по экономической политике и предпринимательству ГД ФС РФ от 28.04.2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ppp-lawrussia.ru/anal/dokl-for-28-lv.htm (дата обращения: 17.04.2011).
6. Зспташева З.Г. Государственно-частное партнерство в сфере предоставления социально значимых бытовых услуг населению / З.Г. Зайнашева, О.С. Сем-
кина // Вестник ГУУ. Серия «Государственное и муниципальное управление». - 2013. - № 3 - С. 29-37.
7. Санъял Арунда. Контроль за деятельностью учреждений социального обслуживания населения в Северной Ирландии / Арунда Саньял // Социальное обслуживание. - 2010. - № 3. - С. 69-80. - Шр://ррр-lawrussia.ru/anal/dokl-for-28-lv.htm.
Зиннуров У.Г.
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга Уфимского государственного авиационного технического университета,
Россия, г. Уфа
Аввакумов А.А.
старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга Уфимского государственного авиационного технического университета,
Россия, г. Уфа
УДК 334.723
МЕТОДИКА ОТБОРА НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯЩЕГО СОЧЕТАНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассмотрены механизмы государственно-частного партнерства при реализации инновационной деятельности в РФ. Предложена методика отбора наиболее подходящего сочетания финансово-экономических и организационноправовых механизмов государственно-частного партнерства при реализации инновационной деятельности.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, сочетание механизмов реализации, инновационная деятельность.
METHOD OF SELECTION MOST APPROPRIATE COMBINATION FINANCIAL-ECONOMIC AND ORGANIZATIONAL-LEGAL MECHANISMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE ACTIVITIES
Public-private partnership implementation mechanisms in Russia are considered. The methods of selection the most appropriate combination financial-economic and organizational-legal mechanisms of public-private partnership in the implementation of innovative activities are proposed.
Key words: public-private partnership, combination of implementation mechanisms, innovative activities.
На современном этапе развития мировой экономики успех стран-лидеров зависит, в первую очередь, не от наращивания объемов производимой продукции, а от способности предложить глобальному рынку высокотехнологичные продукты, способные удовлетворить все более взыскательного, пресыщенного потребителя. Залогом успешного экономического развития любого современного государства является, по нашему мнению, коммерциализация инноваций, основанная на воспроизводстве интеллектуальных активов. Коммерциализация накопленных в нашей стране знаний, основанная на инновационной активности научного сообщества, а также при поддержке со стороны государства и частного капитала может стать «локомотивом» российской экономики только в случае консолидации усилий этих трех сторон.
По некоторым оценкам рынок высокотехнологичных (инновационных) продуктов к 2020 году будет составлять порядка 10 триллионов долларов [1, с. 198]. При этом доля России на этом рынке составит порядка 0,3-0,5 % [2, с. 131]. В то же время доля предприятий, вовлеченных в инновационную деятельность, составляет лишь 8,6% от общего их количества, а в передовых западных странах этот показатель достигает 40-60 % [3, с. 17]. На данный момент, по разным оценкам, доля РФ на мировом рынке наукоемкой продукции варьируется от 0,35 до 1 %. В структуре торговли технологиями преобладают инжиниринговые услуги (85 % экспорта и 53 % импорта), на долю патентов, лицензий и ноу-хау приходится лишь 3 % суммарного объема экспорта и 7% импорта. По показателю изобретательской активности, измеряемому количеством заявок на патенты (включая поданные за рубежом) в расчете на 10 тысяч человек населения, РФ находится на среднем уровне с показателем 2,62, опережая Чехию, Польшу и Венгрию, показатели которых 0,6-0,7. Здесь РФ существенно отстает от лидеров, показатели которых 4,5-5,5 [4].
17 ноября 2008 года правительство РФ распоряжением № 1662-р утвердило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (далее - Концепция 2020), в которой для России принят целевой ориентир: 5-10 % доли на рынке инновационных продуктов в 5-7 и более секторах. В качестве одного из стратегических направлений долгосрочного социально-экономического развития страны Концепция 2020 определяет государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) в инновационной сфере, то есть взаимодействие государства, частного капитала и общества как субъектов инновационного развития, при этом ГЧП выступает как взаимовыгодное сотрудничество и партнерство между субъектами инновационной деятельности.
Существуют различные определения понятия «инновация», их можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся определения, где акцент делается на понимании инновации как конечного продукта научно-технической деятельности (нового изделия, услуги, метода или процесса). Ко второй группе относятся определения, где акцент смещен от конечного результата к самому процессу коммерциализации научно-технической деятельности. Под ней в данном случае понимается вся последовательность стадий доведения продукта научно-технической деятельности до момента получения экономической выгоды от его реализации.
В общем виде под инновацией понимается результат, полученный в ходе овеществления или коммерциализации продукта научно-технической деятельности [5, с. 8].
А.Ф. Лещинская указывает, что под коммерциализацией следует понимать построение бизнеса, который основан на результатах научных исследований и в котором, как правило, участвуют и сами авторы технологий. Она предлагает выделять в процессе коммерциализации пять последовательных стадий:
- подтверждение концепции развития проекта;
- финансирование проекта;
- форма организации предприятия (предварительные разработки, создание опытного образца продукта);
- организация опытного производства;
- практическая реализация проекта (производство и распределение доходов от продажи инновационной продукции) [6, с. 29].
Если обратить внимание на пропорциональное соотношение источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (далее НИОКР) в РФ, то можно сделать вывод, что 30 % НИОКР финансируется за счет отраслей экономики и более 60% - за счет государства [4, с. 14-16]. Результаты выборочного обследования 10 тысяч организаций в 80 субъектах РФ на предмет инвестиционной активности показали, что 60 % респондентов назвали основной причиной, ограничивающей инвестиционную деятельность, а значит и инновационную активность, недостаток собственных финансовых средств [7]. При этом по данным Центрального банка РФ на начало 2012 года 52,8 % всех банковских активов РФ было сосредоточено в Сбербанке, ВТБ, ВТБ 24, Газпромбанке, Россельхозбанке и Банке Москвы, основным владельцем активов которых является государство [8].
В связи с вышеизложенным действенным механизмом коммерциализации результатов инновационной деятельности (далее ИД), по нашему мнению, может стать ГЧП в сфере инноваций. Определение понятия «инновационная деятельность» дано в части 2 статьи 6 Федерального закона РФ № 135-Ф3
«О защите конкуренции», где законодатель устанавливает, что инновационной является деятельность, приводящая к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества. Однако современные научные теории не дали нам общепризнанной методики отбора наиболее подходящего при реализации ИД сочетания финансово-экономических механизмов (далее ФЭМ) и организационно-правовых механизмов (далее ОПМ) ГЧП (далее Методика).
К основным ФЭМ ГЧП при реализации ИД в РФ можно отнести:
- собственные средства предприятий и государственное финансирование;
- внешние заимствования предприятий (частные инвестиции, банковские кредиты, средства инвестиционных фондов, размещение ценных бумаг);
- налоговые ставки и льготы;
- тарифные ставки и льготы;
- страховые ставки и льготы.
К основным ОПМ ГЧП при реализации ИД в РФ можно отнести:
- концессию;
- особые экономические зоны;
- инвестиционные фонды;
- соглашение о разделе продукции;
- кооперацию между промышленными предприятиями и вузами;
- аренду государственной собственности;
- совместные предприятия;
- инфраструктурные облигации [9, с. 28].
Следует отметить, что вышеперечисленные
ФЭМ и ОПМ состоят из ряда взаимосвязанных элементов, которые мы рассмотрим ниже.
В работах А.А. Алпатова, А.В. Белицкой, Д.Г. Год-дара, И. Голдберга, P.M. Джапаридзе, Ю.С. Емельянова, Н.Ю. Замятиной, А.О. Ивановой, В.Ф. Исламутди-нова, Л.Г. Каранатовой, А.С. Кулагиной, С. Куриакосе,
A.А. Кушкарева, А.Ф. Лещинской, В.П. Логинова,
B.И. Маевсюш, В.Л. Макарова, А.В. Пушкина, Ж.-Л. Расина уже описаны составляющие элементы ФЭМ и ОПМ при реализации ИД.
В наиболее формализованном и структурированном виде использование ФЭМ и ОПМ в ГЧП при реализации ИД представлены, по нашему мнению, в совместной работе У.Г. Зиннурова и Э.О. Закировой «Институциональные механизмы государственно-частного партнерства в развитии инновационной деятельности», в которой авторы используют теоретические положения морфологического метода анализа и синтеза систем и приводят построенные при помощи этого метода информационно-логические морфологические модели ФЭМ и ОПМ ГЧП при реализации ИД (далее ИЛММ) [10, с. 65]. Кроме того,
авторы вышеуказанной работы приводят в ней методику определения синергетического эффекта ГЧП в развитии ИД.
Однако анализ содержания работ, касающихся ГЧП при реализации ИД, показал, что обобщенной и общепризнанной методики пока не разработано. Разработке таковой методики и посвящена данная работа. Базой для разработки методики послужили ИЛММ, с которыми более подробно можно ознакомиться в работе [10].
Методика включает следующий порядок действий:
- использование морфологического метода анализа и синтеза систем (далее МАиС) для построения ИЛММ;
- присвоение лицом, принимающим решение об отборе ФЭМ и ОПМ ГЧП при реализации ИД (далее ЛПР), каждому из составляющих элементов ФЭМ и ОПМ оценки в баллах от 1 до 100, в зависимости от степени их соответствия целям ГЧП при реализации ИД;
- отбор конкретных ФЭМ и ОПМ ГЧП при реализации ИД осуществляется по следующему решающему правилу:
Р = У х. —> max,
г ' г
где Р - суммарная оценка в баллах, показывающая степень соответствия ФЭМ и ОПМ ГЧП при реализации ИД целям инновационного проекта (далее ИП); х - балльная оценка конкретных ФЭМ и ОПМ ГЧП при реализации ИД, в зависимости от степени их соответствия целям ИП.
Для построения ИЛММ мы используем МАиС, предложенный Ф. Цвикки [11]. Метод реализуется при выполнении следующих процедур [12, с. 44]:
- процедуры анализа, включающей разделение объекта исследования (далее ОИ) на составляющие его признаки, качественное и количественное описание которых позволит выделить составные части ОИ, и разделение этих признаков на составляющие их части, которые сводятся в ИЛММ ОИ;
- процедуры синтеза, суть которой заключается в объединении ранее разрозненных признаков (частей) ОИ в целое или набор комбинаций одного из значений по каждому признаку (части). Каждый такой набор представляет собой описание конкретного существующего или не существующего, но в принципе возможного варианта ОИ. Все возможные варианты ОИ определяются произведением количества значений составляющих ОИ признаков.
МАиС позволяет описать варианты ОИ в текстовом и кодовом видах. Для этого необходимо:
- выделить составляющие элементы ФЭМ и ОПМ ГЧП при реализации ИД при помощи процедуры анализа МАиС;
- присвоить составляющим элементам ФЭМ и ОПМ ГЧП при реализации ИД соответствующие
кодовые значения, которые будем приводить в скобках после их наименований;
- объединить составляющие элементы ФЭМ и ОПМ ГЧП при реализации ИД при помощи процедуры синтеза МАиС в ИЛММ ОИ.
Следуя алгоритму МАиС, выделим основные составляющие элементы ФЭМ и ОПМ ГЧП при реализации ИД, к таковым обобщенным элементам относятся:
- субъект управления ОИ (органы власти);
- объект управления ОИ (участники ГЧП);
- ФЭМ и ОПМ ГЧП при реализации ИД (то есть способы воздействия субъекта управления на объект управления);
- условия реализации ФЭМ и ОПМ ГЧП в ИД;
- выгоды, получаемые субъектом и объектом управления от ГЧП при реализации ИД [10, с. 69].
Следуя алгоритму МАиС, присвоим составляющим элементам ФЭМ и ОПМ ГЧП при реализации ИД соответствующие кодовые значения, которые будем приводить в скобках после их наименований и объединим их в ИЛММ ОИ, а также, следуя алгоритму Методики, присвоим им оценки в баллах от 1 до 100, в зависимости от степени их соответствия целям участников ГЧП при реализации ИД. Балльная оценка в данном случае присваивается исходя из того, что приоритетными являются интересы частного капитала, а лицо, принимающее решение о выборе механизмов ГЧП (ЛПР), действует в интересах частного предприятия и соответствующим образом распределяет баллы. Результат вышеперечисленных действий приведем для наглядности в виде нижеследующей таблицы, в которой рассмотрим ИЛММ ОИ.
Информационно-логическая морфологическая модель финансово-экономических механизмов (ФЭМ) и организационно-правовых механизмов (ОПМ) ГЧП при реализации ИД
Наименование и кодовое значение ФЭМ и ОПМ Наименование и кодовое значение составляющего элемента ФЭМ и ОПМ Кодовое значение и балльная оценка составляющего элемента ФЭМ и ОПМ
01. Вид субъекта управления (органы 01. Органы федеральной власти 01. 100
власти, представляющие интересы 02. Органы региональной власти 02. 50
государства в ГЧП) 03. Органы местной власти 03. 25
02. Объект управления, в качестве которого выступают участники ГЧП, реализующие ИД 01. Юридические лица, реализующие ИД и представляющие как государственный, так и частный сектора экономики 01. 100
02. Физические лица, осуществляющие ИД 02. 50
03. ФЭМ ресурсного обеспечения 01. Ресурсное обеспечение в виде прямых государственных субсидий 01. 100
02. Ресурсное обеспечение в виде выделения доли существующих бюджетов (государственных) 02. 50
04. Условия реализации ФЭМ, 01. Адресное предоставление 01. 100
способ предоставления субсидии 02. Конкурсное предоставление 02. 50
05. Условия реализации ФЭМ, 01. 100% доли 01. 0
характеризующие размер вносимой 02. 75% доли 02. 25
объектом управления доли 03. 50% доли 03. 50
ресурсного обеспечения 04. 25% доли 04. 75
05. 0% доли 05. 100
06. Условия реализации ФЭМ, 01. 100% доли 01. 0
характеризующие размер 02. 75% доли 02. 25
уплачиваемой объектом управления 03. 50% доли 03. 50
доли налоговой ставки 04. 25% доли 04. 75
05. 0% доли 05. 100
07. Условия реализации ФЭМ, 01. 100% доли 01. 0
характеризующие размер 02. 75% доли 02. 25
уплачиваемой объектом управления 03. 50% доли 03. 50
доли тарифной ставки 04. 25% доли 04. 75
05. 0% доли 05. 100
08. Условия реализации ФЭМ, 01. 100% доли 01. 0
характеризующие размер 02. 75% доли 02. 25
уплачиваемой объектом управления 03. 50% доли 03. 50
доли страховой ставки 04. 25% доли 04. 75
05. 0% доли 05. 100
Окончание таблицы
Наименование и кодовое значение ФЭМ и ОПМ Наименование и кодовое значение составляющего элемента ФЭМ и ОПМ Кодовое значение и балльная оценка составляющего элемента ФЭМ и ОПМ
09. ОПМ ресурсного обеспечения 01. концессия 01. 20
02. особые экономические зоны 02. 90
03. инвестиционные фонды 03. 70
04. соглашения о разделе продукции 04. 40
05. кооперация между промышленными предприятиями и вузами 05. 100
06. аренда государственной собственности 06. 30
07. совместные предприятия 07. 60
08. инфраструктурные облигации 08. 10
10. Условия реализации ОПМ, характеризующие правомочия и/ 01. права владения и пользования объектом на определенный срок 01. 20
или льготы, получаемые объектом управления 02. доступ к созданной государством инфраструктуре, а также льготный режим налогообложения, тарификации и страхования 02. 90
03. доступ к финансовым средствам 03. 70
04. исключительные права на объект соглашения 04. 40
05. государственное субсидирование и доступ к интеллектуальной собственности вузов 05. 100
06. права аренды объекта соглашения 06. 30
07. права на совместную собственность 07. 60
08. права на доход по облигациям 08. 10
11. Условия реализации ОПМ, 01. повышение уровня жизни населения 01. 10
характеризующие целевую 02. создание передовой инфраструктуры 02. 30
направленность ресурсного 03. социально-экономическое развитие РФ 03. 20
обеспечения 04. поддержка процесса выявления коммерчески жизнеспособных идей и научных работ 04. 50
05. стимулирование предпринимательства в научных кругах 05. 40
06. поддержание НИОКР на ранних стадиях проведения 06. 60
07. разделение рисков 07. 90
08. привлечение дополнительного финансирования 08. 100
09. доступ к интеллектуальной собственности 09. 80
10. доступ к передовым бизнес-технологиям 10. 0
12. Выгоды, получаемые субъектом управления 01. организация ресурсного обеспечения реализации ИД 01. 100
02. организация системы контроля реализации ИД со стороны субъекта управления 02. 0
03. достижение стратегических целей РФ 03. 50
04. делегирование полномочий в решении тактических задач 04. 0
13. Выгоды, получаемые объектом управления 01. привлечение дополнительного финансирования 01. 100
02. извлечение прибыли 02. 100
03. производство высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции 03. 100
Необходимо иметь в виду, что в вышеизложенном примере распределение балльных оценок производилось ЛПР, действующим в интересах частного капитала, и име-
ло нижеследующее логическое обоснование, приводимое согласно последовательности рассмотрения обобщенных и частных (составляющих) элементов в ИЛММ ОН:
- при выборе субъекта управления наибольшая балльная оценка была присвоена органам федеральной власти в связи с тем, что они могут оказать частному капиталу (далее ЧК) наибольшую поддержку при лоббировании его интересов, а также имеют наибольшие правомочия;
- при выборе объекта управления наибольшая балльная оценка была присвоена юридическим лицам в связи с тем, что в подавляющем большинстве случаев в проектах ГЧП участвуют именно они;
- при выборе ФЭМ ресурсного обеспечения наибольшая балльная оценка была присвоена прямым государственным инвестициям в связи с тем, что это наиболее простая для ЧК форма привлечения инвестиций;
- при выборе способа предоставления субсидий наибольшая балльная оценка была присвоена адресному финансированию в связи с тем, что это наиболее предпочтительный для ЧК способ финансирования, исключающий затраты финансовых средств и времени на участие в конкурсном отборе;
- при выборе размера вносимой объектом управления доли ресурсного обеспечения наибольшая балльная оценка была присвоена нулевой доле в связи с тем, что это наиболее предпочтительный для ЧК случай, полностью исключающий затраты его собственных средств;
- при выборе размера уплачиваемой объектом управления доли налоговой, тарифной и страховой ставок наибольшая балльная оценка была присвоена нулевой доле в связи с тем, что это наиболее предпочтительный для ЧК случай, полностью исключающий его затраты по данным обязательствам;
- при выборе ОПМ ресурсного обеспечения наибольшая балльная оценка была присвоена кооперации между промышленными предприятиями и вузами в связи с тем, что это наиболее предпочтительный, по нашему мнению, механизм реализации ИД, позволяющий ЧК одновременно привлечь дополнительные средства в виде государственных субсидий, получить доступ к интеллектуальной собственности вуза и создать конкурентоспособный продукт;
- при выборе правомочий и/или льгот, получаемых объектом управления, наибольшая балльная оценка была присвоена государственному субсидированию и доступу к интеллектуальной собственности вуза в связи с тем, что это наиболее предпочтительный, по нашему мнению, механизм реализации ИД ЧК;
- при выборе правомочий целевой направленности ресурсного обеспечения наибольшая балльная оценка была присвоена привлечению дополнительного финансирования в связи с тем, что для 60% российских организаций недостаточность собственных средств является основной причиной отказа от реализации ИД;
- при выборе выгод, получаемых субъектом управления, наибольшая балльная оценка была присвоена организации ресурсного обеспечения реализации ИД в связи с тем, что это наиболее предпочтительный для ЧК случай, позволяющий привлечь дополнительное финансирование;
- при выборе выгод, получаемых объектом управления, наибольшая балльная оценка была одновременно присвоена привлечению дополнительного финансирования, извлечению прибыли и производству высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции в связи с тем, что эти составляющие элементы ИЛММ ОИ для ЧК одинаково важны и являются взаимозависимыми.
МАиС позволяет описать ИЛММ ОИ в кодовом и текстовом виде. Построим ИЛММ ОИ, используя процедуру синтеза, - 01.01+02.01+03.01+04.02+05.03 +06.01+07.01+08.01+09.05+10.05+11.08+12.01+12.02+ 12.03+12.04+13.01+13.02+13.03, что в текстовом выражении формулируется: субъектом управления будет являться орган федеральной власти; объектом управления будет являться юридическое лицо, реализующее ИД; ФЭМ ресурсного обеспечения будет являться прямая государственная субсидия; субсидия будет предоставлена на конкурсной основе; объект управления внесет 50% доли ресурсного обеспечения; объект управления будет уплачивать 100 % доли налоговой, тарифной и страховой ставок; ОПМ ресурсного обеспечения будет кооперация между промышленными предприятиями и вузами; льготами, получаемыми объектом управления, будут государственное субсидирование и доступ к интеллектуальной собственности вуза; целевой направленностью ресурсного обеспечения будет привлечение дополнительного финансирования для реализации ИД; выгодами, получаемыми субъектом управления, будут организация ресурсного обеспечения реализации ИД, организация системы контроля реализации ИД, достижение стратегических целей РФ и делегирование полномочий в решении тактических задач объекту управления; выгодами, получаемыми объектом управления, будут привлечение дополнительного финансирования, извлечение прибыли и производство высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.
Рассмотренная в данной работе ИЛММ ОИ является обобщенной и может быть дополнена необходимыми для конкретного ЛПР обобщенными и составляющими элементами, которые, в свою очередь, могут быть разделены на более конкретные составляющие их элементы при помощи процедуры анализа МАиС. В случае если ЛПР действует в интересах государства либо не согласно с приведенной выше балльной оценкой, то ему необходимо присвоить баллы самостоятельно, что ИЛММ ОИ позволяет сделать.
Далее ЛПР следует приведенной выше последовательности действий и отбирает наиболее подходящие для реализации ИД ФЭМ и ОПМ ГЧП.
Приведенная в работе Методика дает ЛПР возможность принять всесторонне обоснованное решение об использовании на практике ФЭМ и ОПМ ГЧП при реализации ИД.
Список литературы:
1. Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года / Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. - М.: Деловая литература, 2007. - 352 с.
2.МильнерБ.З., Макаров В.Л., Маевский В.И. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 624 с.
3. Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: Зарубежный и российский опыт / Общ. ред. и предисл. С.Н. Сильвестрова.
- М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 256 с.
4. ГолдбергИ, ГоддарДГ., Куриакосе С., РасинЖ.-Л. Расширяя горизонты инноваций. Переосмысление роли государства в развивающихся странах региона Европы и Центральной Азии. - Washington: The World Bank, 2011.-201 с.
5. Логинов В.П., Кулагина А.С. Повышение инновационной эффективности экономики России. - М.: ИЭ РАН, 1994. - 262 с.
6. Лещинская А.Ф. Коммерциализация проектов как основа для финансирования // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 4. - С. 29-38.
7. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции - 2012: статистический сборник. - М.: Росстат, 2012. - URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_l 140095471812.
8. Данные ЦБ РФ по состоянию на 31.12.11. - URL: http://www.cbr.ru.
9. Алпатов А.А., Пушкин А.В., Джапаридзе P.M.
Государственно-частное партнерство: Механизмы
реализации. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 196 с.
10. Зиннуров У.Г., Закирова Э.О. Институциональные механизмы государственно-частного партнерства в развитии инновационной деятельности. - Уфа.: УГАТУ, 2013. - 152 с.
11. Zwickv F. Discovery Invention. Research the morphological approach. - New York: McMillan, 1969. - 276 p.
12. Зиннуров У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии: учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МАИ, 2004. - 359 с.
Алифанов В. С.
ведущий специалист по ВТО Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, Россия, г. Уфа
Ахмедина Г.Б.
профессор Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Уфа
Сунаева Г.Г.
доцент Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Уфа
УДК 338.124.4(470+571):339.543
НЕКОТОРЫЕ ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
Авторы рассматривают вступление России во Всемирную торговую организацию на базе основных принципов. Происходит сравнение первоначальных условий вступления и тех условий, которые предлагаются на данный момент. Ратификация России соглашения по ВТО означает автоматическую отмену некоторых ограничительных мер по российскому экспорту.
Ключевые слова: ВТО, переговорный процесс, страны - члены ВТО, защитные меры, поддержка легкой промышленности, субсидии, подготовка кадров, переходный период.
SOME WAYS OF MINIMIZATION OF NEGATIVE CONSEQUENCES OFRUSSIA’S ACCESSION TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO)
The authors consider Russian membership in the world Trade Organization on the basis of main principles. Passes a comparison of the initial conditions of accession and those conditions. Which are available at the moment. Ratification of Russia, the WTO agreement means the automatic cancellation of some restrictive measures of the Russian export.
Key words: WTO, negotiation process, the countries - members of the WTO, protection measures, support for light industry, subsidies, training specialists, the transition period.
В России обсуждается сегодня поистине эпохальное событие, значение которого распространяется не на десятилетие, а на поколение. Деятельность ВТО основана на принципах недискриминации, взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования и национального режима в торговле, регулирования торговли преимущественно тарифными методами и отказа от использования различного рода ограничений, транспарентности торговой политики, разрешения торговых споров путем консультаций и переговоров. Вступлением в ВТО Россия добровольно принуждает себя к конкуренции и всякой модернизации, то есть мы купили себе кнут, как мы выдержим этот кнут - никто пока сказать ничего не может. Право ВТО стоит над законодательством национальных государств и предусматривает единственный возможный путь развития экономики страны. Члены ВТО обязаны либерализовать, приватизировать, дерегулировать (открывать для доступа ТНК и ТНБ) сферы своей экономики одну за другой. Так как экономика России стала частью мировой экономики, то возвращение к изоляционизму государству невозможно. Отказаться от обязательств перед ВТО по либерализации или изменить условия можно только через три года после вступления. В то же самое время страны мира, в том числе и Россия, показывают рост внешней торговли, обгоняющий рост ВВП. Следует отметить, что это - общая тенденция и она не может быть развернутой вспять. Следовательно, Россия не может абстрагироваться от существования ВТО или игнорировать Всемирную торговую организацию, через страны-члены которой проходит около 95 % мировой торговли, и которая определяет правила поведения на мировых рынках.
Подчеркнем, что первоначальные требования, предъявляемые России, на которые согласились наши партнеры по переговорам, отличаются от окончательных. Первоначально России предлагали обеспечить доступ иностранных компаний к добыче природных ресурсов и транспортировке нефти
и газа по трубопроводам. В конечном итоге была достигнута договоренность, что регулирование доступа к ресурсам и их освоение будет далее определяться российским правительством и законодательной российской властью. В начале переговорного процесса от России требовали полного открытия рынка банковских и страховых услуг. По итогам переговоров Россия добилась установления квоты на участие иностранного капитала в банковской и страховой системах страны. Ряд членов ВТО настаивали на обнулении импортных пошлин на ввоз самолетов и автомобилей. Россия взяла обязательства не на обнуление, а на снижение пошлин, но в течение семи лет.
Следует добавить, что обязательства Российской Федерации в области сельского хозяйства значительно лучше стандартных, принимаемых другими странами, присоединяющимися к ВТО. Известно также, что Россия входит в десятку наиболее дискриминируемых государств, в отношении которых применяются защитные меры в целях ограничения доступа экспортируемых ими товаров. В отношении российских товаров действовало около ста таких ограничительных мер. Ратификация России соглашения по ВТО означает автоматическую отмену некоторых ограничительных мер по российскому экспорту. Среди них: сталь, алкогольная продукция, спутниковые услуги, страхование. На следующем этапе будут сняты еще 92 ограничительные меры.
При вступлении в ВТО, с учетом того, что уровень производства у нас не позволяет нам свободно конкурировать с иностранными производителями, могут сократиться возможности экономического роста России и развитие внешней торговли. У Китая, который уже 11 лет состоит членом ВТО, ВВП вырос в четыре раза, внешняя торговля - в семь раз. После вступления в ВТО из Китая за рубеж пошли большие объемы инвестиций, а в Китай объем прямых инвестиций увеличился в два с лишним раза. За 11 лет вступления Китая в ВТО страна превратилась в одну из самых мощных экономик мира.