Научная статья на тему 'Инновационное развитие кафедры в структуре вуза'

Инновационное развитие кафедры в структуре вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КАФЕДРА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / МИССИЯ / ЦЕЛЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна

В статье рассматриваются основные направления инновационного развития кафедры в структуре вуза. На примере кафедры профессионального образования и управления образовательными системами в структуре Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина на основе региональных условий стратегии развития Нижегородской области, стратегии развития вуза определены цели и программа инновационного развития кафедры. Выделены миссия, цель, социально-педагогические механизмы инновационного развития кафедры: представлена совокупность проектов, которые обеспечивают требуемое качество образования, развитие творческих способностей педагога и студентов, интенсифицируют образовательную систему кафедры и вуза в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT DEPARTMENT IN THE STRUCTURE OF HIGHER

This article discusses the main directions of innovative development department in the structure of the university. On the example of the Department of Vocational Education and management of educational systems in the structure of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University based regional development strategy conditions Nizhny Novgorod region, the development strategy of the university, the purposes and program of innovative development department. Highlighted mission, purpose, social and pedagogical mechanisms innovative development department: represented the totality of projects that provide the required quality of education, the development of creative abilities of the teacher and students, the educational system intensifies the department and the university as a whole.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие кафедры в структуре вуза»

УДК 37

С.М. МАРКОВА, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами, НГПУ им.К. Минина, е-mail: [email protected]

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАФЕДРЫ В СТРУКТУРЕ ВУЗА S.M. Markova

INNOVATIVE DEVELOPMENT DEPARTMENT IN THE STRUCTURE OF HIGHER

В статье рассматриваются основные направления инновационного развития кафедры в структуре вуза. На примере кафедры профессионального образования и управления образовательными системами в структуре Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина на основе региональных условий стратегии развития Нижегородской области, стратегии развития вуза определены цели и программа инновационного развития кафедры. Выделены миссия, цель, социально-педагогические механизмы инновационного развития кафедры: представлена совокупность проектов, которые обеспечивают требуемое качество образования, развитие творческих способностей педагога и студентов, интенсифицируют образовательную систему кафедры и вуза в целом. Ключевые слова: инновационное развитие, кафедра, высшее учебное заведение, стратегия развития, миссия, цель, социально-педагогические механизмы.

This article discusses the main directions of innovative development department in the structure of the university. On the example of the Department of Vocational Education and management of educational systems in the structure of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University based regional development strategy conditions Nizhny Novgorod region, the development strategy of the university, the purposes and program of innovative development department. Highlighted mission, purpose, social and pedagogical mechanisms innovative development department: represented the totality of projects that provide the required quality of education, the development of creative abilities of the teacher and students, the educational system intensifies the department and the university as a whole.

Keywords: innovation development, department, college, development strategy, mission, purpose, social and pedagogical mechanisms.

Инновационное профессиональное образование является основой преобразований общества и экономики, способствует достижению всеобщей профессионализации и социализации, удовлетворению потребностей личности в образовательных услугах, обеспечивая инновационное развитие учебного заведения и определяя его развитие в условиях социально-экономического развития общества.

Ориентирование профессионального образования на инновационное развитие, интеграцию и интенсификацию педагогической системы, идеи опережающего образования вызывает необходимость использования прогностического подхода на всех этапах управления образовательным процессом, определяет потребность использования инновационных процессов в системе профессионального образования: развитие научноисследовательской деятельности, проектирование инновационной образовательной среды, разработка и реализация социально-педагогических механизмов инновационного развития образовательных систем.

Модернизация высшего профессионального образования, основными ценностями которой являются эффективность и современное качество, интеграция в европейское

образовательное пространство, ставит приоритетной задачу превращения кафедры в инновационную систему.

Инновационная деятельность кафедры в структуре вуза является ведущей стратегией развития высшего учебного заведения на основе мобильности, гибкости педагогической системы, вариативных сроков обучения, практико-ориентированных программ обучения, интегративного характера образовательных программ.

Инновационными целями и направлениями инновационного развития кафедры выступают: интеграция образования, управление профессиональной и инновационной

деятельностью; формирование компетентностной личности специалиста, которая обладает способностью самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, формирование у студентов ценности профессионализма, воспитание мобильного и конкурентоспособного специалиста, расширение системы основных и дополнительных образовательных услуг, разработка интегративных образовательных программ, использование информационных и проектных технологий, обеспечение интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности.

Концептуальные идеи инновационного развития кафедры (гуманизация, прогностичность, опережающий и результативный характер профессионального образования) определяют перспективу ее развития, обуславливают прогнозирование, моделирование и проектирование инновационных педагогических систем, адаптированных к научно-технической, социально-культурной, социально-экономической, информационной, образовательной среде в региональных условиях. В исследовании выявлены конкретные социально-экономические и территориальные условия Нижегородской области, определившие выбор направлений развития кафедры.

В настоящее время Нижегородская область является важным промышленным центром России, в котором происходят структурные преобразования в индустриальном секторе, обеспечивается увеличение рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.

В настоящее время процесс развития общества приобрел высокую динамику: изменяются социально-экономические отношения, быстрыми темпами развиваются новые технологии во всех сферах производства и человеческой деятельности. Профессиональные требования будут меняться в сторону интеллектуализации труда, что потребует от специалиста будущего примерно одинакового уровня профессиональной подготовки, образованности и общей культуры. В будущем содержании профессий будет изменяться очень быстро: нормы устаревания профессий в индустриально развитых странах составляют примерно восемь лет, а в некоторых отраслях - пять лет, то есть ежегодно обесценивается 20-30% знаний и умений специалиста.

Такой высокий уровень профессиональной мобильности требует совершенно другого подхода к организации процесса обучения: программы должны быть максимально

интегрированы и обеспечивать деятельностную направленность, где формирование и развитие необходимых профессионально важных умений и качеств обучаемого становится основой для организации учебного процесса. Только это может обеспечить подготовку специалиста, способного мобильно адаптироваться к быстрым изменениям развития общества и производства, быстрой смене профессий и сфере деятельности, и, если надо, эффективно осваивать специальности в режиме самообучения.

Социально-экономическое прогнозирование развития рынка труда и рынка образовательных услуг предусматривает решение следующих задач:

- проведение маркетинговых исследований;

- изучение рынка труда и рынка образовательных услуг, проектируемого контингента обучаемых;

- сбор и накопление информации об экономическом состоянии региона;

- сбор и накопление информации о социальной, культурной сфере региона;

- создание системы профессиональной ориентации, профессионального отбора и профессиональной адаптации;

- организация рекламной деятельности.

Исследование состояния экономики региона, рынка труда, рынка профессиональных услуг доказало, что в нынешних условиях введение всеобщего профессионального образования молодежи не просто идея, а жизненная необходимость. Обязательное профессиональное обучение молодежи обеспечит ей не только социальную защищенность от непредсказуемых колебаний рынка труда - гарантированность занятия рабочего места, но и создаст прочную базу для непрерывного повышения профессионального уровня в конкретной области профессиональной деятельности, откроет дополнительные возможности для государства в плане подготовки элиты высококвалифицированных кадров для различных отраслей хозяйственного комплекса.

Известно, что основная цель образования - это развитие универсальной нравственно зрелой личности, общее и профессиональное развитие личности, становление ее профессиональной культуры. Отсюда следует, что вместо вопроса «кого готовят» те или иные типы и виды профессиональных учебных заведений, надо вести речь об уровне общего и профессионального образования, об уровне развития общих и профессиональныхкомпетенции личности.

Приведенные тенденции социально-экономического развития свидетельствуют о необходимости серьезного пересмотра статуса образования, трансформации его строения и содержания. Одним из ведущих направлений вероятных изменений должен стать переход от авторитарно-формализованного профессионального образования к развивающему, непрерывному, обеспечивающему альтернативный выбор вида и уровня образования любым человеком с учетом его желаний и способностей. Это будет означать для индивидуума: большие возможности приспособления к изменению условий труда, повышение мотивации к нему, достижение личных жизненных целей, освоение новых профессий в условиях конкуренции; для экономики в целом: повышение гибкости рынка труда и

конкурентоспособности рабочей силы, внедрение в производство ноу-хау, расширение возможностей международной интеграции систем труда и образования, рост профессионализма кадров и результативности труда.

В результате исследования определяется стратегическая цель, направленная на развитие кафедры профессионального образования и управления образовательными системами НГПУ им. К. Минина, которая представляет собой саморазвивающуюся на основе разработанных образовательных стандартов новую образовательную систему, и повышение ее конкурентоспособности за счет представления кафедры как ключевого элемента инфраструктуры вуза, важный институт социализации и профессионализации будущих специалистов, одновременно реализующая общие закономерности определенного профиля и квалификации. Кафедра является интегративной структурой, ориентированной на предоставление образовательных услуг: среднего профессионального образования,

бакалавриата, магистратуры, а также повышения квалификации, и создает условия для удовлетворения профессионально-образовательных потребностей населения Нижегородской области.

На основе интегративного, личностно-деятельностного, проектного, программноцелевого подходов разработана модель инновационного развития кафедры в структуре вуза, представляющая интегративную целостность взамосвязанных компонентов (миссия, цели, функции, социально-педагогические механизмы, разработка научных основ и программ инновационного развития, результат).

Миссией кафедры является опережающее развитие качества педагогической подготовки специалиста, способного осуществлять проектную, технологическую, профессионально-педагогическую деятельность; подготовку рабочих и специалистов, обеспечивающих социально-экономический рост Нижегородской области и страны.

Цель инновационного развития кафедры - обеспечение качества педагогической подготовки специалиста; развитие научно-исследовательской деятельности, создание электронной образовательной среды, модели управления образовательной программой, обеспечение развития ППС кафедры; разработка учебно-методического, информационнопрограммного обеспечения и других интеллектуальных продуктов, обеспечивающих качество педагогической подготовки специалистов для профессионального образования в соответствии с ФГОС ВПО.

Социально-педагогические механизмы разрабатываются для реализации инновационного развития кафедры и обусловлены совокупностью социальных, управленческих, экономических, педагогических процессов. Реализация социальнопедагогических механизмов обеспечивает получение прогнозно-целевого результата: устойчивого развития кафедры, подготовки конкурентоспособного выпускника, развития инновационного и творческого потенциала ППС.

В социально-педагогических механизмах выделяются: в профессиологической среде -рыночные механизмы и социальные партнерства; в социальной - механизмы социализации и механизм функционирования и развития; в управленческой - механизм обратной связи, трудоустройства и адаптации; в педагогической - механизм самообразования, саморазвития и самоуправления.

Механизм функционирования и развития обеспечивает определение направлений развития, планирование и разработку программ инновационного развития на основе научно -исследовательской и экспериментальной работы; развития механизма мотивации инновационной деятельности, принятия управленческих решений по инновационному развитию (создание электронной образовательной среды, разработка управления образовательной программой и развитие профессорско-преподавательского состава, создание системы мониторинга качества образовательной деятельности) в соответствии со стратегией развития вуза.

Программа инновационного развития кафедры является прогнозно-аналитическим документом, реализующим стратегию вуза. Важнейшим принципом в разработке программ является принцип прогностичности, предусматривающий разработку программ инновационного развития кафедры, на основе которой проектируются различные виды деятельности (образовательная, социальная, инновационная, управленческая).

Был осуществлен выбор направлений инновационного развития в соответствии со стратегией развития вуза, приоритетных направлений развития региона и его образовательного пространства, спросом и предложением на рынке образовательных услуг.

Совокупность проектов инновационного развития кафедры профессионального образования и управления образовательными системами включает проекты «Многоуровневое непрерывное образование “Бакалавриат, магистратура, дополнительное образование”», «Создание электронных образовательных ресурсов», «Интеграция кафедры в образовательное пространство вуза», «Реализация компетентностно-ориентированных образовательных программ», «Проектное обучение», «Обучение через научноисследовательскую деятельность», «Обучение через решение профессиональных задач», «Модульное содержание педагогических дисциплин», «Оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций».

Реализация проектов инновационного развития возможна при включении интегративного механизма усилений научно-исследовательской деятельности педагогов данной и других кафедр и социальных партнеров.

Разработка и реализация содержания проектов инновационного развития кафедры обеспечивает требуемое качество образования и развитие творческих способностей педагога и студентов, интенсифицирует образовательную систему кафедры и вуза в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркова, С.М. Развитие кафедры теории и методики профессионального образования (концепция) / С.М. Маркова. - Н. Новгород: НГПУ, 2012. - 41 с.

2. Основные направления социально-экономического развития Нижегородской области на 2014-2016 гг. / Администрация Нижегородской обл.. - Н. Новгород, 2014. - 297 с.

3. Прохорова, М.П. Инновационная деятельность педагогов профессионального обучения / М.П. Прохорова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2008. - №1. - С. 68-72.

4. Маркова, С.М. Стратегии развития теории педагогического проектирования / С.М. Маркова // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №6. - С.77-82.

©Маркова С.М., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.