ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА
С.Ф. Виноградов, магистрант
Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан (Россия, г. Уфа)
Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью объединения усилий представителей научного сообщества, частного капитала и органов государственной власти в целях развития социально-экономических системах. Целью работы является выявление перспективных направлений развития инновационной сферы экономики в таких системах. Результатом работы стал предложенный автором пошаговый алгоритм инновационного развития такой социально-экономической системы как Республика Башкортостан на основе государственно-частного партнерства в инновационной сфере.
Ключевые слова: экономика, территория, социально-экономическая система, инновационная сфера, государственно-частное партнерство
В 2017 году действующие на территории Республики Башкортостан (далее РБ) хозяйствующие субъекты столкнулись с рядом проблем, которые были обусловлены, в первую очередь, усилением влияния на них неблагоприятных факторов внешней экономической среды.
Действующие более трех лет и направленные против Российской Федерации санкции развитых мировых экономик серьёзно сказались и на динамике экспортно-импортных торговых операций предприятий являющихся налоговыми резидентами РБ. Так внешнеторговый оборот РБ за 2017 год в действующих ценах снизился по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 51,7% по статье экспорт и на 44,8% по статье импорт [2].
Следует отметить, что в структуре экспорта РБ на долю минерального топлива, а также нефти и продуктов её переработки в 2017 году приходилось 83,9%. Учитывая это можно с уверенностью утверждать, что нисходящий тренд, сохраняющийся в течение последнего года на мировых рынках энергоносителей, стал причиной существенного снижения доходов предприятий являющихся ключевыми экспортёрами в РБ [5].
В то же время, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития регионов РФ на период до 2020 года заложен среднегодовой прирост показателей валового регионального продукта (далее ВРП) на уровне 6,3% и более в период 2015-2020 годов [6]. Очевидно, что сохранение столь значительных темпов роста экономики регионов невозможно в условиях сохранения сырьевой структуры экспорта.
Однако, широкие возможности для увеличения ВРП открываются в сфере машиностроения. Результаты мониторинга проведённого экспертами ведущих «экономических» вузов страны в январе и августе 2017 года показывают, что для 60% российских предприятий главным препятствием на пути к так называемому «импортозамещению» в ходе приобретения сырья и оборудования является отсутствие отечественных аналогов любого качества. Только 6% предприятий смогли за полтора года снизить долю импорта до нуля. Эксперты предупреждают о том, что постепенное исключение из станочного парка оборудования, импортирующегося из развитых стран, может привести к некачественному (неконкурентоспособному) обновлению производственных мощностей в стране [3].
Для достижения указанных выше целевых показателей прироста ВРП, успешного «импортозамещения», а также создания высококачественной и конкурентоспособной российской машиностроительной продукции, имеющей в своей основе отечественную промышленную (разновидность интеллектуальной) собственность, необходимо, по нашему мнению, в полной мере задействовать механизм государственно-частного партнёрства, способный значительно ускорить инновационное развитие такой территориальной социально-экономической системы как РБ.
Государственно-частное партнёрство (далее ГЧП) - это юридически оформленное на определённый срок и основанное на объединении ресурсов и распределении рисков сотрудничество публичного и частного партнёров, реализуемое на основании соответствующего соглашения в целях привлечения частных инвестиций в экономику и обеспечения публичным партнёром доступности товаров, работ, услуг, а также повышения их качества [9].
ГЧП в инновационной сфере будет, по нашему мнению, способствовать эффективному объединению усилий представителей публичного сектора, частного капитала и научного сообщества в целях инновационного развития территориальных социально-
экономических систем (далее ТСЭС) в настоящее время, чем и обусловлена актуальность и своевременность исследования.
Учитывая вышеизложенное, целью данного исследования является рассмотрение теоретических аспектов управления инновационным развитием ТСЭС на основе ГЧП на примере Республики Башкортостан.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- раскрыта сущность понятия «территориальная социально-экономическая система»;
- рассмотрены теоретические аспекты развития инновационной сферы экономики ТСЭС;
- предложен алгоритм развития инновационной сферы экономики ТСЭС РБ на основе государственно-частного партнёрства.
Среди исследователей занимающихся изучением вопросов развития ТСЭС можно выделить В.М. Аньшина, В. Н. Богачёва, О. С. Виханского, А. Г. Гран-берга, И.В. Галимзянова, А. А. Дагаева, Н. П. Кетову, Н. И. Лапина, Н. Н. Некрасова, А. И. Попова, К. Прахалада, В. Я. Феодоритова, Г. Хамела и других.
Обобщая используемые вышеперечисленными авторами подходы к определения понятия ТСЭС П. С. Черкасов выделяет следующие [10]:
- территориальный, в соответствии с которым ТСЭС рассматривается, как административно-территориальная единица с обозначенными географическими границами;
- экономический, где под ТСЭС подразумевается пространство жизнедеятельности индивидов, основой взаимодействия которых являются производственно-экономические отношения;
- социальный, представляющий ТСЭС в виде социальной общности людей и совокупности общественных отношений между ними;
- управленческий, рассматривающий ТСЭС как систему управления и структурное подразделение системы более высокого уровня, выполняющую определённые управленческие функции;
- административный, связанный с границами административного деления ТСЭС внутри государства или союза государств;
- социально-экономический, связывающий уровень и качество жизни населения с результатами экономической деятельности внутри ТСЭС.
Обобщающим можно считать определение предложенное С. А. Помито-вым согласно которому ТСЭС - «общность людей и экономических субъектов, образующих единое целое, взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения целей производства общественного продукта, создания новых знаний и непроизводственного обслуживания общества» [7].
Именно создание нового знания и коммерциализация полученных на его основе продуктов (товаров и услуг) является, по нашему мнению, перспективным направлением развития такой ТСЭС как РБ. Коммерциализация, в данном случае, понимается нами как приносящая прибыль хозяйственная деятельность коммерческих организаций, основанная на результатах научных исследований и вовлечении в неё представителей научного сообщества. В этом случае развитие ТСЭС представляет собой деятельность (включая научную, организационную, технологическую, финансовую и коммерческую), направленную на реализацию экономически эффективных проектов в инновационной сфере экономики [1].
У. Г. Зиннуров в соответствии с уровнем развития инновационной сферы экономики ТСЭС разделяет их на 3 основные группы. К первой из них относятся системы-лидеры, экспортирующие основанный на интеллектуальной собственности передовой продукт мирового научно-технического уровня. Во вторую группу входят ТСЭС использующие интеллектуально-информационный продукт, генерируемый первой группой, в собственной инновационной сфере экономики для создания конкурентоспособных продуктов массового спроса (для внутреннего потребления и на экспорт), посредством приобретения лицензий и прав аренды на технические, технологические и управленческие решения. В третью группу входят ТСЭС приобретающие высокотехнологичный продукт только для внутреннего потребления, мировому рынку они предлагают по большей части сырьё, а инновационная сфера их экономики развита слабо. К числу последних, к сожалению, можно отнести и РБ [4].
В настоящее время уполномоченными органами РБ приняты решения о реализации 20 проектов ГЧП в различных сферах хозяйствования: строительство автодорог (2 проекта); медицина (1 проект); спорт (1 проект); утилизация
отходов (2 проекта); образование (2 проекта); автоматическая фиксация нарушений правил дорожного движения (1 проект); водоснабжение и водоотве-дение (8 проектов); теплоснабжение (2 проекта); благоустройство и озеленение (1 проект). Однако, в стадии реализации находятся лишь 5 проектов (общий размер инвестиций составил чуть более 39 млн. рублей), остальные не получили частного финансирования. Кроме того, среди вышеперечисленных проектов нет ни одного относящегося к инновационной сфере экономики РБ [12].
В то же время, РБ обладает значительным научным потенциалом, сохранившимся ещё со времён СССР. Хорошо развита региональная инфраструктурная составляющая национальной инновационной системы РФ. Но, по данным Башкортостанстата более 85% хозяйствующих субъектов региона не занимается инновационной деятельностью, НИОКР финансируются за счёт собственных средств организаций на 86 %, республика тратит на них лишь 0,6% ВРП - 269 руб. на душу населения, что в 3,17 раза ниже среднего показателя по РФ. Доля персонала занятого в НИОКР в РБ составляет лишь 0,4%. Менее половины организаций РБ имеют Интернет-сайты, количество выданных патентов на 1 тысячу человек населения составляет 0,17 [11].
В сложившихся условиях, задача инновационного развития ТСЭС РБ может быть, по нашему мнению, эффективно решена посредством использования нижеследующего алгоритма государственно-частного партнерства в инновационной сфере экономики РБ.
Шаг 1 - создание единой базы зарегистрированных в РБ патентов с указанием информации о патентообладателях и подробным описанием, а также сходных по содержанию разделов сайтов всех ВУЗов и НИИ республики.
Шаг 2 - создание единого портала ГЧП на базе сайта Министерства промышленности и инновационной политики РБ (далее МПИП), сервисы которого позволяли бы предприятиям само-
стоятельно оставлять заявки о кажу- Шаг 5 - стимулирование инноваци-
щихся им перспективными проектах онной деятельности персонала ВУЗов ГЧП в инновационной сфере. РБ посредством уменьшения аудитор-
Шаг 3 - изменение целевых показа- ной нагрузки в случае вовлечения в телей деятельности ВУЗов и НИИ РБ со технико-внедренческую деятельность смещением акцента от количества заре- на основе договоров с предприятиями. гистрированных патентов к количеству Шаг 6 - создание в РБ инновацион-
используемых в инновационной дея- ных производств на базе ГЧП, сторона-тельности. ми которых будут выступать публич-
Шаг 4 - паритетное распределение ный сектор, частный капитал и предста-затрат на НИОКР проводимые в ВУЗах вители научного сообщества. и НИИ РБ между заказывающими их Шаг 7 - повышение качества образо-
предприятиями и бюджетом РБ (либо вания в высших «технических» ВУЗах инвестиционным фондом РБ) на основе РБ за счет реализации дуального обра-договора о ГЧП (возможно на основе зования основанного на принципах ГЧП кооперации между промышленным [8].
предприятием и ВУЗом), с возмещени- Приведённый выше алгоритм прин-
ем затрат за счёт будущего увеличения ципиально возможно использовать для налоговых поступлений от реализации решения задачи развития РБ на основе инновационной продукции и НДФЛ. ГЧП в инновационной сфере экономики
ТСЭС.
Библиографический список
1. Аввакумов А.А. Совершенствование инновационной деятельности образовательных организаций высшего образования в Республике Башкортостан / А.А. Аввакумов / Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2017. - №3 (137).
- С. 17-28.
2. Внешняя торговля Республики Башкортостан // Официальный сайт территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/resources/fd69f3004d0469edbb 77fb5b3577459f7i000001r.htm (дата обращения: 13.04.2018)
3. Галимзянов И.В. Государственно-частное партнерство как основа формирования инновационной экономики в Российской Федерации / И.В. Галимзянов, А.А. Аввакумов/ В сборнике: Управление экономикой: методы, модели, технологии материалы XVI Международной научной конференции. Ответственный редактор Л.А. Исмагилова. - 2016. - С. 310-313.
4. Зиннуров У.Г. Совершенствование законодательного обеспечения государственно-частного партнерства при реализации инновационной деятельности / У.Г. Зиннуров, А.А. Аввакумов / Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2016. - №2 (16). - С. 95-100.
5. Итоги внешней торговли Республики Башкортостан // Единый информационный портал экспортёры России [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://economy.bashkortostan.ru/upload/iblock/a3a/monitiringved01_07-2017.pdf (дата обращения: 13.04.2018)
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс].
- Режим доступа - URL: https://economy.bashkortostan.ru/upload/iblock/a3a/monitiringved01_07-2017.pdf (дата обращения: 13.04.2018)
7. Помитов С.А. О сущности социально-экономической системы / С.А. Помитов / Современная экономика. - 2015. - №5 (74). - С. 12-18.
8. Рувенный И.Я. Дуальное образование как инновационное направление повышения качества высшего образования в Республике Башкортостан / И.Я. Рувенный, А.А. Аввакумов / Бизнес. Образование. Право. - 2018. - №1 (42). - С. 116-121.
9. Федеральный закон «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Текст]: от 13 июля 2015 г., № 224 -ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.)
10. Черкасов П.С. Регион как социально-экономическая система / П. С. Черкасов / Проблемы современной экономики. - 2013. - №2 (46). - С. 212-214.
11. Аввакумов А.А. Проектирование моделей государственно-частного партнерства в реализации инновационной деятельности / А.А. Аввакумов / Российское предпринимательство. - 2013. - №22 (244). - С. 18-27.
12. Зиннуров У.Г. Методика отбора наиболее подходящего сочетания финансово-экономических и организационно-правовых механизмов государственно-частного партнерства при реализации инновационной деятельности / У.Г. Зиннуров, А.А. Аввакумов / Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. -2013. - №2 (4). - С. 100-106.
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF TERRITORIAL SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS BASED ON STATE-PRIVATE PARTNERSHIP
S.F. Vinogradov, graduate student Ufa state aviation technical university (Russia, Ufa)
Abstract. The relevance of the research topic is conditioned by the need to unite the efforts of representatives of the scientific community, private capital and public authorities for the development of socio-economic systems. The aim of the work is to identify promising directions for the development of the innovation sphere of the economy in such systems. The result of the work was the step-by-step algorithm proposed by the author for the innovative development of such a socio-economic system as the Republic of Bashkortostan on the basis of public-private partnership in the innovation sphere.
Keywords: economy, territory, socio-economic system, innovation sphere, public-private partnership.