Научная статья на тему 'Инновационное развитие регионов - ключевой фактор утверждения державности России'

Инновационное развитие регионов - ключевой фактор утверждения державности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЖАВНОСТЬ / ДЕРЖАВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕРЖАВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МОЛОДЕЖНЫЕ ПРОЕКТЫ / SOVEREIGN / SOVEREIGN ACTIVITY / REGIONAL SOVEREIGN ACTIVITIES / INNOVATIVE DEVELOPMENT / YOUTH PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмарион Юрий Васильевич

В статье концепция державности России рассмотрена с точки зрения системного подхода, который позволяет определить основные и ключевые структурные элементы России как единой и великой державы. Большое место уделено державной деятельности на региональном уровне. Показана необходимость научно-технологического обеспечения державной деятельности на уровне региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шмарион Юрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONS - KEY FACTOR TO APPROVAL OF RUSSIAN SOVEREIGN

The concept of Russian sovereign is considered from the perspective of a system approach, which allows defining the basic and key structural elements of Russia as a whole and a great power. Much attention is paid to the sovereign at the regional level. The necessity of scientific and technological support of the sovereign at the regional level is shown.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие регионов - ключевой фактор утверждения державности России»

УДК 316.72

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ - КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР УТВЕРЖДЕНИЯ ДЕРЖАВНОСТИ РОССИИ

© Юрий Васильевич ШМАРИОН

Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, зав. кафедрой социологии, доктор социологических наук, профессор, декан факультета информационных и социальных технологий,

e-mail: [email protected]

В статье концепция державности России рассмотрена с точки зрения системного подхода, который позволяет определить основные и ключевые структурные элементы России как единой и великой державы. Большое место уделено державной деятельности на региональном уровне. Показана необходимость научно-технологического обеспечения державной деятельности на уровне региона.

Ключевые слова: державность; державная деятельность; региональная державная деятельность; инновационное развитие; молодежные проекты.

Предвыборные баталии президентской компании высветили множество проблем, стоящих перед современной Россией, а также обозначили не меньшее количество вариантов их разрешения. Все претенденты на пост президента были единодушны во мнении о том, что Россия должна быть единой и великой державой и занимать достойное место в динамично изменяющемся мировом сообществе. Их риторика была насыщена пафосом державности и доказательствами того, что предлагаемый ими путь достижения величия России является единственно верным. Победителю президентской гонки предстоит на практике перейти от державной риторики к державному труду, который будет способствовать утверждению роли России как великой и единой мировой державы.

Современный державный труд должен базироваться на современном научно-технологическом обеспечении. То, что наука лежит в основе державного труда, было известно

нашим предкам. В трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» описывается разговор царя Бориса с сыном Феодором, который занимается «державным трудом» - анализирует географическую карту России. Борис Годунов радуется занятиям сына и, поучая его, говорит:

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни...

Учись, мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать.

Гениальность Пушкина в том, что он увидел, что труд управления державой, государством немыслим без научного подхода; в державном труде нельзя ориентироваться на собственный опыт, который всегда ограничен. И еще один важный момент - тот, кому народ поручил державный труд, не только должен обладать здоровым, естественным честолюбием, но и самоотверженно и ис-

кренне любить свой народ, быть честным, целеустремленным, уметь достигать положительный для державы результат, знать историю России, ее культуру, традиции и обычаи народа. Таким образом, при формировании концепции державности России необходимо предусмотреть мощное научно-технологическое обеспечение и обратить особое внимание на человеческий фактор, т. к. в системе российского государственного и муниципального управления, управления экономикой использование и востребованность творческих способностей человека существенно меньше, чем в развитых стран.

Рассматривая концепцию державности России, необходимо опираться на системный подход, который позволит нам определить основные и ключевые структурные элементы России как единой и великой державы. Как и прежде, обратимся к классику - А.И. Солженицыну, который в своей работе «Как нам обустроить Россию» говорит о том, что Россия будет прирастать активным развитием провинции. «Станет или не станет когда-нибудь наша страна цветущей - решительно зависит не от Москвы, Петрограда... - а от провинции». «Ключ к жизнеспособности

страны и к живости ее культуры - в том, чтоб освободить провинцию от давления столиц, и сами столицы, эти болезненные гиганты, освободились бы от искусственного переотягощения своим объемом и необозримостью своих функций, что лишает и их нормальной жизни. Да они не сохранили и нравственных оснований подменять собой возрожденье страны, после того как провинция на 60 лет была отдана голоду, унижениям и ничтожности. Вся провинция, все просторы Российского Союза вдобавок к сильному (и все растущему по весу) самоуправлению должны получить полную свободу хозяйственного и культурного дыхания. Наша родина не может жить самоценно иначе, как если укрепятся, скажем, сорок таких рассеянных по ее раскинутости жизненных и световых центров для своих краев, каждый из них - средоточие экономической деятельности и культуры, образования, самодостаточных библиотек, издательств, - так, чтобы все окружное население могло бы получать полноценное культурное питание, и окружная молодежь для своего обучения и роста -все не ниже качеством, чем в столицах.

Только так может соразмерно развиваться большая страна. Вокруг каждого из таких сорока городов - выникнет из обморока и самобытность окружного края. Только при таком рассредоточении жизни начнут повсюду восстанавливаться загубленные и строиться новые местные дороги, и городки, и села вокруг».

Трудно не согласиться с классиком, который проехал всю Россию с востока на запад, говорил с народом и, пользуясь этой колоссальной информацией, четко и однозначно определил основные структурные элементы Российской державы и сформулировал ясные цели державного развития провинции (регионов и их муниципальных образований).

В концепции державности России должна быть определена необходимость научнотехнологического обеспечения, установлена ключевая роль человеческого фактора, сделан акцент на провинции - как на основном структурном элементе России как единой и великой державы, определены цели развития ее регионов и их муниципальных образований. Кроме того, необходимо определить, как собственно должны развиваться регионы и их муниципальные образования, какой подход использовать, на какую теоретическую базу опираться в разработке подходов их инновационного развития.

Среда, в которой будет реализоваться державная деятельность на региональном уровне, условия реализации этой деятельности, социальные взаимодействия, возникающие в процессе такой деятельности, система мотивов, норм, ценностей, традиций регионального сообщества представляют собой достаточно сложную социальную систему. Феномен инновационного развития современного российского региона нуждается в научном анализе, в технологическом, экономическом, правовом, организационно-управленческом осмыслении, в кадровом обеспечении нового поколения, в создании оптимальной инфраструктуры такого развития на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Анализируя статистические данные социально-экономического развития регионов и их муниципальных образований, трудно оценить возможный потенциал развития регионов, понять сущностную основу, природу возможного развития. Конечно же, необходимы фундаментальные и прикладные

социологические исследования возможностей инновационного социально-технологического управления регионом. Целесообразно оценить, велика ли разница между желанием граждан сообщества видеть вокруг себя мир системно прекрасным и сбалансированным и желанием быть в этом мире полезным и значимым, которое подтверждается реальной деятельностью граждан. Такая оценка -это еще и оценка резерва построения гражданского общества на региональном уровне. Инновационное развитие социально-экономического комплекса региона и построение эффективного гражданского общества - это две взаимосвязанные и системно интегрированные задачи развития региона. Координируя целеполагание двух этих важнейших для региона задач, мы получаем реальную возможность формирования мощного системно интегрированного фактора, влияющего на оздоровление общественной жизни региона и аквтивизацию его инновационного развития. В функционировании политической, экономической и социальной подсистем региона должны появиться составляющие функциональных связей, которые, с одной стороны, обеспечивают работу механизмов социальной и ресурсной поддержки державной деятельности и инновационных инициатив, а с другой стороны - создают правовое и экономическое пространство их эффективной деятельности.

Таким образом, державная деятельность на региональном уровне, базирующаяся на традициях русского народа, имеющая глубокие корни в русской культуре, научнообоснованная и технологически обеспеченная, выступает важнейшим инструментом демократического участия граждан в жизни сообщества и фактором инновационного социально-экономического развития региона.

Научно-технологическое обеспечение

державной деятельности на региональном уровне позволит минимизировать элемент случайности в процессе ее реализации и повысит ее результативность. Широкое использование современных социальных и информационных технологий в организации и проведении такой деятельности формирует у молодого и взрослого населения понимание того, что державная деятельность - это больше, чем только случайный душевный порыв, прихоть нашей души, это новый

взгляд на нашу жизнь, это новый закон нашей современной жизни, в котором есть непрерывная и фронтальная потребность всех и каждого в доброте, сочувствии, душевности, милосердии, любви, в желании сделать окружающий нас мир лучше и гармоничнее, а Россию - единой и великой державой. В этом, на наш взгляд, заключается феномен державности, именно так он должен трактоваться, оцениваться, и с таких позиций он должен изучаться. Результаты исследования феномена державности, описанного в отмеченном выше контексте, должны послужить основой для разработки важных направлений державной деятельности. Остановимся на некоторых из них.

1. Разработка оптимальной организационно-управленческой структуры инновационного развития социально-экономического комплекса региона.

2. Разработка социальных технологий державной деятельности.

3. Разработка оптимальной структуры кадрового обеспечения инновационного развития социально-экономического комплекса региона, а также образовательных систем с заданными свойствами, обеспечивающих подготовку специалистов нового поколения.

4. Разработка эффективной системы пропаганды державности и разъяснения его полезности для личности и общества. В настоящий момент не все начинания в направлении державной деятельности известны обществу и не всегда они находят общественное признание, поэтому необходимо «учить» каждого гражданина видеть и осознавать элементы державной деятельности в его повседневном труде и во всей жизнедеятельности и максимально использовать для достижения этих целей СМИ.

5. Выяснение сущностной основы дер-жавности как социального феномена, выявление механизмов и ключевых факторов, влияющих на все жизненно важные центры общественной жизни и личной жизни каждого человека; определение структуры и содержания условий, при которых гармоничные, взаимовыгодные решения для каждого человека и общества будут обеспечивать личное и общественное благополучие в рамках единой и великой державы; организация системного сотрудничества (социального партнерства всех региональных социальных

институтов), основанного на принципах всеобщей разумности и осознанности.

6. Стратегическое планирование державной деятельности на уровне региона на 10-15 лет, при этом технология разработки долгосрочных программ и механизмы их реализации должны строиться на научной основе и ориентироваться на теоретические разработки, определяющие будущее цивилизации и будущее России. Таковыми являются теория модернизации Рональда Инглхарта и теория технологической динамики С.Ю. Глазьева. Кратко охарактеризуем эти научные разработки.

Теория модернизации Рональда Ингл-харта описывает глубинные изменениям в характере и направлении перемен общества и утверждает, что процесс модернизации общества потенциально универсален и в то же время имеет свои национальные особенности. Перечислим основные универсальные показатели, определяющие наличие процессов модернизации в обществе:

- повышение уровня образованности населения. Его объективная оценка позволяет понять, находится ли общество в стадии модернизации или стагнации;

- показатель степени развитости в обществе ценностей самовыражения. Доминирование в обществе ценностей самовыражения (модернизация) или ценностей выживания (стагнация). Из построенной Рональдом Инглхартом культурной карты следует, что Россия на данном этапе развития пока еще поглощена ценностями выживания. Активным гражданам России, которые разделяют идеи модернизации, должны быть присущи постиндустриальные ценности самовыражения, несмотря на то, что Россия, прошедшая в ХХ в. через драматические события, заставила многих россиян забыть о самовыражении и сделать акцент на выживание;

- необходимой и важнейшей частью модернизации является реализация принципа господства права, который означает, что существуют единые для всех нормы вне зависимости от статуса и богатства человека;

- для активного процесса модернизации необходимо открытое, плюралистическое общество, свободный поток информации о всех сферах жизни общества, наличие подлинной демократии, отсутствие авторитарной модернизации на всех этапах развития

России, охрана авторского права. В этих условиях проявляется в полном объеме инновационный потенциал общества и личности.

Теория технологической динамики рассматривает жизненный цикл в обществе технологических укладов. Развитие общества связывают с инновациями. Инновации должны стать основой новой экономики. Да и само общество должно быть «обществом, построенным на знаниях». В рамках теории инновационного развития концепция технологических укладов является ключевой. Технологический уклад характеризуется единым техническим уровнем производств, достигнутым в данной стране, а уровень производства, в свою очередь, определяется уровнем развития трудовых ресурсов и достигнутым научно-техническим и технологическим потенциалом страны. Современный этап развития человеческой цивилизации непосредственно связан с ее переходом к новому пятому и шестому технологическому укладу. В России только в передовых отраслях промышленности отмечаются признаки пятого технологического уклада. Переход на очередной технологический уклад непременно сопровождается коренными преобразованиям всей жизни общества. При этом наблюдается качественный скачок в развитии производительных сил, формируется новая структура общественного производства, существенно возрастает роль человеческого фактора, в управлении производством фронтально используются информационные технологии, а при принятии решений - инструментарий моделирования, совершенствуются формы и методы управления, усиливается значимость в оперативной работе предприятий процессов интеграции и глобализации мирохозяйственных связей.

Активная часть регионального сообщества, ориентированная на державную деятельность, должна иметь целостное представление о смене технологических укладов, знать специфические особенности каждого этапа данного процесса, адекватно представлять сущность структурных сдвигов, совершающихся в современной экономике при смене технологических укладов. Необходимо знать суть технологических преобразований, которые осуществляются не только в России, но и в рамках мирового сообщества. Это позволит каждому человеку правильно опреде-

лить свою образовательную траекторию на протяжении всей жизни, а в профессиональной деятельности широко использовать достижения науки, современных технологий для создания новой России с качественно иными технологическими укладами.

В организации державной деятельности на региональном уровне одно из ведущих мест отводится молодежи, т. к. в организации инновационного развития региона целесообразно ориентироваться на специалистов нового поколения. Отмеченное необходимо учесть в разработке молодежной политики на региональном уровне.

Таким образом, обозначив основные концептуальные аспекты формирования российской державности, можно перейти к решению в данном контексте конкретных задач регионального развития. Одной из ключевых задач эффективной региональной державной деятельности является создание инновационных социально-экономических комплексов муниципальных образований на базе кластерного и системного подходов. Естественно, что решение такой крупной проблемы необходимо осуществлять посредством социального проектирования. В связи с процессами модернизации российского общества и инновационного развития региональной экономики и связанным с ними существенным возрастанием роли человеческого фактора в социально-экономической и политической жизни регионального сообщества можно предложить следующий типовой региональный социальный проект «Социальное проектирование и создание инновационных социально-экономических комплексов муниципальных образований на базе кластерного и системного подходов». Рассмотрим, как может выглядеть этот проект на примере Липецкой области, где такие разработки активно ведутся.

Цель социального проекта: разработка системы инновационного социально-технологического управления развитием муниципальных образований Липецкой области и создание организационно-управленческих структур, обеспечивающих ее функционирование.

Задачи социального проекта.

1. Теоретическое обоснование и разработка принципов научно-технологического обеспечения инновационного социально-

технологического управления развитием муниципальных образований.

2. Проведение социологических исследований, направленных на оценку состояния социально-экономических комплексов муниципальных образований Липецкой области и выявление потенциальных ресурсов трудовой и общественно-политической активности населения муниципальных образований Липецкой области.

3. Разработка организационно-управленческих структур муниципального социально-управленческого кластера (рис. 1).

4. Разработка принципов построения структуры кадрового обеспечения инновационного развития муниципальных образований.

5. Разработка социальных технологий управления инновационным развитием муниципальных образований.

6. Разработка принципов и социальных технологий реализации эффективного социального партнерства регионального сообщества, властных структур, науки, образования и реального сектора экономики.

7. Экономический и социологический анализ состояния социально-экономических комплексов муниципальных образований Липецкой области и социально-экономическая оценка потенциала и ресурсов инновационного развития каждого муниципального образования.

8. Разработка технологии оперативной диагностики состояния развития муниципального сообщества и его социально-экономического и экосоциального комплексов.

9. Разработки технологии оперативной диагностики состояния общественного мнения населения муниципальных образований по ключевым жизненным проблемам: образование, медицинская помощь, ЖКХ, дороги, экология, взаимодействие с органами власти, кредитование, общественный порядок и т. п.

10. Разработка социальных технологий формирования и развития трудовой и общественно-политической активности населения по следующим направлениям:

- формирование и развитие институтов гражданского общества и активное участие в их функционировании каждого члена муниципального сообщества;

- деятельность, связанная с повышением качества жизни граждан муниципальных образований;

Администрация Липецкой области

Управление инновационной, промышленной политики и транспорта Липецкой области

Кластер «Наука и кадры»

Кластер «Молодежная политика региона»

Кластер «Инновационное развитие муниципальных образований»

Рис. 1. Кластерный подход к формированию кадрового обеспечения управления молодежной политики региона и инновационного развития муниципальных образований

- участие в создании новых рабочих мест посредством организации малого и среднего бизнеса, способствующего максимальному вовлечению населения данного муниципального образования и ориентированному на оптимальное использование всех видов ресурсов муниципального образования;

- деятельность, связанная с созданием эффективного экосоциального комплекса муниципального образования;

- участие в создании условий для реализации эффективной молодежной политики на уровне муниципального образования;

- участие в повышении образовательного уровня, расширении спектра профессиональных квалификаций, востребованных для инновационного развития муниципального образования;

- содействие в получении молодежью фундаментальной подготовки в школе и

профессионального образования такого уровня и качества, которое гарантированно будет востребовано в рамках социальноэкономического комплекса муниципального образования и обеспечит достаточно высокий уровень жизни работника и его семьи;

- развитие нравственного и духовного уровня каждого гражданина и муниципального сообщества в целом.

11. Разработка концептуальной модели регионального образовательного научнотехнологического комплекса профессионального образования, включающего в себя:

а) инновационную региональную систему непрерывного профессионального образования, представляющую собой системно интегрированные научно-образовательные и научно-производственные структуры комплекса непрерывного профессионального образования (КНПО) (рис. 2, 3), объединяющего в себе совокупность образовательных систем с заданными свойствами: профильную школу, бакалавриат (практический, профессиональный, академический), магистратуру, аспирантуру. КНПО обеспечивает подготовку и переподготовку всего спектра специалистов от высококвалифицированных рабочих, бакалавров различного уровня подготовки, магистров до кандидатов наук, необходимых для кадрового обеспечения решения задач инновационного развития конкретных муниципальных образований Липецкой области;

б) систему научно-технологического

обеспечения инновационного развития региона в виде центра системных исследований и моделирования социально-экономического процессов инновационного регионального развития. Центр создан посредством объединения в рамках одной научноисследовательской структуры наиболее активной части ученых Липецкой области методом конкурсного отбора. Эти ученые являются профессорско-преподавательским

составом КНПО, таким образом, создается полномасштабная научно-производительная система, объединяющая в своем устройстве фундаментальную практико-ориентирован-ную науку (технико-технологическую, естественнонаучную и гуманитарную), развивающая непрерывное образование и инновационный социально-экономический комплекс муниципальных образований. Основ-

ные направления деятельности центра: участие в образовательном процессе, моделирование и оптимизация социально-экономических задач развития муниципальных образований, проведение социологических исследований, подготовка управленческих решений и их научно-технологическое сопровождение, мониторинг социально-экономи-

ческой и политической обстановки в процессе инновационного развития муниципальных образований, информационное обеспечение инновационного развития муниципальных образований. Организационная структура (КНПО), объединяющая в себе региональную систему профессионального образования и систему научно-технологического инновационного развития муниципальных образований создается на базе профильных факультетов ФГБОУ ВПО ЛГПУ. Стратегическое управление деятельностью КНПО осуществляют совместно ректор ЛГПУ и один из заместителей главы администрации Липецкой области. Финансирование научноисследовательских работ, связанных с инновационным развитием муниципальных образований осуществляется в виде грантов различного уровня, а также из средств областного бюджета, направляемых на инновационное развитие региона и муниципальных образований.

Решение сформулированных задач обеспечивает:

- создание уникальной региональной системы непрерывного образования;

- разработку современных принципов интеграция науки и образования и их внедрение в рамках КНПО;

- формирование и развитие региональных институтов гражданского общества;

- создание эффективных муниципальных кластеров, ориентированных на державную деятельность;

- создание научно-технологического обеспечения инновационного развития региона и его муниципальных образований;

- создание современной кадровой структуры, обеспечивающей инновационное развитие муниципальных образований и региона;

- совершенствование школьного образования;

- реализацию актуальной региональной молодежной политики (рис. 4).

Рис. 2. Концептуальная модель подготовки специалистов для региональной молодежной политики и инновационной деятельности, реализуемой комплексом непрерывного профессионального образования ФИиСТех ЛГПУ

Рис. 3. Структура научно-производственных подразделений комплекса непрерывного профессионального образования ФИиСТех ЛГПУ

Научно-технологическое и ресурсное обеспечения актуальных молодежных

проектов

Социологические исследования проблем молодежной политики

Социологические

исследования

молодежи

X

Социологические исследования молодежной среды___________

Социальное проектирование и разработка социальных технологий для решения актуальных региональных проблем

Специалисты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Квалифицированные рабочие

Добровольцы

Организация

внедрения

проектов

Социальный и экономический эффект от внедрения проектов

Социально-экономический анализ социального и хозяйственного комплекса МО

Заявки на разработку проектов муниципальных и региональных властей

Социологические характеристики молодежи и молодежной среды / Актуальные ► социальные проекты Фонд поддержки молодежных инициатив

Предприятия, организации объекты социальноэкономического комплекса муниципального образования

Рис. 4. Концептуальная модель научно-технологического и ресурсного обеспечения актуальных молодежных проектов

Подводя итог сказанному, отметим, что современная социальная реальность ставит перед человеком задачи, значительно превышавшие по своим масштабам, сложности и комплексности выполняемые ранее, многократно возрастает цена ошибок в управлении. Общество стоит сегодня перед острейшей проблемой, нарастающим противоречием: происходит накопление интеллектуального потенциала, увеличиваются возможности его использования в управленческой деятельности, однако уровень управления не отвечает новым задачам.

Назрела острейшая потребность в обновлении методов управления, в разработке инновационных наукоемких социальных технологий в целом и технологий социального управления и самоуправления, в частности. Доминирование человеческого фактора в обеспечении эффективности и результативности практически во всех сферах человеческой деятельности позволяет утверждать, что инновационный социально-технологический подход является действенным и универсальным средством познания и решения местных проблем. В рамках этого подхода осуществляется научно-практическая деятельность, связанная с социальным проектированием и освоением системно интегрированной совокупности эффективных социальных технологий целостного развития местного сообщества. При этом смысл и назначение каждой социальной технологии - оптимизация управленческого процесса, учитывающая реальный набор ресурсов, максимальное использование человеческого потенциала местного сообщества и региональной науки, что позволяет ис-

ключить все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата.

Процесс технологизации всех сторон жизни местного сообщества связан с научно -технической, информационной и менедже-ральной революциями, при этом главным фактором развития муниципальных образований будет являться научно-обоснованный кадровый состав управленцев и специалистов, способных принимать управленческие решения, подготовленные с использованием информационных технологий и процедур моделирования. В настоящее время использование инновационных социальных технологий для решения местных проблем представляет собой главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление, повысить эффективность управленческого воздействия и его роль в жизни общества, поднять уровень качества жизни местного населения, создать кадровый потенциал нового поколения в муниципальных образованиях.

Основным потребителем результатов подобных научных разработок являются Администрация региона и ее соответствующие управления: управление внутренней политики, управление инновационной, промышленной политики и транспорта, управление образования и науки и т. п., а также органы местного самоуправления муниципальных образований, перед которыми стоит сложнейшая задача становления и развития российской государственности.

Поступила в редакцию 14.03.2012 г.

UDC 316.72

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONS - KEY FACTOR TO APPROVAL OF RUSSIAN SOVEREIGN Yuri Vasilyevich SHMARION, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russian Federation, Head of Sociology Department, Doctor of Sociology, Professor, Dean of Information and Social Technologies Faculty, e-mail: [email protected] The concept of Russian sovereign is considered from the perspective of a system approach, which allows defining the basic and key structural elements of Russia as a whole and a great power. Much attention is paid to the sovereign at the regional level. The necessity of scientific and technological support of the sovereign at the regional level is shown.

Key words: sovereign; sovereign activity; regional sovereign activities; innovative development; youth projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.