Международный научный журнал «Инновационная наука»
УДК 338.28
С.В.Собянина
К.э.н., доцент кафедры ТБиС ФГБОУ ВПО «Московский Государственный Машиностроительный Университет (МАМИ)» г. Москва, Российская Федерация
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО СЕРВИСА ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РОССИИ
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы создания объектов дорожного сервиса и инновационный опыт формирования многофункциональных зон (МФЗ) дорожного сервиса, обосновываются выводы и предложения автора по совершенствованию развития МФЗ
Ключевые слова
Транспортная инфраструктура, автомобильные дороги, объекты дорожного сервиса, многофункциональные зоны дорожного сервиса В современных условиях автомобильные дороги становятся «кровеносной системой» экономики страны, обеспечивающей развитие всех без исключения отраслей. Особое значение имеют федеральные трассы. Только за 2013г. на федеральных автодорогах были введены 485, 6 км, что в 1,8 раза больше, чем в 2012году. Но данных темпов явно недостаточно для удовлетворения потребностей [5]. Транспортной стратегией на период до 2030года [1] предусмотрено строительство автодорог федерального значения за 2016-2018 г. - по 0,3 тыс. км в год, за 2019-2020г. - по 0,35 тыс. км в год, в 2021-2024 г.- по 1,05 тыс. км в год, а в 20252030г.- по 2,63тыс. км в год. Достижение прогрессивно возрастающих темпов строительства возможно только при инновационном развитии дорожного комплекса. Поэтому насущно необходим инновационный сценарий формирования единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры. В связи с этим важное значение помимо собственно строительства дорог приобретает развитие объектов дорожного сервиса (ОДС). Опыт инновационного развития ОДС ГК «Автодор» заслуживает глубокого изучения и эффективного использования и распространения. В ГК «Автодор» создан Экспертный Совет и разработана «Концепция развития объектов дорожного сервиса[3]. Важным достижением явилась разработка в 2013 г. межгосударственного стандарта ГОСТ «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса», в котором требования технического регламента гармонизированы с Европейским соглашением о международных автомагистралях и другими соглашениями ЕС и СНГ. Это чрезвычайно важный этап, т.к. до недавнего времени придорожный сервис развивался хаотично, что привело как к низкому количеству и качеству оказываемых услуг, так и к нарушению требований к обустройству примыканий переходно - скоростных полос, что создаёт серьёзные затруднения движения. Реализация разработанных в «Концепции»[3] Единых принципов планирования и размещения ОДС, единых стандартов по оказанию услуг на ОДС, типовых архитектурно - планировочных решений ОДС и единых требований к отбору инвесторов способны создать цивилизованные формы дорожного сервиса. Заслуживает особого внимания опыт разработки и реализации концепции многофункциональных зон (МФЗ). МФЗ - это зоны
155
№ 1 - 2/ 2015
комплексного обслуживания пользователей и размещения объектов дорожного сервиса, обеспечивающие предоставление полного пакета услуг для пользователей автомобильных дорог. Согласно Регламенту ГК «Автодор» [4], МФЗ должна включать: места для стоянки транспорта, многотопливную заправочную станцию, туалеты, зону отдыха и места для курения, объекты общественного питания, магазин, мотель, автомойку, СТО, душевые, прачечную, пункт медицинской помощи, телефон, мусоросборники. ГК «Автодор» за 2013-2014г.г. обустроены 22 МФЗ, заключено 26 инвестиционных договоров на создание 45 МФЗ вдоль автодорог «Беларусь» и «Дон». Программой деятельности ГК «Росавтодор» предусмотрено до 2020г. создать 70 МФЗ[2]. Однако концепция развития МФЗ при всей её инновационности имеет ряд недостатков. Согласно Концепции, ядром МФЗ выступает заправочная станция и СТО. Такой подход является проецированием прошлого международного опыта развития ОДС, основанным на необходимости обслуживания прежде всего грузоперевозок. Но современный международный опыт развития ОДС показывает, что теперь «ядром» ОДС выступают крупные торгово - развлекательные комплексы, отели, рестораны. В концепции МФЗ эта тенденция развития ОДС не учтена, что повлечёт недостаточное использование ресурсов для развития торговли, автомобильного, культурного туризма. Не менее существенным недостатком подхода к формированию МФЗ является и предлагаемая модель привлечения инвестиций. Основной формой выбора инвестора для МФЗ предусматривается проведение открытых аукционов и активизация частного бизнеса, роль ГК сводится к организации арендных отношений и контролирующей функции. Однако современные инвестиции в ОДС являются малопривлекательными для мелкого и среднего бизнеса из-за длительных (более 7 лет) сроков окупаемости инвестиций. Поэтому наиболее целесообразна не просто государственная поддержка частных инвестиций в ОДС в форме субсидий и кредитов, но развитие государственно - частного партнёрства на долгосрочной основе. Такие формы партнёрства позволят решить и ещё одну важнейшую проблему -формирования МФЗ на технологически и технически новой основе, что не по силам мелкому бизнесу.
Список использованной литературы:
1. Транспортная стратегия РФ на период до 2030г.
2. Федеральная Целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020г.г.)»
3. Концепция развития дорожного сервиса в РФ. ГК «Автодор»
4. Регламент на размещение МФЗ ДС. ГК Автодор»
5. www.dorvest.ru
© С.В.Собянина, 2015
156