Любенкова Елена Петровна
Инновационное развитие территорий Ставропольского края
К.э.н., доцент Филиал ФГБОУ ВПО
МГУПИ
Аннотация: В статье проведен анализ и рассмотрено значение инновационной составляющей в разработке региональных программ развития территорий на примере Ставропольского края.
г. Ставрополь
Любенкова
Антонина Сергеевна
Студентка ФГБОУ ВПО ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова г.
Санкт-Петербург
Ключевые слова: инновационная стратегия, стимулирование инновационной деятельности, стратегическое планирование регионального развития, инвестиционное развитие территории.
Lyubenkova E.P., Lyubenkova A.S. Innovative development of territories of Stavropol Krai
Abstract: In article the analysis is carried out and value of an innovative component in development of regional programs of development of territories on the example of Stavropol Krai is considered.
Key words: innovative strategy, stimulation of innovative activity, strategic planning of regional development, investment development of the territory.
Современный этап развития экономики и общества предъявляет высокие требования к стимулированию инновационной деятельности и поднимает проблему совершенствования этого механизма. Под стимулированием инновационной деятельности следует понимать совокупность форм и методов побуждения хозяйствующих субъектов к внедрению инноваций с целью повышения конкурентоспособности продукции (услуг). Стимулирование инноваций касается всех субъектов хозяйствования.
На региональном уровне решаются задачи по формулированию инновационной стратегии, созданию благоприятного инновационного климата, реализации стратегических программ. Региональный уровень создает условия для интенсивного протекания инновационных процессов на уровне предпринимательских структур.
Отсутствие у частного бизнеса мотивации, связанной с осуществлением инновационного процесса, заставляет государство активно стимулировать инновационную деятельность.
В рамках государственного стимулирования инновационной деятельности можно выделить три составляющие: административную, инфраструктурную и финансовую. В рамках административной составляющей отмечается внедрение общей системы макроэкономического регулирования, ориентированной на стимулирование инновационной деятельности и формирование сбалансированной системы защиты авторских прав. К инфраструктурной составляющей следует отнести внедрение механизмов государственных закупок, формирование рынка квалифицированного персонала и формирование рынка инноваций. В рамках финансовой составляющей политики государственного стимулирования инноваций следует отметить такие механизмы поддержки как государственное фондирование инновационных проектов (в частности, предоставление субсидий и грантов), стимулирование институтов венчурного финансирования и налоговое стимулирование инновационной деятельности. [1]
Ставропольский край имеет устойчиво растущую экономику и развитую транспортную инфраструктуру, что делает его территорией, привлекательной для инвестирования. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования имеет длительную положительную динамику (рис.1). Из них в производство и распределение электроэнергии, газа и воды направляется 25,8% всех инвестиций, в развитие обрабатывающих производств - 16%, в сельскохозяйственное производство - 13,4%, в транспорт и связь - 12,5%. Ставропольский край обладает высоким трудовым потенциалом (рис.2), что характеризуется наличием большого количества экономически активного населения (66,2%).
Темп роста ВРП края за последние пять лет был выше среднероссийского значения. Средний индекс физического объема ВРП края - 108,4% (РФ-107,5%). Наибольший вклад в ВРП региона вносят четыре основных вида экономической деятельности: торговля (19,8%) (рис.6), обрабатывающие производства (15%) (рис.4), сельское хозяйство (14%) (рис.5), транспорт и связь (19,8%). В структуре промышленности ведущую роль играют электроэнергетика, пищевая, химическая и нефтехимическая промышленность, а также производство и распределение газообразного топлива. Важнейшей специализацией Ставропольского края является сельское хозяйство.
126,4
128
111
94
77
60
2009
2010
2011
2012 (оценка)
109 п 107 105 -103 -102 100
103,4
101,4
-1 02,8
2009
2010
2011
107,0
2012 (оценка)
Рис.1 - Инвестиции в основной капитал за 2009-2012 гг., млрд. рублей
101,4
109,7
104,4
103,0
2012 (оценка)
Рис. 2 - Динамика реальной заработной платы
за 2009-2012 гг., в % к предыдущему году
252,0
250 -
200 -
150 -
100 -
50
2009
239,3
2010
2011
2012 (оценка)
Рис. 3 - Индекс промышленного производства за 2009-2012 гг., в % к предыдущему году
100 -90 -80 -70 -60
100,2
Рис. 4 - Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - по промышленным видам деятельности за 2009-2012 гг., млрд. рублей
398,7
362 309 -256 -203 150
229,0
332,4
274,4
2012 (оценка)
2009
2010
2011
2012
Рис. 5 - Продукция сельского хозяйства за 2009-2012 Рис. 6 - Оборот розничной торговли за 2009-2012 гг., гг., млрд. рублей млрд. рублей
Система стратегического планирования регионального развития Ставропольского края включает несколько уровней. Основой стратегического планирования в регионах является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. На ее
99 -
95
2009
2009
2010
2011
основе разработаны отраслевые федеральные стратегии и Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.
В свете перечисленных документов разработана Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года [2], целью которой является создание условий для гармоничного развития личности, повышение качества жизни на основе инновационного развития экономики Ставропольского края.
В рамках реализации основных положений Стратегии разработаны Программа социально-экономического развития Ставропольского края на 2010-2015 годы, 25 отраслевых стратегий Ставропольского края и соответственно программ развития отрасли (вида деятельности) на 2011-2015 годы, 34 стратегии и соответствующие программы социально-экономического развития муниципальных районов (городских округов) Ставропольского края, 296 программ социально-экономического развития поселений Ставропольского края.
Основными задачами инновационного развития Ставропольского края на ближайшие пять лет являются:
- в сфере перерабатывающей промышленности: строительство сахарных заводов на территории края; внедрение современных технологий по переработке сельскохозяйственной продукции; обеспечение конкурентоспособности продукции перерабатывающей промышленности края, как на территории Ставропольского края, так и за ее пределами;
- в сфере развития дорожного строительства: создание карты и развитие придорожного сервиса; внедрение современных инновационных технологий, обеспечивающих снижение стоимости строительства дорог;
- в сфере развития торговли: организация регионального оптово-продовольственного рынка; формирование региональной системы объектов складского хозяйства в Ставропольском крае; привлечение инвесторов для создания сельскохозяйственных логистических центров (прежде всего мясного и плодоовощного); доведение уровня показателя обеспеченности торговой площади в сфере розничной торговли до уровня 500 кв. м в расчете на 1 тыс. жителей, в общественном питании - 45 посадочных мест в расчете на 1 тыс. жителей; организация 5 новых сельскохозяйственных розничных и оптовых рынков, увеличению количества торговых мест на универсальных рынках на 30%;
- в сфере развития строительства: доведение жилищной обеспеченности к 2020 году до 30,0 кв. м на человека, ввод площади жилых домов на 1 жителя до 1,0 кв. м в год; обеспечение роста объемов производства основных видов строительных материалов, изделий и конструкций от 1,3 до 1,8 раза; создание современных технологий производства строительных материалов и технологий строительных работ в Ставропольском крае; замена, реконструкция и модернизация к 2025 году 25,0 -30,0 процента существующего жилого фонда; развитие малоэтажного быстровозводимого домостроения с применением новых технологий путем массовой застройки территорий; ослабление зависимости от ввоза из других регионов продукции и изделий строительного назначения;
- в сфере развития жилищно-коммунального хозяйства: внедрение мероприятий по ресурсосбережению при эксплуатации и ремонте жилищного фонда края, утилизация твердых бытовых отходов в крае; внедрение современных инновационных систем, обеспечивающих автономную работу жилищно-коммунального хозяйства края; создание «пилотных проектов современных поселков» для дальнейшего распространении опыта строительства и эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства на всей территории края.
По оценке экспертов рейтингового агентства «Эксперт РА» в 2010-2011 году Ставропольскому краю присвоен инвестиционный рейтинг 3В1 (пониженный потенциал - умеренный риск).
По результатам 2011 года Ставропольский край поднялся на 31 позицию по сравнению с 2010 годом, став первым в «пятерке» лучших регионов России по динамике снижения инвестиционного риска.
Зонами опережающего развития стали Александровский, Изобильненский, Красногвардейский, Новоалександровский, Труновский и Шпаковский районы, города Ставрополь, Буденновск, Ге-оргиевск, Кисловодск и Невинномысск.
Инфраструктура поддержки инвестиционного развития территории Ставропольского края включает следующие субъекты: ГУП СК «Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края», ГУП СК «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае», НКО «Фонд микрофинансирования субъектов ма-
лого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае», НКО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере Ставропольского края», бизнес-инкубатор, расположенный в г. Ставрополе. Планируется создание и развитие Центра поддержки предпринимательства в Ставропольском крае, Центра Координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в крае.
Таблица 1.
Динамика присвоения Ставропольскому краю кредитных рейтингов международным рейтинговым агентством «Stand ard&Poor's»
Год Кредитный рейтинг по национальной шкале Кредитный рейтинг по международной шкале
2004 ruA- B/Стабильный
2005 ruA- B/Позитивный
2006 ruA B/Позитивный
2007 ruA+ В+/Стабильный
2008 ruA+ В+/Стабильный
2009 ruA+ В+/Стабильный
2010 ruA+ В+/Стабильный
2011 ruA+ В+/Стабильный
2012 ruA+ В+/Стабильный
Инвестиционные проекты, реализуемые в Ставропольском крае, можно разделить на четыре основных уровня. На 1-м уровне реализуется 16 проектов, кураторами которых являются Губернатор Ставропольского края, заместители председателя Правительства и руководители органов исполнительной власти Ставропольского края. На 2-м уровне реализуется 40 проектов, кураторами которых являются заместители председателя Правительства, руководители органов исполнительной власти Ставропольского края и администраций муниципальных районов (городских округов) края. На 3-м уровне реализуется 170 проектов. Их курируют руководители органов исполнительной власти Ставропольского края и администраций муниципальных районов (городских округов), главы муниципальных образований поселений Ставропольского края. На 4-м уровне реализуется 452 проекта, кураторами которых являются руководители администраций муниципальных районов (городских округов) и главы муниципальных образований поселений Ставропольского края.
По результатам оценки достижения стратегических целей в 2013 году выполняются следующие показатели Программы социально-экономического развития Ставропольского края: ожидаемая продолжительность жизни; общий коэффициент рождаемости; соотношение среднего размера назначенных месячных пенсий и прожиточного минимума пенсионера; уровень безработицы по методологии МОТ; удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен; обеспеченность бытовыми услугами в сельской местности; уровень износа коммунальной инфраструктуры; доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества; индекс физического объема инвестиций в основной капитал; удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами; удельный вес организаций, занимающихся инновационной деятельностью.
Перевыполняются: снижение смертности в трудоспособном возрасте; доля населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом; обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями; обеспеченность плавательными бассейнами; обеспеченность бытовыми услугами; доля потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии; темп роста розничного товарооборота; рост валового регионального продукта; валовой региональный продукт на душу населения; доля обрабатывающей промышленности в ВРП; индекс физического объема инве-
стиций в основной капитал в сельское хозяйство; рост производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий; индекс потребительских цен.
Не выполняются: охват детей (возраст от 1 года до 7 лет) различными формами дошкольного образования; реальные доходы населения; уровень обеспеченности спортивными залами; общая площадь жилых помещений; темп роста оборота общественного питания; доля населения с доходами ниже прожиточного минимума; уровень газификации населенных пунктов; доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть.
Таким образом, в России инновационная составляющая входит в программные установки развития национальной экономики и программы развития регионов, поэтому и получает от государства финансовую и организационную поддержку.
Лтература
1.Лукин А.Е. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в системе государственного регулирования: Автореф. дис... канд. эк. наук. - М.- 2010, 30 с.
2.Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. № 221-рп.