственных средств в стоимостном выражении можно назвать Sanofi -Aventis с долей 7,9 % от общего объема импорта и Novartis - с долей 7,8 % [4]. Стоит отметить, что импортные препараты в общем объеме продаж лекарственных средств составляют 79 % в денежном выражении, а в натуральном -36 % [5], т. е. средняя стоимость одной упаковки импортного препарата примерно в семь раз выше российского. Высокая средняя стоимость импортной упаковки лекарства объясняется преобладаем в портфеле иностранных компаний инновационных высокотехнологичных препаратов, не имеющих российских аналогов. В продуктовых портфелях отечественных производителей основную долю составляют низкорентабельные дженериковые препараты, что не позволяет выделять средства на НИОКР в достаточном объеме. Более того, государство не оказывает существенной поддержки и не стимулирует рост инвестиций в инновационные проекты. В настоящее время на развитие инноваций и исследование в здравоохранении России тратится 0,02 % госбюджета, в то время как в США данный показатель равен 0,3 % [6].
Следующим ограничением инновационного развития фармотрасли можно назвать дисбаланс регуляторных требований к отечественным и зарубежным производителям. Длительные и сложные процедуры регистрации фармацевтических субстанций для российских компаний, по сравнению с иностранными ком-
паниями, увеличивают затраты производителей.
Также сдерживают инвестиции частного сектора в инновационные разработки медицинских препаратов недостаточный уровень российского патентного законодательства и отсутствие институтов защиты прав интеллектуальной собственности. Частный бизнес предпочитает участвовать в развитии тех подсекторов, которые дают прибыль в кратчайшие сроки и не требуют рискованных инвестиций (аптечные сети, производство биологически активных добавок и др.).
Еще одним ограничением инновационного развития отрасли является разрыв между фундаментальной наукой и фармпредприятими. В России практически отсутствуют бизнес-структуры, которые могли бы проводить научные разработки, а также финансовые институты, которые могли бы инвестировать в инновационные проекты. Решением проблемы может стать развитие механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). При реализации модели ГЧП мобилизуется дополнительный источник инвестиций, повышается мотивация к оптимизации расходов и появляется возможность высокотехнологического прорыва в здравоохранении. Примером ГЧП в фармсфере может послужить сотрудничество между фондом «Сколково», компанией Янссен Фармацевтика НВ и компанией Химрар, которые подписали предварительное соглашение о потенциальных возможностях для соинвестирования в российские начинающие компании, осуществляющие исследования в области фармацевтики и медицинских изделий. Янссен Фармацевтика НВ и Химрар планируют сотрудничать с ведущими российскими научными центрами и академическими институтами для выявления и отбора интересных разработок в области медицины и медицинских изделий, которые впоследствии могут быть преобразованы в коммерческие компании - стартапы [7].
В настоящее время фармацевтические компании сталкиваются с возрастающей конкуренцией со стороны иностранных производителей, что заставляет искать принципиально
новые модели развития, новые технологии, новые принципы взаимоотношений. Очевидно, что при существующих проблемах (отсутствие механизмов финансирования НИОКР, несовершенство законодательной базы, нехватка квалифицированных кадров и др.) в фармот-расли отечественные предприятия не способны без поддержки государства увеличить долю инновационной продукции в своих портфелях и выйти на мировой рынок с конкурентоспособными препаратами. Инновационная стратегия развития фармацевтической промышленности должна стать импульсом для реализации мероприятий, обеспечивающих измене-
ние структуры фармацевтического рынка РФ и приближающих к модели, принятой в индустриально развитых странах, при которой на рынке представлены инновационные препараты и качественные дженерики, а процент «брэндированных дженериков» минимизируется. Инновационный сценарий развития фар-мотрасли позволит российским производителям организовать производство высокотехнологичной фармацевтической продукции, повысить уровень отечественной фармацевтической продукции до мирового и успешно конкурировать с зарубежными производителями как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция развития системы здравоохранения России до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zdravo2020.ru/concept
2. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.minpromtorg.gov.ru/
3. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.minpromtorg.gov.ru/
4. Российский фармацевтический рынок [Элек-
тронный ресурс]: годовой отчет по итогам 2010 г. / ЦМИ «Фармэксперт». - Режим доступа: http://www. pharmexpert.ru
5. Миндич, Д. [Текст] // Энергия промышленного роста. - 2009. - № 4/5 [32].
6. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2011: Innovation and Growth in Knowledge Economies [Electronic resource]. - URL: http://www.oecd.org
7. Янссен Фармацевтика НВ, ООО «Джонсон и Джонсон» и фонд «Сколково» подписывают предварительное соглашение о сотрудничестве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.i-gorod.com