УДК 330.341.1:338
К. Д. Латыпова, М. В. Райская МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И РФ (НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ)
Ключевые слова: государственная инновационная политика, инновационная деятельность в промышленности.
Выделены факторы, оказывающие наибольшее влияние на инновационное развитие промышленных предприятий и отраслей. Проанализированы модели и инструменты государственного регулирования инновационной деятельности в России и ряде зарубежных развитых стран. Рассмотрены системные экономические и институциональные факторы, снижающие эффективность инновационного развития отечественной промышленности.
Keywords: the state innovative policy, innovative activity in the industry.
The factors having the greatest impact on innovative development of the industrial enterprises and branches are allocated. The analysis of models and instruments of state regulation of innovative activity in Russia and a number of the foreign developed countries is submitted. The system economic and institutional factors reducing efficiency of innovative development of the domestic industry are considered.
В современной экономике роль инноваций и инновационной деятельности значительно возросла. Без применения инноваций на предприятиях практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемко-сти и новизны. В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, снижению себестоимости продукции, притоку инвестиций, повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.
Инновационная деятельность является связующим звеном между научными открытиями и потребителем. Без нее ни одна разработка не сможет воплотиться в жизнь, принести доход разработчику, прибыль инвесторам, удовлетворение потребителю. Таким образом, инновационная деятельность - это вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый, видоизмененный или усовершенствованный продукт с целью внедрения на рынок, в новый или усовершенствованный технологический процесс для использования в практической деятельности либо в виде нового подхода к социальным услугам.
Экономические отношения, возникающие в процессе реализации инновационной деятельности, можно охарактеризовать как инновационные экономические отношения, которые в совокупности со своими объектами, субъектами, их потребностями, интересами и целями, а также механизмом их обеспечения образуют инновационную сферу экономической системы и выступают фактором ее развития впоследствии [1].
Субъектами инновационной деятельности могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности. По выполняемым в процессе инновационной деятельности функциям субъекты могут
выступать в роли заказчика, исполнителя инновационной программы, потребителей инноваций.
Объектом инновационной деятельности являются все виды новшеств, которые могут быть воплощены в товарах, работах, услугах с тем, чтобы эти продукты могли считаться новыми или усовершенствованными, то есть приобрели статус инноваций. Объектами инновационной деятельности могут быть: объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и др.); средства индивидуализации лиц и товаров (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров); результаты законченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ и экспериментальных разработок и др. Объектами инновационных экономических отношений являются различные типы инноваций. Объектами интеллектуального капитала выступают те ценности, которые обеспечивают его самовозрастание. Субъектами инновационных экономических отношений выступают те, кто связан с движением объектов инновационного процесса и интеллектуального капитала. Основными из них являются создатели, производители, потребители, продавцы, покупатели и собственники новшеств [2].
Необходимо понимать, что любое промышленное предприятие функционирует в рамках той или иной отрасли, которая задает темп развития инноваций, определяет их роль, характер инновационной деятельности и как следствие поддержку или рост конкурентоспособности предприятия. Следует также отметить значительное влияние инновационной ситуации, сложившейся в отрасли, на деятельность предприятий и функционирование отрасли в целом.
В свою очередь, промышленное предприятие для проведения целенаправленных систематизированных стратегических нововведений должно начинать с анализа своих инновационных возможностей. При этом необходимо исследовать рыноч-
ную ситуацию и получить информацию о потенциальных потребителях. И, в первую очередь, для того чтобы любое нововведение было эффективным, оно должно быть достаточно простым и достаточно узконаправленным, то есть сфокусированным на конкретной потребности, конкретном конечном результате. Если нововведение не нацелено на завоевание лидерства, то оно не будет прогрессивным и не сможет приобрести надежную репутацию.
Кроме того, существует еще целый ряд факторов, которые могут влиять на инновационную деятельность промышленных предприятий, как внешних, так и внутренних. Внешняя среда делится на среду непосредственного воздействия (микросреду) - различные группы, интересы которых затрагивает деятельность предприятия, и среду косвенного воздействия (макросреду). К факторам прямого воздействия относят потребителей, акционеров, поставщиков, инвесторов и кредиторов, а также конкурентов. Внешние факторы косвенного воздействия включают в себя международные, экономические, политические, правовые, социально-культурные и технологические факторы. Внутренними факторами, влияющие на предприятие являются сбыт, финансы, операции (производство), человеческие ресурсы, организационная структура и менеджмент, культура и образ организации. Данные факторы могут влиять как негативно, так и позитивно на всю работу предприятия, а, в частности, на протекание инновационных процессов на предприятии [3].
На наш взгляд, одним из важнейших факторов, стимулирующих инновационную деятельность на предприятии являются политический и правовой, которые непосредственно связаны с государственными действиями. Государство может стимулировать инновационную деятельность, выделяя на НИОКР значительные средства, проводя соответствующее регулирование и научно-техническую политику, добиваясь повышения конкурентоспособности отечественной продукции, лидерства страны в международном научно-техническом соперничестве.
Кроме ограничений со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства, существует ряд ограничений со стороны государства, которые могут тормозить развитие инновационной деятельности на предприятии.
Основной целью государственной инновационной политики (ГИП) является увеличение ВВП страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий на отечественных предприятиях, а также расширения на этой основе рынков сбыта национальных товаров. Кроме того, на наш взгляд, ГИП должна быть направлена на стимулирование развития и реализации научно-технического потенциала на предприятиях, формирования современных технологических условий на всех уровнях производства, повышение конкурентоспособности продукции.
Реализация государственной инновационной политики предполагает формирование соответствующего механизма, включающего в себя три ос-
новных блока: правовой, организационный и финансовый [4].
К правовому, по нашему мнению, можно отнести нормативные документы, регулирующие инновационную деятельность предприятия, инновационную политику по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности.
Организационный блок включает проведение мероприятий, связанных с поддержкой мероприятий в помощи инновационной деятельности для предприятий.
Финансовый блок обеспечивает денежную поддержку со стороны правительства, обеспечение субсидиями социально-значимых инновационных проектов.
Важным аспектом деятельности государства в области инноваций является стимулирование развития малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.
Кроме того, необходима поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску наукоемкой продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы инноваций за рубежом, совершенствование выста-вочно-ярмарочной деятельности, вхождение в международные системы для обмена информацией по инновационным проектам.
В целях стимулирования инновационной деятельности государство осуществляет поддержку предприятий, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов.
В условиях рыночной экономики важным инструментом государственной поддержки инноваций является предоставление государственных гарантий на приобретение оборудования в целях реализации высокоэффективных инновационных проектов, лицензий на высокоэффективные технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции.
Кроме того, в мировой практике используется ряд налоговых льгот для поддержки инновационной деятельности на предприятиях. Основными из них являются:
- предоставление отсрочки налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;
- «налоговые каникулы» на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;
- налогообложение дивидендов по льготному принципу юридических и физических лиц, которые получены по акциям инновационных предприятий;
- уменьшение ставок налога на прибыль, которая направлена на совместные или заказные НИОКР;
- льготы при налогообложении прибыли, которая была полученная в ходе использования патентов, лицензий, различных нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;
- зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.
Первой страной, в которой государство активно начало принимать участие в разработке инновационных стратегий, стали США. С начала 80-х гг.ХХ в. в США были разработаны законы, которые напрямую или косвенно регулировали инновационную деятельность экономических субъектов.
Основными органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:
- Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);
- Американский научный совет (курирует промышленность и университеты) НАСА;
- Национальное бюро стандартов;
- Министерство обороны;
- Национальный центр промышленных исследований;
- Национальная академия наук;
- Национальная техническая академия;
- Американская ассоциация содействия развитию науки.
Как правило, последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные финансируются из средств федерального бюджета.
Существенным элементом поддержки инновационных процессов со стороны государства является формирование инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инно-ваторам, таким образом, способствуя формированию рынка инноваций и выступая его агентом.
Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе.
Благодаря государственной политике США в области создания специальных программ поддержки малых инновационных компаний, развитости и доступности венчурного капитала, который является основным источником средств этих компаний, последние развиваются с высокой активностью и динамичностью.
Одной из особенностей американской инновационной системы является высокая доля квалифицированных иммигрантов и значительная конкуренция среди участников инновационной сферы.
Среди недостатков государственного регулирования инновационных процессов в США явля-
ется отсутствие законодательной базы регулирования механизма инвестирования малых инновационных предприятий.
В Великобритании инновационная деятельность также является приоритетным экономическим направлением политики правительства. В стране публикуется более 9% от мирового объема научных работ, индекс цитируемости авторов превышает 12%. Кроме того, 29% английских компаний ежегодно осваивают выпуск новых продуктов, 19% внедряют новые технологические процессы, 66% вовлечено в инновационную деятельность. Национальные университеты выпускают 9,4% от общего количества специалистов стран-членов ОЭСР с квалификацией «доктор наук» [5].Высоким является показатель финансирования в инновационную деятельность со стороны государства и бизнеса - 2,3 % ВВП.
Великобритания занимает одно из лидирующих мест в мире в области биологических исследований, клинической медицины, экологии, гуманитарных, социальных и экономических наук, прикладной математики. Также на территории страны создается большее количество инновационных центров. Как правило, эти центры бывают двух видов: 1) ориентированные на разработку специфической технологии и продвижение ее дальнейшего использования; 2) направленные на определенный сектор экономики или рынка, цель которых состоит в объединении взаимодополняющих дисциплин науки, а также частей технологической цепочки. Данные центры являются стратегическими векторами экономического развития на региональном уровне. Недостатками центров является то, что они не связаны с национальной инновационной системой, с более широкими программами развития.
Началом развития инновационной политики на территории Евросоюза стало введение в практику финансирования европейских исследований и разработок через «рамочные программы», первая из которых появилась в 1984 г. и была рассчитана на 4 года. С помощью данных программ финансируются научные проекты, выполнение которых требует несколько лет. Всего к настоящему времени было реализовано семь «рамочных программ», последняя из которых длилась шесть лет и закончилась в 2013 г.
В 2011 г. была принята новая рамочная программа «Горизонт 2020 - рамочная программа по научным исследованиям и инновациям», реализация которой началась 1 января 2014 года.
Данная программа призвана объединить все рамочные программы ЕС по научным исследованиям и разработкам, по конкурентоспособности и инновациям. Приоритет будет отдаваться высокоэффективным эко-, нано-, био- и инфотехнологиям, которые сосредоточены на решении социальных и глобальных проблем («зеленая» энергетика, транспорт, изменение климата и старение населения).
На данном этапе развития Евросоюзом принята программа стратегии инновационного развития «Европа 2020», в рамках которой поставлены следующие задачи:
- повышение трудовой занятости населения;
- улучшение качества образования;
- социальная интеграция;
- решение проблем, связанных с изменением климата и недостатком энергетических и других ресурсов.
Для реализации этих задач разработаны программы, одной из которых является создание Инновационного союза, деятельность которого направлена на улучшение доступа к источникам финансирования исследований и разработок в Европе, что призвано трансформировать инновационные идеи в продукты и услуги, обеспечивая экономический рост и создавая рабочие места. Также создаются специальные условия для инвестирования в исследования частного сектора.
В Китае уже с 1980-х гг. активно развиваются различные льготно-территориальные формирования для развития инновационного бизнеса, так называемые специальные экономические зоны, зоны торгово-экономического развития, промышленные парки. Данные формирования стали мощным инструментом для привлечения к сотрудничеству иностранных компаний и специалистов, для которых применяются специальные льготы.
В 2006 г. Госсоветом КНР была принята «Средне- и долгосрочная государственная программа научно-технического развития на 2006-2020 годы», в рамках которой инновационный курс был объявлен национальной стратегией. Согласно данной программе Китай должен достичь к 2020 г. следующих показателей:
- доля вложений на нужды научно-технических исследований должна составлять не менее 2,5% от ВВП (на 2011 г. этот показатель 1,6%);
- зависимость от иностранных технологий должна быть снижена до 30% (на 2011г. этот показатель более 50%);
- доля вклада технологического развития в ВВП должны быть увеличена до 60%;
- по числу патентов страна должны войти мировую пятерку стран.
Помимо этого данной программой определены основные направления формирования инновационной системы Китая:
- построение инновационной системы с упором на сотрудничество промышленных предприятий с вузами и НИИ страны;
- улучшение связей между научными исследованиями и высшим образованием;
- координация научных исследований военных и гражданских научно-исследовательских институтов в целях активизации конверсии военных технологических разработок;
- создание региональных инновационных систем с учетом местных особенностей и преимуществ;
- развитие широкой сервисной системы научно-технического обслуживания.
Основными субъектами инновационной деятельности в Китае являются средние и малые
предприятия. Государство активно проводит политику их поощрения к расширению ассортимента новых видов продукции на основе внедрения инновационных технологий.
Кроме того, китайское правительство стимулирует вовлечение квалифицированной рабочей силы в инновационный процесс и направление национальных кадров на обучение за границу. Ежегодно по этой линии получают образование в среднем от 50 тыс. китайских граждан, дополнительно открываются новые зарубежные каналы получения высшего образования, привлекаются к работе в КНР иностранные специалисты научно-технического профиля.
По нашему мнению, обобщенная (универсальная) модель наиболее эффективных методов и инструментов государственного регулирования инновационной деятельности, полученная в результате анализа соответствующей практики ряда зарубежных стран, выглядит следующим образом:
- наличие налоговых льгот для участников инновационной деятельности;
- формирование государственной инновационной инфраструктуры;
- организации кооперации науки и бизнеса;
- создание свободных экономических зон;
- привлечение зарубежных специалистов.
Что касается России, то она, как и любая
другая страна, имеет свои особенные характерные черты в части регулирования инновационных процессов, а именно:
- общие вопросы в области инновационной политики решаются на уровне президента РФ;
- центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает практическую реализацию государственной инновационной политики, является Федеральное агентство по науке и инновациям;
- приоритетным направлением государства в данной сфере является прежде всего развитие инновационных технологий.
Кроме того, в РФ существует ряд форм поддержки инновационной деятельности. Основными из них являются: прямое финансирование; предоставление беспроцентных банковских ссуд; создание венчурных инновационных фондов, налоговые льготы; право на ускоренную амортизацию; сеть технополисов и технопарков. Оказывается поддержка в плане повышения инновационной активности, обеспечивающая рост конкурентоспособности российской продукции на основе освоения научно-технических достижений и сочетании государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности.
Государственное управление инновационными процессами в России происходит в основном на тех уровнях: федеральном; отраслевом; региональном. По содержанию, независимо от уровня, управление инновационным процессом включает:
- организационную структуру управления (конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними);
- систему сбора, обработки и анализа необходимой информации;
- механизмы принятия решений и контроля их выполнения;
- систему подбора кадров.
Общие и значительные вопросы в области государственной инновационной политике решаются на уровне Президента РФ и закрепляются его указами. Федеральное собрание осуществляет решение государственных проблем в области инновационной сферы, а также осуществляет ее законодательное регулирование.
Формированием государственной научно-технической инновационной политики, а также ее реализацией занимаются Министерство промышленности и науки РФ, Министерство экономического развития, а также Министерство финансов РФ. Причем Министерство промышленности и науки играет основную роль в обеспечении формирования и реализации государственной инновационной политики. Данное министерство осуществляет координацию работ, которые выполняются в рамках инновационной политики, участвует в разработке инновационной политики, определяет перспективные направления исследований и проектно-конструкторских разработок в промышленности.
Кроме этого работу по формированию инновационной политики и управлению инновационным процессом проводят такие специальные учреждения, как Российская академия наук (РАН), Госстандарт России и др.
Однако, несмотря на серьезное влияние со стороны государства на инновационное развитие российской экономики, существует ряд системных базисных факторов, негативно отражающихся на становлении инновационной экономики в России:
1) зачаточное состояние многих важнейших институтов современного рыночного хозяйства и сохранение административно-бюрократических барьеров, подрывающих внутренний спрос на инновационный продукт;
2) занижение стоимости рабочей силы, особенно высшей квалификации;
3) отсутствие необходимого уровня мотивации инвесторов, в результате чего низкий объем инвестиций остается одной из наиболее проблемных зон в современном развитии российской экономики. Между тем лишь общее инвестиционное оживление способно дать толчок к переходу от сырьевой экономики к инновационной;
4) незавершенность процесса приватизации, проведенного по известной схеме, ставшая тормозом экономического развития ине позволившая сформировать эффективный, прозрачный и благоприятный инвестиционный климат. В итоге до сих порсохраняется тенденция передела собственности;
5) система естественных и искусственных монополий, минимизирующая межотраслевой перелив капитала. Именно из-за нее даже в случае избыточности капитала существует дефицит инвестици-
онных ресурсов. Во многом это вызвано не только ошибками в сфере государственной инвестиционной политики, но и представлениями руководства сырьевых отраслей о сравнительной эффективности инновационных инвестиций в России и вывоза капитала за рубеж;
6) стагнационная ситуация в национальной банковской системе. Банковский сектор РФ является одним из довольно динамично развивающихся и находятся на уровне западных стандартов. Но капитализация отечественной банковской системы несравнима с капиталами некоторых крупнейших мировых банков. Российская банковская система достаточно слабо выполняет основную свою функцию - обеспечение перевода краткосрочных сбережений в инвестиции через кредитные механизмы. Не имея развитой банковской системы, которая эффективно финансирует реальный сектор экономики, очень сложно рассчитывать на эффективное финансирование инвестиционного сектора;
7) неопределенность государственной политики в отношении малого предпринимательства. Инновационный сектор, в первую очередь, должен опираться именно на такие формы бизнеса, как малое предпринимательство. Мировой опыт показывает, что малый бизнес выступает главным каналом генерирования и реализации результатов инновационного процесса, эффективной формой самореализации человеческого капитала;
8) предельно высокий уровень дифференциации регионов по объемам производства, приходящимся на душу населения, структуре производства и показателям социального развития. Валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения в разных регионах отличается порой в 20 раз [6];
9) нечеткость понятийного аппарата, прежде всего, полная неопределенность содержания категории «инновация» в отечественной литературе и, соответственно, законодательстве. Анализ показывает, что к инновации можно отнести сегодня практически любой продукт. В официальных документах «инновация» определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке; новый и усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. В этой ситуации усложняется процесс разработки законодательства и выработки конкретных мер финансовой поддержки именно тех предприятий, которые реально занимаются инновационной деятельностью.
Данный перечень факторов, сдерживающих инновационное развитие, подводит к выводу: переход от сырьевой экономики к экономики инноваций не может быть обеспечен лишь за счет финансовой составляющей решения проблемы. России необходима институциональная реформа.
Вышеизложенное доказывает, что в соответствии с требованиями современной экономики должна осуществляться трансформация системы государственного управления экономикой. Основ-
ной целью правительства должно выступать решение перспективных проблем социально-экономического развития на основе поиска и оценки вариантов технико-экономического развития. В плане реализации основной цели правительство должно разрабатывать программы, направленные на реализацию выбранных приоритетов. Правительство должно заниматься прогнозированием долгосрочного технико-экономического развития, индикативным планированием вероятных технологических траекторий, выявлением ключевых проблем развития экономики, выбором, оценкой и реализации приоритетных направлений экономической политики.
Государственное управление промышленностью должно носить селективный характер и ориентироваться на целевое поощрение конкретных отраслей промышленности, а, следовательно, и предприятий. При этом государственные ведомства должны выявлять и способствовать интеграции интересов промышленных предприятий, их согласования между собой, а также с интересами долгосрочного развития. Сами решения по вопросам экономической политики, научно-технического и экономического развития в сфере промышленного производства должны приниматься правительством при широком участии деловых кругов, ученых и специалистов, представителей крупных предприятий.
Литература
1. Вагизова, В.И. Инновационная деятельность как фактор развития взаимодействия реального и финансового сектора региональной экономической системы / В.И.
Вагизова. - Казань: Казан. гос. ун-т. - 2008. - 228с.
2. Латыпова, К.Д. К вопросу о дефиниции категории «инновация» в условиях современной экономики / К.Д. Латыпова, Л.А. Горбач // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 21. - С. 181-183.
3. Егорова, М.В. Инструменты управления объектами инновационной инфраструктуры в регионе / М.В. Егорова // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 5. - С. 199-201.
4. Авилова, В.В. Управление инновационной активностью предприятий малого и среднего бизнеса инструментом лизинга / В.В. Авилова, Г.Р. Стрекалова // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 12. - С. 271-276.
5. Программа утилизации автомобилей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://avtoinomark.ru/programma-utilizatsii-avtomobi-ley-2012.html, свободный.
6. Валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения по регионам России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smi2.ru, свободный.
© К. Д. Латыпова - соиск., ст. препод. каф.экономики КНИТУ, [email protected]; М. В. Райская- д-р экон. наук, проф. той же кафедры, [email protected].