Экономические науки
УДК 658.141
Бабанова Юлия Владимировна Yulia Babanova
Горшенин Владимир Петрович Vladimir Gorshenin
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА И ЕГО КАПИТАЛИЗАЦИЯ
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF BUSINESS AND CAPITALIZATION
Отмечено, что в настоящее время, несмотря на осознанную ценность инновационного развития бизнеса, реальных действий в данном направлении на российских предприятиях не осуществляется. С целью изменения вектора развития российских предприятий предлагается обосновать прямую зависимость между капитализацией бизнеса и ростом его инновационного состояния на основе пространственного подхода к предприятию как системы ментального, когнитивного и ресурсного полей. Для данного исследования наиболее значимым видится рассмотрение реальной капитализации бизнеса, которая характеризуется приращением активов предприятия. При этом каждое поле обладает своими инструментами управления и отражает воздействие на определенную форму активов, среди которых предлагается выделить материальные, нематериальные и неосязаемые. Неосязаемые активы предлагается развивать приоритетно, что подтверждается примерами из реальной деятельности предприятий. Применительно к данному исследованию влияние управления инновационным развитием предприятия будет отражаться на капитализации следующим образом. При изменении ментального поля преобразуются неосязаемые активы: гудвил, бренд, имидж. Наращивание когнитивного поля будет оказывать воздействие на рост нематериальных активов: интеллектуального капитала предприятия, патентов и авторских прав. Ресурсная составляющая также оказывает прямое влияние на рост капитализации через наращивание материальных активов
At the moment, despite the value of innovative business development, the real action in this direction at the Russian enterprises is not carried out. In order to change the direction of Russian enterprises' development it is offered to prove a direct relationship between the capitalization of business and the growth of its innovative development, based on the spatial approach to the enterprise as a system of mental, cognitive and resource fields.
For this study, the most important consideration is seen in real business capitalization, which is characterized by the increment of the company's assets. In this case, each field has its own management tools and reflects the impact on a certain form of assets, among which, it is proposed to allocate tangible, intangible, and from the latter to distinguish — intangible. Intangible assets are encouraged to develop a priority, as evidenced by examples from real activities of enterprises. For purposes of this study the effect of management of innovative enterprise development will be reflected in the capitalization in the following way. If you change the mental field intangible assets: goodwill, brand image are converted. Cognitive capacity of the field will have an impact on the growth of intangible assets: intellectual capital of enterprise, patents and copyrights. Resource component also has a direct impact on the growth of capitalization through the build-up of material assets
Ключевые слова: инновационное состояние Key words: innovative state of enterprise, innova-
предприятия, инновационное развитие, капита- tive development, capitalization of company, mental
лизация предприятия, ментальное поле, когни- field, cognitive field, field of resource тивное поле, ресурсное поле
Современное предприятие функционирует в условиях жесточайшей конкуренции, высокой неопределенности и регулярно возникающих инновационных решений. При этом инновации служат не только основным источником социально-экономического прогресса, но и основой конкурентного преимущества предприятий. Управление процессом инновационного развития предприятия требует оценки уровня его инновационного состояния и выявления влияния данного уровня на капитализацию предприятия.
Инновационное состояние предприятия, согласно интеграционно-векторной концепции, предложенной в диссертаци-
онном исследовании [3], — это характеристика качественного и количественного проявления ментального, когнитивного и ресурсного полей предприятия и их использование на этапах инновационного процесса. В свою очередь, каждое поле предприятия представляет собой совокупность факторов, имеющих общее функциональное назначение и характеризуемых силой проявления и направленностью.
В таблице представлено влияние изменения ментального, когнитивного и ресурсного полей на динамику экономических результатов деятельности предприятия, а именно стоимость его активов.
Соотношение полей предприятия и его активов
Вид поля Инструмент управления Объект управления Вид активов
Ментальное Институциональный менеджмент Корпоративная культура Стиль руководства (лидерство) Система мотивации Система обучения Система целеполагания Система стратегических ориентиров Система коммуникаций Неосязаемые активы: деловая репутация (источник - расчетный показатель, экспертная оценка)
Когнитивное Управление знаниями Система генерации знаний Система формализации знаний Система сохранения знаний Система использования знаний Система диффузии знаний Система контроля знаний Система компетенций Нематериальные активы: патенты, авторские права, ноу-хау (источник - бухгалтерский баланс, экспертная оценка)
Ресурсное Ресурсное управление Финансовые ресурсы Материально-технические ресурсы Технологические ресурсы Информационные ресурсы Человеческие ресурсы Временные ресурсы Материальные активы и человеческие ресурсы (источник - бухгалтерский баланс, экспертная оценка)
Комплексная стоимость активов предприятия отражается в его капитализации. Капитализация является экономическим явлением, которое недостаточно исследовано в отечественной науке, но к которому проявляется высокий интерес на практике.
Существуют различные трактовки капитализации. Например, в исследовании Е.В. Гальцевой [5] представлены три формы проявления капитализации: реальная; маркетинговая, или субъективная; рыночная, или фиктивная.
Реальная капитализация создается в результате реинвестирования части прибыли в собственный капитал, что приводит к росту стоимости предприятия. Данный вид капитализации представляет собой экономически объективное явление. Маркетинговая (субъективная) капитализация достигается за счет инструментов маркетинговой политики, обеспечивающей продвижение бренда предприятия. Рыночная капитализация представляет собой отражение «настроения» рынка через стоимость акций и других ценных бумаг предприятия, которые котируются на рынке.
Для данного исследования наиболее значимым видится рассмотрение реальной капитализации, которая характеризуется приращением активов предприятия.
В настоящее время в экономической литературе наблюдается значительное расхождение в понимании сущности активов. Существующие точки зрения можно разделить на четыре группы.
К первой следует отнести узкое представление активов как имущества предприятия. Вторая группа определений рассматривает активы как часть бухгалтерского баланса. Третья характеризует активы как факторы производства, используемые для получения прибыли. Четвертая группа определений трактует активы как экономический потенциал предприятия, представленный в стоимостной форме, способный приносить ее владельцу экономические выгоды.
Обобщение указанных подходов, а также специфика анализа сущности активов, характерная для данного исследования, могут быть положены в основу рабочего определения. Активы представляют собой экономические блага, принадлежащие предприятию в форме осязаемых и неосязаемых ценностей, имеющие стоимостное выражение, способные приносить экономические и неэкономические выгоды.
Существует множество классификационных признаков, по которым подразделяются активы. Основным признаком с позиций пространственного подхода к предприятию является форма функциони-
рования активов. По этому признаку выделяют следующие виды активов.
Материальные активы — это материально-вещественные элементы, которыми владеет предприятие. Они включают в себя основные средства, доходные финансовые вложения, оборудование, материально-производственные запасы, готовую продукцию и пр.
Следующие два вида — неосязаемые и нематериальные активы, предлагается разграничить, несмотря на то, что большинство экономистов в своих исследованиях их объединяют. Однако существует мнение, что интеллектуальный капитал, а также патенты, товарные знаки и иная закрепленная правом интеллектуальная собственность не совпадают по форме функционирования с имиджем, особенностями корпоративной культуры предприятия, гудвилом и иными активами, которые принадлежат предприятию, могут приносить будущую ценность, но являются не формализованными и часто рассеянными ( принадлежат коллективному сознанию).
В связи с этим, неосязаемые активы — это активы предприятия, которые нельзя увидеть или потрогать. Они включают «гуд-вил» (условную стоимость репутации и деловых связей фирмы) , репутацию, бренд, отношения в коллективе, основанные на взаимно разделяемых нормах и принципах, общие ценности и устоявшиеся модели поведения. Они напрямую не связаны со знаниями и интеллектуальным потенциалом предприятия и формируются в ментальном поле предприятия. Неосязаемые активы близки по содержанию с организационным капиталом предприятия [4].
Нематериальными активами являются фирменные знаки, торговые марки, программное обеспечение, авторские права, лицензии, франшизы, патенты и иные права на обслуживание и эксплуатацию, формулы, рецепты, макеты и другие элементы интеллектуального капитала.
Междун ародные станда рты финансовой отчетности 38 устанавливают, что нематериальный актив представляет собой идентифицируемый неденежный актив
(ресурс, принадлежащий предприятию, от которого ожидается поступление экономических выгод), не имеющий материально-вещественной формы. В данном определении подчеркнуты как внутренние, характерные только для нематериальных активов, свойства, так и общие для любого актива характеристики, такие как возможность получения будущих экономических выгод, доступность для контроля и идентифицируемость.
Данные виды активов, являющиеся составными элементами реальной капитализации, не имеют прямой аналогии с выделяемыми в интеграционно-векторной концепции полями, но взаимосвязь все же присутствует. Так, неосязаемые активы формируются в ментальном поле предприятия, и механизмом к их формированию и развитию является институциональный менеджмент. Нематериальные активы составляют основу когнитивного поля и развиваются с помощью управления знаниями (кпо-^её§е шапа§ешеп1).
Ресурсное поле (кроме материальных активов) включает человеческие, информационные и технологические ресурсы. Причем в настоящее время прослеживается тенденция снижения ценности владения ресурсами и повышения ценности доступа к ним, что также отражается на принятии решений при выборе сценария повышения уровня инновационного развития предприятия. Инструментом управления в данной сфере является широко известная ресурсная теория [6, 11].
В данном случае капитализация представляет собой естественный результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, который ведет к укреплению его финансовой устойчивости, повышению кредитного рейтинга, росту маркетинговой привлекательности и увеличению его рыночной стоимости.
Применительно к данному исследованию влияние управления инновационным развитием предприятия будет отражаться на капитализации следующим образом. При изменении ментального поля преобразуются неосязаемые активы: гудвил, бренд,
имидж [10]. Наращивание когнитивного поля будет оказывать воздействие на рост нематериальных активов: интеллектуального капитала предприятия, патентов и авторских прав. Ресурсная составляющая также оказывает прямое влияние на рост капитализации через наращивание материальных активов.
Для оценки инновационного развития исследован ряд промышленных предприятий Челябинской области различной формы собственности, масштабности и сферы деятельности. Инновационное состояние определено экспертно (экспертами выступили представители Минэкономразвития Челябинской области, руководители предприятий, ученые-экономисты ЮжноУральского государственного университета) по ситуации в целом и разграничено на укрупненные уровни: низкий, уровень ниже среднего, средний, уровень выше среднего, высокий уровень инновационного состояния. Оценка капитализации представлена в качественных параметрах: высокий, средний, низкий уровни, — рассчитанных относительно отрасли функционирования рассматриваемого предприятия. Графическая интерпретация экспертной оценки соотношения уровней инновационного состояния и капитализации предприятия представлена на рис. 1.
Рассмотрим соотношение оценки капитализации предприятия и его уровня инновационного развития на примере филиала ОАО «Лафарж Цемент» («Уралцемент»), г. Коркино.
Компания «Лафарж» — это мировой лидер по производству строительных материалов, занимающий высокие позиции во всех сферах деятельности: цемент, нерудные материалы и бетон. Штат компании насчитывает 68 тыс. сотрудников в 64 странах мира. Компания Лафарж осуществляет свою деятельность в России с 1996 г. Коркинский цементный завод ОАО «Урал-цемент» вошел в состав международной компании 11 ноября 2003 г. В настоящее время по объему производства завод находится в десятке крупнейших цементных заводов России. Филиал ОАО «Лафарж
Цемент» («Уралцемент») — эффективное предприятие с отработанной технологией производства цемента и низкой себестоимостью за счет наличия собственных карьеров.
Капитализация филиала ОАО «Ла-фарж Цемент» («Уралцемент») в 2012 г. являлась средней, согласно ситуации по отрасли в целом. Оценка осуществлялась методом анализа стоимости чистых активов, т.к. акции эмитента не допущены к
обращению на рынке ценных бумаг и иная оценка невозможна.
Оценка уровня инновационного развития (рис. 2) показала, что потенциал предприятия, полностью используемый в направлении цели, составляет 0,63, что соответствует среднему уровню инновационного развития. Но общий потенциал очень высок (0,90 из возможной 1,00), единственное препятствие в том, что он отклоняется от цели на 40 о.
ч
в ^
в №
гс
га &
с [с В
в
с в
№ С В
в в
нС
В
№
С &
высоки и
выше среднего
средни и
ниже среднего
низки и средни и высоки и
Уровень капитализации
Рис. 1. Соотношение капитализации и уровня инновационного развития промышленных предприятий Челябинской области
1,000
0,800
0,600
0,400
0,200
0,000
-0,200
-0,400
-0,600
-0,800
Рис. 2. Итоговая гармоника инновационного состояния филиала ОАО «Лафарж Цемент» («Уралцемент»)
Ретроспективный анализ позволяет проследить взаимосвязи инновационного развития предприятия и его капитализации. Так, в 2003 г., цементный завод в г. Коркино имел низкий уровень инновационного развития. По мнению руководства компании, он составлял 0,23. В 2003 г. завод был приобретен компанией «Лафарж» за сумму в два раза меньшую, чем сегодня оценивается на рынке. Приращение произошло из-за увеличения ментального поля (гудвил «Лафарж»), когнитивного потенциала и, как следствие, первых двух уровней, совершенствования ресурсной составляющей, что связано с инновационным развитием предприятия.
Литература_
1. Бабанова Ю.В., Горшенин В.П. Метод оценки инновационной деятельности организации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. № 22 (281). 2012. С. 42-45.
2. Бабанова Ю.В., Томашева В.В. Управление инвестиционной деятельностью как фактор устойчивого функционирования компании // Научно-практический и теоретический журнал «Финансы и кредит». 2012. № 46 (526). С. 27-32.
3. Бабанова Ю.В. Управление инновационным развитием предприятия на основе интеграционно-векторной концепции: автореф. дис. д-ра экон. наук. Челябинск, 2013. 41 с.
4. Белкин В.Н., Антонова О.А., Горбунов В.Д. Организационный капитал предприятия. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. 164 с.
5. Гальцева Е.В. Капитализация как фактор укрепления финансовой устойчивости предприятий сферы услуг: автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2005.
6. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008.
7. Мильнер Б.З. Управление знаниями. М.: ИНФРА-М, 2005. 720 с.
8. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк навсегда: капитализм в удовольствие: пер. с англ. Кр. Вагнер. Стокгольмская школа экономики. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008.
Таким образом, установлено, что капитализация представляет собой результат финансово-хозяйственной деятельности как сумму капитализации неосязаемых, нематериальных и материальных активов и находится в функциональной зависимости от уровня инновационного развития предприятия. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что механизм управления инновационным развитием является универсальным инструментом, позволяющим локально воздействовать на конкретные показатели деятельности предприятия, а в целом — на уровень его капитализации и конкурентоспособности.
_References
1. Babanov Yu., Gorshenin V.P. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the South Ural State University), 2012, no. 22 (281). P. 42-45.
2. Babanova Yu.V., Tomasheva V.V. Nauch-no-prakticheskiy i teoreticheskiy zhurnal «Finansy i kredit» (Scientific-practical and theoretical magazine «Finance and Credit»), 2012, no. 46 (526). P. 27-32.
3. Babanova Yu. Management of innovative development of an enterprise on the basis of the concept of integration and vector [Upravlenie innovatsionnym razvitiem predpriyatiya na osnove integratsionno-vek-tornoy kontseptsii]: Abstract. dis. dr. econ. sciences. Chelyabinsk, 2013. 41 p.
4. Belkin V.N., Antonova O.A., Gorbunov V.D. Organizatsionny kapital predpriyatiya [Organizational capital of enterprise]. Ekaterinburg: Institute of Economics, Ural Branch of Russian Academy of Sciences, 2011.164 p.
5. Galtseva E.V. Capitalization as a factor of strengthening the financial stability of the service sector [Kapitalizatsiya kak faktor ukrepleniya finansovoy ustoychivosti predpriyatiy sfery uslug]: Abstract. dis. candidate. econ. sciences. Moscow, 2005.
6. Katkalo V.S. Evolyutsiya teorii strategichesk-ogo upravleniya [Evolution of strategic management theory]. Petersburg: Publ «Graduate School of Management»; Izdat. House of St. Petersburg. State. University Press, 2008.
7. Milner B.Z. Upravlenie znaniyami [Knowledge management]. Moscow: INFRA-M, 2005. 720 p.
8. Nordstrom K., Ridderstrale J. Biznes v stile fank navsegda: kapitalizm v udovolstvie [Funky business forever: Capitalism in fun]: Translated from English by Cr. Wagner. Stockholm School of Economics. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2008.
9. Попов Е.В. Институты миниэкономики. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. 638 с.
10. Babanova Yu.V., Zavyalova T.A. Forming the strategic guidelines of the company as competitiveness basis // European Science and Technology: шaterials of the II international research and practice conference, Vol. I, Wiesbaden, May 9th-10th, 2012/ publishing office «Bildungszentrum Rodnik е. V.» с. Wiesbaden, Germany, 2012. Р. 37-42.
11. Grant R.M. The resource-based theory of competitive advantage: implication for strategy formulation. California Management Review, 1991. Р. 34.
Коротко об авторах_
Бабанова Ю.В., д-р экон. наук, профессор кафедры «Международный менеджмент», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия
Научные интересы: инновационное развитие предприятий и экономики в целом, экономическая безопасность, стратегическое управление, коучинг, проектный менеджмент, риск-менеджмент
9. Popov E.V. Instituty mini-ekonomiki [Mini-economy institutions]. Moscow: JSC «Publisher" Economy», 2005. 638 p.
10. Babanova Yu.V., Zavyalova T.A. European Science and Technology (European Science and Technology): materials of the II international research and practice conference, Vol. I, Wiesbaden, May 9th-10th, 2012, publishing office «Bildungszentrum Rodnik e. V. »s. Wiesbaden, Germany, 2012. P. 37-42.
11. Grant R.M. The resource-based theory of competitive advantage: implication for strategy formulation [The resource-based theory of competitive advantage: implication for strategy formulation]. California Management Review, 1991. P. 34.
_Briefly about the authors
U. Babanova, doctor of economic sciences, professor, International Management department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia
Scientific interests: innovative development of enterprises and economy as a whole, economic safety, strategic management, couching, projecting management, risk management
Горшенин В.П., д-р экон. наук, профессор, декан международного факультета, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия [email protected]
Научные интересы: инновационно-технологическое развитие России, стратегическое управление в современном бизнесе, проектный менеджмент
V. Gorshenin, doctor of economic sciences, professor, dean, International Management department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia
Scientific interests: innovative and technological development of Russia, strategic management in modern business, projecting management