REFERENCES
1. Sait kompanii Herzogdemeuron [Company site Herzogdemeuron]. Available at: https://www.herzogdemeuron. com/index/proj ects/complete-works/126-150/143 -fuenf-hoefe/IMAGE.html (accessed 10.04.2016).
2. Elizabet Merk: "My ne diktuem, kak dolzhny vyglyadet' fasady" [Elisabeth Merk: "We don't dictate how facades should look like"]. Available at: http://archi.ru/world/66651/elizabet-merk-my-ne-diktuem-kak-dolzhny-vyglyadet-fasady (accessed 09.04.2016).
3. The Phaidon Atlas of contemporary world architecture. London, Phaidon, 2004. 503 p.
4. Herzog P., Herzog J., de Meuron P., Ursprung P. Herzog and de Meuron: Natural History. Lars Muller Publishers, 2005. 472 p.
5. Nevlyutov M. Zhak Khertsog i P'er de Meron. Preodolevaya otchuzhdenie [Overcoming alienation]. Available at: http://archi.ru/world/59605/zhak-hercog-i-per-de-meron-preodolevaya-otchuzhdenie (accessed 10.04.2016).
6. Erhaltungssatzung für die Dresdener Äußere Neustadt [Urban-planning regulation fort the Neustadt district]. Dresden, Stadtplanungsamt, 1994, pp. 1-27.
7. Dagdanova I.B., Kozlov V.V., Engel' B. Drezden. Tsentr. Torgovlya. Impul'sy razvitiya istoricheskogo tsentra [Drezden. Centre. Trade. Impulses of the development of a historic centre]. Irkutsk, IrGTU Publ., 2015. 136 p.
Информация об авторе
Дагданова Цыредарь Баторовна, профессор кафедры архитектурного проектирования, e-mail: dagda40@mail.ru; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Dagdanova Ts.B., professor, Architecture Projection Department, e-mail: dagda40@mail.ru, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
УДК 625.741
DOI: 10.21285/2227-2917-2016-3-136-143
КЛЮЧЕВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВОЧНОМУ РЕШЕНИЮ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗОН ДОРОЖНОГО СЕРВИСА
© Н.В. Данилина, И.Э. Кротова
Тенденции градостроительного и экономического развития дорожного потенциала Российской Федерации обозначают в качестве приоритетного направления вопросы совершенствования транспортной инфраструктуры в целях повышения качества обслуживания региональных и межрегиональных поездок на дальние расстояния. В статье рассматриваются аспекты формирования многофункциональных зон дорожного сервиса, организация которых в настоящее время запланирована вдоль основных российских автомагистралей. На основе анализа существующего отечественного и зарубежного опыта, а также оригинального социологического исследования авторами сформулированы ключевые требования к планировочному решению, необходимые для успешного функционирования таких зон в долгосрочной перспективе.
Ключевые слова: зона дорожного сервиса, транспортная инфраструктура, транспортный спрос, планировочное решение, социологическое исследование.
KEY DEMANDS TO THE PLANNING DICISION OF MULTIFUNCTIONAL AREAS OF
ROAD SERVICE
© N.V. Danilina, I.E. Krotova
Tendencies of town-planning and economical growth of a road potential of Russian Federation mark the questions of improvement of transport infrastructure as a prior direction in order to increase the service quality of regional and transregional long distance travels. In this article we consider aspects of forming multifunctional areas of road service, organization of which is currently planned along the main Russian motorways. At the basis of analyses of existing native and foreign experience, and original sociological research, the authors formulated the key demands to the planning solution, necessary for successful functioning of these zones in a long-term perspective.
Keywords: area of road service, transport infrastructure, transport demand, planning solution, sociological research
В настоящее время для Московской агломерации характерны такие явления, как рост автомобилизации, увеличение дальности поездок, развитие пассажирских и грузовых перевозок, что приводит к необходимости значительного возрастания количества и улучшения качества автомобильных дорог. Как следствие, формирование транспортной инфраструктуры, необходимой для обеспечения возрастающего спроса со стороны автовладельцев, становится одной из самых развивающихся сфер градостроительной деятельности [1, 2].
В связи с этим оказывается актуальным вопрос создания комфортных и безопасных условий передвижения всех пользователей улично-дорожной сети, особенно необходимых при совершении дальних и сложных поездок по автомагистральным дорогам. Одним из способов осуществления этого является создание инфраструктуры дорожного сервиса вдоль основных и самых загруженных автомагистралей, основной целью которой является удовлетворение социально-бытовых потребностей различных пользователей улично-дорожной сети (УДС) [3, 4].
Многофункциональные зоны дорожного сервиса (МФЗ) - придорожные объекты, обеспечивающие потребности пассажиров при остановке в движении и выполняющие важную функцию обеспечения безопасности дорожного движения. По рекомендациям Правительства Англии, автомобилисты должны останавливаться и делать перерыв не менее 20 минут каждые два часа. Водители транспортных средств большой грузоподъемности обязаны подчиняться режиму нормативных разрывов в маршруте, а именно использовать сервисы подобных объектов [7].
В России также существует регламент размещения МФЗ на автомобильных дорогах Государственной компании «Российские автомобильные дороги», в котором есть схожее определение. Согласно ему многофункциональные зоны дорожного сервиса представляют собой зоны комплексного обслуживания пользователей и размещения объектов дорожного сервиса, обеспечивающие наиболее полный пакет услуг для пользователей автомобильных дорог [6]. В настоящее время действует программа Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 2146-р, которая определяет необходимость развития многофункциональных зон дорожного сервиса вдоль основных магистралей [7]. Так как многофункциональные зоны - это элемент транспортной системы, обеспечивающий потребности различных пользователей УДС, они должны отвечать всем требованиям безопасности и комфорта и быть хорошо оснащены инженерными коммуникациями, а
также соответствовать спросу и ожиданиям пользователей, объединяя в себе технические требования и пожелания водителей (рис. 1).
Рис. 1. Структура требований к многофункциональным зонам дорожного сервиса
Утвержденный 24 июня 2013 года приказом № 114 регламент ГК «Российские автомобильные дороги» [7] содержит набор требований к МФЗ. Его отличительной особенностью является технический и теоретический характер при полном отсутствии учета социальных потребностей.
С точки зрения авторов, устойчивое развитие зон дорожного сервиса, основной целевой аудиторией которых являются люди, невозможно без исследования их субъективного мнения.
В составе оригинальных исследований был проведен социологический опрос водителей легковых, грузовых автомобилей и автобусов - существующих и потенциальных пользователей МФЗ, совершающих регулярные или нерегулярные поездки по автомагистралям. Задачей работы являлось выяснение их мнения по поводу существующей ситуации в области наличия и организации транспортной инфраструктуры для поездок на дальние расстояния с целью дальнейшей разработки требований и рекомендаций, которыми необходимо руководствоваться при планировании и создании зоны.
В качестве методического инструмента проведения исследования был выбран интернет-опрос, состоящий из двух частей:
1. Блок тестовых вопросов для выяснения количественных и объективных характеристик МФЗ: расстояний и интервалов времени, которые водитель может преодолеть без остановки, характеристик совершаемых поездок, потребностей различных групп пользователей в услугах многофункциональной зоны.
2. Опрос на форумах, объединяющих людей, совершающих или планирующих совершать поездки на дальние расстояния, с целью выяснения их субъективного отношения к организации МФЗ.
В исследовании приняло участие более 250 человек, из них 165 человек стали участниками анкетного опроса и около 100 человек приняли участие в интернет-обсуждении и так или иначе высказали свое мнение по заданной теме.
Приведем характеристики респондентов, участвовавших в исследовании:
• Подавляющее количество участников опроса - мужчины - 82,4 %, женщины составляют 17,6 % (рис. 2).
• Возрастная категория принимавших участие в опросе - от 22 до 65 лет.
• Минимальный водительский стаж - 2 года, максимальный - 42 года.
• Основной вид транспортного средства - легковой автомобиль (рис. 3).
• Из 100 % опрошенных 28,5 % регулярно совершают дальние поездки по автомагистралям с детьми, 7,6 % - редко совершают, 63,9 % не совершают дальних поездок с детьми (рис. 4).
ф Женский
Рис. 2. Гендерное распределение респондентов
Легковой автомобиль 110 69.2%
Малый грузовой автомобиль 23 17.6%
ГРУЗОВОЙ ЭЕТОУОбИЛЬ 73 45.9%
Автобус 10 6.3%
Другое 10 6.3%
.15 "КЗ го й а В..
Г.-'ЯЛэ й гсуз.. I Гоуаэвзй а в.. А бт з 5/11 Другое I
О 25 53 75 «Ю
Примечание. Другое - мотоциклы и мопеды.
Рис. 3. Распределение респондентов по видам транспорта
Да Нэт Другое
45 101 12
28.5% 53.9% 7.6%
Рис. 4. Распределение респондентов по совершению поездок на
дальние расстояния
Результаты опроса позволили сформировать сводный список желаемых сервисов, входящих в состав МФЗ (рис. 5). В пятерку самых востребованных вошли:
1.Места стоянки транспортных средств.
2.Санитарные комнаты. З.Объекты общественного питания.
4.Станции технического обслуживания автомобилей. 5.Заправочные станции.
Какие услуги, по-вашему мнению, должна содержать в себе МФЗ?
места стоя... зоны отдых... зоны отдых... детские пл... комнаты м... игровые ко...
туалеты пункт меди...
аптека Еаправочн... объекты о... объекты то...
мотели аятзмобил... станции те... шиномонтаж
■
места стоянки транспортных средств 15 G PS.' %
зоны отдыха водителей 115 72.3%
зоны отдыха пассажиров 89 56%
детские площадки 58 36.5%
комнаты матери и ребенка 32 5* .6%
игровые ког/наты дня детей 42 26.4%
туалеты 157 98.7%
пункт медицинской помощи 112 70.4%
аптека 125 73.6%
заправочные станции 133 83.6%
объекты общественного питания 151 95%
объекты торговли 99 62.3%
мотели 104 65.4%
автомобильные мойки 80 50.3%
станции технического обслуживания автомобилей 114 71.7%
шиномонтаж 133 86.3%
35
7D
1D5
140
Рис. 5. Распределение мнений респондентов относительно состава сервисов, размещаемых на территории многофункциональной зоны дорожного сервиса
В наименьшей мере пользователи нуждаются в детских площадках и игровых комнатах для детей (менее 40 % пользователей ответили, что нуждаются в них).
В дополнение к приведенной статистике можно отметить, что водители желают видеть в составе МФЗ: бесплатный телефон экстренных служб; магазин автозапчастей, автохимии и масел; банковское обслуживание (банкоматы, терминалы оплаты); доступ к мобильным сервисам (компьютеры, интернет, Wi-Fi); душевые и прачечные.
В качестве пожеланий респонденты отметили необходимость информационного обеспечения зоны дорожного сервиса: оснащение электронными информационными табло о количестве свободных мест, расстоянии и наличии сервисов как в ближайшей, так и последующей зонах.
С точки зрения оценки наличия спроса на услуги МФЗ следует отметить тот факт, что абсолютное число опрошенных (100 %) считают необходимым строительство МФЗ вдоль основных автомагистралей.
Подведение итогов проведенного исследования, а также анализа зарубежного и отечественного опыта [6, 7] формирования подобных зон сделало возможным формулирование ключевых требований, которые могут быть применены в процессе разработки градостроительной и проектной документации на многофункциональные зоны дорожного сервиса:
I. Комфортность. Многофункциональная зона должна обеспечивать социально-бытовые потребности различных пользователей улично-дорожной сети и соответствовать их спросу и пожеланиям.
II. Безопасность. С точки зрения безопасности все многофункциональные зоны должны удовлетворять следующим условиям:
- безопасность дорожного движения - въезда на территорию и выезда с нее, движения по территории;
- безопасность пребывания пользователей - зоны должны располагаться на оптимальном расстоянии друг от друга, чтобы создать водителям комфортные условия движения по трассе, территория зоны должна находиться под круглосуточной охраной;
- правила пожарной и антитеррористической безопасности - на всех МФЗ должны проводиться мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, по всей территории
должна быть установлена система видеонаблюдения с возможностью охвата всей территории и осуществления ясной записи движений.
III. Требования к планировочному решению. По возможности многофункциональную зону следует располагать по обе стороны от автомобильной дороги с зеркальным отображением всех услуг. Если же такое расположение невозможно, то сама зона с максимальным набором услуг располагается с одной стороны автомобильной дороги, а с другой стороны организуются парковочные места для всех типов автомобилей и автобусов, связанность зоны обеспечивается подземным или надземным пешеходным переходом.
IV. Инженерное обеспечение. При выборе площадки для размещения объекта придорожного сервиса необходимо избегать заболоченных и подтопляемых участков, требующих больших объемов земляных или скальных работ и вызывающих значительное удорожание объекта. При выборе участка под строительство необходимо обследовать и учесть все факторы, необходимые для выбора оптимального планировочного решения (гидрологические характеристики, водоотвод, канализация, снабжение водой, электроэнергией, теплоснабжение, наличие существующих коммуникаций). Следует избегать заболоченных и подтопляемых участков, требующих больших объемов земляных работ. Рекомендуется размещение в местах, не пригодных для сельскохозяйственных работ, с естественным водоотводом.
Продольный уклон площадки МФЗ и съездов к ней должен быть направлен в противоположную сторону от дороги. На территории многофункциональной зоны, в нижней точке рельефа, должны располагаться водоотводные сооружения, в которые будет производиться сброс поверхностных и очищенных стоков с территории МФЗ [8]. Допускается устройство собственной промышленной скважины и глухого водоотвода. Это значительно упрощает обеспечение зон, расположенных вдали от городской инфраструктуры, и удешевляет эксплуатацию.
Для комплекса зданий и сооружений характерно предусматривать общее инженерное обеспечение. При этом следует учитывать возможность кооперирования с близко расположенными предприятиями в части организации общественного питания, медицинского обслуживания, пожарной охраны, благоустройства прилегающих территорий [2].
Освещение и электроснабжение на МФЗ должно соответствовать всем критериям безопасности и техническим регламентам. Необходимо, чтобы пешеходные и проезжие части, а также открытые зоны отдыха и весь периметр МФЗ в целом были хорошо освещены в любое время суток и при любых погодных условиях. Обязательное освещение стоянки должно быть расположено таким образом, чтобы свет не попадал в салон автотранспорта. Необходимо, чтобы при устройстве освещения МФЗ не допускалось ослепление проезжающих по основной дороге.
В МФЗ и, желательно, на стоянке для автомобилей у пользователей должен быть доступ к розеткам для подзарядки генераторов, телефонов и прочей техники.
V. Приспособленность к пешеходному движению и маломобильным группам населения. В многофункциональных зонах дорожного сервиса необходимо предусматривать мероприятия по обеспечению доступа для маломобильных групп населения. Движение пешеходов должно быть организовано по кратчайшим путям, с учетом обеспечения беспрепятственного и безопасного движения по ним. В местах пересечения тротуаров или пешеходных дорожек с автомобильными проездами, а также в местах пересечения с дорожками (тротуарами), ведущими к входам в здания и сооружения, следует предусматривать короткие пандусы [3]. Все пересечения и примыкания должны иметь тактильные наземные указатели и цветовое обозначение, пешеходные переходы, располагаемые на разных уровнях с дорогой, должны быть оборудованы пандусом или лифтом.
Пешеходные ограждения предусматриваются с обеих сторон лестниц и пандусов, а также на примыкании тротуара или пешеходной дорожки к проезжей части автомобильной дороги с интенсивным движением транспорта или пешеходов.
Тротуары и пешеходные дорожки, подходы к объектам транспортной инфраструктуры, а также лестницы, пандусы, пешеходные переходы, пешеходные мосты, зоны отдыха и остановочные пункты выполняются с твердым покрытием.
VI. Экономическая эффективность. В процессе проектирования МФЗ основополагающей частью проекта является его экономическая составляющая. Для ее реализации возможно расположение комплексов с максимальным набором услуг через определенное максимально возможное количество километров, а между ними расположение комплексов с минимальным набором услуг.
В заключение отметим, что сформулированные требования составляют основу для разработки оптимального планировочного решения многофункциональных зон дорожного сервиса, отвечающего тенденциям устойчивого развития, современным нормам проектирования, регламентным требованиям, направленным на удовлетворение социальных потребностей населения. Подобный подход позволяет говорить о стремлении улучшить качество транспортных услуг, оказываемых населению, и, как следствие, организации эффективной работы многофункциональных зон дорожного сервиса в долгосрочной перспективе.
Статья поступила 18.02.2016 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Власов Д.Н., Данилина Н.В. Современное состояние и перспективы развития системы перехватывающих парковок в Московской агломерации // Градостроительство. 2014. № 4 (32). C. 36-39.
2. Щербина Е.В., Горбенкова Е.В. Значение социально-демографических факторов для устойчивого развития агрогородков // Научное обозрение. 2013. № 9. С. 128-131.
3. Данилина Н.В. Роль «перехватывающих» стоянок в устойчивом развитии систем городского движения // Научное обозрение. 2015. № 19. C. 362-368.
4. Sherbina E.V., Danilina N.V., Vlasov D.N. City planning issues for sustainable development // International Journal of Applied Engineering Research. 2015. Vol. 10, № 22. P. 43131-43138.
5. Policy on service areas and other roadside facilities on motorways and all-purpose trunk roads in England [Электронный ресурс] // DfT Circular of Department for Transport. London, 2008. URL: https://www.whatdotheyknow.com/request/1679/response/3572/attach/3/DfT%20circ% 200108%20web.pdf (25.01.2016).
6. Регламент размещения многофункциональных зон дорожного сервиса на автомобильных дорогах [Электронный ресурс] // Приказ Государственной компании «Российские автомобильные дороги» № 114 от 23.06.2013 г. URL: http://www.russianhighways.ru (25.01.2016).
7. РП Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 2146-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2011 г. № 1989-р) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/search/base/ (25.01.2016).
8. Matijosius J., Vasiliauskas A.V, Vasiliauskiene V.V., Krasodomskis V. The assessment of importance of the factors that predetermine the quality of a service of transportation by road vehicles // Procedia Engineering. 2016. Vol. 134. P. 422-429.
REFERENCES
1. Vlasov D.N., Danilina N.V. Current state and prospects of intercepting car park system development in the Moscow conurbation. Gradostroitel'stvo [Town planning], 2014, no. 4(32), pp. 36-39. (In Russian)
2. Scherbina E. V., Gorbenkova E. V. Importance of socio-demographic factors in the stable development of agro-towns. Nauchnoe obozrenie [Scientific survey], 2013, no. 9, pp. 128-131. (In Russian)
3. Danilina N.V. Role of "intercepting" parking in the sustainable development of urban traffic systems. Nauchnoe obozrenie [Scientific survey], 2015, no. 19, pp. 362-368. (In Russian)
4. Sherbina E.V., Danilina N.V., Vlasov D.N. City planning issues for sustainable development. International Journal of Applied Engineering Research, 2015, vol. 10, no. 22, pp. 43131-43138.
5. Policy on service areas and other roadside facilities on motorways and all-purpose trunk roads in England. DfT Circular of Department for Transport. London, 2008. Available at: https://www.whatdotheyknow.com/request/1679/response/3572/attach73/DfT%20circ%200108%20 web.pdf (accessed 25.01.2016).
6. Reglament razmeshcheniya mnogofunktsional'nykh zon dorozhnogo servisa na avtomo-bil'nykh dorogakh [Regulations of arrangement of multifunctional zones of road service on automobile motorways]. Prikaz Gosudarstvennoi kompanii "Rossiiskie avtomobil'nye dorogi" no. 114 ot 23.06.2013 g. [order of State company "Russian automobile roads" no. 114 from 23.06.2013]. Available at: http://www.russianhighways.ru (accessed 25.01.2016).
7. RP Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 31 dekabrya 2009 g. no. 2146-r (v redaktsii rasporyazheniya Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 14 noyabrya 2011 g. no. 1989-r) [RRO of the government of Russian Federation from 31 December 2009. № 2146-р (in the edition of order of the Government of Russian Federation from 14 November 2011 no. 1989-р)]. Available at: http://www.consultant.ru/search/base/ (accessed 25.01.2016).
8. Matijosius J., Vasiliauskas A.V, Vasiliauskiene V.V., Krasodomskis V. The assessment of importance of the factors that predetermine the quality of a service of transportation by road vehicles. Procedia Engineering, 2016, vol. 134, pp. 422-429.
Информация об авторах
Данилина Нина Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Проектирование зданий и градостроительство», e-mail: nina_danilina@mail.ru; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, 129337, Россия,
г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26.
Кротова Ирина Эдуардовна, магистр кафедры «Проектирование зданий и градостроительство», e-mail: ireinkrot@gmail.com; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, 129337, Россия, г. Москва, Ярославское шоссе,
д. 26.
Information about the authors
Danilina N.V., candidate of technical sciences, associate professor, Department of Building construction and urban planning, е-mail: nina_danilina@mail.ru; National Research Moscow State University of Civil Engineering, 26, Yaroslavskoye Shosse, Moscow, 129337, Russia.
Krotova I.E., master of Department of Building construction and urban planning, e-mail: ireinkrot@gmail.com; National Research Moscow State University of Civil Engineering, 26, Yaroslavskoye Shosse, Moscow, 129337, Russia.