УДК 339.9
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В ГЛОБАЛЬНОМ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ СОЦИУМЕ
© Инна Николаевна ЯКУНИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, докторант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема самоопределения России, определения ее роли и места в мировом сообществе в условиях глобализации; раскрываются пути решения проблемы поиска адекватного вектора развития страны и обеспечения равновесной реализации национально-государственных интересов России, в т. ч. посредством реализации державной экономической политики.
Ключевые слова: национально-государственные интересы; глобализация; державная экономическая политика.
Развитие единого глобального социума сопровождается не только позитивными изменениями, но и возникновением ряда серьезных противоречий в системе экономических отношений, всеобъемлющий, общецивилизационный характер которых, с одной стороны, стимулирует развитие общества (в стремлении к поиску решения этих проблем), а с другой - ведет к усилению дисбаланса в системе экономических интересов, порожденного неравномерностью трансформационных процессов, несовершенством институционального обеспечения их протекания, кардинальным отставанием отдельных стран.
Дифференциация участников глобального социума как по уровню их социальноэкономического развития, так и по ментальности, политическому и религиозному статусу влечет за собой возникновение различных проблем:
- демографические проблемы: данные по коэффициенту рождаемости в различных странах наглядно демонстрируют тот факт, что в странах с высоким уровнем социальноэкономического развития его значение не достигает уровня, необходимого для простого воспроизводства населения (Германия -1,36; Финляндия - 1,86; Швеция - 1,94; США -2,05). В России этот показатель составляет -1,55. При этом в условиях низкой смертности для простого замещения поколений суммарный коэффициент рождаемости должен быть не ниже 2,15. В то же время в беднейших странах коэффициент рождаемости составляет и 7,07 (Нигер) и 6,35 в Сомали;
- экологические проблемы: экологические проблемы становятся единой глобаль-
ной угрозой существования человечества, однако развивающиеся страны не готовы инвестировать средства в решение экологических проблем, поскольку в данных странах более остро стоят социальные и экономические вопросы;
- геополитические проблемы: высокая степень геополитической напряженности, широкое распространение локальных конфликтов, рост населения в мусульманских странах, бедственное положение стран Африки, возникновение ядерной угрозы со стороны развивающихся стран; попытки построения монополярного мира со стороны США и стран НАТО; кризисные явления в объединенной Европе;
- социальные проблемы: в 2009 г. количество голодающих на планете достигло 1,02 млрд человек;
- формационно-экономические противоречия: в глобальном социуме сосуществуют одновременно и доиндустриальные, и индустриальные и постиндустриальные экономические системы.
Необходимо отметить, что масштабы этих проблем только растут, а вопросы их решения преимущественно становятся задачей развитых стран, поскольку перед развивающимися экономиками стоят более насущные проблемы, связанные с жизнеобеспечением собственного населения. Соответственно, развитие процессов глобализации, проблемы формирования постиндустриального социума определяют для России необходимость определения своего места в развитии этих процессов, поиска адекватного вектора развития и пути самоопределения.
Интегральные процессы в мировой экономике достигли такого уровня и прочности связи между национальными экономками, что справедливо говорить о глобальной экономике как приоритетном феномене, обладающем собственными закономерностями, тенденциями, механизмами функционирования и развития [1, с. 9].
Тем не менее, глобализации влечет за собой не только развитие интеграционных процессов, но и определенные угрозы национальному суверенитету государств, обостряет проблему самоопределения, поскольку ослабление государственности, утрата присущих населению страны ценностей грозит отсутствием стабильности, ухудшением качества жизни населения, личностными проблемами ее граждан. В данном контексте особое значение для страны приобретает усиление суверенитета, формирование национальной идеи.
Для России с ее традиционной ментальностью, особым характером отношений власти и общества наиболее близка идея дер-жавности, предполагающая взаимную ответственность власти и личности, обеспечение
баланса достоинства личности и достоинства власти.
«Державность - свойство власти и ее политики, выражающее их силу, независимость, верховенство, мощь, твердость и последовательность в отстаивании национально-государственных интересов, серьезное или определяющее влияние на ход мирового развития» [2].
Но говорить о понятии державность целесообразно лишь применительно к той стране, которая претендует на роль мировой державы, которая представляет собой независимое государство, характеризующееся политическим, экономическим, военным и духовным могуществом страны в мире, ведущее самостоятельную внешнюю политику, обладающее заметным влиянием в международных делах.
Российская Федерация как самостоятельное государство, с одной стороны, выступает как часть единого глобального социума и, соответственно, выразитель глобального общественного интереса, а с другой -как носитель собственных национальногосударственных интересов (рис. 1).
РОССИЯ - выразитель глобальных экономических интересов в условиях становления глобального постиндустриального социума как вектора развития современного общества
Миссия: решение глобальных проблем человечества
Искоренение голода и нищеты
Обеспечение продовольственной безопасности
Минимизация зависимости глобальной экономики от невозобновляемых ресурсов
Низкая эффективность межгосударственных общественных институтов
Локализация и устранение военных конфликтов
Отсутствие единой экологической политики
Стабилизация мировой финансовой системы
Финансовый кризис
как механизм согласованной реализации экономических интересов
Обеспечение условий для расширенного воспроизводства человеческого капитала в рамках национальных границ
Деформация экономических отношений
Оптимизация распределительных отношений
Финансовый кризис
и
_ I
Перманентное повышение эффективности национальной экономики, модернизация основных факторов производства
Высокий уровень социальных угроз
Решение вопросов национальной безопасности, посредством обеспечения экономической, военной и др. видов безопасности
Ц
Е
Л
И
Миссия: формирование полюса мирового развития на основе сохранении национального единства, территориальной целостности и суверенитета в условиях интеграции в глобальное мировое экономическое
пространство
РОССИЯ - носитель собственных национально-государственных интересов
Рис. 1. Роль и место России в условиях становления глобального социума
В оптимальном случае экономические интересы государства как выразителя глобальных общественных интересов и как носителя собственных национально-государственных интересов, совпадают: в данном случае взаимодействие с другими государствами и их объединениями носит согласованный характер, решение принимается исходя из приоритетного соблюдения глобальных интересов. Однако взаимодействие может строиться и на основании подавления национально-государственных интересов других стран доминирующими государствами, что влечет за собой усиление противоречий социально-экономического развития. В данном контексте для России целевыми ориентирами при реализации национально-государственных интересов должно стать должно стать именно согласование собственных национально-государственных интересов и глобальных экономических интересов на основе идеологии «Державности» (рис. 2)1.
Экономическая политика государства выдвигает цели, определяет приоритеты, принимает решения и проводит их в жизнь, при этом учитывает не только экономические параметры, но и всю совокупность социальных, психологических, экологических, организационных, политических факторов [3]. При этом, «сутью державной экономической политики является сохранение собственных специфических экономических интересов в перманентом многополярном мире во благо достижения своих высших целей и приоритетов развития, но не в ущерб и не за счет разрушения суверенитета других государств, ущемления их национально-государственных интересов. При этом конкретные формы и механизмы реализации державной экономической политики строятся на принципе гармонии интересов каждого человека, каждой национальной и социальной группы, каждого народа с национальными интересами суверенного государства» [4].
Реализация национально-государственных интересов России в условиях глобального социума требует не только национального самоопределения, но и построения эффек-
1 В основу представленной системы ключевых признаков державы положены признаки, выделенные К. Уолтцем, дополненные и переработанные автором (Walz. K. Theory of International Politics. Reading, Mass. 1979. P. 131).
тивных экономических механизмов жизнедеятельности национального хозяйства, ориентированных на опережающее развитие, на движение по пути постиндустриализации (рис. 3).
Необходимость проведения именно державной экономической политики обоснована содержанием самих процессов глобализации (в условиях которых происходит содержательная трансформация общественных интересов, которые модифицируются в глобальный общественный интерес) обоснована рядом факторов: прежде всего, необходимостью формирования национальной идеи, как духовного базиса развития России, а также построения партнерских отношений, как проявление готовности сотрудничества с различными нациями и представителями различных религиозных конфессий.
В рамках державной экономической политики необходимо ориентироваться на обеспечение высокого качества жизни граждан страны, рост их реальных доходов и на этой основе повышение материального и духовного благосостояния всего народа, неуклонный рост доходов от трудовой и предпринимательской деятельности. В условиях динамично нарастающих темпов постиндустриализации возрастает конкуренция между национальными хозяйствами за креативный интеллектуальный капитал, а, следовательно, высокий уровень и качество жизни, качественное образование для каждого члена общества выступают необходимыми условиями жизнедеятельности национального социума.
Именно державная экономическая политика, лишенная идеологического догматизма и базирующаяся на комплексе традиционных современных ценностей национального и интернационального характера, позволит России утвердить себя в совершенно новом качестве, соответствующем ее потенциальным возможностям [5].
Однако современная экономика России характеризуется наличием значительных деформаций в системе экономических отношений, которые охватывают практически все сферы: и производственную, и сферу распределения, и сферу потребления, устранение которых должно стать одной из ключевых задач экономической политики государства (табл. 1).
РОССИЯ - целостное государство - ДЕРЖАВА
Выгодное геополитическое положение + Население + Природные ресурсы + Экономический потенциал + Политическая стабильность + Военная сила
___________-___________+ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ _-----
ДЕРЖАВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Построение глобального постиндустриального социума в соответствии с принципом І. «солидарного планетаризма»
Повышение уровня конкурентоспособности государства
Г Л О Б А Л Ь Н Ы И С О Ц И У М
Рис. 2. Целевые ориентиры механизма реализации национально-государственных интересов России в условиях становления глобального социума
Субъект - государство в лице органов государственной власти
Цель - обеспечение благосостояния населения на основе модернизации экономики
ДЕРЖАВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Г осударственность российской элиты
Г уманизм и право на наци ональное самоопределение для каждого
Единство стандартов
Согласование интересов как основная форма взаимодействия
Этические
Продовольственная безопасность
Диверсификация экспорта и импорта в пользу традиционных российских партнеров по межгосударственным союзам
Переориентация российского экспорта на продукцию с высокой добавленной стоимостью, поиск собственной ниши
Экономические
Укрепление партнерских отношений + защита национальных интересов_____
Развитие реального сектора производства (промышленного и
аграрного) как материальная основа социально-
экономического развития
Опережающее финансирование сферы НИОКР как базис инновационного развития национального хо-
зяйства
Увеличе ние объемов социального инвестирования в человеческий капитал
Развитие аграрного производства
Военный потенциал
Производственный базис + укрепление вертикали власти + развитие институтов гражданского общества
Инструментарий
Объект - система экономических отношений национального хозяйства
Рис. 3. Механизм реализации национально-государственных интересов России в условиях становления глобального социума
Таблица 1
Проявления деформации экономических отношений в современной России [6]
Характер деформации Форма проявления
в сфере производства
Структурные - приоритетное использование ресурсов добывающих отраслей экономики (в структуре российского экспорта минеральные продукты занимали в 2010 г. 68,4 %, что на 61 % выше, чем в 1995 г.); - внутренние затраты на НИОКР в России в 2-2,5 раза ниже чем в развитых странах; - дефицит перерабатывающих производств в деревообрабатывающей, химической и нефтехимической промышленности
По сферам деятельности Промышленность: износ основных фондов в промышленности в среднем составляет 42,9 %; даже в относительно благополучных добывающих отраслях наблюдаются значительные отставания по сравнению с мировыми тенденциями и технологиями, так, глубина переработки нефти не превышает 72 %, что значительно ниже мировых стандартов (90-95 %); около 50 % оборудования промышленных предприятий старше 5 лет
Сельское хозяйство: низкая обеспеченность сельскохозяйственных предприятий техникой (по сравнению с 1992 г. обеспеченность сократилась в 2,8 раза). Рост цен на промышленную продукцию для сельского хозяйства за последние 10 лет в 4,5 раза превысил рост цен на продукцию сельского хозяйства
Связь и транспорт: низкая степень информатизации российской экономики, сопровождаемая высоким уровнем дифференциации российских регионов по уровню охвата услугами связи (несмотря на то, что количество постоянных пользователей интернета растет устойчивыми темпами (около 30 % в год), только 32 % жителей страны имеют регулярный доступ к Сети.). Низкая пропускная способность (растет не более чем на 1 % в год при увеличении объемов автопарка на 7-10 % в год) и качество российских дорог (менее 20 % дорог региональных и муниципальных дорог соответствуют нормативным требованиям)
Технологические - низкий уровень использования информационно-коммуникационных технологий (в среднем по России число персональных компьютеров на 100 работников составляет 15 штук; - в 2008 г. в России лишь 39 % компаний имели широкополосный доступ в Интернет и только 23 % организаций собственный ^«Ь-сайг, в то время как в развитых странах данные показатели достигают 92 и 82 % соответственно (в Финляндии); - в России очень малая часть предприятий осуществляет процесс внедрения технологических инноваций, как в промышленности (9,4 %), так и в сфере услуг (4,3 %), в то время как в уже упоминавшейся Финляндии их около 50 %
в сфере распределения
Общегосударст- венные - высокая численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (причем, 59,4 % из числа крайне бедного населения составляют занятые в экономике); - значительное социальное расслоение (коэффициент фондов составляет 16,7 раза); - показатели численности относительно бедного населения современной России, колеблются в пределах 50-60 % [7].
Межрегиональные - среднедушевые доходы населения в Москве и Республике Ингушетия различаются более чем в 6,5 раз. - если в Центральном федеральном округе ВРП на душу населения составил в 2009 г. 308 тыс. руб., то в Северо-Кавказском федеральном округе тот же показатель был равен всего 86 тыс. руб.
По сферам деятельности Как межотраслевая, так и внутриотраслевая дифференциация доходов, превышающая критический уровень (соотношение размеров средней заработной платы 10 % наиболее и 10 % наименее оплачиваемых работников в сфере финансовой деятельности составляет 19,4 раза; а средняя начисленная заработная плата 10 % наименее оплачиваемых работников в сфере добычи полезных ископаемых в 2,6 раза выше, чем сельском хозяйстве; 10 % наиболее оплачиваемых работников - в 3,6 раза)
в сфере потребления
Структурные - в структуре российского потребления 24,8 % составляют расходы на продукты питания, в то время как в развитых странах этот показатели не превышают 10-12 %; - в структуре российского импорта продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) составляют 13,2 %, тогда как в экспорте не превышают 2 %
Качественные Качественный состав питания в России отстает от уровня развитых стран, сложился «бедный» тип питания, характеризуемый белково-калорийной недостаточностью
В этих условиях единственным направлением, обеспечивающим создание возможностей для ускоренного роста экономики, а, следовательно, и для повышения уровня жизни населения, является диверсификация структуры экономики: опережающее развитие перерабатывающих секторов (в первую очередь высокотехнологичных), сферы услуг при относительном снижении доли добывающих отраслей в структуре экономики и, в частности, в структуре экспорта [8].
Соответственно, экономический инструментарий реализации державной экономической политики включает комплекс неотложных мер, направленных на стабилизацию социально-экономического положения России, которые должны найти свое развитие в направлениях долгосрочного воздействия.
Соответственно, в качестве неотложных мер необходимо выделить:
- оптимизацию механизмов использования природно-сырьевых ресурсов России, в т. ч. за счет введения природной ренты и развития смежных перерабатывающих производств;
- опережающее развитие сферы НИОКР и модернизация ВПК, посредством приоритетного финансирования данных сфер деятельности и создания благоприятного инвестиционного климата;
- развитие сельского хозяйства как основа продовольственной безопасности страны за счет развития системы страхования с/х рисков и повышения уровня использования технологических и биологических инноваций;
- изменение структуры экспорта в пользу технологий и оборудования;
- снижение процентных ставок по кредитам, прежде всего, по ипотечным и по кредитам, направленным на развитие малого бизнеса и обеспечение самозанятости населения;
- совершенствование системы налогообложения;
- увеличение объемов государственных социальных инвестиций, направляемых не только на обеспечение материальнотехнической базы, но и на удержание специалистов бюджетной сферы; МРОТ должен составлять не менее 40 % от уровня средней заработной платы по стране;
- совершенствование системы пенсионного обеспечения, гарантирующее высо-
кий уровень жизни по достижении пенсионного возраста;
- выделение дополнительных средств на повышение заработной платы государственным служащим в сочетании с ужесточением контроля за их деятельностью как основа борьбы с коррупцией;
- сокращение или полное устранение наличных расчетов между юридическими лицами как основа прозрачности их финансовой деятельности и необходимый базис для сокращения объемов теневой экономики.
В качестве направлений долгосрочного воздействия на национальную экономику определены:
- формирование национальной идеи как системообразующего вектора развития страны;
- продвижение бренда «Россия - великая Держава»;
- приоритетное развитие взаимоотношений с традиционными стратегическими партнерами на основе взаимовыгодного экономического сотрудничества;
- расширение рублевого пространства как элемент геополитического влияния;
- формирование благоприятного политического и экономического имиджа России (как основа привлечения иностранных инвестиций в экономику) посредством развития институтов гражданского общества; укрепления курса национальной валюты, развития национального предпринимательства посредством формирования целевой системы государственной поддержки, критерием оказания которой должна выступать конкурентоспособность бизнеса;
- поддержка отечественного производителя с/х продукции, в т. ч. за счет совершенствования механизмов целевой поддержки и предоставления налоговых льгот как основа продовольственной независимости;
- формирование оплаты труда работника с учетом количества иждивенцев в семье, таким образом, чтобы на каждого члена семьи приходилось не менее величины прожиточного минимума;
- разработка целостной концепции инновационного развития экономики, предполагающей не только выбор ключевых приоритетов, но и развитие механизмов целевого финансирования.
Таким образом, для того чтобы реализовать имеющийся потенциал, России необходимо проведение целенаправленной и стратегически выверенной политики в социальной сфере, обеспечивающей наилучшие условия для воспроизводства человеческого капитала, что будет ключевым фактором позиционирования страны как благоприятной среды для жизнедеятельности своих граждан, конкурентоспособной и независимой. При этом оценкой эффективности экономической политики в современных условиях будут являться получаемые фактические размеры дохода, которые, в свою очередь, оказывают положительный социальный эффект и влияют на рост благосостояния общества. Кроме того, показателями, отражающими уровень постиндустриализации экономики, служат: достигнутый уровень ВВП на душу населения; процент занятых в сфере высоких технологий и информационных услуг; степень включения экономики в глобальный рынок и активность ее участия на внешних рынках; конкурентоспособность экономики и ее инновационный потенциал, динамические характеристики их развития; степень информатизации экономики [9, с. 124].
Осуществление данного комплекса направлений и мер будет способствовать не только формированию в стране постиндустриального общества, но и реализации принципов «солидарного планетаризма» как результата реализации державной экономической политики, выступающей альтернативным (по отношению к имперской глобализа-
ции) вектором развития глобального постиндустриального социума.
1. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003.
2. Словарь-справочник по политологии. URL: http ://www. i-u.ru/biblio/
3. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. М., 1996.
4. Юрьев В.М., Козлова Г.В. Державная экономическая политика России в глобализирующемся мире: монография. Тамбов, 2009.
5. Юрьев В.М. Екатерина II - развитие державной политики России: сценарий формирования нового миропорядка // 5 пленум Правления ВЭО России. Развернутые тезисы доклада. 2009. URL: http://www.veorus.ru. Загл. с экрана.
6. URL: www.gks.ru.
7. Шевяков А.Ю. Социальное неравенство: тормоз экономического и демографического роста // Неэкономические грани экономики: неопознанное взаимовлияние. Научные и публицистические заметки обществоведов / Рук. междисципл. проекта и науч. ред. О. Т. Богомолов. М., 2010.
8. Карпунина Е.К. Ключевые вопросы современной экономической политики России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 2.
9. Новая экономика / под ред. Е.Ф. Авдокуши-на, проф. В.С. Сизова. М., 2009.
Поступила в редакцию 21.11.2011 г.
UDC 339.9
MECHANISM OF REALIZATION OF NATIONAL-STATE INTERESTS OF RUSSIA IN GLOBAL POSTINDUSTRIAL SOCIETY
Inna Nikolayevna YAKUNINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Candidate for Doctoral Degree of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: [email protected]
In article the problem of self-determination of Russia, definition of its role and a place in the world community in the conditions of globalization is considered; ways of a solution of a problem of search of an adequate vector of development of the country and maintenance of equilibrium realization of the national-state interests of Russia, including by means of realization of statehood economic policy are reveal.
Key words: national-state interests; globalization; statehood economic policy.