УДК 330.34.01
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ В КОНТЕКСТЕ СТРУКТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ:
ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ
Васькина кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической
Марина теории, Южный федеральный университет (344002, Россия,
Георгиевна г. Ростов-на-Дону, ул. Горького,88). Е-таИ; [email protected]
Ищенко-Падукова кандидат экономических наук, доцент кафедры политической Оксана экономии и экономической политики, Южный федеральный
Александровна университет (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88).
Е-mail: [email protected] Мовчан кандидат экономических наук, доцент кафедры политической
Ирина экономии и экономической политики, Южный федеральный
Викторовна университет (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88).
Е-mail: [email protected]
Аннотация
Актуальными проблемами инновационного развития в контексте структурной модернизации российской макроэкономики являются неравномерный точечный характер инновационной динамики, недостаточность финансирования инновационных инициатив и проектов со стороны государства и бизнеса, сложный институциональный механизм инновационного цикла от инновационных разработок до коммерциализации и внедрения инновационной продукции. В этих обстоятельствах исследование проблем и тенденций инновационного развития в контексте структурной модернизации выступает перспективной задачей теоретического анализа в целях практической разработки механизмов реализации эффективных форм макроэкономического регулирования инновационной активности, развития инновационной инфраструктуры в регионах и отраслях национальной экономики, создания инструментов для масштабного вовлечения в инновационную деятельность организаций малого и среднего бизнеса. В предлагаемой статье авторы анализируют основные проблемы и перспективные тенденции инновационной динамики как ключевого фактора структурной модернизации российской экономики.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, структурная модернизация, тенденции инновационного роста, инновационно-отраслевая диверсификация, барьеры структурной модернизации.
Введение. Структурная модернизация как императив функционирования современной российской экономики предполагает ускоренное становление и эффективное функционирование инновационных форм организации общественного производства - реальной долгосрочной альтернативы экспортно-сырьевой зависимости. Особую актуальность необходимость структурной модернизации на инновационной основе приобретает в условиях тех кризисных явлений и их негативных результатов для отечественной экономики, которые стали следствием геополитической конфронтации и глобальных рецессионных процессов. Как справедливо отмечается в литературе, «в 2014-2015гг. Россия столкнулась с одновременным проявлением сразу трех кризисных компонент - структурной, циклической (внутренней конъюнктурной) и внешней» [10, с. 5].
Поэтому в условиях антироссийских санкций и глобального геополитического и экономического кризиса, а также объективной необходимости проведения национальной политики импортозамещения, актуализируются проблемы инновационного развития как основного вектора структурной модернизации и роста конкурентоспособности национальной макроэкономики. В этой связи научной задачей данной статьи
является выявление проблем и обнаружение тенденций инновационного развития российской экономики как ключевого элемента структурной модернизации национальной хозяйственной системы.
Структурная модернизация - глобальный вызов национальной экономике. Структурная модернизация на инновационной основе обусловлена специфическим механизмом функционирования современного постиндустриального общества, преобразующего традиционные формы общественного производства, диверсифицирующего отраслевую структуру экономики и видоизменяющего всю конфигурацию социально-экономических отношений. По мнению Лемещенко П.С, «качественные изменения в глобальной экономике обусловлены новым технологическим прыжком пятого цикла, для которого характерно, прежде всего, наличие Software, мультимедиа, доминирование информационных и биотехнологий, глобальных сетей» [5].
Объективными тенденциями инновационного развития в контексте структурной модернизации являются: рост наукоемкости производственной деятельности, перемещение капитала в наукоемкие отрасли с высокой добавленной стоимостью, формирование высокотехнологичных рабочих мест, изменение структуры производственных факторов и снижение трансакционных издержек за счет формирования инфо-коммуникационной инфраструктуры. Как справедливо отмечается в литературе, «воздействие информационно-технологической революции на сдвиги в отраслевой структуре экономики происходит в виде перераспределения экономических ресурсов, а вместе с тем и издержек между разными отраслями и сферами деятельности. Основу изменения отраслевых пропорций экономики составляют сдвиги в технологии, с одной стороны, и усложнение общественных потребностей - с другой» [1].
В теоретическом аспекте структурная модернизация объективно предопределена глобальными, национальными и локальными трансформационными сдвигами. Глобальные трансформационные сдвиги характеризуются влиянием тенденций постиндустриального уклада и выдвижением стран - технологических лидеров, определяющих современный облик мировой экономики. Национальные трансформационные сдвиги связаны с макроэкономической диверсификацией отраслевой производственной структуры внутри стран. Локальные трансформационные сдвиги определяются соотношением традиционных и инновационных факторов производства в рамках отдельных производственных и институциональных структур.
Структурная декомпозиция современной национальной экономики демонстрирует долгосрочные тенденции роста потенциала технологического поглощения. В структуре промышленного производства наблюдаются тенденции роста добавленной стоимости в отраслях, производящих информацию и коммуникационные технологии, транспортную технику, оборудование и точные приборы. Однако национальные модели экономики по-прежнему различаются по распределению промышленного производства и добавленной стоимости в соответствии с их промышленно-отраслевой специализацией.
Проблемы инновационного развития в контексте структурной модернизации. В настоящее время обнаруживаются определенные элементы инновационной модернизации, которые уже дают положительный социально-экономический эффект, что выражается в формировании инновационных территориальных кластеров, создании центров трансфера технологий, а также увеличении объемов финансирования инновационных проектов, результатом чего является сегментированная структурная трансформация российской макроэкономики.
Однако сохраняются острые проблемы, препятствующие процессу инновационного развития как элемента структурной модернизации отечественной макроэкономики.
1. «Точечный» характер инновационного развития. Инновационные процессы сосредоточены в ограниченном количестве отраслей и регионов отечественной экономики, тогда как прорывной эффект инновационного развития возможен лишь в условиях масштабности и повсеместности производства и внедрения инноваций. Объективная необходимость структурной модернизации на инновационной основе в российской экономике обусловлена сохраняющейся высокой рентной зависимостью от экспортоориентированных и ресурсодобывающих секторов, системной стагнацией нересурсных отраслей национального производства. Именно поэтому ключевой проблемой структурных преобразований выступает рост производительности труда и повышение энергоэффективности всех отраслей российской макроэкономики в целях повышения ее инновационного роста.
2. Инновационное развитие сосредоточено преимущественно в крупных хозяйствующих субъектах, в организациях же среднего и, особенно, малого предпринимательства производство и внедрение инноваций институционально недоступно или высокозатратно. Крупные инновационные предприятия, в отличие от малых, имеют большие финансовые возможности для освоения и внедрения инноваций за счет «эффекта масштаба», потенциала освоения стратегических технологий, внедрения инструментов частно-государственного партнерства в реализации инновационных проектов. Инновационному развитию сферы малого и среднего предпринимательства препятствуют институциональные барьеры, проблемы недофинансирования, а также недостаточность стимулирования и поддержки со стороны государства. Поэтому субъекты малого предпринимательства функционируют в ограниченном сегменте инновационного пространства - преимущественно в сфере разработки программных продуктов и лазерной техники, маркетинговых исследований в области «улучшающих» нововведений, а также в сфере оказания научно-инженерных услуг.
3. Из всего типологического разнообразия инноваций российскими организациями и предприятиями производится и внедряется незначительное количество видов инновационного продукта (преимущественно, производственные инновации в отраслях оборонной, космической промышленности, сырьевом комплексе и машиностроении) при отсутствии инновационной динамики в несырьевых отраслях, что повышает долю импортозависимости отечественной экономики в инновационной продукции. Это осложняет практику импортозамещения - если в традиционных отраслях производства (сельском хозяйстве, потребительских индустрий и др.) решение проблемы импортозамещения возможно с высокой степенью эффективности, то в производстве инновационной продукции получение быстрого положительного результата практически невозможно.
Весь спектр обозначенных проблем обусловлен объективными причинами, среди которых наиболее значимыми являются следующие институциональные, экономические и инфраструктурные барьеры (таблица).
Факторы, тенденции и перспективы ускоренного инновационного развития российской экономики в контексте структурной модернизации. Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, секторов технологического производства и нанотехнологий являются потенциальными «точками инновационного роста» в условиях структурной модернизации национальной экономики. В статье А. Акаева справедливо отмечается, что «инновационное развитие и технологическая модернизация промышленности органично дополняют друг друга и только их совместное и взаимоувязанное осуществление позволит добиться успешной модернизации экономики в целом» [2].
Таблица
Барьеры структурной модернизации российской экономики на инновационной основе
Барьеры структурной модернизации Содержательная характеристика
Институциональные барьеры - несоответствие действующего законодательства в сфере инновационной деятельности потребностям постиндустриального этапа развития; - отсутствие эффективных инструментов защиты интеллектуальной собственности; - наличие феномена сопротивления инновациям со стороны малого и среднего бизнеса; - неразвитость институтов инновационного роста; отсутствие институциональной основы долгосрочного формирования инновационной активности и коммерциализации инноваций; - недооценка и неэффективность использования человеческого и социального потенциала.
Экономические барьеры - недофинансирование инновационной деятельности, как самими субъектами хозяйственной деятельности, так и со стороны государства; - высокая энергоемкость и ресурсоемкость процесса производства и внедрения инноваций; - значительные производственные и коммерческие риски; - продолжительность временного лага всего инновационного цикла (от разработки до коммерциализации инновационного продукта); - длительность сроков окупаемости инновационных инвестиций; - отсутствие реальных финансовых механизмов стимулирования и поддержки инновационной деятельности на всех этапах инновационного процесса.
Инфраструктурные барьеры - практически полное отсутствие современной базы для производства и внедрения инновационных и технологических разработок; - недостаточность инновационной инфраструктуры для наращивания производственного и научного потенциала; - неэффективность структур внедрения, патентования, лицензирования и продвижения на рынок объектов инновационной деятельности; - ограниченность возможностей доступа субъектов инновационной деятельности к технологическим площадкам, технопаркам и прочим объектам инновационной инфраструктуры.
Поэтому в условиях российской экономики основными факторами ускоренного инновационного развития как элемента структурной модернизации являются:
- содействие модернизации промышленного производства и инфраструктуры;
- формирование оптимальной отраслевой структуры за счет увеличения доли наукоемких производств и снижения доли ресурсных отраслей;
- развитие инноваций и нанотехнологий как перспективных секторов приложения национального капитала.
Инновационное развитие как элемент структурной модернизации предполагает ускоренное формирование механизма оптимизации потоков государственных
финансовых вложений и создание условий для привлечения частных инвестиций в высокотехнологические сферы национального производства.
Отметим, что положительной тенденцией инновационной динамики является то, что, несмотря на общее сокращение бюджетных расходов, обусловленных экономическим кризисом, в рамках Плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, предусматривается сохранение и даже увеличение поддержки инноваций [8].
Следует отметить в качестве положительной тенденции инновационного развития рост государственных расходов на финансирование науки (рис. 1).
Рис. 1. Финансирование науки из средств федерального бюджета
Согласно данным мониторинга высокотехнологичных и наукоемких отраслей Аналитического центра при Правительстве РФ, Россия занимает 8-е место из 37 выбранных для сравнения стран по абсолютному показателю затрат на исследования и разработки. Затраты Российской Федерации на НИОКР составляют 24,4 млрд долларов. Однако при этом, Россия занимает 30-е место из 37 выбранных для сравнения стран по относительному показателю затрат на исследования и разработки [7].
Анализ статистических данных обнаруживает тенденцию роста государственных расходов на осуществление прикладных исследований и слабую динамику затрат на финансирование фундаментальной науки (рис. 2).
По нашему мнению, недостаточность финансирования фундаментальных исследований, генерирующих новые знания для инновационного развития, значительно препятствует структурной модернизации отечественной экономики и может иметь негативные последствия для стратегического роста в долгосрочной перспективе.
Потенциальные возможности развития российской инновационной сферы в контексте структурной модернизации предполагают интенсификацию механизмов рынка интеллектуальной собственности, формирование внутреннего спроса на инновационную продукцию, а также диверсификацию институтов инновационной активности на отраслевом и региональном уровнях. В.В. Вольчик справедливо подчеркивает, что «чем разнообразнее институты в хозяйственном порядке, тем легче происходит адаптация к различным шокам, таким как экономические кризисы» [4].
1 Составлено по данным: Российский статистический ежегодник. 2014. Раздел: Научные исследования и инновации. Стат.сб./Росстат. - М., 2014. - стр. 488.
450000 400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0
82172 91684,5 86623,2
313070.8
Ш
112230.9
I на прикладные научные исследования
на фундаментальные исследования
2010
2011
2012
2013
Рис. 2. Динамика расходов федерального бюджета на финансирование фундаментальных и прикладных исследований (млн. руб.)1
Необходимым условием инновационного развития как ключевого элемента структурной модернизации выступает развитие новых отраслей экономики (биотехнологий и генной инженерии, информационных технологий, инжиниринга и промышленного дизайна, оптоэлектронных технологий (фотоники), производства композитных материалов). Как отмечают отечественные исследователи, «сегодня во всем мире надежды на экономический подъем связывают с широким внедрением инноваций на базе нано- и биотехнологий, генной инженерии и регенерации человеческих органов. Возможно, что именно в этой сфере возникнут проблемы, способные сгенерировать следующий экономический кризис в предстоящем десятилетии, если потенциальные коммерческие возможности указанных технологий будут переоценены» [3].
Императивный статус локомотива инновационного роста приобретает становление эффективных специализированных институтов развития, оказывающих поддержку инновационной деятельности и софинансирование инфраструктуры, а также осуществляющих инвестиции в инновационно-проектную деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. Подобные структуры могут формироваться на принципах государственно-частного партнерства, доказавшего свою высокую эффективность в инновационном развитии ряда стран. По авторитетному мнению И.Ю. Мерзлова «среди механизмов осуществления инвестиций в инфраструктуру, важное место занимает государственно-частное партнёрство (ГЧП), рассматриваемое нами как любая форма партнерства государства и частного бизнеса, в том числе государственный заказ, приватизация, концессия, аренда, вклады в уставный капитал государственных или частных компаний, приобретение долей государством в этих частных компаниях и т.д.» [6].
1 Составлено по данным: Российский статистический ежегодник. 2014. Раздел: Научные исследования и инновации. Стат.сб./Росстат. - М., 2014. - стр. 488.
Заключение. Современные тенденции инновационного развития как элемента структурной модернизации российской экономики не в полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики инновационного типа, обеспечением динамичного устойчивого роста, повышением конкурентоспособности продукции и качества жизни населения. Имеющийся инновационный задел недостаточно используется ввиду наличия институциональных, экономических и инфраструктурных барьеров инновационного развития. Спрос на инновационную продукцию и технологические нововведения со стороны хозяйствующих субъектов в значительной степени определяется низкими ресурсными возможностями. Недостаточное финансирование тормозит реализацию эффективных проектов, снижая тем самым общий уровень инновационной активности. Все это свидетельствует о необходимости разработки механизма системной поддержки субъектов инновационной деятельности.
Литература
1. Абузярова М.И. Методологические основы структурных сдвигов в экономике [Текст] // Экономические науки. 2011. №4(77). С. 181 -185.
2. Акаев А.А. Анализ и моделирование стратегических возможностей модернизации российской экономики [Текст] // Мир России. 2012. Т. 21. № 2. С. 27-61.
3. Акаев А.А., Садовничий В.А., Коротаев А.В. О возможности предсказания нынешнего глобального кризиса и его второй волны (Памяти Е. Т. Гайдара) [Текст] // Экономическая политика. 2010. №6. С. 39-46.
4. Вольчик В.В. Таинственный пазл теории институциональных изменений [Текст] // Научные труды ДонНТУ. Серия: экономическая. 2013. № 1 (43). С. 5-11.
5. Лемещенко П.С. Экономический кризис как институциональная форма и ступень отрицания капитала [Текст] // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2010. Т. 2. №4. С. 59-75.
6. Мерзлов И.Ю. Подходы к структурированию проектов государственно-частного партнерства [Текст] // Journal of economic regulation. Т.5. № 1. 2014. С. 77-87.
7. Мониторинг высокотехнологичных и наукоемких отраслей. 2015. Аналитический центр при Правительстве РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/attachment/4957.pdf.
8. План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/document/cons_doc_LAW_174635/cc7b27c2ffc7cbef1f7d4c 807011bf559bb5e179/
9. Российский статистический ежегодник. 2014. Раздел: Научные исследования и инновации. Стат.сб./Росстат. [Текст] - М., 2014.
10. Улюкаев А., Мау В. От экономического кризиса к экономическому росту, или как не дать кризису превратится в стагнацию [Текст] // Вопросы экономики. 2015. № 4.
Vaskina Marina Georgiyevna, Candidate of Economic Sciences, associate professor of the economic theory; Southern federal university (88, Gorky St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Ishchenko-Padukova Oksana Aleksandrovna, Candidate of Economic Sciences, associate professor of political economy and economic policy; Southern federal university (88, Gorky St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected] Movchan Irina Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, associate professor of political economy and economic policy; Southern federal university (88, Gorky St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
INNOVATIVE DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF STRUCTURAL MODERNIZATION:
PROBLEMS AND TENDENCIES
Abstract
Actual problems of innovative development in the context of structural modernization of the Russian macroeconomic are uneven dot nature of innovative dynamics, insufficiency of financing of innovative initiatives and projects from the state and business, the difficult institutional mechanism of an innovative cycle from innovative developments before commercialization and introduction of innovative production. In these circumstances research of problems and tendencies of innovative development in the context of structural modernization acts as a perspective task of the theoretical analysis for practical development of mechanisms of realization of effective forms of macroeconomic regulation of innovative activity, development of innovative infrastructure in regions and branches of national economy, creation of tools for large-scale involvement in innovative activity of the organizations of small and medium business. In the offered article authors analyze the main problems and perspective tendencies of innovative dynamics as key factor of structural modernization of the Russian economy. Keywords: innovations, innovative development, structural modernization, tendencies of innovative growth, innovative and branch diversification, barriers of structural modernization
УДК 338.22
НУЖДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА КАК РЕГУЛИРУЕМЫЙ РЫНОК СБЫТА В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ
кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений, директор центра повышения квалификации, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Аннотация
В статье рассматриваются потенциал некоторых инструментов закупочной политики России для создания благоприятных условий развития бизнес-среды в условиях современной мировой экономической политики. Аргументировано определен существенный потенциал контрактной системы как регулируемого рынка сбыта для реализации политики импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в условиях международных санкций и внутренних институциональных преобразований современной России.
Ключевые слова: контрактная система, публичные закупки, государственные и муниципальные нужды, преференции, импортозамещение.
Потребности государства и его основных правовых субъектов реализуются через закупки товаров, работ и услуг на средства бюджетов соответствующего уровня для осуществления непосредственно базовых целей, таких как осуществление функций органа публичной власти, реализация различных целевых программ и иных. По данным Минэкономразвития РФ, доля государственного сектора в экономике России составляет в настоящее время около 45% ВВП, и хотя ориентирована на снижение, все же представляет собой весомый сегмент, способный оказать существенное влияние на экономику в текущем периоде.
Анализ тенденций развития экономической политики России за два прошедших года показывает, что большая часть последних изменений направлена на реализацию целей политики импортозамещения и повышения конкурентоспособности
Медякова
Екатерина
Михайловна