ИССЛЕДОВАНИЕ
1
Кравец А.В.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ)
Инновационное развитие и становление предпринимательских кластеров: проблемы и пути их решения
АННОТАЦИЯ:
В статье рассматриваются определяющие факторы становления инновационной национальной экономики России в целом и необходимость развития инновационного предпринимательства как пути решения проблемы инновационного развития страны. Анализируются отдельные факторы внешней и внутренней среды и их влияние на инновационную деятельность бизнеса в России. Особо рассматривается роль государства в формировании инновационной национальной экономики в России. Внедрение современных инновационных научно-технических разработок, кластерная система развития бизнеса будет способствовать преодолению негативных трендов в экономике России и позволит использовать достижения мировой практики экономического развития.
Материал статьи может быть полезен научным работникам, занимающимся проблемами инновационного развития на национальном и региональном уровнях, работникам государственных структур.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экономическая политика, экономическая активность, экономический рост, креативность, инновации, кластеры, технологический уклад, потенциал, региональные рынки, инновационные технологии
JEL: L26, O31, O38, R11
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Кравец А.В. Инновационное развитие и становление предпринимательских кластеров: проблемы и пути их решения // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 22. — С. 3083-3096. — doi: 10.18334/rp.17.22.37026
Кравец Александр Витальевич, кандидат социологических наук, доцент; доцент кафедры региональной экономики и управления, Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ) ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 08.11.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.11.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.22.37026
(с) Кравец А.В. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
3084
Введение
В условиях, которые складываются на национальном и мировом рынках товаров и услуг в настоящее время, одной из основных проблем для России является развитие инновационной экономики, основанной на креативной позиции бизнеса и помощи государства. Повышение экономической роли инноваций и механизмов развития инновационных процессов является одним из ключевых факторов, обусловивших радикальные структурные сдвиги в экономике промышленно развитых стран мира. Проблема эта актуальна, поскольку существует потребность в осуществлении модернизации и научно-технического обновления экономики страны.
На современном этапе, достижение целей роста эффективности экономики России является главной задачей, поставленной Президентом нашей страны. Внеочередными мерами в ее решении является опережающее развитие отечественной фундаментальной и прикладной науки с обязательным внедрением ее достижений и разработок в производство инновационных товаров и услуг [9, с. 209-232].
Данная цель и задачи предусматривают некий интегрированный показатель, опираясь на который возможен анализ и оценка успешности достижения цели формирования модели нового технологического уклада.
Существует пять технологических укладов, которые свойственны определенным историческим эпохам:
— первый технологический уклад (1785-1855 гг.) был сформирован на основе использования энергии воды и основывающихся на этом технологиях, которые применялись в экономике (ключевым фактором были текстильные машины);
— второй технологический уклад (1830-1890 гг.) был сформирован на развитии железных дорог и механизации промышленности (ключевым фактором стал паровой двигатель и станки);
—третий технологический уклад (1880-1940 гг.) был сформирован на развитии электроэнергетики, химической промышленности и машиностроения (ключевым фактором стал электрический двигатель и производство стали);
—четвертый технологический уклад (1930-1990 гг.) - массовое производство. Уклад сформировался на основе производства синтетических материалов получаемых из нефти и газа, компьютерных
3085
технологиях (включая интернет-технологии) (ключевым фактором стал двигатель внутреннего сгорания);
—пятый технологический уклад (1990-2030 гг.)- формируется на основе информационных технологий, развития генетики, биотехнологий, микроэлектроники, появлении новых видов энергии (ключевые факторы: компоненты микроэлектроники).
На современном этапе все развитые в экономическом отношении страны формируют шестой технологический уклад (данный технологический уклад уже начал свое формирование в рамках пятого технологического уклада) и будет основываться на инновациях в области биотехнологии, инноваций в космической отрасли [8, с. 120-125].
Экономический рост, конкурентные позиции страны на глобальном мировом рынке товаров и услуг зависимы как от географического положения и запасов природных ресурсов, так и от таких факторов как интеллектуальный капитал, внедрение в производство инновационных решений и технологий в различных отраслях [4, с. 291-294].
На текущий момент построен ряд прогнозов направления развития мировой экономической системы. Общим для всех из них является то, что в ближайшие 10-15 лет мировая экономика будет расширяться, а характеристики ее будут определяться технологическими сдвигами, основу которых составят инновации. При таком развитии событий научно-исследовательская деятельность все более усложняется и становится еще более многообразной, а инновации появляются в областях, которые напрямую не сопряжены с ней - в корпоративном менеджменте, маркетинге, секторе деловых услуг.
Инновационное развитие как направление движения мировой экономики в предстоящие 10-15 лет будет основываться на конвергенции различных технологий. В ходе этого процесса появятся возможности возникновения большого количества технологических направлений на стыке уже существующих. Наиболее перспективными направлениями являются биотехнологии, нанотехнологии, информационно-коммуникационные технологии.
На глобальном уровне расширение мировой экономики сопровождается ростом количества новых игроков. К таким игрокам можно отнести в том числе такие страны, как Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР. По прогнозам экспертов, к 2050 году они должны войти в число богатейших стран мира.
3086
В целом можно выделить некоторые типичные признаки роста, основанного на внедрении инновационных технологий;
1. разработка и внедрение сложных и динамичных систем связи;
2. расширение доступных факторов производства и повышение производительности труда, а также формирование условий, при которых темпы экономического роста опережают темпы увеличения рабочей силы и населения в целом;
3. модернизация институтов, трансформация финансовой системы;
4. автономия элементов институциональной системы - переход от иерархичной институциональной системы к самоорганизующейся;
5. либерализация регулирования и децентрализация системы управления при повышении автономии институтов.
Особое значение для инновационного развития страны имеют институциональные изменения, выражающиеся в изменениях институциональной структуры как набора взаимосвязанных формальных правил и неформальных ограничений, определяющих систему стимулов для экономических агентов.
В настоящее время обострилась дискуссия в научной среде и на уровне правительственных структур о направленности экономической политики и формировании новой модели экономического роста [5, с. 266-269].
Существует множество взглядов на данную проблему, однако можно выделить два основных;
— основой экономической политики должно быть стимулирование спроса внутри страны;
— основой экономической политики должно быть формирование конкурентоспособной экономики через повышение качества институциональной и внешней открытости.
Выходом из сложившейся ситуации является устранение проблем в увеличение финансирования науки, инновационное развитие системы образования, реализация инновационной политики и необходимость существенных затрат в целом. В условиях нарастающей конкуренции в мировой экономике российские компании в процессе создания и внедрения инновационных продуктов и технологий должны ориентироваться на мировые рынки. Этот фактор должен стать доминирующим в экономическом развитии России [6, с. 268-294].
3087
Наука и результаты научных исследований и разработок являются основой построения современной инновационной экономики со сформированным новым обликом экономических секторов и отраслей [7, с. 23-37].
Необходимо отметить то, что одним из эффективных способов расширения инновационного рынка является социальная и инновационная ориентация, которую используют страны Северной Европы. В данном случае социальная ориентация обеспечивает широкий сбыт на внутреннем рынке, а инновационная ориентация, которая поддерживается внутренними инновациями - на внешнем его сегменте [12, с. 34].
Существуют несколько подходов к построению национальной инновационной системы. Попытки ее построения пока не увенчались большими достижениями. Первоочередной задачей по ее построению является создание механизмов, которые позволят увеличивать абсорбционную способность страны, а по мере приближения к мировым инновационным достижениям данные механизмы необходимо дополнять институтами инновационного развития. Для успешной реализации такой политики со стороны Правительства необходима система индикативных показателей [13, с. 29-47].
Опыт развитых стран показывает то, что на стадии имитации решающую роль играют крупные предприятия и банки, а по мере перехода к инновационному пути развития растет значение мелких и средних фирм, а также финансовых структур.
В связи с этим выявление направлений научного развития и разработки инновационных технологий, которые будут обладать максимальным потенциалом в формировании новой экономики,
«_» «_» «_» и «_» Г -I Д
является главной задачей, стоящей перед нашей страной [10].
Решение проблем обеспечения экономического роста и улучшения качества жизни в стране невозможно решить без осуществления роста инновационной активности бизнеса.
Ключом к инновационному развитию России могут стать как новые инновационные технологии в среднем и крупном бизнесе, так и повышение эффективности частно-государственного партнерства в инновационной сфере и развитии кластеров на территории субъектов Российской Федерации. Для достижения данной цели необходимо скорректировать принципы государственной политики по стимулированию внедрения инновационных технологий, учесть
3088
предложения представителей российского предпринимательства, опыта развитых и новых индустриальных стран. Реализация этих мероприятий существенно активизирует инновационную направленность, окажет помощь в преодолении системных недостатков в экономической системе и специфике региональных рынков в нашей стране, а также в решении конкретных текущих проблем компаний и корпораций, которые выбрали инновационный путь развития.
Современная инновационная деятельность подразумевает учет региональной специфики и вовлечение регионов в процессы формирования механизмов стимулирования инновационной деятельности.
Важное значение в инновационной политике занимают территориальные кластеры как инструменты «сборки» и структуризации «местных» игроков, представляющих различные элементы региональных инновационных систем (бизнес, науку, образование).
Рост конкурентоспособности в рамках кластеров происходит за счет эффективного взаимодействия организаций, связанных географически близким расстоянием, расширения доступа к инновационным технологиям, услугам и кадрам с высоким уровнем квалификации, снижения трансакционных издержек. Создание кластеров выступает эффективным механизмом привлечения иностранных инвестиций и запуска процессов внешнеэкономического взаимодействия [3, с. 55-87].
Включение кластеров, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации в глобальные цепочки создания добавленной стоимости, позволяет существенным образом поднять уровень национальной технологической базы, активизировать экономический рост за счет усиления международной конкурентоспособности фирм, которые входят в состав кластеров.
Одним из главных условий появления эффективных кластеров в России является их государственная поддержка. Главное внимание государства сейчас должно быть направлено на создание инновационной инфраструктуры и формирование соответствующего инвестиционного климата. Бизнес будет представлять вертикально-интегрированные компании, образованные государственными корпорациями в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП).
В Центральном федеральном округе нанотехнологии выступают как основа модернизации производства. Получили свое развитие
3089
высокотехнологичные производства в Белгороде и во Владимире. У Южного федерального округа есть хорошая база по развитию нанотехнологий в направлении наноэлектроники и конструкционных материалов. В настоящее время существуют все условия для создания и успешного развития высокотехнологичного кластера на базе городов Ростова-на-Дону и Таганрога [2, с. 133].
В Уральском федеральном округе существует ряд сложностей в области модернизации экономики, связанных с неполнотой развития кластерных цепочек и проблемами применения технологий двойного назначения.
Приволжский федеральный округ - один из наиболее перспективных округов по формированию кластеров наноиндустрии. На его территории существует конкуренция между научными центрами и высокотехнологичными производствами в Казани, Нижнем Новгороде, Перми и Саратове. На базе этих субъектов ожидается формирование высокотехнологичных кластеров [2, с. 210-212].
В Северо-Западном федеральном округе прогнозный тренд показывает сохранение высокой роли Санкт-Петербурга и создание в 2015-2020 гг. в Ленинградской области сети кластеров по производству композитных наноматериалов, наноэлектроники, нанобиотехнологий и высокочистых веществ [2, с. 120-144].
К 2020 г. может сформироваться высокотехнологичный кластер в Калининграде по направления - атомная энергетика, энергосбережение.
В Дальневосточном федеральном округе также возможно формирование высокотехнологичного кластера к 2020 г. Главным направлением деятельности будет являться биология (нанобиология, медицина, химия, композитные материалы).
К основным проблемам по формированию кластеров можно отнести;
— ограниченное количество инновационных разработок и проектов, которые реализуются в кластере;
— не достигнута критическая величина инновационных проектов, способных перевести территорию на этап кластеризации;
— отсутствуют комплексные программы по кластеризации в регионах;
— слабое использование институциональной поддержки создания и развития кластеров, высокие трансакционные издержки;
3090
— неопределенность целевых рынков и целевых покупателей инновационных товаров и услуг, которые будут производится в кластерах.
Одним из решений проблем по формированию кластеров является создание системы партнерства, создаваемой для коммерциализации инновационных продуктов, которые будут производиться в кластерах.
Заключение
Таким образом, главным вектором структурных преобразований на ближайшую перспективу должно стать проведение политики, которая направленна на рост капитальных вложений в инновационное производство в рамках формирования инновационных кластеров [11, с. 3-23].
Достаточно эффективным механизмом реализации кластерной политики, как показывает мировой опыт, является использование ГЧП, в капитале которого могут участвовать местные власти, коммерческие партнеры и институциональные частные инвесторы. Роль федеральных и региональных властей в этом случае определяется общей, не требующей существенных финансовых вложений поддержкой реализуемых проектов, обеспечением гарантий возврата инвестиций.
К контракту ГЧП прибегают в тех случаях, когда есть возможность передать частному бизнесу по результатам конкурсной процедуры часть рисков (финансирования, проектирования, строительства, эксплуатации или предоставления услуг потребителям). Особенность взаимодействия государства и частного бизнеса состоит в том, что в проектах ГЧП государство может финансировать только те инфраструктурные объекты, которые в соответствии с законодательством не могут принадлежать на праве собственности частному бизнесу или существует равенство в выборе формы собственности для государства и бизнеса. ГЧП предполагает активное подключение к реализации проектов институтов развития, подтягивание частного капитала. Разнообразие форм и инструментов ГЧП на федеральном, региональном и местном уровнях представлено в таблице 1.
3091
Таблица 1
Возможные формы реализации ГЧП на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях
Уровень властных полномочий Модели ГЧП Инструменты ГЧП
Договорная модель Институциональная модель
Федеральный - договор о концессии; - соглашение о разделе продукции; - инвестиционные договоры с фиксированием прав на создаваемые ценности; - арендные договоры с инвестиционными обязательствами; - сервисные контракты; - контракты жизненного цикла. - универсальные банки развития; - отраслевые банки развития; - специализированные фонды и агентства (лизинговые, кредитные, инвестиционные); - государственные и негосударственные инновационные фонды. - инфраструктурные обязательства; - государственные гарантии; - проектное финансирование; - эмиссия корпоративных ценных бумаг; - долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы; - производные инструменты и хеджирование; - экспортно-кредитное финансирование.
Региональный - региональные фонды прямых инвестиций; - фонды социального и регионального развития.
Муниципальный - посевные фонды.
Источник: составлено автором
Источниками финансирования проектов развития кластеров на федеральном уровне потенциально могут быть: Инвестиционный фонд РФ; ВЭБ; ОАО «Российская венчурная компания»; РОСНАНО; Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; ОАО «Особые экономические зоны». Создание части инфраструктуры возможно также за счёт средств федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). При реализации проектов ГЧП на региональном уровне можно добиться получения льгот по налогам на прибыль и имущество, а также субсидирования части процентной ставки по кредиту. Средства регионального бюджета могут также быть привлечены к развитию или строительству социальной и коммунальной инфраструктуры проектов. Большая часть проектов по комплексному развитию регионов реализуется через создаваемые в регионах корпорации, которые формируются на паритетных началах региональной властью и представителями бизнеса.
Существует два наиболее вероятных сценария развития экономики России.
3092
1. Экстенсивный сценарий. В данном случае основу развития составят традиционные отрасли с довольно длительным периодом окупаемости (8-12 лет) и невысокой рентабельностью - разработка и освоение новых месторождений нефти в Арктике, развитие транспортных коридоров с Азией и ряд сырьевых проектов со странами БРИКС.
2. Интенсивный сценарий, по которому приоритет в развитии получат отрасли с инновационным и высокотехнологичным производством, высокой доходностью и коротким сроком окупаемости (3-5 лет), что будет способствовать завершению пятого экономического уклада. К этим отраслям можно отнести производство военной техники, космическую отрасль, авиастроение, телекоммуникации, информационные технологии, микроэлектронику [14, с. 85-94].
Приоритетным является развитие по интенсивному сценарию. Его реализация требует существенной государственной помощи национальному предпринимательству, мобилизации ресурсной базы как единственного эффективного пути развития экономики. Перспективные формы для формирования кластерных образований и виды их государственной поддержки представлены в таблице 2.
Подводя итог сказанному, необходимо отметить следующее.
Для нашей страны не остается другого выбора, кроме реализации инновационной стратегии экономического развития, ориентированной, в том числе, на создание кластеров инновационной направленности. Реализация кластерной политики будет содействовать росту инвестиций путём активизации инновационной деятельности и продвижения в инвестиционную сферу современных высококонкурентных инвестиционных проектов.
Создание кластеров предполагает привлечение в формирующуюся структуру новых компаний (в том числе зарубежных), новых поставщиков, квалифицированной рабочей силы, стимулирование процессов создания новых инновационных предприятий. В реализации кластерной политики важную роль играет формирование совместных федерально-региональных институтов, непосредственно вовлеченных в инновационный процесс.
Для полноценного функционирования предприятий, входящих в кластер, необходима специальная инфраструктура, интегрирующая или соединяющая инновационные потоки с формирующимися инвестиционными ресурсами региона.
3093
Таблица 2
Перспективные формы для формирования кластерных образований и виды их государственной поддержки
Перспективные формы для создания кластеров Действующие формы организации Степень применения механизма ГЧП Виды государственной поддержки
Особая экономическая зона (ОЭЗ) (федеральный и региональный уровни) Федеральные: 4 промышленно-производственные; 4 технико-внедренческие; 14 туристско-рекреационных; 3 портовые. Региональные: ОЭЗ в Ульяновской области, Калужской области, Республике Башкортостан и др. Институциональная форма ГЧП привлечения частных инвесторов для развития бизнеса на определенной территории. налоговые льготы; строительство инфраструктуры ОЭЗ за счет федерального и регионального бюджетов
Индустриальный парк (региональный уровень) Около 150 индустриальных парков (по расчетам Егг^&Уоипд). Специализация: многоотраслевые и отраслевые. Первая группа -государственные парки, из которых около 20% реально работающих, а 80% - выделенные местной властью земли. Вторая группа - парки, созданные на базе крупных промышленных предприятий. Третья группа - частные парки, созданные на новой территории как девелоперские проекты. бюджетные трансферты (субсидии и дотации) на региональном уровне; налоговые льготы
Корпорация развития региона (региональный уровень) ОАО «Корпорация развития Среднего Урала», «Калужской области», «Ульяновской области», «Красноярского края», «Южной Якутии», «Пензенской области», «Самарской области» и др. Применение механизмов концессионных соглашений; финансирование за счет средств Инвестиционного фонда РФ. налоговые льготы; низкая ставка по кредиту
Промышленные парки и технопарки (федеральный и региональный уровни) Финансирование за счет средств институтов развития (ВЭБ, Инвестфонд, РОСНАНО, ОАО «ОЭЗ» и др.). бюджетные трансферты (субсидии и дотации) из бюджета; низкая ставка по кредиту
Источник: Волков В., Малицкая Е. Кластер как инструмент повышения конкурентоспособности и инновационной активности регионов // Самоуправление. -
2016. - № 10. - С. 14.
Накопленный позитивный опыт ряда субъектов РФ может и должен быть использован для решения задач инновационного развития.
3094
Объективно назрела необходимость разработки нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию кластерной политики на территории субъектов РФ. В целях обеспечения эффективной реализации кластерной политики необходимо принятие Концепции государственной поддержки кластерных образований.
ИСТОЧНИКИ:
1. Антюшина Н. Значение опыта североевропейских стран для экономической теории и
политики // Экономика. - 2015. - № 8. - С. 51-59.
2. Азоев Г.Л. Инновационные кластеры наноиндустрии. - М.: БИНОМ, 2012. - 296 с.
3. Гохберг Л.М., Шадрин А.Е. Пилотные инновационные территориальные кластеры в
Российской Федерации: направление реализации программ развития. - М.: ВШЭ, 2015. - 92 с.
4. Карицкая И.М. Профессиональное пространство как система социальных институтов //
Научный альманах. - 2016. - № 1-3. - С. 291-294.
5. Карицкая И.М. Профессиональная сфера как часть социального пространства // Вестник
Университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 12. - С. 266269.
6. МарковЛ.С., Котелкин Д.Д., Петухова М.В. Влияние типологических особенностей и
имитации технологий на интенсивность конкурентной борьбы в кластере // Регион: экономика и социология. - 2016. - № 1. - С. 268-294.
7. Мельников В.В. Неконкурентность поведения как фактор трансакционных издержек //
Terra Economicus. - 2011. - Т. 9. - № 4. - С. 23-37.
8. Мельников В.В. Проблемы инновационной политики в России // Социально-
экономические преобразования в России: Сборник научных трудов. Вып. 6. -Кемерово: Издательство КемГУ, 2012 - С. 120-125.
9. Севастьянова А.Е. Формирование условий для инновационного развития регионов
ресурсного типа // Регион: экономика и социология. - 2016. - № 1. - С. 209-232.
10. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Классика XXI
века, 2005. - 421 с.
11. Широв А., Гусев М. Логика перехода к новой модели экономического роста //
Экономика. - 2015. - № 9. - С. 3-23.
12. Шмаков А.В. Общее макроэкономическое равновесие на легальном и параллельном
рынках труда // Экономическая наука современной России. - 2007. - № 2. - С. 34.
13. Шмаков А.В. Воздействие фактора доверия на процесс принятия экономических
решений // Terra Economicus. - 2014. - Т. 12. - № 3. - С. 29-47.
14. Шмаков А.В., Петров С.П. Определение оптимальной величины штрафов за
нарушение антимонопольного законодательства // Terra Economicus. - 2012. -Т. 10. - № 2. - С. 85-94.
3095
Alexander V. Kravets, Candidate of Science, Sociology, Associate Professor; Associate Professor of the Chair of Regional Economics and Management, Novosibirsk State University of Economics and Management (NSUEM)
Innovative development and the formation of entrepreneurship clusters: problems and solutions
ABSTRACT
The article deals with the main factors of the formation of Russian innovative national economy in general, and the need to develop innovative entrepreneurship as a solution to the problem of innovative development of the country. The individual factors of external and internal environment and their impact on innovative business operations in Russia are analyzed. The author has specifically considered the government's role in forming the national innovative economy in Russia.
The introduction of modern innovative scientific and technical solutions, business cluster development system will help to overcome the negative trends in the Russian economy and allow to use the advances in the practice of economic development. The article material may be useful to scientists dealing with the problems of innovation development on the national and regional levels, employees of state structures. KEYWORDS: economic policy, economic activity, economic growth, creativity, innovation, clusters, technological way, potential, regional markets, innovative technologies